Научная статья на тему 'Психолого-педагогические проблемы адаптации курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузах МВД России'

Психолого-педагогические проблемы адаптации курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / EDUCATION / ADAPTATION / CADETS / MOTIVATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна, Зиборова Марина Михайловна

Рассматриваются психолого-педагогические проблемы адаптации курсантов в вузах МВД России: в качестве рассматриваемых элементов адаптационного процесса были выделены мотивация, межличностные отношения, способность устанавливать контакт, исходный уровень подготовки, традиции семейного воспитания и др.; подчеркивается роль и значение педагогической поддержки курсантов в преодолении трудных ситуаций, мешающих успешному протеканию адаптационных процессов в вузе, способствующей присвоению существующих норм и правил поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна, Зиборова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical problems of adaptation of cadets in the course of preparation praktiko-orientirovannoy in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In article psychology and pedagogical problems of adaptation of cadets in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered: as the considered elements of adaptation process the motivation, the interpersonal relations, ability to come into contact, initial level of training, traditions of family education, etc. have been marked out; the role and value of the pedagogical support of cadets in overcoming the difficult situations preventing successful course of adaptation processes in higher education institution, promoting assignment of the existing norms and rules of conduct is emphasized.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические проблемы адаптации курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузах МВД России»

УДК 371 ББК 74

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ

В ВУЗАХ МВД РОССИИ

АЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА СКРИПКИНА,

профессор Краснодарского университета МВД России, доктор педагогических наук; МАРИНА МИХАЙЛОВНА ЗИБОРОВА,

старший инспектор по контролю за исполнением поручений факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются психолого-педагогические проблемы адаптации курсантов в вузах МВД России: в качестве рассматриваемых элементов адаптационного процесса были выделены мотивация, межличностные отношения, способность устанавливать контакт, исходный уровень подготовки, традиции семейного воспитания и др.; подчеркивается роль и значение педагогической поддержки курсантов в преодолении трудных ситуаций, мешающих успешному протеканию адаптационных процессов в вузе, способствующей присвоению существующих норм и правил поведения.

Ключевые слова: образование, адаптация, курсанты, мотивация, образовательная среда, педагогическая поддержка.

Abstract. In article psychology and pedagogical problems of adaptation of cadets in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered: as the considered elements of adaptation process the motivation, the interpersonal relations, ability to come into contact, initial level of training, traditions of family education, etc. have been marked out; the role and value of the pedagogical support of cadets in overcoming the difficult situations preventing successful course of adaptation processes in higher education institution, promoting assignment of the existing norms and rules of conduct is emphasized.

Keywords: education, adaptation, cadets, motivation, educational environment, pedagogical support.

Значимость адаптации курсантов к условиям практико-ориентированной подготовки в вузах МВД России обусловлена тем, что эффективность преодоления первого этапа «вхождения» в образовательную деятельность в значительной степени определяет дальнейшее профессиональное самоопределение курсантов. Именно от условий и темпов адаптации во многом будет зависеть успешность их учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.

Термин «адаптация» определяется как «...приспособление организма к условиям существования», а с социально-психологической точки зрения она означает «приспособление личности к социальной среде» [12, с. 9—10], что предопределяет перестройку функций механизмов жизнедеятельности и

выработку новых навыков, привычек, качеств, особенностей поведения. Существующая на сегодняшний день практика адаптации курсантов к процессу образовательного процесса в вузе определила интерес исследователей к решению данной проблемы [7; 10 и др.]. Авторы указывают на трудности начального этапа обучения, значимость изучения факторов, влияющих на процесс адаптации, указывают на необходимость рассмотрения психолого-педагогических основ адаптации курсантов к новым условиям практико-ориентированной подготовки в вузе.

На основе системного подхода в изучении психолого-педагогических проблем адаптации курсантов определено, что данный феномен характери-

зуется на основе качеств индивида, как субъекта деятельности и как личности, что позволяет рассматривать адаптацию на основе изменений условий окружающей среды, физиологических, профессиональных и психолого-педагогический проблем развития личности [1].

