Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая компетентность и саморазвитие преподавателей образовательных организаций МВД России'

Профессионально-педагогическая компетентность и саморазвитие преподавателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / компетентность / преподаватель / саморазвитие / личностные качества / education / competence / teacher / self-development / personal qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алина Вячеславовна Скрипкина, Наталья Романовна Туравец, Евгений Андреевич Щуров

Рассматриваются основные аспекты приобретения профессионально-педагогической компетентности преподавателей вузов МВД России в процессе саморазвития; представлены основные направления саморазвития (усвоения и модернизации профессионального опыта, приобретение индивидуального педагогического стиля, накопление и осмысление приобретенного опыта и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE AND SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In article the main aspects of acquisition of professional and pedagogical competence of teachers of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of self-development are considered; the main directions of selfdevelopment are presented (assimilation and modernization of professional experience, acquisition of individual pedagogical style, accumulation and judgment of the gained experience, etc.).

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая компетентность и саморазвитие преподавателей образовательных организаций МВД России»

№ 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СПС «Консультант Плюс».

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.

3. Блясова И.Ю. Психолого-педагогические, генетические и социальные факторы, обусловливающие социально опасное поведение несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 29 (283). С. 53—57.

4. Вызулин Е.А., Самойлюк Р.Н. Актуальные проблемы противодействия девиантному поведению несовершеннолетних // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 3. С. 52—57.

5. ЗиберА.Э., РубачеваЕ.Л. Социально-психологические особенности формирования и развития криминального поведения несовершеннолетних // Общество и право. 2016. № 2 (56). С. 202—205.

6. Жигинас Н.В., Гребенникова Е.В., Аксенов М.М., Зверева Н.А. Микросоциально-сре-довые факторы девиантного поведения под-

ростков: обоснование персонологического подхода к диагностике и психопрофилактике // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. № 5 (146). С. 87—91.

7. Манжукова О.А., Коломиец А.С. Об административных правонарушених несовершеннолетних // Мир современной науки. 2013. № 6 (21). С. 2—5.

8. Марченко М.Н. Юридический энциклопедический словарь. Правонарушение [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/legal/ Pravonarushenie-13525.html (дата обращения 17.04.2017).

9. Медведева А.В. Перспективы развития уголовного законодательства в сфере противодействия преступности несовершеннолетних // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. № 2 (12). С. 33—39.

10. Щеткин Ю.Ю., Кривоногова Л.И. Правонарушения в подростковой среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2009. № 2. С. 298—301.

УДК 378 ББК 74

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И САМОРАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Алина Вячеславовна Скрипкина,

профессор Краснодарского университета МВД России, доктор педагогических наук, доцент; Наталья Романовна Туравец, профессор Краснодарского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор;

Евгений Андреевич Щуров, доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются основные аспекты приобретения профессионально-педагогической компетентности преподавателей вузов МВД России в процессе саморазвития; представлены основные направления саморазвития (усвоения и

модернизации профессионального опыта, приобретение индивидуального педагогического стиля, накопление и осмысление приобретенного опыта и др.).

Ключевые слова: образование, компетентность, преподаватель, саморазвитие, личностные качества.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE AND SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Allna V. Skripkina,

Professor of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, associate professor;

Natalia R. Turavets,

Professor of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

doctor of pedagogical sciences, professor;

Evgeny A. Shchurov,

Associate Professor of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Candidate of Law, Associate Professor

Abstract. In article the main aspects of acquisition of professional and pedagogical competence of teachers of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of self-development are considered; the main directions of self-development are presented (assimilation and modernization of professional experience, acquisition of individual pedagogical style, accumulation and judgment of the gained experience, etc.).

Keywords: education, competence, teacher, self-development, personal qualities.

