устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма». -М.: МЦНМО, 2009. - 512 с. т 12.
5. Наумова Т.В. Концепция глобальных проблем в философии И.Т. Фролова // Уральский государственный университет им. А.М. Горького №7(101) / июль 2009. - С. 81-87.
6. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № 487 от 14.11.2017 «Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации».
7. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, - 560 с. С. 92-93.
Педагогика
УДК 378.2
соискатель Бойко Кристина Юрьевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород)
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические технологии тайм-менеджмента, которые имеют профессиональную направленность и способствую эффективной организации самообразовательной деятельности бакалавров вузов культуры и искусств: ситуационный анализ (по Л. Зайверту), позволяющий в рамках ролевого тайм-менеджмента и списка контрольных вопросов сформулировать целеполагание, планирование и результат самообразовательной деятельности; матрица Эйзенхауэра, в рамках которой бакалавры имеют возможность систематизировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные дела по четырем основным категории.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, технологии, тайм-менеджмент, бакалавры.
Annotation. In article the pedagogical technologies of time-management promoting the effective organization of self-educational activity of bachelors of higher education institutions of culture and arts which have professional focus are considered: the situation analysis (according to L. Zayvert) allowing to formulate goal-setting, planning and result of the self-educational activity within role time-management and the list of control questions; a matrix of Eisenhower within which bachelors have an opportunity to systematize short-term, medium-term and long-term affairs on four basic of category.
Keywords: self-educational activity, technologies, time-management, bachelors.
Введение. Серьезной проблемой современного этапа подготовки бакалавров в вузах культуры и искусств является отсутствие у них готовности к самостоятельному добыванию знаний, организации своей самостоятельной работы, которая является важнейшей составной частью будущей жизнедеятельности. Большой интерес в данном направлении представляет современная технология организации времени - тайм-менеджмент (time management), который предполагает не только планирование, но систему управления самоорганизацией (самоменеджмент). Педагогически конструируя процесс использования учебного времени в становлении профессиональной готовности бакалавров, мы исходим из такого структурирования времени бакалавров, при котором его заполненность познанием, самообразовательной деятельностью должна соответствовать, прежде всего, самой природе индивидуальных особенностей бакалавров и внутренними тенденциям становления их личности в период подготовки в вузе. Целесообразное становление личности бакалавров достигается при этом в содержательно-информационном плане, такой логикой освоения самостоятельной деятельностью, когда интегративные, ориентированные на личность студента технологии самообразовательной деятельности предшествуют нормативным курсам типового учебного плана.
В связи с этим возрастает необходимость изменения объема информации, значительной и постоянной интенсификации системы подготовки будущих специалистов в условиях современных образовательных учреждений. Дефицит времени, создавая постоянную напряженность, вступает в противоречие с эмоциональным переживанием будущего специалиста, так как постоянно возрастает поток информации, вводятся новые коммуникативные технологии. В процессе подготовки в вузе студенты, бакалавры, магистры ежедневно осознает значимость времени и от того они организовывают свое учебное и свободное время, зависит его успешность, как в обучении, так и в жизни [3]. Интенсификации процесса подготовки бакалавров вузов культуры и искусств, умение эффективно использовать свое время - это интеллектуальный источник развития способностей, творческих возможностей, саморазвития и самореализации, что, безусловно, требует определенных усилий, а главное - трансформации сущностных характеристик, поиска новых форм брендинг-технологий позиционирования личностных качеств специалистов [2]. Необходимо в процессе подготовки в вузе сформировать ценностные временные ориентации, овладеть приоритетными приемами и методами целесообразного использования времени в своей профессиональной деятельности, то есть современными педагогическими технологиями тайм-менеджмента. Тайм-менеджмент, как технологии организации времени, как повышение эффективности деятельности представлен в работах Г.А. Архангельского, А. Горбачева, Н. В. Моргуновой, Р. В. Моргуновой, Л.В. Чебуниной и др. Использование технологий организации времени в педагогической практике рассматривается в работах Н.Ф. Масловой, H.A. Борисовой, Л.К. Проскуряковой, О.Г. Селивоненко и др. Авторы подчеркивают зависимость индивидуального развития способностей обучаемых от системности, последовательности и поступательности в организации процесса обучения. В работах А.Д. Жарковой, Т.Н. Суминовой, М.П. Переверзева, В.Е. Триодина, Г.Л. Тульчинского, Л.В. Чебуниной и др. тайм-менеджмент представлен как теоретическая категория и управленческая практика, ориентированная на рациональное использование времени в контексте арт-менеджмента при подготовке кадров отрасли культуры и искусств.
