УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10227
Теоретические аспекты проблемы профессиональной самореализации курсантов и слушателей в процессе
обучения в вузе
Theoretical Aspects of the Problem of Professional Self-Realization of Cadets and Listeners in the Course of Training in Higher Education Institution
Алина Вячеславовна СКРИПКИНА,
доктор педагогических наук, профессор Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Егор Владимирович САЖНЕВ,
адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье на основе междисциплинарного подхода рассматриваются теоретические аспекты проблемы профессиональной самореализации курсантов и слушателей в процессе обучения в образовательной организации МВД России. Исследуется данное интегративное качество личности, которое, являясь важнейшим индивидуальным новообразованием, выражает осознанное отношение человека к реальности на основе мотивации, коммуникативных качеств, профессиональной компетентности; особенностью самореализации курсантов и слушателей указанных вузов является внутреннее побуждение к адекватному сочетанию в поведении и поступках общественной инициативы и общественной ответственности на основе личностного потенциала.
Ключевые слова: самореализация; мотивация; педагогическое сопровождение; качества личности; субъект
Abstract. In article theoretical aspects problems of professional self-realization of cadets and listeners in the course of training in the educational organization Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered, on the basis of cross-disciplinary approach this integrative quality of the personality which being the major individual new growth is investigated, expresses the conscious attitude of the person towards reality on the basis of motivation, communicative qualities, professional competence: feature of self-realization of cadets and students of the specified higher education institutions is internal motivation to an adequate combination in behavior and acts of a public initiative and public responsibility.
Keywords: self-realization; motivation; pedagogical maintenance; qualities of the personality; subject
В условиях постоянного развития общества и внедрения новых способов интерактивного обучения основополагающей задачей системы образования становятся раскрытие и реализация личностных качеств индивида, его способность к самореализации, саморазвитию и самоактуализации. Самореализация является неотъемлемой частью развития личности человека: изменение принципов жизнедеятельности побуждает к поиску норм поведения
и ценностей, необходимых для эффективной адаптации в современном мире.
Во многих образовательных проектах нашего времени отмечена общая черта — ориентация на личность, что предопределяет реализацию моделей и концепций личностно ориентированного обучения. Тенденции современных подходов к сути мировоззрения требуют становления модели гуманистического образования, выделяющей в этой деятельности субъектную позицию как фактор
развития способностей и предоставление условий для развития задатков личности. Данное положение ориентирует на учет возможностей и своеобразия личности; развитие ее рефлексии; безусловный приоритет запросов иинтересов развивающейся личности в периоды образования, саморазвития, самореализации человека.
Разработка прикладных и теоретических основ личностно ориентированного обучения основана на фундаментальных идеях мировой педагогики, ее ориентации на свободное саморазвитие личности [6].
Междисциплинарный анализ литературы (Е.В. Бондаревская, A.A. Вербицкий, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, A.K. Маркова, Д.Б. Эль-конин, Н.М. Яковлева и др.) свидетельствует, что на сегодняшний день накоплен богатый фонд научных идей, концепций, моделей развития личности, реализации в профессиональной деятельности с позиции личностно ориентированного обучения, что способствует самоопределению личности в контексте ее свободного становления [3]. Обществу, находящемуся в процессе обновления, необходимо образование, направленное на становление сотрудника полиции новой формации, способного оперативно реагировать на изменения, готового трансформировать свою профессиональную деятельность в направлении соответствия социальному заказу.
В процессе обучения в вузе характеристика курсантов и слушателей определяется их статусом, который включает систему социальных отношений, общественные функции, ценностные ориентации, которые определяют цели деятельности сотрудников полиции. Как считает Б.Г. Ананьев [1], личность выполняет в обществе определенную социальную роль и, принимая ее, индивид должен осознавать возможные последствия своих действий по ее реализации, быть ответственным за ее результаты. Активное начало личности составляет суть ее субъектности, что свидетельствует, по мнению автора, о ее динамической структуре, проявляющейся в способах действий, в отношении человека к себе и своей деятельности. Говоря об активно-преобразующей деятельности человека и его субъектных характеристиках, С.Л. Рубинштейн считал, что личность проявляется в совокупности способностей, характера, в направленности его мотивационно-смысловой сферы [5].
Обучение курсантов и слушателей в образовательной организации МВД России предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам будущих сотрудников, что связано со спецификой их деятельности, а также
многообразием функций и задач, возложенных на органы правопорядка. В связи с этим обеспечение подготовки сотрудников полиции в современных условиях обусловливает необходимость создания системы эффективной адаптации курсантов и слушателей. Адаптационный период создает возможности активизировать имеющиеся резервные качества личности в преодолении трудностей и психологических барьеров, сформировать потребность в самореализации, которая представляет процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-либо выбранном виде деятельности. Исходя из концепции иерархии потребностей А. Маслоу, необходимость личности в самореализации определяется генетическими факторами и представляет собой наивысшую потребность личности в развития [4].
