Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Позин Александр Ильич, Балашова Вера Алексеевна, Кравцов Олег Геннадиевич

Рассматривается эмоциональная устойчивость как критерий профессиональной психологической пригодности. При этом эмоциональное выгорание определяется как реакция на внешние обстоятельства, отражающие специфику профессиональной деятельности. С учетом многоаспектного характера служебной деятельности сотрудника полиции проанализированы особенности личности кандидатов на службу с точки зрения оценки их профессиональной психологической пригодности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Позин Александр Ильич, Балашова Вера Алексеевна, Кравцов Олег Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL STABILITY AS A CRITERION OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL FITNESS OF A POLICE OFFICER

In this article, emotional stability is considered as a criterion of professional psychological fitness. At the same time, emotional burnout is defined as a reaction to external circumstances reflecting the specifics of professional activity. Taking into account the multidimensional nature of the official activity of a police officer, the personality characteristics of candidates for service are analyzed from the point of view of assessing their professional psychological fitness.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИГОДНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ»

Научная статья УДК 159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-288-294 NIION: 2003-0059-2/23-659 MOSURED: 77/27-003-2023-02-858

Эмоциональная устойчивость как критерий профессиональной психологической пригодности сотрудника полиции

Александр Ильич Позин1, Вера Алексеевна Балашова2, Олег Геннадиевич Кравцов3

1,2,3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 po3uh@bk.ru

2 VeraKasatka2014@yandex.ru

3 kravtsovog@gmail.com

Аннотация. Рассматривается эмоциональная устойчивость как критерий профессиональной психологической пригодности. При этом эмоциональное выгорание определяется как реакция на внешние обстоятельства, отражающие специфику профессиональной деятельности. С учетом многоаспектного характера служебной деятельности сотрудника полиции проанализированы особенности личности кандидатов на службу с точки зрения оценки их профессиональной психологической пригодности.

Ключевые слова: эмоции, эмоционально-волевая сфера, психические состояния, личность, индивидуально-психологические особенности, профессионально-психологическая пригодность, профессиональная деятельность сотрудников полиции, психология служебной деятельности органов внутренних дел

Для цитирования: Позин А. И., Балашова В. А., Кравцов О. Г. Эмоциональная устойчивость как критерий профессиональной психологической пригодности сотрудника полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 288-294. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-288-294.

Original article

Emotional stability as a criterion of professional psychological fitness

of a police officer

Alexander I. Pozin1, Vera A. Balashova2, Oleg G. Kravtsov3

1,2,3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 po3uh@bk.ru

2 VeraKasatka2014@yandex.ru

3 kravtsovog@gmail.com

Abstract. In this article, emotional stability is considered as a criterion of professional psychological fitness. At the same time, emotional burnout is defined as a reaction to external circumstances reflecting the specifics of professional activity. Taking into account the multidimensional nature of the official activity of a police officer, the personality characteristics of candidates for service are analyzed from the point of view of assessing their professional psychological fitness.

Keywords: emotions, emotional-volitional sphere, mental states, personality, individual psychological characteristics, professional psychological fitness, professional activity of police officers, psychology of official activity of internal affairs bodies For citation: Pozin A. I., Balashova V. A., Kravtsov O. G. Emotional stability as a criterion of professional psychological fitness of a police officer. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):288-294. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-288-294.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов весьма сложна и является объектом исследования целого ряда современных ученых, таких как: А. Д. Белоусов [1], Л. Н. Костина [3], В. Л. Кубышко [5], М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. Д. Сафронов [7],

А. М. Столяренко [12], И. Н. Носс, А. В. Кравченко, А. Ю. Федотов [8], В. Л. Цветков, Ю. А. Шаранов и др.

Рассматривая психологические особенности данной профессиональной деятельности, прежде всего, стоит отметить ее экстремальный характер. Сотруд-

© Позин А. И., Балашова В. А., Кравцов О. Г., 2023

ники полиции испытывают психофизические перегрузки, связанные с интенсивным характером деятельности, высокой ответственностью за ее результат. Под влиянием условий и специфики профессиональной среды личность может деформироваться в негативную сторону, что проявляется в снижении или утрате субъективной значимости деятельности, притуплении чувства профессионального долга, возрастанию эгоцентризма и т. д. Все это приводит к снижению эффективности результатов труда, формальному подходу к выполнению профессиональных обязанностей.