Изложение основного материала статьи. Оценка образования как способа потребления знаний в XXI веке была признана не соответствующей вызовам времени, ориентированного на усиливающуюся интеллектуализацию общества и необходимость постоянного самосовершенствования, что предопределяет перенос акцентов с обучения на развитие, на формирование профессиональных установок. Значимая роль в данном процессе принадлежит самообразованию.
Результат обучения в современном вузе ориентирован на личностный и профессиональный рост бакалавров через развитие их самостоятельности. Здесь важна способность человека, готовить собственную жизнедеятельность к практико-ориентированной трансформации, использовать современные технологии, что является основой самообразования личности, ее поступательного саморазвития. В этом процессе большую роль играют педагогические технологии позволяющие накапливать новые знания в различных направлениях, среди которых особое значение имеют технологии тайм-менеджмента, применение которых в процессе обучения позволяет решать дидактические задачи. Тайм-менеджмент, как системное управление личной деятельностью, включает стратегии повышения эффективности использования учебного и личностного времени: он помогает бакалавру определить, что является для него главным, а что - второстепенным. Педагогические технологии тайм-менеджмента способствуют контролю собственного времени личностью, при этом контроль осуществляется самим бакалавром, что не требует жесткого контроля со стороны. В художественно-творческой жизни бакалавров вузов культуры и искусств, есть такие дела, которые нуждаются в ежедневных занятиях (занятия по самосовершенствованию в исполнительском мастерстве, дирижерском искусстве, занятиях в хореографическом классе и др.), требующие четкой организации, контроля, планирования. Невыполнение поставленной цели приводит к техническим «провалам», утрате преемственности, а нехватка времени приводит к негативному результату.
Педагогическая технология тайм-менеджмента основана на главном условии эффективности действий, который сформулировал итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето (1897 г.) - «минимизация усилий и максимизацию результата». В своей работе «Принцип 20/80: секреты достижения больших результатов при затрате меньших усилий» Парето вывел закон: 80 % работы выполняется за 20 % рабочего времени. Следовательно, эффективная, осознанная работа ведет к достижению запланированных результатов [1, с. 314].
Для выстраивания временной стратегии самообразовательной деятельности на основе педагогических технологий тайм-менеджмента эффективным стал метод ролевого ситуационного анализа Л. Зайверта, являющийся одним из этапов целеполагания. Суть заключается в необходимости выявить и описать актуальную, существующую на момент постановки целей ситуацию, требующую активизации самообразовательной деятельности. Сформулированные целевые установки определяют пути к достижению цели на основе уже имеющихся ресурсов, и «белых пятен», которые необходимо рассмотреть и, по возможности, перевести в разряд решенных вопросов. При этом ресурсы в ситуационном анализе понимаются как продуктивные средства, способствующие достижению поставленных целей. Для реализации данного метода были сформулированы 18 вопросов (авторская модификация в соответствии с задачами исследования) о временных затратах на самообразовательную деятельность бакалавров (таблица 1). Вопросы сформулированы таким образом, чтобы у них была возможность осмыслить значимость самообразования в собственном саморазвитии и самосовершенствовании.
