Научная статья на тему 'Оценка уровня сформированности научно-методической компетентности в процессе повышения квалификации преподавателей высшей школы'

Оценка уровня сформированности научно-методической компетентности в процессе повышения квалификации преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / КРИТЕРИЙ / КОНТРОЛЬ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ASSESSMENT / CRITERION / CONTROL / METHODOLOGICAL COMPETENCE / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешев Ислам Хасанбиевич, Галустов Роберт Амбарцумович

В статье рассматриваются проблемы оценки сформированности научно-методической компетентности преподавателей высшей школы в процессе повышения квалификации; в контексте определения научно-методической компетентности преподавателя, включающей мотивацию и стремление к саморазвитию и самореализации, готовность к самостоятельному поиску решения проблем учебно-воспитательного процесса, четкое видение перспектив достижения своего педагогического мастерства; владение технологиями, максимально адаптируемых к специфике подготовки будущего специалиста и др., предложена система полифункциональной оценки сформированности научно-методической компетентности преподавателей; предполагаются группы контрольных средств, классифицированных на личностные личностно-профессиональные и профессиональные, которые направлены на определение уровня контроля, взаимоконтроля и самоконтроля слушателей системы повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешев Ислам Хасанбиевич, Галустов Роберт Амбарцумович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF LEVEL OF FORMATION OF SCIENTIFIC-METHODICAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF TRAINING OF TEACHERS OF HIGHER SCHOOL

The article deals with the problems of assessing the formation of scientific and methodological competence of teachers of higher education in the process of training; in the context of determining the scientific and methodological competence of the teacher, including motivation and the desire for self-development and self-realization, readiness for independent search for solutions to the problems of the educational process, a clear vision of the prospects of achieving their pedagogical skills; possession of the technologies which are most adapted to specifics of training of the future specialist, etc., the system of a multifunctional assessment of formation of scientific and methodical competence of teachers is offered; groups of the control means classified on personal, personal, professional and professional which are directed on determination of level of control, mutual control and self-control of listeners of system of advanced training are assumed.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня сформированности научно-методической компетентности в процессе повышения квалификации преподавателей высшей школы»

Выводы:

1. Использование видео и фильмов на занятиях по иностранному языку делает их бесценным инструментом в обучении.

2. Визуализация учебного материала с помощью фильмов способствует расширению медицинской лексики и лучшему ее усвоению, так как студенты понимают язык повествования в рамках всего контекста.

3. Ценность использования фильмов заключается не только в поддержке вербальных высказываний с соответствующими изображениями, но и в способности учащихся сохранять направленность внимания на определённом объекте, формировать устойчивую концентрацию сознания в процессе просмотра и прослушивания.

4. Благодаря яркости визуальной информации и ее побуждающему фактору, видео как инструмент помогает преподавателю разработать стратегию обучения, как например: предсказать сюжет, догадаться исходя из контекста, сделать вывод, активизировать фоновые знания.

5. Использование фильмов на занятии может принести много пользы учащимся. Видео и фильмы повышают способность учащихся понимать смысл изучаемого материала, выработать свое собственное отношение к увиденному, иметь возможность слышать речь в формах диалога посредством аутентичного контекста.

Литература:

1. Алейникова М. И. Видеофильм как средство обучения иностранному языку // Перспективы науки и образования. — Воронеж, 2015. — № 6 (18). — с. 87-90.

2. Гатовская Д. А. Видеоурок — новый метод обучения // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — с. 126-127. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7124/ (дата обращения: 10.11.2018).

3. Михалева Л. В. Видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции при обучении иностранному языку/ Л. В. Михалева // Вестник Томского государственного университета. — Томск, Издательство Томского университета, 2004. — № 282. — с. 261-265.

4. Некрасова А.С. Использование художественных фильмов в обучении английскому языку с целью развития социокультурной компетенции // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф., 2017. — № 7 (55). — с. 106-112. URL: https://sibac.info/archive/guman/7(55).pdf (дата обращения: 11.11.2018)

5. Николаева Н. А., Волкова С. А. Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов // Образование и воспитание, 2017. — №1. — с. 69-71. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1887/ (дата обращения: 10.11.2018).

6. Сорокина Н. И. Использование аутентичных фильмов в обучении английскому языку // Аграрное образование и наука, 2016. — № 2. — с. 64.

7. Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа. — М.: Водолей Publishers, 2004. — с. 153

8. Харитонова И. В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — с. 197-198. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/31/ (дата обращения: 10.11.2018).

9. Ismaili M., The Effectiveness of Using Movies in the EFL Classroom / Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 2013 — Vol. 2 No 4 - pp. 121-132.