Изменения личности сотрудника полиции в негативную сторону, под влиянием условий и специфики профессиональной среды называется профессиональной деформацией личности. Данная проблема является весьма актуальной, ею занимались такие ученые как: С. Е. Борисова, Ю. С. Калягина, М. В. Кроз, В. С. Медведева и др. Наряду с профессиональной деформацией, был введен термин, который в отечественной литературе определяется как «эмоциональное выгорание». Между профессиональной деформацией и эмоциональным выгоранием существует много общего: оно также проявляется под влиянием профессиональной среды, в виде психологического защитного механизма, который представляет собой полное или частичное исключение эмоций в ответ на внешние раздражители. Проблема эмоционального выгорания, также является весьма актуальной психологической проблемой в современной правоохранительной структуре.

Е. Н. Томас и М. Е. Рябова изучали специфику эмоционального выгорания у сотрудников полиции с различным стажем службы. Авторы разделили респондентов на три группы. Первая группа включала молодых сотрудников, чей стаж службы составлял до 3-х лет, испытуемые второй группы обладали стажем службы от 4-х до 10-ти лет и стаж испытуемых третьей группы был более 10-ти лет. Было установлено, что сотрудники, чей стаж службы от 4-х до 10-ти лет наиболее подвержены эмоциональному выгоранию, в частности симптому «личностной отстраненности» [13].

Особенности эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов в зависимости от стажа службы и гендерных различий исследовала М. О. Резванцева. В исследовании автора принимали участие сотрудники, чей стаж службы был более 5-ти лет и имели самые высокие показатели эмоционального выгорания. При этом, у всех сотрудников самые высокие показатели были по фазе «резистенция», которая единственной является формирующийся [11].

В работе Е. Г. Зуевой и А. И. Литвиновой было показано, что именно взаимодействие сотрудников полиции с гражданами в большей части способствует развитию эмоционального выгорания. Так авторы сравнили степень эмоционального выгорания в двух подразделениях: комендантской группы и сотрудников ОСН «Гром», чья деятельность более стрессогенная, но не предусматривает общения с гражданами. Показатели эмоцио-

нального выгорания сотрудников комендантской группы оказались значительно выше [2].

В исследование И. Н. Польшаковой и С. О. Ореховой взаимосвязи эмоционального выгорания и индивидуально-личностных особенностей у сотрудников органов внутренних дел было выявлено, что нервно-психическое напряжение имеет положительную корреляционную связь со всеми фазами эмоционального выгорания [9].

В рамках системного подхода О. А. Ульянина весьма полно описала иерархию и многогранность профессиональной деятельности сотрудника полиции [14]. К факторам, влияющим на профессиональную деятельность, относится нормативная регламентация, согласно которой сотрудник полиции должен постоянно соизмерять свои действия с требованиями закона и ведомственными нормативно-правовыми актами. Его действия часто находятся на общественном обозрении, что увеличивает стрессовое воздействие, поскольку необходимо четко следовать принципам законности, гуманизма и уважению права и свобод человека, этическим правилам. Важным аспектом является, наличие властных полномочий, что предъявляет высокие требования к правосознанию сотрудника с учетом общественно открытого характера его деятельности. Не стоит забывать, что профессиональное общение сотрудника полиции связано с асоциальными элементами общества, которые зачастую негативно настроены в отношении него, находится в эмоциональном состоянии, отягощенном воздействием алкоголя или иных психотропных веществ. При этом сотруднику полиции необходимо с выдержкой и профессионализмом выполнять поставленные оперативно-служебные задачи, грамотно и корректно общаться с гражданами. Все эти особенности деятельности определенным образом воздействуют на личность сотрудника правоохранительных органов. Данное воздействие приводит к определенной деформации личности сотрудника.

Поэтому актуальным является вопрос, каковы особенности личности молодых сотрудников правоохранительных органов, которым только предстоит приступить к выполнению профессиональных обязанностей. Если у кандидатов на службу, будут отсутствовать признаки негативного психоэмоциального состояния, то можно констатировать, что наличие их у сотрудников, является следствием влияния профессиональной деятельности.

Поскольку профессиональная деятельность сотрудников полиции реализуется в экстремальных условиях, то и профессионально-психологический отбор имеет особое значение. Кандидаты при поступлении на службу проходят длительную процедуру отбора, включающую врачебно-военную комиссию, специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа и психологическое тестирование.

Нами было проанализированы результаты профессионально-психологического отбора 228 кандида-

тов, по ряду аспектов: во-первых, это эмоциональная устойчивость кандидатов, во-вторых уровень внутренний саморегуляции, и в-третьих, был оценен ряд шкал психодиагностических методик, включенных в оценку личных и деловых качеств, таких как: реализация эмоционального напряжения, соматизация тревоги, тревога и депрессия, интернальность общая, интернальность профессиональной деятельности, интернальность в межличностном общении.