Таблица 1
Использование метода ролевого ситуационного анализа Л. Зайверта в процессе самообразовательной деятельности бакалавров вузов культуры и искусств
№ Вопрос Да/нет
1 Знаю ли я перспективу своего самообразования? нет
2 Знаю ли я ожидания ко мне со стороны моих преподавателей? да
3 Согласуются ли мои личные цели с целями обучения в вузе? да
4 Хорошо ли я знаю рутинные дела и умею ли я их планировать? нет
5 Всегда ли (в любой момент работы) я знаю, какие именно трудовые задачи мне необходимо решать? нет
6 Есть ли у меня обычно четкое представление о важности и срочности решаемых мною задач? Насколько эффективно я умею расставлять приоритеты в этих задачах? нет
7 Успеваю ли я? Своевременно ли я выполняю заданное? Нет ли у меня привычки, затягивать решение вопроса? нет
8 Часто ли я подвергаюсь давлению и критике со стороны преподавателя? нет
9 Приступаю ли я к выполнению своих задач самостоятельно, по собственной инициативе или нуждаюсь в напоминаниях? нет
10 Довожу ли я обычно свою работу до совершенства? нет
11 Часто ли я нуждаюсь в советах и помощи? да
12 Часто ли обращаются за советами и помощью ко мне сокурсники? нет
13 Общаюсь ли я с преподавателями по вопросам самосовершенствования? да
14 Приносит ли реальную пользу самообразования? да
15 Могу ли я рассчитывать на профессиональные перспективы при экономии времени? да
16 Велико ли значение самообразования в профессиональной деятельности? да
17 Способствует ли экономия времени моим профессиональным перспективам? да
18 Есть ли преимущества при использовании технологий тайм-менеджмента при подготовке в вузе. да
На основании проведенного опроса определено, что для эффективного использования педагогических технологий тайм-менеджмента самообразовательной деятельности бакалавров, необходимо четкое определение этапов данного процесса. Так, значимо: а) определение конечной цели самообразования, ее реалистичность (участие в конкурсе, деятельности в целом); б) определение алгоритма конкретных действий для достижения цели и путей относительно их реализации; в) детальный анализ времени, затраченного на той или иной вид деятельности; г) определение распорядка своего учебного времени и отслеживание расходов времени на самообразовательную деятельность; д) хронометраж каждого вида деятельности (подготовка к
семинарским занятиям, работа с источниками, занятия в индивидуальном классе, подготовка к конкурсу, академическому концерту и т.д.), что способствует выявлению нерационального использования времени; е) составление списка дел на «срочные и важные, важные и несрочные, срочные и неважные, несрочные и неважные («матрица Эйзенхауэра»); ж) ведение дневника (планирование на день, неделю, месяц, семестр, год, что дисциплинирует и помогает четко видеть перспективу и сроки достижения результата; з) планирование своего досуга, развлечений, хобби и пр.; з) планирование работы по специальности, в качестве волонтера, в культурно-досуговой сфере и др.
Особое внимание при использовании технологий тайм-менеджмента в самообразовательной деятельности было уделено анализу классификации значимости дел: необходимо научиться отличать важные дела от второстепенных, ибо «все может быть усовершенствовано», отталкиваясь от того, что резервы эффективности и развития ничем не ограничены» [4, с. 16]. В этом контексте эффективной представляется матрица Эйзенхауэра. Автор предложил систематизировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные дела на 4 категории - так называемая «матрица Эйзенхауэра», включив в нее четыре квадрата: первый -важные и безотлагательные дела; второй - важные, но не очень срочные дела; третий - не важные, но срочные дела; четвертый - не важные и не срочные дела. Бакалавром было предложено проанализировать все задачи на день и распределить их по вышеуказанным четырем квадратам. Так, например, в первый квадрат бакалавры первого курса включили срочные и важные дела, требующие активной самообразовательной деятельности (написание рефератов, подготовка к предстоящим семинарским занятиям, сдачу отработок, подготовку к индивидуальным занятиям и пр.). Ряд бакалавров сюда включили вопросы, связанные с посещением секций, звонки родителям, посещение врача, то есть дела, которые могут привести к неприятным последствиям и требуют немедленного их выполнения. Второй квадрат - несрочные, но важные дела, приносящие в перспективе ощутимый результат и успех (подготовка к предстоящим экзаменам, изучение необходимой музыкальной литературы, дополнительная подработка и пр.) Бакалавры относят суда дела, с которыми связана большая часть учебного времени и затраты на самообразовательную деятельность. Третий квадрат (срочные неважные дела) включает дела, которые затратные и по времени и по затратам сил, но не приносящие ощутимого результата (телефонные звонки приятелям, праздничные события личной жизни и пр.). Четвертый квадрат (несрочные и неважные дела), дела, входящие в данный квадрат, как правило, отвлекает от основной работы и тормозит достижение поставленных целей (бесцельное сидение в социальных сетях, просмотр мало содержательных телепрограмм и пр.). Такое времяпровождение необходимо для отдыха, но хорошо, если оно запланировано и насыщено «полезными» делами.
