Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное саморазвитие / тайм-менеджмент / технологии / курсанты / professional self-development / time management / technology / cadets

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Федорович Родин, Наталья Романовна Туравец, Евгений Андреевич Щуров

Рассматриваются сущностные характеристики профессионального саморазвития курсантов, дается его определение как сложного, динамичного процесса, направленного на активную включенность в практические виды деятельности посредством проектирования процессов самости; определяются основные направления технологизации процесса профессионального саморазвития на основе диверсификацией образовательных услуг, ориентированных на компетентностную парадигму, предусматривающую реализацию личностного потенциала человека; в рамках технологий профессионального саморазвития рассматриваются методы тайм-менеджмента, способствующие повышать эффективность при оптимальности временных и ресурсных затрат; рассматриваются разработки ТМ-инструмента, предложенные Кови в контексте заявленной проблемы; предлагается эффективный метод управления временем курсантов на основе матрицы Эйзенхауэра, представляющей практический механизм контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимир Федорович Родин, Наталья Романовна Туравец, Евгений Андреевич Щуров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PEDAGOGICAL PROBLEMS OF TIME MANAGEMENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL IN HIGHER SCHOOL

The article considers essential characteristics of professional self-development of students is given its definition as a complex, dynamic process, aimed at active inclusion in the practical activities through the design processes of self; defines the main directions of the technologization of the process of professional self-development based on the diversification of educational services, the competence-oriented paradigm, providing for the realization of personal human potential; within the technology of professional selfdevelopment deals with methods of time management that contribute to efficiency at the optimal time and resource costs; discusses the development of a TM tool proposed by Covey in the context of the stated problem; we propose an efficient time management method of the cadets based on the Eisenhower matrix, which represents a practical mechanism of control over the amount of time spent on specific activities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.013 ББК 74.48

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10338 © В.Ф. Родин, Н.Р. Туравец, Е.А. Щуров, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Владимир Федорович Родин,

профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности,

доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: akademikvrodin@mail.ru;

Наталья Романовна Туравец, профессор кафедры психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор Краснодарский университет МВД России (350005, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128)

E-mail: c80@inbox.ru;

Евгений Андреевич Щуров, доцент кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: e.a.mvd@inbox.ru

Аннотация. Рассматриваются сущностные характеристики профессионального саморазвития курсантов, дается его определение как сложного, динамичного процесса, направленного на активную включенность в практические виды деятельности посредством проектирования процессов самости; определяются основные направления технологизации процесса профессионального саморазвития на основе диверсификацией образовательных услуг, ориентированных на компетентностную парадигму, предусматривающую реализацию личностного потенциала человека; в рамках технологий профессионального саморазвития рассматриваются методы тайм-менеджмента, способствующие повышать эффективность при оптимальности временных и ресурсных затрат; рассматриваются разработки ТМ-инструмента, предложенные Кови в контексте заявленной проблемы; предлагается эффективный метод управления временем курсантов на основе матрицы Эйзенхауэра, представляющей практический механизм контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, тайм-менеджмент, технологии, курсанты.

SOME PEDAGOGICAL PROBLEMS OF TIME MANAGEMENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL IN HIGHER SCHOOL

Vladimir F. Rodin,

Professor of the Department of Legal Psychology, Educational and Scientific Complex of Psychology of Performance,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Natalia R. Turavec, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (350005, Krasnodar, ul. Yaroslavskaya, d. 128);

Eugeniy A. Schurov, Associate Professor of the Department of Criminalistics, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article considers essential characteristics of professional self-development of students is given its definition as a complex, dynamic process, aimed at active inclusion in the practical activities through the design processes of self; defines the main directions of the technologization of the process of professional self-development based on the diversification of educational services, the competence-oriented paradigm, providing for the realization of personal human potential; within the technology of professional self-development deals with methods of time management that contribute to efficiency at the optimal time and resource costs; discusses the development of a TM tool proposed by Covey in the context of the stated problem; we propose an efficient time management method of

the cadets based on the Eisenhower matrix, which represents a practical mechanism of control over the amount of time spent on specific activities.

Keywords: professional self-development, time management, technology, cadets.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Родин В.Ф., Туравец Н.Р., Щуров Е.А. Некоторые педагогические проблемы управления временем в процессе профессионального саморазвития личности в высшей школе. Вестник экономической безопасности. 2020;(5):284-90.

