Научная статья на тему 'Опережающее образование в процессе саморазвития курсантов в образовательной организации МВД России'

Опережающее образование в процессе саморазвития курсантов в образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / опережающее образование / современные информационные технологии / киберпреступления / cadets / advanced education / modern technologies / cybercrime

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгений Андреевич Щуров

Рассматриваются актуальные проблемы опережающего образования в процессе подготовки курсантов, которое является важнейшей стратегической функцией образовательной организации МВД России; опережающее образование направлено на устойчивое, целенаправленное и регулярное обновление направлений самообразования, профессиональное самосовершенствование, саморазвитие, способствующих противодействию в условиях новых вызовов ‒ киберпреступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгений Андреевич Щуров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced design of the process of self-development of cadets in the educational organization of the ministry of internal affairs of Russia

The article discusses the current problems of advanced education in the process of training cadets, which is the most important strategic function of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, contributing to a sustainable, purposeful and regular search for new areas of self-education, professional self-improvement, self-development, contributing to countering new challenges of cybercrime.

Текст научной работы на тему «Опережающее образование в процессе саморазвития курсантов в образовательной организации МВД России»

Научная статья

УДК 37.013; ББК 74.48 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-221-223

NIION: 2018-0077-4/22-256 MOSURED: 77/27-024-2022-04-455

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Опережающее образование в процессе саморазвития курсантов в образовательной организации МВД России

Евгений Андреевич Щуров

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, e.a.mvd@inbox.ru

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы опережающего образования в процессе подготовки курсантов, которое является важнейшей стратегической функцией образовательной организации МВД России; опережающее образование направлено на устойчивое, целенаправленное и регулярное обновление направлений самообразования, профессиональное самосовершенствование, саморазвитие, способствующих противодействию в условиях новых вызовов - киберпреступлений.

Ключевые слова: курсанты, опережающее образование, современные информационные технологии, киберпре-ступления

Для цитирования: Щуров Е. А. Опережающее образование в процессе саморазвития курсантов в образовательной организации МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 221-223. https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-4-221-223.

Original article

Advanced design of the process of self-development of cadets in the educational organization of the ministry of internal affairs of Russia

Eugene A. Schurov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

e.a.mvd@inbox.ru

Abstract. The article discusses the current problems of advanced education in the process of training cadets, which is the most important strategic function of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, contributing to a sustainable, purposeful and regular search for new areas of self-education, professional self-improvement, self-development, contributing to countering new challenges of cybercrime.

Keywords: cadets, advanced education, modern technologies, cybercrime

For citation: Schurov E. A. Advanced design of the process of self-development of cadets in the educational organization of the ministry of internal affairs of Russia // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(4):221-223. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-221-223.

На современном этапе развития высшей школы закономерно осуществляется переход к опережающему образованию, направленному на потребности будущего специалиста в приобретении знаний, умений и навыков, которые будут востребованы не только в повседневной жизни, но и в будущем. Главная задача выпускника образовательной организации МВД России заключается в том, чтобы работать с информацией, уметь осуществлять ее анализ, синтез и прогнозирование, приобретать опыт, необходимый для оптимального выбора принятия решения с учетом предвидения и видения перспективы развития [1]. Образование опережающего характера должно быть направлено на самообразование, на формирование у курсантов

способностей к активной познавательной деятельности, к саморазвитию.

Опережающее образование ориентирует на проекты, необходимые для субъектов учебно-воспитательного процесса в высшей школе МВД России и предполагает: опережающее развитие личности; ориентацию на социальный заказ; направленность на удовлетворение потребности профессионального образования в высшей школе, учитывающего вызовы времени.

Опережающее образование курсантов является важнейшей стратегической функцией образовательной организации, способствующей устойчивому, целенаправленному и регулярному поиску новых направлений самообразования, профессионального самосовершен-

© Щуров Е. А., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

221

№ 4 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

ствования, способствующих возможности профессионального саморазвития, корректировке результативности своего труда, насыщенности мыслительной деятельности.

Исследования ученых [6; 8 ] доказывают, что достижение «живого знания» стимулирует творческий потенциал курсантов, способствует утверждению индивидуальности личности. При опережающем образовании обучение становится проблемно-смысловым, способствующем пониманию собственной индивидуальной траектории, нацеленной на индивидуальный проект, с одной стороны, а с другой - ориентированный на осуществление коллективного проекта.