На основе использования педагогических технологий тайм-менеджмента учитывались показатели темпоральной эффективности самообразовательной деятельности. Сюда были отнесены: продуктивное использование личностных ресурсов развития, выработка оптимальной стратегии познавательной деятельности, широта кругозора, глубина и действенность знаний, способность к их применению и переносу, устойчивые познавательные интересы, умение работать с различными источниками информации, владение приемами продуктивного усвоения и запоминания материала, саморуководство и реализация, творческое самовыражение, стремление к самосовершенствованию.
Достижение необходимого уровня владения технологиями самообразовательной деятельности возможно на основе планирования, являющегося важнейших элементов управления временем. Планирование самообразовательной деятельности - первое направление - включает две важнейшие процедуры: подготовку списка необходимых дел и определение первоочередных направлений работы. Второе направление -продуктивная работа с информацией: максимальное владение необходимым материалом экономит время, позволяет выявить позитивные и негативные факторы в имеющихся пробелах, определяет пути решения проблемы. Третье направление - готовность заниматься рутинной работой, ибо откладывание решения проблемы увеличивает затраты времени на их исполнение. Четвертое направление - оптимизация общения с окружающими, умения ограничиваться себя в неконструктивном общении. Пятое направление - умения чередовать работу и эффективный отдых, способствующий восстановлению сил. Необходимо учитывать суточные биоритмы, присущие каждому человеку: спады и подъемы энергии, периоды умственной активности и т.п. Бакалавры творческих специальностей в своей самообразовательной деятельности пользуются эмоциональными подъемами активности, добиваясь за более короткое время высоких результатов.
Выводы. Таким образом, самообразовательная деятельность на основе использования педагогических технологий тайм-менеджмента включает полный цикл действий, начиная от рассмотрения и определения целей и задач с последующим осуществлением действий, приемов, способов. Завершающей стадией полного цикла технологий тайм-менеджмента по самообразованию является осуществление самоконтроля и самооценки своего потенциала и результатов деятельности. Немаловажным является определение перспектив приобретения навыков самообразовательной деятельности. Сюда включено понимание того, где сможет применять будущий специалист сферы культуры и искусств усвоенное в процессе самообразования, какие качества он получает при усвоении материала на основе оптимального использования учебного времени. В процессе автоматизированных действий у бакалавров формируются способы достижения поставленных целей, они самостоятельно определяют, как следует реализовывать полученные знания и осуществлять самооценку. Определяя свои задачи при организации учебных занятий и самообразовательной деятельности, следует учитывать сильные и слабые стороны, темперамент, способность к самоорганизации, самостоятельность, ответственность, уровень интеллекта, мотивацию, творческие и волевые качества, необходимые для эффективного саморазвития и профессионального самосовершенствования.
Литература:
1. Скибицкая Л. И. Тайм-менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических вузов / Л.И. Скибицкая. - М.: Кондор, 2009. - 528 с.
2. Скрипкина А.В. Брендинг-технологии в подготовке специалистов социономической сферы / А.В. Скрипкина // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные проблемы и перспективы регионального образования материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2015.- С. 211-215.
3. Туравец Н. Р. Междисциплинарная интеграция и интенсификация процесса подготовки будущих педагогов-исследователей в области музыкального образования / Н.Р. Туравец, Е.А. Тупичкина, С.