Профессиональному саморазвитию личности в процессе подготовки в образовательной организации МВД России в последние годы уделяется большое внимание: исследуется практическая деятельность курсантов в современных условиях, обосновываются требования к их подготовки с позиции меняющейся социокультурной ситуации, изучаются проблемы когнитивной составляющей профессионального саморазвития, рассматривается роль самообразования и самореализации в процессе подготовки в вузе [2; 6; 12; 22; 15 и др.].

Профессиональное саморазвитие личности всегда было предметом дискуссий, высказывания различных точек зрения. Так, Т.А. Макаренко считает, что это процесс усвоения профессиональных ролей, когнитивных сторон, мотивации, опыта [9]. Под профессиональным саморазвитием, исследователь Р. С. Немов, имеет в виду процесс самосовершенствования на основе развития у человека целого ряда необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности [10]. Профессиональное саморазвитие курсантов в процессе подготовки в вузе понимается как «сложный, динамичный процесс осмысления и выбора приоритетов самореализации, ориентирующих на активную включенность в теоретические и практические виды деятельности посредством проектирования процессов самости (самопознание, самообразование, самосовершенствование, самоанализ, самокоррекция)» [15].

Главенствующее значение имеет освоение технологий профессионального саморазвития в процессе подготовки в вузе. Понятие «технология» (от греч. «techne» - умение, мастерство, искусство; «logos» - учение), трактуется как «наука о мастерстве» [5, с. 537]. Использование технологического подхода в образовании продиктовано тем, что в настоящий момент активно развивается научно-технический прогресс, который вносит свои коррективы в образовательную деятельность. Кроме того,

появилась потребность в технологизации учебно-образовательной практики с гарантией достижения прогнозируемых результатов. Технологизация образовательного процесса предопределила введение новых понятий, таких как «педагогическая технология», «технология обучения» «технология саморазвития» и пр.

Проблемы использования технологий в процессе образовательной деятельности представлены в работах В.П. Беспалько [3], Н.В. Кузьминой [8], Г. К. Селевко [13], в которых авторы подчеркивают эффективность от внедрения технологий в практику на основе использования инновационных средств передачи учебно-познавательной информации в учебный процесс. Анализ работ указанных авторов свидетельствует о том, что использование технологий предполагает системность в формировании большого объема информации, что в значительной степени влияет на уровень саморазвития.

Разработка технологии профессионального саморазвития курсантов выступает обоснованием инноваций при подготовке сотрудников полиции и может стать основой для стратегических решений практико-направленного саморазвития. Значимость использования технологии профессионального саморазвития определяется диверсификацией образовательных услуг, наметившейся сменой целевых установок со знаниевой парадигмы на практико - и лично-ориентированную, способствующую полной реализации личностного потенциала человека.

Понятие «технология» имеет различные трактовки. Это: система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения [4]; «строгое научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующие успех педагогических действий» [16, с. 330].

Осуществленный анализ имеющихся определений понятия «технологии» позволил выделить сущностные признаки профессионального само-

развития: целенаправленность, результативность, экономичность, воспроизводимость, этапность, системность, корректируемость. Вместе с тем, технология профессионального саморазвития должна учитывать:

- необходимость внедрения в образование си-стемно-деятельностного подхода;

- потребность в осуществлении личностно-ориентированной направленности на всех этапах подготовки специалистов;

- потребность замены малоэффективных вербальных способов передачи информации;

- целесообразность реализации цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия преподавателей и курсантов.

Внедрение технологии основано на уточнении целей, задач и содержания вузовского образования, должно соотноситься с соответствующим уровнем компетентности вузовских преподавателей, способных внедрить эти технологии в учебно-образовательный процесс вуза. К сожалению, в педагогике высшей школы нет единой классификации ни традиционных, ни инновационных технологий профессионального саморазвития, что затрудняет их эффективное адресное использование.

Сущностной характеристикой технологии профессионального саморазвития должна стать высокая эффективность при оптимальности временных и ресурсных затрат. В этой связи, особое значение приобретают методы тайм-менеджмента [14; 18]. Традиции использования технологий тайм-менеджмента сложились первоначально в Америке в XVIII веке в экономике, когда политический деятель Б. Франклин провозгласил, что путь к богатству заложен в тезисе «не тратьте впустую ни время, ни деньги, но постарайтесь извлечь выгоду и из того, и из другого» [21]. Прочно закреплено в сознании, что время представляет ценный ресурс, позволяющий добиться высоких целей при грамотной организации своей деятельности [17].