10. K. Donaghy & D. Xerri (Eds.). The image in English language teaching. — Floriana, Malta: ELT Council, 2017. — pp. 1-11

11. Khan A., Using Films in the ESL Classroom to Improve Communication Skills of Non-Native Learners / ELT Voices. — International Journal for Teachers of English Volume (5), 2015 — Issue (4). — pp. 46-52.

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Мешев Ислам Хасанбиевич

Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир); доктор педагогических наук, профессор Галустов Роберт Амбарцумович

Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир)

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы оценки сформированности научно-методической компетентности преподавателей высшей школы в процессе повышения квалификации; в контексте определения научно-методической компетентности преподавателя, включающей мотивацию и стремление к саморазвитию и самореализации, готовность к самостоятельному поиску решения проблем учебно-воспитательного процесса, четкое видение перспектив достижения своего педагогического мастерства; владение технологиями, максимально адаптируемых к специфике подготовки будущего специалиста и др., предложена система полифункциональной оценки сформированности научно-методической компетентности преподавателей; предполагаются группы контрольных средств, классифицированных на личностные личностно-профессиональные и профессиональные, которые направлены на определение уровня контроля, взаимоконтроля и самоконтроля слушателей системы повышения квалификации.

Ключевые слова: оценка, критерий, контроль, научно-методическая компетентность, система повышения квалификации.

Annotation. The article deals with the problems of assessing the formation of scientific and methodological competence of teachers of higher education in the process of training; in the context of determining the scientific and methodological competence of the teacher, including motivation and the desire for self-development and self-realization, readiness for independent search for solutions to the problems of the educational process, a clear vision of the prospects of achieving their pedagogical skills; possession of the technologies which are most adapted to specifics of training of the future specialist, etc., the system of a multifunctional assessment of formation of scientific and

methodical competence of teachers is offered; groups of the control means classified on personal, personal, professional and professional which are directed on determination of level of control, mutual control and self-control of listeners of system of advanced training are assumed.

Keywords: assessment, criterion, control, methodological competence, training system.

Введение. Повышенные требования к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы определяются спецификой организации научно-методической подготовки в рамках системы повышения квалификации кадров, ориентированных на решение таких задач, как содействие социально-ценному развитию личности, его профессиональной и общекультурной подготовке, повышению педагогического мастерства [1]. Главными требованиями к деятельности преподавателя сегодня в контексте непрерывного образования становятся компетентность и профессионализм, которые являются доминантными в процессе повышения квалификации кадров. Все это указывает на необходимость формирования и совершенствования научно-методической компетентности, разработки механизма контроля и оценивания уровня ее сформированности в современных условиях деятельности высшей школы. Обеспечение высокого качества компетентности преподавателя, как первостепенной задачи модернизации вуза, невозможно без разработки системы контроля его подготовки в процессе повышения квалификации.

Формирование научно-методической компетентности преподавателя непосредственно связано с контролирующими стратегиями в образовании, чтобы в результате повышения квалификации слушатель мог самостоятельно и активно действовать, принимать решения, адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям высшей школы.

Сформированность компетентности и компетенций современного специалиста рассматриваются в работах И.А. Зимней, Э.П. Комаровой, А.В. Хуторского, А.Н. Щукина, в которых авторы компетенции трактуют, как способность, готовность, умение применять знания в практической деятельности, а компетентность - как совокупность приобретенных в процессе обучения или практической деятельности, компетенций. Общетеоретические основы компетентностного подхода, являющиеся базовыми для повышения квалификации преподавателей вузов, разрабатываются В.И. Байденко, А.А. Вербицким, И.А. Зимней, А.В. Хуторским и др., которые указывают на необходимость повышения качества обучения, совершенствования научно-методической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Научно-методический вид деятельности представляет собой многофункциональную открытую педагогическую систему, в которой осуществляется научное осмысление преподавателем своего педагогического мастерства и осознание необходимости восприятия имеющихся педагогических новшеств, значимых в структуре образовательной системы вуза [5]. Исследование научно-методической компетентности сегодня нуждается в адекватном понимании как ее структурных компонентов, которые отражают общее содержание данной компетентности, так и определения критериальных показателей уровня ее сформированности на основе системы оценки и самооценки. Поиск новых форм и методов диагностики научно-методической компетентности преподавателя, потребовали разработки новых способов определения конечных результатов ее сформированности в условиях повышения квалификации.