И.Курганский, В.И. Лях // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 3. - С. 336-339.
4. Халан И.С. Управление временем / перевод с английского. - Спб., «Издательство «ДИЛЯ» 2011. - 96 с.
Педагогика
УДК 374.31
кандидат педагогических наук Бреусова Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Попова Светлана Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье анализируется опыт организации исследовательской деятельности высокомотивированных подростков в учреждении дополнительного образования. Рассматривается специфика контингента одаренных детей, роль мотивации, образования, благоприятной социальной среды и успешности учебной деятельности в формировании их способностей. Описываются принципы, организационные формы, методы и приемы работы с высокомотивированными детьми на базе творческого объединения.
Ключевые слова: высокомотивированные дети, исследовательская деятельность, мотивация, одаренные дети, учреждение дополнительного образования, допрофессиональная ориентация, индивидуальный образовательный маршрут.
An^Mion. The article analyzes the experience of organizing research activities of highly motivated adolescents in the institution of additional education. The specificity of the contingent of gifted children, the role of motivation, education, a favorable social environment and the success of educational activities in the formation of their abilities are considered. The principles, organizational forms, methods and techniques for working with highly motivated children on the basis of creative association are described.
Keywords: highly motivated children, research activities, motivation, gifted children, additional education institution, pre-vocational orientation, individual educational route.
Введение. Создание системы поддержки талантливых детей - одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [3, 6], которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. Целью таких программ является создание системы целенаправленного выявления потенциальных способностей одаренных детей, их развития, психолого-педагогического сопровождения и поддержки.
Одним из вариантов поддержки одаренных детей является включение их в исследовательскую деятельность, которая стала одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дополнительного образования. Именно в системе дополнительного образования имеются огромные возможности для развития учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая в свою очередь является одним из самых перспективных средств развития познавательной мотивации, самоопределения личности, гуманизации образования, обогащения интеллектуального потенциала общества.
Изложение основного материала статьи. В своем исследовании мы обратились к анализу понятий «одаренные дети», «высокомотивированные дети». В.С.Юркевич [9] считает, что одаренных детей можно разделить на три группы. В первую группу входят особо одаренные дети. К ним относятся дети с весьма высоким уровнем умственного развития. Это дети с особым типом возрастного развития, который очень заметно отличает их от «обычных» детей. Сравнительно небольшую часть в этой группе детей занимают дети-вундеркинды. В этой группе много детей с выраженными трудностями личностного развития, и потому они внесены Всемирной организацией здравоохранения в группу риска. Вторая группа - высокая норма. К этой группе относятся дети, которые по общему типу возрастного развития близки к обычным детям, но в силу имеющегося у них полного комплекта благоприятных условий их способности развились до высокого уровня. Это дети значительно более благополучные сравнительно с особо одаренными детьми. Третья группа - высокомотивированные дети. Они отличаются потенциальной, но еще недостаточно проявившейся (не ставшей актуальной) одаренностью. Такие дети демонстрируют повышенные способности, которые развиваются за счет высокой мотивации к саморазвитию. Если таким детям предоставить благоприятные условия для развития, то их потенциальные возможности превратятся в реальные высокие способности. Главное в этом случае - не упустить время [9].
Многие авторы предлагают определять детскую одаренность лишь как потенциал: благоприятные внутренние условия для будущих высоких достижений (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов) [1, 7]. Если первоначально одаренность личности рассматривалась как высокий интеллект человека, то в последующем исследователи все больше стали определять мотивацию важной составляющей психологической модели этого феномена. На основе анализа психологической литературы мы определили, что мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом.
Несмотря на то, что одаренные дети зачастую обладают высоким уровнем мотивации, для раскрытия их потенциала необходимо обратить внимание на организацию процесса обучения, соответствующего их особым познавательным возможностям, потребностям и интересам. Так, например, утверждение, что «талант всегда пробьется», был опровергнут Л. Холлингуорт , которая доказала неправомерность отождествления больших достижений с высоким интеллектом и показала огромное значение образования в реализации высоких способностей [8, с. 163].