Процесс самореализации на внешнем уровне включает достижение социально значимых результатов в профессиональной деятельности. На внутреннем уровне это самосовершенствование личности во всех сферах личностного и профессионального развития и саморазвития [8]. Профессионально-личностная самореализация — важнейшая форма жизненного самоосуществления на основе имеющихся способностей, высокого уровня профессиональной квалификации, эффективного использования профессионального опыта человека.
Профессионально-личностная самореализация, являясь важнейшим индивидуальным новообразованием, выражает осознанное отношение человека к реальности на основе широкой мотивации, предопределяющей его поведение, коммуникативные качества, профессиональную компетентность. Особенность самореализации курсантов и слушателей в процессе обучения в вузе заключается во внутреннем побуждении к адекватному сочетанию в поведении и поступках признаков общественной инициативы и общественной ответственности. Профессиональная самореализация курсантов и слушателей в данном процессе характеризуется «наличием цели, содержания, средств педагогического воздействия, организацией учебного процесса, субъект-субъектными отношениями преподавателя и курсантов...» [7, с 38]. При формировании качеств личности, ориентированных на профессиональную самореализацию, значительная роль отведена адаптации курсантов и слушателей к тем должностным требованиям, которые им пригодятся по окончанию обучения в ходе профессиональной деятельности в качестве сотрудника полиции.
В современном мире отмечаются объективные возможности личности для самореализации, чему
2019 / № 4 Образование. Наука. Научные кадры
237
в немалой степени способствуют высокие технологии, глобальная коммуникация, нанотехноло-гичность цивилизации. Вместе с тем технологи-зация в профессиональной деятельности делает «личностную перспективу индивида достаточно узкой» [2, с. 5]. Во-первых, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России — субъекты обучения, что проявляется в определенных специфических условиях профессионального обучения (несение нарядов, осуществление охраны общественного порядка и т.д.). Во-вторых, информация, получаемая курсантами и слушателями из коммуникационных систем (интернет), не всегда доступна, так как в процессе обучения данных категорий имеются специальные дисциплины (ОРД), сведения которых засекречены и возможность их получения возможна лишь в специальных библиотеках. В-третьих, при получении информации из коммуникационных систем курсанты и слушатели ограничиваются только теоретическими знаниями. Для разрешения существующих противоречий теоретического обучения и реализации полученных знаний на практике представляется значимым педагогическое сопровождение, направленное на максимальное профессионально-личностное саморазвитие.
Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации курсантов и слушателей включает комплекс психолого-педагогической и методической деятельности, направленной на развитие личностного и профессионального потенциала субъектов обучения, предполагающий управление методологическими, личностными и проектировочными ресурсами образовательного пространства. Данный процесс предполагает:
■ разработку и внедрение спецкурсов, дисциплин по выбору, которые позволят сформировать теоретико-методологическую готовность к профессиональной самореализации;
■ в процессе преподавания акцентирование внимания на ценностно-смысловых аспектах деятельности сотрудников полиции через внедрение инновационных методов и технологий обучения (решение практических ситуаций, игровые формы, социально-психологические тренинги, проблемные и эвристические занятия и др.);
■ реализацию программы «Тренинг готовности к профессиональной самореализации» в виде организации занятий по развитию ценностно-смысловой сферы личности;
■ организацию воспитательной работы курсантов и слушателей через метод личного примера;
■ вовлечение курсантов и слушателей в научно-исследовательскую деятельность в
рамках научных кружков, деятельность которых позволяет сформировать профессиональные стратегии, определить персональные векторы развития.
Таким образом, в процессе формирования профессиональной самореализации курсантов и слушателей образовательной организации МВД России педагогическое сопровождение необходимо на всех этапах практико-ориентированной подготовки. Педагогическое сопровождение, направленное на формирование профессиональной самореализации курсантов и слушателей, должно быть направлено: на профессиональное самоопределение; формирование соответствующей мотивации; реализацию потенциала личности; самопознание на основе рефлексии; проектирование профессиональной деятельности; саморазвитие на основе самообразования и т.д. Именно посредством решения данных проблем происходит формирование конкурентоспособного сотрудника полиции, обладающего соответствующими компетенциями, способного к постоянному самосовершенствованию и самореализации.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1998.
2. Арутюнлн М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: Дис. ... д-ра филос. наук. Хабаровск, 2006.
3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11—17.
4. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, A.A. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 108—117.
5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
6. Тарасов Д.Ю. Профессиональная мотивация курсантов вузов МВД России и ее специфика на начальном этапе освоения профессии // Научные исследования: от теории к практике: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 163—165.
7. Туравец Н.Р., Щеголихин Е.Н. Информационно-образовательные технологии и профессиональная самореализация курсантов в мультимедийной образовательной среде // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 1 (48). С. 37—40.
8. Щуров ЕА., Скрипкина А.В., Батрасова ИМ. Функции образовательной среды в процессе профессионального саморазвития сотрудников полиции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8.С. 152—156.