Время, при всей дискуссионности определения данной категории, содержит базовые атрибуты, такие как: порядок против хаоса, длительность, последовательность, повторяемость, частота, связанность с конкретными объектами, явлениями. В контексте разработки технологии, время неотделимо от объекта или явления, каким является феномен

профессионального саморазвития. Следовательно, тайм-менеджмент, как возможность управления временем, связана с самоуправлением (организация себя самого) и свидетельствует о наличии профессиональной компетентности, связанной с умением соотносить, согласовывать свое персональное время со временем других людей, своей работы, организации и т.п. [1, с. 25].

В процессе профессионального саморазвития курсантов, время представляет собой последовательный цикл студенческий жизни, включая длительность, ритм, периоды (сессии, курсы обучения и пр.), которые имеют разное значение и смысл для личности, зависящие от понимания значимости и ценности времени, его глубокого содержания и реализации для себя. Такие параметры времени, как развитие, изменения, последовательность или одновременность, скорость, темп, ритм, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, выражающего, связь времени и пространства («хронотоп» по А.А. Ухтомскому), своевременность, - относятся к процессу профессионального саморазвития. При разработке технологии учитывалась концепция Ухтомского, о единстве пространства и времени, в которых все происходящее образует единую причинно-следственную цепь, и «с точки зрения хронотопа существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события; те зависимости (функции), в которых мы выражаем законы бытия, уже не отвлеченные кривые линии в пространстве, а «мировые линии», которыми связываются давно прошедшие события с событиями данного мгновения, а через них - с событиями исчезающего вдали будущего» [20, с. 267].

Определяя эффективные методы саморазвития нельзя не учитывать типологические особенности личности в разные временные периоды, способность курсанта планировать свое профессиональное будущее и связь с внутренними потенциальными возможностями личности и внешними регуляторами данного процесса. Организация времени в вузе должна быть направлена на проектирование высокого уровня образовательной деятельности, строиться на анализе объективной реальности, учитывать особенности подготовки обучаемых и их потенциальные интеллектуальные возможности, сформированность личностных качеств и т.д. Учет

навыков управления временем обеспечивает перспективное саморазвитие курсантов через раскрытие векторов самоопределения личности, стремление к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации [23].

Значимым для разработки технологии профессионального саморазвития курсантов стал ТМ-инструмент, предложенный Кови [7]. В практике организации времени широкое распространение получил метод органайзера, определяющего план работы, как правило - на неделю. В практике нами был использован авторский вариант органайзера Кови, предполагающий организацию времени, на основе четырех этапов:

а) определение ключевых ролей, которых может быть не более семи, связанных с задачами профессионального саморазвития. Роли могут быть не фиксированным и определяться в зависимости с освоением новых функций руководителя, подчиненного, или освоения новых информационных технологий (источник информации, потребитель и др.);

б) выбора задачи в контексте новой роли с обязательным алгоритмом действий и достижения поставленных целей, которые должны быть до-

стигнуты в течение недели. Краткосрочные цели должны проектировать долгосрочных и при формулировании задач они должны быть важными и не срочными;

в) разработки стратегического и тактического плана на неделю с ориентацией на конкретные дни и периоды времени с соблюдением рекомендаций Кови по использованию ТМ-правил: выбор удобного времени для достижения цели; наличие необходимого резерва времени; чередование активности в соответствии с собственными физическими интеллектуальными и эмоциональными ритмами;

г) умения адаптировать дневной план к стратегии деятельности в течении недели; выбор заранее намеченных на неделю дел должен выстраиваться по значимости приоритетов; по рекомендации Кови можно использовать любые удобные способы определения приоритетов («матрицу Эйзенхауэра», метод ABC и др.); использование цепочки стратегического планирования: «миссия - роли - цели». Интересной является идея Кови о необходимо действовать на основе интуитивного применения принципов ТМ (согласованность, сбалансированность, значимость, временная зависимость и др.).

СРОЧНО НЕ СРОЧНО

О

— * в

< * *

С2

НЕВАЖНО D

Рис. 1. Матрица Эйзенхауэра Вестник экономической безопасности

Эффективным методом управления временем курсантов в процессе профессионального саморазвития является матрица Эйзенхауэра (Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, генерал армии, тридцать четвертый президент Соединенных Штатов), представляющая практический механизм контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности. В основе лежит матрица, ориентирующая на принцип распределения всех дел по четырем категориям, в зависимости от степени их важности и срочности (рис. 1).