Получение образования курсантами в вузе должно основываться на опережении, стимулировании процесса овладения знаниями, обеспечивающих тем самым саморазвитие. При саморазвитии происходит становление совокупности качеств личности: компетенций, способов мыслительной деятельности, самоорганизации.

Опережающее образование основывается на опережающем обучении, при котором организация учебного процесса направлена на самоорганизацию, развитие интеллекта, самостоятельную деятельности, овладение современными информационными технологиями. Опережающее обучение нацелено на глубокое освоение содержания и целостную организацию приобретения знаний, умений и навыков, обеспечивающих зону ближайшего развития и ориентированных на прогнозируемые потребности теории и практики в подготовке сотрудников полиции.

Опережающее обучение в профессиональной подготовке курсантов должно быть направлено на:

- индивидуализацию при освоении теории и практики в условиях коллективного обучения;

- приобретение информационной компетентности, овладение новыми способами приобретения знаний;

- самоорганизацию и формирование навыков самостоятельной деятельности;

- саморазвитие;

- максимальный уровень трудности, способствующей активизации интеллекта;

- интенсификацию, овладение технологией тайм-менеджмента.

Опережающее образование ориентировано на профессиональную деятельность в будущем, направлено на приобретение многоаспектных знаний, креативности, самоорганизации и самообразования, способности принимать ответственные решения в сложных профессиональных ситуациях. Опережающее образование осуществляется не через систему готовых знаний, умений, навыков и средств реализации, а через самообразование, самостоятельную мыслительную деятельность курсантов, саморазвитие [2; 7; 9].

В процессе подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях, ориентированных на опережающее образование, учитывается активное использование информационных технологий, которые в современном мире находят отражение в способах и методах совершения преступлений, совершаемых на основе удаленности, анонимности. Такие киберпреступления осуществляют-

222 РЕйДООО1СДЬ

ся дистанционным способом с использованием сети Интернет. Как свидетельствует статистика (статистический отчет МВД России, подготовленный в середине 2022 г), преимущественное большинство преступлений совершается с использованием информационных технологий. Современное образование должно учитывать потребность в высококвалифицированных специалистах в сфере противодействия киберпреступлениям, представляющих собой противоправные действия в виртуальном пространстве. Виртуальное пространство, как информационное пространство, содержит информацию о предприятиях, лицах, фактах, событиях, а также сведения, хранящиеся в памяти любого реального или виртуального устройства. Киберпреступность представляет собой посягательства против собственности, авторских прав, общественной безопасности.

Ряд авторов [3; 4; 5;] указывают на необходимость подготовки сотрудников полиции, способных эффективно противодействовать IT-преступности. Для эффективного решения указанной проблемы в настоящий момент курсанты изучают дисциплину «Профессиональные информационные системы в деятельности сотрудников полиции», содержание которой включает рассмотрение соответствующих информационных ресурсов, формирует знания в сфере безопасных действий в цифровой среде, умения получать необходимую информацию, обрабатывать ее, владеть приемами программного обеспечения, использовать средства массовых коммуникаций для предупреждения дистанционного мошенничества.

Значимым представляется формирование аналитических навыков, способствующих осмыслению полученной информации. Отмечается негативная динамика преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, невысокие результаты противодействия киберпреступности. Анализ ситуации в борьбе с киберпреступностью свидетельствует, о недостаточной компетентности курсантов, окончивших образовательные организации.

Освоение информационных технологий предполагает совершенствование средств и методов борьбы с ки-берпреступлениями, переработку векторов дисциплины «Профессиональные информационные системы в деятельности сотрудников полиции», рабочих программ, практических занятий, связанных с информационными технологиями и информационной безопасностью. Необходимо овладение терминологией, рассмотрение таких понятий, как «хакер» (сетевые взломщики, создатели компьютерных вирусов), «кракер (взлом прикладного программного обеспечения), «фрикер» (пользователи телефонной сети и мобильных телефонов), «кардер» (нелегальный получатель номеров кредитных карт), «ви-русописатель» (разработчик почтовых вирусов) и т. д. Курсанты должны освоить практико-ориентированные программные продукты, приобрести навыки использования способов противодействия преступности в сфере информационных технологий.

