Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родин Владимир Федорович, Марьясис Ирина Борисовна

Рассмотрены проблемы успешности служебной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России. Отмечаются некоторые особенности и условия успешности служебной деятельности курсантов вузов: напряженный характер служебной деятельности, ее ненормированость и экстремальность. Рассматривается психическое состояние курсантов, влияющее на успешность служебной деятельности. Анализируются сущностные компоненты успешной служебной деятельности курсантов, а также психологический и личностный потенциал курсантов, от которых зависит успех в их профессиональной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родин Владимир Федорович, Марьясис Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE SUCCESS OF THE CADETS’ SERVICE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The problems of the success of the service activities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. Some features and conditions of the success of the official activity of university cadets are noted: the intense nature of official activity, its abnormality and extremity. The mental state of cadets influencing the success of official activity is considered. The essential components of successful professional activity of cadets are analyzed, as well as the psychological and personal potential of cadets, on which success in their professional work depends.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 1/159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-300-303 EDN: https://elibrary.ru/pnmcac NIION: 2003-0059-3/23-715 MOSURED: 77/27-003-2023-03-914

Некоторые особенности успешности служебной деятельности курсантов в образовательных организациях МВД России

Владимир Федорович Родин1, Ирина Борисовна Марьясис2

'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Рассмотрены проблемы успешности служебной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России. Отмечаются некоторые особенности и условия успешности служебной деятельности курсантов вузов: напряженный характер служебной деятельности, ее ненормированость и экстремальность. Рассматривается психическое состояние курсантов, влияющее на успешность служебной деятельности. Анализируются сущностные компоненты успешной служебной деятельности курсантов, а также психологический и личностный потенциал курсантов, от которых зависит успех в их профессиональной работе.

Ключевые слова: личность, служебная деятельность, эффективность служебной деятельности, обеспечение успешности обучения, профессиональное поведение, образовательное организация МВД России.

Для цитирования: Родин В. Ф., Марьясис И. Б. Некоторые особенности успешности служебной деятельности курсантов в образовательных организациях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 300-303. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-300-303. EDN: PNMCAC.

Original article

Some features of the success of the cadets' service in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Vladimir F. Rodin1, Irina B. Maryasis2

1-2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The problems of the success of the service activities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. Some features and conditions of the success of the official activity of university cadets are noted: the intense nature of official activity, its abnormality and extremity. The mental state of cadets influencing the success of official activity is considered. The essential components of successful professional activity of cadets are analyzed, as well as the psychological and personal potential of cadets, on which success in their professional work depends.

Keywords: personal, professional activity, performance, training success, professional behaviour, and educational organization of the Ministry of Internal Affairs

For citation: Rodin V. F., Maryasis I. B. Some features of the success of the cadets' service in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):300-303. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-300-303. EDN: PNMCAC.

Проблема успеха в жизни, в деятельности, которой занимается человек, всегда волновала людей: писателей, ученых, исследователей.

Можно найти множество книг — научных, публицистических, художественных — в которых авторы затрагивают вопросы успешности людей, занимающихся различными видами деятельности и которые становится успешными в этом. И деятельность кур© Родин В. Ф., Марьясис И. Б., 2023

сантов образовательных организаций МВД России — не исключение. В статье мы осветим лишь некоторые проблемы и особенности служебной деятельности, которой занимаются курсанты вузов.

Несмотря на некоторые отличия в сущности и содержании служебной деятельности сотрудников ОВД, есть нечто общее, что их объединяет, за исключением определенной специфики.

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Регламентом установлено, что служебная деятельность курсантов образовательных организаций МВД России включает различные ее виды, к ним относятся: караульная и внутренняя служба, служба по охране общественного порядка, занятие по огневой и физической подготовке, различного рода изучение юридических документов, командно-штабные учения и т. д.

Отметим некоторые особенности и условия, характерные для служебной деятельности курсантов.

1. Напряженный характер службы курсантов.

Это обстоятельство связано с некоторыми ограничениями деятельности в их службе, а также наличием факторов риска в выполнении служебных обязанностей. Как показывает практика, одно из психических состояний, которое возникает у курсантов в условиях и ситуациях служебной деятельности, — стресс.

В психологии понятием стресс обозначают состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения человека, которое развивается в результате воздействия факторов: профессионального, социального, экологического и психологического характера.