Критериями достижения научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации стали: возможности для самореализации и саморазвития слушателей; ориентация процесса подготовки слушателей на субъектную активность преподавателей; способность создавать научно-методические проекты с учетом современных требований организации учебного процесса в вузе; обеспечения позитивного межсубъектного взаимодействия в процессе осуществления научно-методической деятельности. В трудах О.В. Галустян [2], Л.Б. Лихачева [3], Е.В. Малыхиной [4], рассматриваются требования к личностным и профессиональным качествам специалиста, особенности его профессиональной подготовки в контексте современным тенденций. Особый акцент связан с анализом критериев оценки уровня компетентности специалиста, их соответствия актуальным потребностям современной высшей школы.

На базе Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал), проведено исследование научно-методических затруднений, которые испытывают преподаватели в процессе осуществления своей педагогической деятельности. В тестировании приняли участие 124 преподавателя образовательных организаций МВД России, проходивших повышение квалификации. При анализе основных видов научно-методической деятельности в вузе использовались такие оценочные средства, как «не затрудняюсь», «затрудняюсь» и «сильно затрудняюсь» (таблица 1).

Анализируя результаты проведенного анкетирования по самооценке использования различных видов научно-методической деятельности, отметим, что основные затруднения возникают в связи с внедрением технологического и рефлексивного компонентов, при осуществлении экспертизы методического обеспечения, при подготовке презентаций и наглядных форм обучения, при внедрении форм самостоятельной работы студентов, направленных на активизацию обучения.

Таблица 1

Анкетирование слушателей системы повышения квалификации по испытываемым трудностям в процессе осуществления научно-методической деятельности

№ Виды и формы научно-методической деятельности не затрудняюсь затрудняюсь сильно затрудняюсь

1 Подготовка, переработка и переосмысление материалов лекций в соответствии с новыми научными данными, проектирование заданий для практических и семинарских работ, разработка лабораторных занятий. 44% 44% 12%

2 Подготовка рабочих программ учебных дисциплин, выполненных на основе требований ФГОС ВО. 13% 55% 32%

3 Разработка учебно-методических комплексов (УМК) по преподаваемой дисциплине. 15% 63% 22%

4 Разработка и написание учебных пособий по преподаваемой дисциплине. 13% 54% 33%

5 Разработка визуальных пособий. 22% 60% 18%

6 Разработка различных форм типовых учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей слушателей. 25% 50% 25%

7 Разработка форм промежуточного контроля с целью педагогической диагностики знаний слушателей по научно-методической компетентности. 33% 55% 12%

8 Рефлексия и самоанализ динамики формирования своей научно-методической компетентности. 33% 43% 24%

9 Анализ качества научно-методической работы других преподавателей. 44% 44% 12%

10 Экспертная деятельность, направленная на определение уровня научно-методического обеспечения учебного процесса в образовательной организации. 25% 63% 12%

11 Подготовка и участие с докладами в научно-методических научно-практических конференциях. 35% 51% 14%

12 Периодичность прохождение повышения квалификации. 50% 25% 25%

13 Подготовка тестовых заданий. 35% 50% 15%

14 Подготовка лекционных презентаций наглядных форм обучения. 68% 15% 17%

15 Внедрение форм самостоятельной работы студентов, направленных на активизацию обучения. 55% 25% 20%

16 Разработка и внедрение инновационных образовательных методов и технологий в учебную деятельность. 45% 45% 10%

Для оценки сформированности научно-методической компетентности преподавателей в процессе повышения квалификации были использованы группы контрольных средств: личностные (развивающие, мотивационные, рефлексивные); личностно-профессиональные (корректировочные, обучающие, оценочно-диагностические, информационные, планирующие); профессиональные (обобщающие, установления обратной связи, прогностические). Группы контрольных средств ориентированы на выявление направленности на: оценку сформированности научно-методической компетентности; определение уровня контроля со стороны преподавателя, взаимоконтроля и самоконтроля слушателей системы повышения квалификации; самостоятельного выбора форм и методов контроля и самоконтроля со стороны слушателей сообразно их профессионального опыта; использования информационных технологий для осуществления контроля уровня сформированности научно-методической компетентности преподавателя высшей школы.

В процессе исследования, нами определены этапы полифункциональной оценки сформированности научно-методической компетентности:

1. На первом этапе слушатель заполняет анкету самооценки своей научно-методической деятельности на основе четких характеристик и оценочных позиций, позволяющих ему определить достоинства и недостатков этой работы.