Следовательно, курсанты в процессе подготовки в образовательной организации МВД России должны приобрести компетенции, охватывающие различные

SCIENCES

направления информационных технологий. Это прежде всего: опыт в веб-верстке; знание баз данных SQL; чтение кода, способствующего обнаружению скрытых источников внешнего вторжения; освоить устройства компьютерной техники; приобрести аналитические навыки, способствующие сбору, осмыслению необходимой информации; уметь обнаруживать и оценивать киберу-грозы, выявлять источники их распространения; уметь интенсифицировать процесс работы; знать методы осуществления кибератак, уметь организовать эффективную защиту от внешнего вторжения и т. д.

Опережающее образование, направленное на профессиональное саморазвитие курсантов, требует не только сформированности конкретных профессиональных знаний и умений, но овладение методами и технологиями борьбы с киберпреступностью.

Библиографический список

1. Елагина, В. С. Формирование профессиональных компетенций курсантов в условиях опережающего обучения в военном вузе / В. С. Елагина, В. П. Быков // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3.

2. Иваницкий, А. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра педагог. наук : 13.00.01 / А. Т. Иваницкий. СПб. : Санкт-Петербургский ун-т. МВД России, 2000. 37 с.

3. Идрисов, И. К. Киберпреступность как угроза современному информационному обществу / И. К. Идри-сов, М. А. Вердиев // Право. 2022. Т. 5. № 3.

4. Кислицин, И. А. Проблемы подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел к противодействию киберпреступлениям, возможные пути их решения / И. А. Кислицин, М. В. Батюшкин // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6.

5. Симоненко, А. В. Актуальные вопросы подготовки кадров для противодействия киберпреступности / А. В. Симоненко // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. С. 67-12.

6. Синергетическое моделирование образовательных процессов : монография / В. А. Буланичев, Л. А. Серков. Екатеринбург : ИЭ УрО РАН, 2007. 231 с.

7. Скрипкина, А. В. Факторы профессиональной самореализации личности в условиях мультимедийной образовательной среды высшей школы / А. В. Скрипкина, Н. Р. Туравец, Е. Н. Щеголихин // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 302-305.

8. Слободчикова, Т. А. Особенности педагогической образовательной системы вузов МВД России / Т. А. Сло-

бодчикова // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2018. № 1 (155). С. 238-242.

9. Щуров, Е. А. Использование информационно-образовательных технологий профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе практико-ориентированной подготовки / Е. А. Щуров // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 37-41.

Bibliographic list

1. Elagina, V S. Formation of professional competencies of cadets in the conditions of advanced training in a military university / V S. Elagina, V P. Bykov // Modern problems of science and education. 2021. No. 3.

2. Ivanitsky, A. T. Organizational and pedagogical system of professional development and self-development of cadets (trainees) of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia : abstract. dis. ... doctor of Pedagogical Sciences : 13.00.01 / A. T. Ivanitsky. SPb. : St. Petersburg University. Ministry of Internal Affairs of Russia, 2000. 37 p.

3. Idrisov, I. K. Cybercrime as a threat to modern information society / I. K. Idrisov, M. A. Verdiev // Pravo. 2022. Vol. 5. No. 3.

4. Kislitsin, I. A. Problems of training future employees of internal affairs bodies to counter cybercrime, possible ways to solve them / I. A. Kislitsin, M. V Batyushkin // Modern problems of science and education. 2021. No. 6.

5. Simonenko, A. V Actual issues of personnel training for countering cybercrime / A. V Simonenko // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. РР. 67-12.

6. Synergetic modeling of educational processes : monograph / V A. Bulanichev, L. A. Serkov. Yekaterinburg : IE UrO RAS, 2007. 231 p.

7. Skripkina, A. V Factors of professional self-realization of personality in the conditions of multimedia educational environment of higher school / A. V Skripkina, N. R. Turavets, E. N. Shchegolikhin // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 60-3. РР. 302-305.

8. Slobodchikova, T. A. Features of the pedagogical educational system of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia / T. A. Slobodchikova // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2018. No. 1 (155). РР. 238-242.

9. Shchurov, E. A. The use of information and educational technologies of professional self-development of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of practice-oriented training / E. A. Shchurov // Problems of law enforcement. 2013. No. 2. РР. 37-41.

Дополнительная информация об авторе Е. А. Щуров - доцент кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, доцент.

Additional information about the author E. A. Schurov - associate professor of criminology, candidate of law, associate professor.

Статья поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 25.04.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.