Стрессовое состояние характеризуется доминированием повышенной возбудимости, выражающейся в той или иной степени дезорганизации поведения, потере ряда ранее сформированных качеств и психических реакций. При умеренных уровнях стресса изменение поведения курсанта проявляется в навязчивом повторение одних и тех же мыслей, движений, образов, а также нарушение моторной координации в процессе выполнения служебных обязанностей.

Исследованиями этого психологического феномена у курсантов установлено, что в некоторых случаях у них ухудшается успешность выполнения служебной деятельности.

В некоторых сложных условиях деятельности (например, если жизни курсанта угрожает реальная опасность), влияние стрессового состояния сказывается на таких когнитивных процессах как память, мышление, воображение, речь и т. д.

С возникновением психических нарушений, связанных с приемом, переработкой информации, а также принятием грамотных решений, увеличивается количество ошибочных действий у курсанта в их реализации. Эти негативные явления часто связаны с нарушением функции внимания курсантов:

снижается устойчивость, острота, адекватность и объем внимания.

Высокая загруженность курсантов служебной деятельностью приводит к возникновению длительных по времени таких психических состояний, как утомление, различного рода стрессы, что часто приводит к снижению уровня функционального состояния психики. Это может привести к эмоциональному истощению психики курсанта, так называемому «профессиональному выгоранию».

Как показывает практика, данное состояние может иметь место у курсантов, обладающих высоким уровнем мотивации достижения успеха в учебе, но в силу тех или иных причин и обстоятельств, не реализовавших свою мотивационную потребность в усвоении программы обучения в вузе на хорошо и отлично.

В условиях длительного нахождения в профессиональной среде, не отвечающей ожиданиям курсанта, синдром выгорания может проявляться в:

♦ чувстве некоторой опустошенности, истощенности собственных эмоциональных ресурсов, в ощущениях эмоционального напряжения;

♦ недовольстве своей учебной и служебной деятельностью, снижению значимости своих успехов, своего труда;

♦ негативном отношении к выполнению служебных обязанностей, напряженности в отношениях с сослуживцами в коллективе, что может служить неким катализатором нарушения служебной дисциплины курсантов.

2. Как показывает практика, на успешность служебной деятельности может негативно повлиять такое психическое состояние курсанта, как утомление.

Симптомы утомления определяются характером служебной деятельности, условиями жизни, быта и психическими особенностями. В повседневной жизни состояние утомления у курсантов может уменьшать чувствительность различных физиологических анализаторов и рецепторов. Может ухудшиться зрение, мышечная, вкусовая, обонятельная и слуховая чувствительность. Возникают трудности запоминания учебного материала, ухудшение и переключение внимания. Имеет место снижение интеллектуальной деятельности.

В качестве основной причины утомления многие ученые называют интенсивную и чрезвычайно длительную нагрузку в учебной и служебной деятельности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

курсантов, анализ и преобразование массивных потоков информации, служба в экстремальных условиях.

На развитие утомления у курсантов могут влиять такие неблагоприятные факторы окружающей среды как: шум, кислородная недостаточность, приводящая к снижению парциального давления в тканях организма, наличие вредных привычек, снижение иммунитета человека после болезни, нарушение распорядка дня, режима служебной деятельности, отдыха и питания.

3. У курсантов в процессе служебной деятельности может возникать такое психическое состояние, как монотония.

Она проявляется в чувстве неуверенности в правильности своих действий, невозможности поддерживать работоспособность на прежнем уровне; расстройстве внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекае-мость); в расстройстве сенсорных процессов, снижении чувствительности различных анализаторных систем; нарушении двигательной функции; из психофизиологических сдвигов отмечается снижение мышечного тонуса, снижение возбудимости и лабильности анализаторов, снижение активности симпатической нервной системы и усиление активности парасимпатической нервной системы. Лучшим способом преодоления этого состояния является отдых.

Рассматривая основополагающие компоненты успешности служебной деятельности курсанта, необходимо иметь ввиду различного рода факторы, влияющие на нее.

К ним, в первую очередь, относятся: психическая устойчивость и готовность к служебной деятельности, включающая в себя психические формы познания специфики профессиональной деятельности — важными компонентами при этом являются внимание, мышление, контроль психической деятельности, память и эмоционально-волевая сфера психики курсанта, оказывающая влияние на их деятельность и поведение.