2. На втором этапе преподаватель заполняет матрицы экспертных оценок по каждому критерию соответствующих направлений деятельности слушателя на основе: самооценки своей научно-методической деятельности слушателя; анализа представленных слушателем материалов, экспертной оценки преподавателя по ряду направлений: а) проведение лекционных и практических занятий; б) научно-методическая

оснащенность учебного процесса; в) участие в методических семинарах и конференциях; г) количество опубликованных материалом по организации и осуществлению учебной деятельности; д) внедрение результатов научно-методической деятельности слушателей. В таблице 2 представлена бальная оценка лекционного занятия слушателя, проводимая в группе в процессе повышения квалификации (занятия проводили все слушатели с последующим заполнением данной матрицы).

Таблица 2

Матрица экспертной оценки научно-методической деятельности слушателя

Анкетные данные (ФИО, опыт работы в вузе, степень, звание, занимаемая должность) Оценка: 3 -высокая; 2 - средняя; 1 - низкая

Критерии оценки В С Н

1) Целеполагание: - 5 баллов

- четкая постановка проблемы +

- осуществление связи основных теоретических положений с практикой, профессиональная направленность в изложении основных материалов занятия +

2) Проектирование: - 3 балла

- структурирование разделов лекции, выделение главных вопросов, аргументированность базовых положений, приведение различных точек зрения по рассматриваемому вопросу +

- степень новизны в изложении материала, привлечение современных источников по рассматриваемому вопросу +

3) Организация занятия: - 7 баллов

- организация и проведение дискуссию, «мозговой штурм» по поиску решения проблемы; +

- систематизация и анализ результатов дискуссии с выводами по каждому вопросу; +

- интенсификации и насыщение учебного времени интерактивными формами взаимодействия со слушателями; +

4) Наличие авторского стиль проведения занятия: - 2 балла

- активный, - актуальный + +

5) Использование технических средств в процессе лекции: - 3 балла

- использование медиасредств обучения; - яркие, обоснованные презентации + +

6) Коммуникативность: - 7 баллов

- взаимодействие с группой +

- диалогичность +

- контактность, заинтересованность +

7) Подведение итогов: - 7 баллов

- обоснованное, - убедительное, - квалифицированное + + +

Показатели сформированности: от 18 до 21 - высокий уровень; от 10 до 18 - средний уровень; ниже 10 - низкий уровень.

3. На третьем этапе оформление портфолио, систематизация и анализ представленных материалов, свидетельствующих о сформированности научно-методической компетентности.

Использование полифункциональной оценки научно-методической компетентности, позволяет проектировать динамику и качество осуществляемой работы с последующей коррекцией достижения научно-методической компетентности.

Выводы. Таким образом, научно-методическая компетентность преподавателя образовательной организации представляет собой интеграцию преподавательской и научно-исследовательской деятельности, основанную на гармоничном соотношении теории и практики, знания и опыта. Компетентность преподавателя определяется качество работы на основе его умения осваивать современные дидактические технологии и соединять их с авторскими методиками. Формирование научно-методической компетентности преподавателя в системе повышения квалификации, связанное с его мотивацией и стремлением к саморазвитию и самореализации, готовностью к самостоятельному решению проблем учебно-воспитательного процесса, владением универсальными знаниями и др. Следовательно, научно-методическая компетентность, как базовая качественная характеристика преподавателя образовательной организации, включает: четкое видение своего профессионального саморазвития; стремление к педагогическому мастерству; способность мотивировать курсантов к эффективной деятельности; владение технологиями обучения воспитания, максимально адаптируемых к своему опыту и специфике подготовки будущего специалиста; обеспечение обратной связи в саморазвитии через различные виды контроля и самоконтроля.

Система полифункциональной оценки сформированности научно-методической компетентности преподавателей в процессе повышения квалификации предполагает поэтапную реализацию и соотношение различных видов и методов контроля. Эффективными представляются: внешний контроль со стороны преподавателей системы повышения квалификации, взаимообучающий контроль, когда слушатели различных образовательных организаций обмениваются наработанным опытом, и, безусловно -самоконтроль, свидетельствующий об уровне профессионализма и компетентности. Внешний контроль представляет собой скрытое наблюдение и фиксацию его результатов преподавателем системы повышения квалификации с целью разработки индивидуальной образовательной траектории слушателей, включающий

подбор персональных заданий с учетом индивидуальных особенностей и имеющего профессионально-педагогического опыта. Взаимоконтроль системы «слушатель-слушатель» в процессе повышения квалификации, ориентирован на развитие самостоятельности, креативности и рефлексивной компетенции. Значимым для формирования научно-методической компетентности является самоконтроль, который является эффективной формой процесса самопроверки своей научно-методической компетентности, способствующей внесению корректив в свою деятельность. Литература:

1. Галустов Р.А. Образование как фактор социально-экономического развития общества / Р.А. Галустов // Технолого-экономическое образование. - 2014. - №1. - С. 56-65.

2. Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: автореф. дисс. доктора пед.наук - Воронеж, 2016. - 48 с.

3. Лихачев Л.Б. Анализ критериев и показателей оценки влияющие на компетентность профессорско-преподавательского состава / Л.Б. Лихачев, А.В. Короткова // Экономика, Инновации, Управление качеством.

- 2015. - №1 (10). - С. 193-194.

4. Малыхина Е.В. Система оценки профессиональной компетентности специалистов социозащитных учреждений: критерии и уровни сформированности / Е.В. Малыхина // Вестник ТОГИРРО. - 2015. - № 1 (31).

- С. 318-320.

5. Скрипкина А.В., Туравец Н.Р., Щуров Е.А. Профессионально-педагогическая компетентность и саморазвитие преподавателей образовательных организаций МВД России / А.В. Скрипкина, Н.Р. Туравец, Е.А. Щуров // Вестник экономической безопасности. - 2017. - №4. - с. 245-248.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Минигалеева Альбина Зуфаровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТРАДИЦИОННОЕ ВИДЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В статье проведен анализ представлений о здоровом образе жизни человека в рамках религиозного и научного знания. Рассмотрены особенности видения здоровья и здорового образа жизни в рамках ряда гуманитарных наук, в соответствии с предметом их изучения. Актуализирована необходимость интеграции данных наработок и проведения дополнительных педагогических исследований по данному вопросу.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, понятие, конфессии, гуманитарные науки.

Annotation. In article the analysis of ideas of a healthy lifestyle of the person within religious and scientific knowledge is carried out. Features of vision of health and a healthy lifestyle within a number of the humanities, according to a subject of their studying are considered. Need of data integration of practices and carrying out additional pedagogical researches on the matter is updated.

Keywords: healthy lifestyle, concept, faiths, humanities.

Введение. Одной из важнейших задач современной педагогики является развитие целостной и устойчивой готовности человека к здоровому образу жизни, поскольку в настоящее время возникло множество новых факторов техногенных, экологических, информационных и др., актуализирующих вопросы поддержки здоровья. Предварительный анализ данной проблемы показал не только заинтересованность научного сообщества в ее дальнейшем решении, но и значительный багаж уже имеющихся исследований в данной области, являющихся в определенном смысле фундаментом дальнейших наработок. Вообще, представления о здоровом образе жизни существуют тысячи лет и едва ли не являются ровесниками мыслительной деятельности человека. Фундаментальные представления о здоровом образе жизни создаются религиозными доктринами [1]. Ценности здоровья и здорового образа жизни присущи любой конфессии, представляющей собой совокупность ценностных ориентиров и поведенческих принципов. Отказ от чревоугодия и регулярные посты, борьба с пороками и забота о психическом здоровье являются важными аспектами каждого религиозного течения. Чертами многих мировых религий являются понятия единства социального и природного порядков как полноты бытия, взаимозависимость человека и космоса, единство духовного и физического предопределяющие сдержанность и благопристойность в поведении человека. Наиболее ярким примером воплощения идеи здорового образа в религии можно считать йогу, представляющую собой направление индуизма и буддизма, нацеленное на управление и контроль различных функций и процессов организма.

Изложение основного материала статьи. В науке проблематика образа жизни актуализировалась в СССР и странах Восточной Европы в 1970 - 1980-е годы. Исследованием данной проблемы занималось значительное количество ученых, изучивших понятие, содержание, структуру, особенности, пути становления и коррекции образа жизни человека. К наиболее известным авторам по данной проблеме можно отнести И.В. Бестужева-Ладу, Е.Г.Вершинина, А.А.Возьмителя, С.С.Гальцева, И.В.Завьялова, Л.В.Князеву, Л.И.Михайлову, В.А.Морозова, А.В.Пилюшенко, И.В.Романову, Ю.В.Смирнову, В.М.Сорокину, И.Б.Страхову, Ж.Т. Тощенко, Д.В.Цибикова и др., изучавших здоровый образ жизни в рамках социологии управления, социальной философии, социальной психологии, социальных структур, библиотековедения, общей и других отраслей педагогики.

В тоже время междисциплинарный характер проблемы здорового образа жизни человека требует сегодня ее комплексного и всестороннего изучения и обобщения результатов научных поисков, осуществленных в различных отраслях гуманитарного знания. Такая работа предполагает, прежде всего, выявление, систематизацию и сравнительный анализ ключевых понятий в изучаемой сфере, которыми в нашем случае являются термины «жизнь», «образ», «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.