Сегодня наблюдается значительная эволюция понятий приспособления (adjustment) и адаптации (adaptation), что выражается в движении от пассивного механизма к взаимодействию личности и среды, создающих возможности для саморазвития и самореализации личности в условиях новой образовательной среды. Учитывая, что адаптация курсантов вуза МВД России является многогранным и многоэтапным процессом, она характеризуется изменениями профессионально-личностных качеств, требующих междисциплинарного исследования. Рассмотрение вопросов психологической адаптации курсантов представлено в работах А.А. Балл, Ф.Б. Березина, Л.И. Божович, Н.А. Ощурковой, П.С. Кузнецова и др. Учитывая актуальность проблемы адаптации курсантов, данная тематика представлена в диссертационных исследованиях [3; 17 и др.].

По проблеме адаптации к условиям новой среды существуют различные точки зрения. Так, исследователи утверждают, что адаптация — это:

• процесс, направленный не только на сохранение и воспроизведение некоторого заранее данного отношения, но и на выход за рамки наличной психологической ситуации [2];

• процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности; адаптация обеспечивает соответствие поведения человека требованиям среды на основе следующих уровней: индивидуально-психологическом (включает личностные и типологические особенности человека (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.) и социально-психологическом (особенности микросоциального взаимодействия, межличностное взаимодействие, окружение, значимость целей

и др.) [4];

• активный процесс усвоения личностью социального опыта, овладения навыками общения; социальными ролями [11];

• внутренне мотивированный процесс, свидетельствующий о принятии или непринятии личностью внешних и внутренних условий существования, а также ее активность по совершенствованию этих условий в желаемом направлении [8]. Ученые указывают, что процессы адаптации

продиктованы условиями окружающей среды, которые затем развиваются самостоятельно [5]. А.В. Петровский, определяя три фазы развития личности (адаптация, индивидуализация, интеграция) и считает, что адаптация это освоение человеком действующих в группе норм, усвоение приемов и средств деятельности, которыми владеют все члены группы, при этом на протяжении жизни человек входит не в одну, а во многие группы [13].

На основе изучения проблем психологической адаптации человека, отметим, что: психологическая адаптация человека происходит благодаря наличию нервной системы; важнейшим фактором адаптации является окружающая среда; эффективность протекания психологической адаптации человека зависит от профилактики стрессов, аффектов, фрустраций и др.; гармония психических процессов служит основой успешной адаптации человека [16].

Адаптация курсантов к практико-ориентирован-ной подготовке в вузе МВД России, как сложный, противоречивый процесс, связан с трудностями, с перестройкой всей жизнедеятельности. Повышение результативности адаптации к учебно-профессиональной деятельности курсантов связано с поиском и реализацией педагогических условий, которые, прежде всего, направлены на педагогическую поддержку в условиях вузовской среды. Основываясь на понимании того, что адаптация «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [14, с. 17], вузовская среда оказывает существенное влияние на процесс адаптации. К элементам адаптации курсантов следует отнести: личностная среда курсантов, которая предопределена особенностями первичного коллектива; коммуникативная среда (сокурсники, наставники, преподаватели, командиры и др.); пред-

метная среда, включающая учебные помещения, общежитие, библиотека, возможности доступа в сеть Интернет и др. Анализ литературы позволяет отметить ряд педагогических факторов, которые необходимо учитывать при адаптации курсантов [15]: мотивация выбора учебного заведения, исходный уровень знаний, умений и навыков, индивидуальные особенности, готовность преподавателей вуза к работе с первокурсниками; использование инновационных технологий в образовательном процессе; особенности семейного воспитания курсантов, способности к общению, готовность к взаимодействию и др.

Вуз МВД России — это особый вариант организации образовательного процесса, предполагающий системную интеграцию обучения, воспитания и несения службы в качестве сотрудника полиции, что предопределяет и особенности протекания процесса адаптации курсантов. Учитывая то, что прак-тико-ориентированная подготовка предъявляет особые требования к сотруднику полиции, курсанты в наибольшей степени нуждаются в педагогическом сопровождении и поддержке [18].