Модернизация Российского образования, направленная на совершенствование подготовки специалистов, требует изменения содержательных ориентиров, обновления методов образовательной деятельности, повышения уровня профессиональной квалификации преподавателей вузов. В этой ситуации профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное саморазвитие преподавателей вузов, приобретает основополагающее значение. Сегодня востребован преподаватель, обладающий такими профессионально-личностными качествами, как целостное и системное мышление, педагогическая и информационная культура, оптимизм, умение создавать свой неповторимый педагогический стиль и положительный имидж, обладающий самостоятельностью, стрессоустойчивостью, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию [7]. Понимание проблемы профессионального саморазвития личности у преподавателя в вузе МВД связано с проектированием своей деятельности, ибо «стремительное ускорение научно-технического процесса приводит к тому, что получаемые в учебных заведениях знания морально успевают устареть, прежде чем выпускники успеют получить дипло-

мы и аттестаты. Возникает сомнение в разумности всей традиционной системы профессионального образования, связанной с длительным, часто многолетним учебным «подготовительным» этапом»...» [10, с. 79].

В педагогической деятельности в вузе все очевидней противоречие между необходимостью инновационной педагогики и существующей педагогической практикой и, как справедливо отметил А.А. Вербицкий «два десятилетия модернизации, а в реальности — глубокой реформы российского образования не привели к ожидаемым позитивным сдвигам, сделав очевидной проблему несоответствия результатов на всех уровнях образования требованиям обучающихся, родителей, производства (работодателей), государства и общества в целом» [2, с. 3].

Причину, как свидетельствуют исследования А.В. Баранникова, А.А. Вербицкого, С.Г. Вершлов-ского, Н.В. Кузминой, А.К. Марковой, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, следует искать в отсутствии готовности преподавателей вузов к работе в новых условиях компетентностной парадигмы и недостаточным уровнем их профессиональной педагогической компетентности. Процесс совершенствования

вузовского образования, внедрение и реализация ФГОС, подготовка к педагогической деятельности на основе повышения уровня мастерства — следует рассматривать в таких направлениях, как совершенствование профессионализма (методологической, теоретической, межпредметной и предметной подготовки), а также постоянного и непрерывного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования, что и определяет профессиональную компетентность преподавателя вуза.

Профессионализм, как основа компетентности преподавателя, представляет: «качество работника, которое определяет степень владения им средствами решения Опрофессиональных задач; мастерское владение профессией (специальностью), высокая зрелость, ответственность и наличие чувства профессионального долга» [1, с. 204]. Компетентность, как «осмысленное владение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для теоретической реализации конкретных видов деятельности и наиболее полной самореализации человека» [3, с. 10], включает следующие аспекты: проблемно-практический (выполнения целей, задач и норм); смысловой (осмысление профессиональной ситуации в более общем социально-культурном аспекте); ценностный (правильная оценка профессиональной ситуации, ее сути, целей, задач, норм) [8]. Педагогическая компетентность, как качество профессионализма, это «1) интегративная профессионально-личностная характеристика, определяемая готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогическую функцию в соответствии с квалификационными стандартами, действующими в системе высшего, послевузовского дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов; 2) единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей и педагогического сознания» [1, с. 185—186]. В контексте XXI века профессиональная компетентность преподавателя вуза должна учитывать высокий уровень гуманитарной, теоретико-методологической

и, методической, подготовки, степень сформиро-ванности которых определяет способность осуществлять практико-ориентированное обучение в вузе, с ориентацией на овладение новыми достижениями в профессиональной деятельности, педагогической психологии, социологии, культурологи и др.