В ходе практических занятий имеющих практи-ко-ориентированный характер необходимо чтобы курсанты освоили основные навыки работа с матрицей:

- квадрант «А» (важные и срочные): сюда следует включить дела, которые относятся к приоритетным направлениям освоения технологии саморазвития (образование, здоровье, безопасность). При реализации первого квадрата необходимо задать себе следующие вопросы: невыполнение отдалит достижение целей вашей жизни? Не внимательное отношение к своему здоровью может иметь негативные последствия? Несвоевременное обращение за медицинской помощью может иметь тяжелые последствия? Несвоевременное освоение технологий саморазвития отразится на профессионализме, а в дальнейшем на карьере?

Обращение к планированию первого квадрата способствует достижению главных целей саморазвития (отсутствие спешки, формирование навыков анализа, осмысления, обобщения). Критерием результативности освоения технологии работы с первым квадратом является - обязательность выполнения задачи.

- квадрант «В». Основное внимание должно быть уделено тому, чтобы цели первого квадрата не были перенесены в квадрат В. При возникших форс мажорных обстоятельствах, курсанты должны освоить главное правило: необходимо срочно подключиться к выполнению невыполненных задач;

- квадрант «С»: сюда следует дела не являющиеся приоритетными, но их выполнение в процессе профессионального саморазвития может стать основой активной деятельности. В процессе деятельности курсантов были выработаны методические

рекомендации, направленные на решение задач данного квадрата: быстрое выполнение поставленной задачи способствует интенсификации осуществляемых действий; разделение проблемы на этапы и привлечение соратников будет способствовать решению проблемы;

- квадрант <Л» (неважные и несрочные дела), включает развлечения, уход за внешним видом, восполнение эмоциональных затрат на выполнение задач на саморазвитие (компьютерные игры, развивающие мышление; общение в социальных сетях учат коммуникации; чтение книг; хобби).

Использование матрицы Эйзенхауэра в процессе профессионального саморазвития курсантов потребовало разработки алгоритма действий и подготовки методических рекомендаций по ее использованию:

- разработка и строгое исполнение задач своей деятельности на основе использования ежедневника: по каждой дате недели расчертите четыре поля и подпишите их в соответствии с матрицей;

- в столбик распишите все планируемые на неделю дела: в процессе данной методики формируется навык быстрого распределения всех дел в матрице);

- вписывайте названные в подходящий квадрант матрицы (по степени важности и срочности);

- для возможности варьирования оставьте свободное место в каждом поле для внесения при необходимости новой информации;

- обозначьте маркером выполненные дела (лучше - зеленым) и дела, которые ждут своего исполнения (красным);

- перенесите в следующий квадрат невыполненные дела;

- каждый день подводите итог выполненных

дел.

Особое значение для профессионального саморазвития имеют информационные технологии, технические средства обучения. Определено, что они должны быть: эффективными по результатам и оптимальными по затратам; гарантировать достижение определенного стандарта обучения; быть воспроизводимыми в однотипных образовательных учреждениях; быть управляемыми, предполагающими возможность варьирования средств и методов для достижения результатов» [24, с. 37].

Информационные технологии, направленные на профессиональное саморазвитие курсантов предоставляют возможность:

- эффективно в соответствии с правилами тайм-менеджмента организовать познавательную деятельность курсантов;

- в процессе использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов формировать навыки восприятия мультимедийного контекста на основе овладения новым концептуальным инструментарием;

- определить и реализовать индивидуальную траекторию саморазвития;

- сформировать собственный стиль саморазвития и самореализации;

- интенсифицировать процесс саморазвития на основе использования технологий тайм-менеджмента [11; 19].

Ценность информационных технологий в том, что они позволяют приобрести навыки самообразовательной деятельности, развивать интеллектуальные, креативные способности курсантов, формировать умение поиска и обработки полученной информации.

Важную роль процесса профессионального саморазвития играет активизация курсантов, направленная на:

- стимуляцию приобретения навыков учения, как средства саморазвития;

- достижение навыков освоения активно-преобразовательных видов учебно-профессиональной деятельности;

- достижение психологического комфорта при реализации информационных технологий с использованием приемов интенсификации процесса;

- осмысление форм и методов, направленных на индивидуальный алгоритм саморазвития.