Термин «педагогическая поддержка» [6; 9] идентичен таким понятия, как сопровождение, содействие, фасилитация и др. и представляет систему педагогической деятельности, направленной на раскрытие личностно-профессионального потенциала человека, На основе субъект-субъектных отношений педагогическая поддержка позволяет создать обстановку, обеспечивающую преодоление препятствий в новых условиях, достичь планируемые результаты в достижении цели [6]. Специфика педагогической поддержки курсантов в вузе МВД России заключается в использовании педагогических методов (наблюдение, консультирование, моделирование, тренинг, деловые и ролевые игры, дискуссии, решение практических ситуаций и др.) направленных на достижение положительного эмоционального фона, индивидуальности и конфиденциальности в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе.

Таким образом, процесс психолого-педагогической адаптации курсантов к практико-ориенти-рованной подготовке в вузе МВД России включает системные проблемы, характерные для данной ситуации. В качестве составляющих адаптационного

процесса были выделены мотивация, межличностные отношения и др. Значимой представляется роль и значение педагогической поддержки курсантов в преодолении трудных ситуаций, мешающих успешному протеканию адаптационных процессов в вузе. Рассмотрение психолого-педагогических аспектов адаптации курсантов позволяют реагирования на изменения, происходящие в жизни личности с учетом изменяющихся условий, что предусматривает не просто приспособление, но и интенсивные лич-ностно-профессиональное саморазвитие и самореализацию курсантов.

Литература

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1974. Вып. 2. 212 с.

2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, № 1, 1989. С. 119—122.

3. Башлуева Н.Н. Повышение эффективности обучения курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 291 с.

4. Березин В.Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, 1988. 272 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

6. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6—33.

7. Ерошенков Н.В. Образовательная среда вуза МВД России как фактор профессионально-нравственной подготовки курсантов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 1. С. 42—47.

8. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991. 73 с.

9. Курников Д.В. Сущность понятия «педагогическая поддержка в образовании» / Д.В. Курников // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. С. 74—76.

10. Маклаков А.Г. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в ВУЗе / А.Г. Маклаков, А.А. Сидорова // Вестник Ленинградского государственного

университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 4. С. 41—51.

11. Ощуркова Н.А. Динамика социально-психологической адаптации: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук [Текст] / Н.А. Ощуркова. М., 1995. 20 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

14. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.

15. Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учеб. пособ. М.: Илекса, 2008. 296 с.

16. Фалилеев В.В. Психологическая адаптация человека (практические советы). Кемерово: Кемеровский ТИ, 2003. 177 с.

17. Шелепова М.А. Педагогические условия профессиональной адаптации будущих следователей в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 195 с.

18. Щуров Е.А. Я-концепция в профессиональной самореализации преподавателей вузов МВД России / Е.А. Щуров, Н.Р. Туравец // Общество и право. 2013. № 1. С. 275—277.

УДК 371 ББК 74

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

МУЛИАТМОСОВНА ТХУГО,

доцент кафедры «ГМУП и П» Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет); НАВАИ КАМИЛОВИЧ ДЖАФАРОВ, старший преподаватель кафедры «ГМУП и П» Московский авиационный институт

(Национальный исследовательский университет) Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

СНайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается проблема индивидуально-творческой подготовки будущего специалиста высшей школы. Представлена структурная модель индивидуально-творческой подготовки и уровневой коррекции будущего специалиста в целостном педагогическом процессе вуза.

Ключевые слова: личность, индивидуальность, творчество, активность, креативность, профессионализм, деятельность, специалист.

Abstract. This article deals with the problem of individually creative training future specialist high school. The structural model is presented individually creative training and pourovnevoj correction of future specialists in holistic pedagogical process.

Keywords: identity, individuality, creativity, activity, creativity, professionalism, specialist.

На протяжении многих десятилетии в педагоги- Сегодня общество предъявляет новые требова-ке обращается особое внимание вопросам развития ния к качеству образования и развитию личности, индивидуальности человека. в соответствии с современным социальным заказом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.