Установлено, что устойчивость и состояние психологической готовности к успешному выполнению служебной деятельности позволяет лучше ориентироваться в сложной обстановке (неожиданности, внезапности, новизны и т. д.); при этом возрастает ответственность курсанта за результаты своего труда.

Анализ деятельности красноречиво доказывает, что на успешность выполнения служебных задач

влияют личностные качества курсанта, которые определяют его профессиональную пригодность и выступают детерминантами сохранения психологического здоровья на протяжении всего срока обучения в вузе.

Личность курсанта обладает большим творческим, инновационным, нравственным и адаптационным потенциалом. В научной литературе при исследовании успешности профессиональной деятельности курсантов отмечается важная роль личностного потенциала в формировании профессионализма курсанта.

Личностный потенциал мы рассматриваем как синтез индивидуально-психологических особенностей личности курсанта, детерминирующих эффективность его служебной деятельности.

На наш взгляд, личностный потенциал — это базовая индивидуальная характеристика, определяющая уровень личной зрелости курсанта, а главным феноменом личной зрелости и формы проявления личностного потенциала является его самодетерминация.

Итак, личностный потенциал курсанта выступает в качестве интегральной способности, позволяющей ему как адаптироваться к различным условиям, так и активно противостоять влиянию различных видов нагрузок, а также обеспечивает эффективность служебной деятельности.

Личностный потенциал курсанта отражает его способности, личностные черты и профессиональные качества, компонентами которого являются: познавательные, эмоциональные, морально-психологические, волевые и коммуникативные качеств, а также его психологическая устойчивость.

Анализ научной психолого-педагогической литературы показывает, что ученые рассматривают и изучают различные психологические факторы, которые влияют на успешность служебной деятельности курсантов вузов.

Результаты различных исследований психологических факторов успешности курсантов вузов не рассматривают в качестве особого вида их служебной деятельности, которая является общей, независимо от того, по какой специальности они обучаются. Поэтому психологические критерии, детерминирующие успешность служебной деятельности курсанта образовательных организаций МВД России, требует дальнейшего изучения и внедрения в учебно-воспитательный процесс вузов с их последующим анализом, применительно к практике служебной деятельности.

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Библиографический список

1. Еременко Т. Е. Прогнозирование успешности служебной деятельности курсантов образовать на организации правоохранительных органов. Омск : ИРОО, 2019.

2. Еременко Т. Е. Психологические факторы успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2016.

3. Караяни А. Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности // Юридическая психология. 2013. № 3.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2018.

5. Психология: учеб. пособие для студентов вузов / под науч. ред. И. В. Грошева, В. Л. Цветкова; под общ. ред. В. Ф. Родина, И. Б. Лебедева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

6. Севак А. Н. Психологическое обеспечение успешности учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России. СПб., 2019.

7. Цветков В. Л. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. М., 2019.

Bibliographic list

1. Eremenko T. E. Forecasting the success of the cadets' official activities to form on the organization of law enforcement agencies. Omsk : IROOO, 2019.

2. Eremenko T. E. Psychological factors of the success of the service activities of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: autoref. diss. ... cand. psychological sciences. M., 2016.

3. Karayani A. G. Theoretical foundations of psychological support of official activity // Legal psychology. 2013. № 3.

4. Leontiev A. N. Activity. Conscience. Personality. M., 2018.

5. Psychology: studies. manual for university students / under the scientific editorship of I. V. Grosheva, V. L. Tsvetkova; under the general editorship of V. F. Rodina, I. B. Lebedeva. M. : UNITY-DANA, 2022.

6. Sevak A. N. Psychological support of the success of educational and professional activities of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. SPb., 2019.

7. Tsvetkov V. L. Psychology in the activities of employees of internal affairs bodies. M., 2019.

Информация об авторах

В. Ф. Родин — профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, почетный работник образования РФ;

И. Б. Марьясис — заместитель начальника кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя, кандидат психологических наук, доцент.

Information about the authors

V. F. Rodin — Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician RAEN, Honorary Worker of Education of the Russian Federation;

I. B. Maryasis — Deputy Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activities of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 31.01.2023; одобрена после рецензирования 27.03.2023; принята к публикации 15.05.2023.

The article was submitted 31.01.2023; approved after reviewing 27.03.2023; accepted for publication 15.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.