Освоение информационных технологий при значительной экономии времена способствует:

- формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

- организация собственной и коллективной работы;

- приобретение необходимой информации на основе внеаудиторной работы.

Таким образом, процесс профессионального саморазвития курсантов на основе использования

технологий тайм-менеджмента, повышает интерес их к собственной эффективности, позволяющей достичь большей глубины понимания самостроительства и самовоспитания. Вместе с тем, саморазвитие на основе управления временем предъявляет более высокие требования к уровню использования современных достижений науки и техники. Для достижения динамики профессионального саморазвития недостаточно простое освоение технологий саморазвития. Необходимо практически сформировать потребность в постоянном обновлении когнитивной составляющей профессиональной деятельности, освоить определенный стиль мышления, стремление к интеллектуальному развитию, амбициозным планам профессиональной самореализации.

Литература

1. Архангельский Г. А. Тайм-менеджмент. Полный курс: учебное пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, С.В. Бехтерев. М.: Альпина Паблишер, 2012. 311 с.

2. Батыров М.Е., Баяхметов С.У. Модель лич-ностно-профессионального саморазвития курсантов военного вуза // В сборнике: Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России в 2-х ч.: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Под общ. ред. С.А. Куценко; Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. 2014. С. 89-94.

3. Беспалько Е.Н. Слагаемые педагогической технологии / Е.Н. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

4. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.П. Юдин. М.: Наука, 1973. 269 с.

5. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 12. 624 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Железняков А.В. Актуальные проблемы педагогического сопровождения личностно-про-фессионального саморазвития курсантов военного вуза // В сборнике: Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России в 2-х частях: сборник научных статей международной научно-практической

конференции. Под общей редакцией С. А. Куценко; Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. 2014. С. 209-214.

7. Кови С. Первое Прежде Всего / Сивен Кови. М.: Фирма «Колибри», 2003. 284 с.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. СПб., 1993. 54 с.

9. Макаренко А.С. о воспитании: Золотой фонд педагогики / сост. Д.И. Латышина / А.С. Макаренко. М.: Школьная Пресса, 2003. 192 с.

10. Немов Р. С. Сверхнормативная деятельность как выражение активной социальной позиции коллектива и личности // Вопр. психологии. 1995. № 2. С. 94-102.

11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. М., Академия, 2002. 273 с.

12. Рабазанов С.И. Педагогические условия профессионального саморазвития курсантов вуза МВД России // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 3. С. 40-44.

13. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.

14. Скрипкина А.В., Бойко К.Ю. Управление процессом организации учебного времени в процессе обучения студентов в вузе // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2016. № 4 (8). С. 3.

15. Скрипкина А.В., Туравец Н.Р., Щуров Е.А. Профессионально-педагогическая компетентность и саморазвитие преподавателей образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 245-248.

16. Сластенин, В.А. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя / В.А. Сластенин, М.И. Кряхтунов. М., 2000. 154 с.

17. Трейси Б. Тайм-менеджмент. Пер. с англ. С. Кировой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 144 с.

18. Туравец Н.Р., Подпорин И.В. Организация учебного времени в процессе самообразовательной деятельности курсантов в высшей школе // Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: проблемы преемственности и интеграции: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Белгород, 20 июня 2019 года) / отв. ред. Н.Р. Туравец, А.В. Скрипкина, В.В. Кистенев. Белгород: БГИИК, 2019. С. 82-86.

19. Туравец Н.Р., Щеголихин Е.Н. Информационно-образовательные технологии и профессиональная самореализация курсантов в мультимедийной образовательной среде // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 1 (48). С. 37-40.

20. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Письма к Е.И. Бронштейн-Шур // А. Ухтомский. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб.: 1996. Петербург. писатель. С.248-309.

21. Франклин Б. Путь к богатству. Автобиография. М.: Эксмо, 2015 г. 448 с.

22. Щуров Е.А. Факторы профессионального саморазвития личности в процессе вузовского образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С.186-190.

23. Щуров Е.А. Готовность к самообразованию как основа саморазвития личности курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе / Е.А. Щуров // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 3.

24. Щуров Е.А. Использование информационно-образовательных технологий профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России в процессе практико-ориентированной подготовки / Е.А. Щуров // Международный журнал «Проблемы правоохранительной деятельности». 2013. № 2. С. 37-42.

25. Родин В.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / В.Ф. Родин, И.А. Калиничен-ко, А.В. Скрипкина, Е.А. Щуров. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2019. 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.