Достижение педагогической компетентности в процессе осуществления профессиональной деятельности в вузе возможно на основе саморазвития. Понятие «саморазвитие личности», как качественная характеристика преподавателя вуза, основывается на положениях, обоснованных русским ученым А.А. Ухтомским о решающей роли внутреннего психического мира субъекта, заключающегося в отражательной деятельности мозга. Саморазвитие, как процесс всестороннего развития личности, предполагает самостоятельный поиск и применение необходимой информации, креативный подход к получению новых знаний без внешнего воздействия: образовательная среда задает содержание, формы и приемы саморазвития, а внутренние качества преподавателя обеспечиваю интенсивность саморазвития. Саморазвитие является природо-сообразным, имманентным качеством личности, определяемым социальной средой и применением технологии саморазвития личности [5]. Процессами саморазвития и самосовершенствования личности можно управлять, о чем свидетельствуют идеи развивающего обучения (С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), включающие положение о субъектной позиции личности, о соотношении обучения и развития, о роли теоретического мышления в развитии личности.

Существующая практика показывает, что выявленные аспекты профессиональной деятельности преподавателя вуза (методическая, научная и инновационная деятельности) отражают основные направления саморазвития преподавателя вуза. Однако саморазвитие преподавателя вуза в данных направлениях осуществляется на практике изолированно друг от друга, между ними не обнаруживается тесной связи. Так, например, результаты саморазвития преподавателя в научных исследованиях не имеют практической направленности, не адаптированы в методической работе и, следовательно, не

используются в педагогической деятельности [9]. Функциональные обязанности преподавателя современного вуза включают требования (педагогический, организаторский, научно-методической опыт, владение информационными технологиями, социальная и международная мобильность и др.), зачастую не образуют целостной системы. Так, анализ деятельности преподавателей вуза, позволяет говорить о таких характеристиках, как «преподаватель-учитель», «преподаватель-воспитатель», «преподаватель-методист» и «преподаватель-ученый» [6]. Методическая, научная, инновационная, организаторская составляющие профессиональной педагогической деятельности и проектируют основные направления личностного саморазвития преподавателя. Развитие и саморазвитие профессиональной компетентности преподавателя вуза представляет собой динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, способствующий достижению индивидуального неповторимого педагогического стиля, накоплению, осмыслению и систематизации профессионального опыта, что предусматривает непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. В контексте саморазвития личности преподавателя вуза содержание профессионально-педагогической компетентности [4] включает: профессионально значимые знания, умения, навыки, а также способы продуктивной деятельности; целеполагание в совершенствовании профессионально-личностных качеств; осознание значимости педагогической компетентности, что является целью развития личности; достижение компетенций как совокупности смысловых ориентаций; наличие четкой диагностики результативности достигнутой компетентности; стремление к успешности; разработка индивидуальных стратегических программ саморазвития.

Таким образом, педагогическая компетентность как результат саморазвития преподавателей вузов МВД России включает не только усвоенные личностью знания, умения и навыки, но и овладение способами личностного саморазвития, что, в конечном счете, способствует формированию профессиональных познавательных интересов, индивидуального мировоззрения, интеллекта. В научно-методической деятельности компетентность включает

способность к обновлению дидактическое и методическое обеспечения, готовностью использовать технологии активизации способностью внедрять в образовательный процесс новых технологий и др. Личностное саморазвитие преподавателя вуза связано с освоением и реализацией инновационных программ, пониманием роли науки и научной деятельности, способствующих эвристическому мышлению, интенсивной самореализации и самосовершенствованию.

Литература

1. Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. 315 с.

2. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации образовательной парадигмы // Педагогика. 2014. № 2. С. 3—15.

3. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 2. С. 8—33.

4. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998. 256 с.

6. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр./ М.И. Ситникова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. 320 с.

7. Скрипкина А.В. Инновационные технологии формирования имиджа вуза: монография. Краснодар, 2011. 150 с.

8. Сластенин В.А. (ред.) Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под. ред. В.А. Сла-стенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.

9. Туравец Н.Р. Я-концепция в профессиональной' самореализации преподавателей вузов / Н.Р. Туравец, Е.А. Щуров // Общество и право. 2014. №1 (43). С. 275—278.

10. Турченко В.Н. Интегративная парадигма образования // Concorde. 2015. № 1. С. 78—95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.