Кандидаты на службу в правоохранительные органы градируются по четырем категориям профессиональной пригодности: «рекомендован в первую очередь», «рекомендован», «рекомендован условно» и «не рекомендован». В ходе комплексного исследования кандидаты из выборки распределялись по трем категориям: рекомендованные — 123 кандидата, рекомендованные условно — 69 кандидатов и не рекомендованные — 36 кандидатов. Третья категория нами не принималась во внимание, так как ни один сотрудник из нее не поступил на службу в органы внутренних дел, в свою очередь, из второй группы поступило на службу около 70 % кандидатов, из первой 100 %, соответственно.

Е. А. Крупник понимает психологическую устой-

чивость, как подвижную, а не статическую структуру, которая способствует нахождению баланса в профессиональной деятельность, между внутренними и внешними критериями [4].

Схожие мнение имеет Г. С. Никифоров, представляя психологическую устойчивость как совокупность качеств личности, где выделяет уравновешенность, стойкость, стабильность и сопротивляемость [10]. Психологическая устойчивость необходима для качественного выполнения сотрудником полиции поставленных задач. Уравновешенность позволяет сдерживать эмоции, стойкость способствует возможности противостоять трудностям службы. Сопротивляемость позволяет свободно принимать решения, и, наконец, стабильность, определяет фон настроения сотрудника.

Показатели эмоциональной устойчивости кандидатов представлены на рисунке 1. Данный критерий отмечает не только эмоциональную устойчивость, но и контроль поведения, проявлений эмоций. Как видно на рисунке 1 у рекомендованной и условно рекомендованной категории имеются существенные различия по итоговым оценочным показателям блока «эмоциональной устойчивости».

Рис. 1. Средние показатели эмоциональной устойчивости кандидатов на службу

Если рекомендованные кандидаты имеют достаточно оптимистичные показатели, то условно рекомендованные в 32,2 % случае имеют итоговую оценку — ниже среднего. Исходя их этого, кандидаты условно рекомендованные, в своем большинстве имеют достаточно сформированную эмоциональную сферу, а их негативные оценки связаны с иными компонентами профессионального отбора. В свою очередь, среди рекомендованных кандидатов, в принципе нет эмоционально-неустойчивых, а показатели потенциальных сотрудников достаточно высокие, что дает возможность сделать позитивный прогноз

по их службе.

Блок саморегулиции (рис. 2) характеризует как кандидат проявит себя в профессиональной деятельности, и определяет такие качества, как организованность, выдержку, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, работоспособность. Т. В. Мальцева понимает под психологической саморегуляцией навык человека, который заключается в возможности регулировать свои психические состояния в зависимости от требований окружающей среды, что способствует лучшей адаптации сотрудника к оперативно-служебной деятельности [6].

Рис. 2. Средние показатели саморегуляции кандидатов на службу

Показатели блока «саморегуляции» имеют более однозначную структуру, менее зависящую от общей оценки кандидата, так 80 % рекомендованных респондентов имеют среднюю оценку, в то время как условно рекомендованные — 66,6 %, хотя у них более часто встречается оценка ниже среднего (25,6 %), все равно это низкий процент от общего числа сотрудников, поступивших на службу, около 7,6 %. Данные показатели отображают возрастную категорию кандидатов на службу: это, как правило, молодые люди, не имеющие большого профессионального опыта, в некоторых аспектах не уверенные в себе, им только предстоит набраться опыта. Поэтому у всех кандидатов примерно средние значения данного показателя профессиональной пригодности, что соответствует предъявляемым требованиям. Стоит отметить, что у них отмечается скорее ни недостаток смелости, настойчивости и целеустремленности в деятельности, а их не организованный характер, т. е. кандидат еще не знает, каким способом он может себя проявить.

И, наконец, проанализируем шкалы психодиагностических методик (рис. 3), включенных в оценку личных и деловых качеств, таких как: реализация эмоционального напряжения, соматизация тревоги, тревога и депрессия, интернальность общая, интернальность профессиональной деятельности, интернальность в межличностном общении. Данные шкалы имеют следующие критерии оценки:

• высокий уровень — свыше 7,5 до 10 баллов;

• средний уровень — свыше 5,5 до 7,5 баллов включительно;

• уровень ниже среднего — свыше 2,5 до 5,5 баллов включительно;

• низкий уровень — от 1 до 2,5 баллов включительно.

Как видно на рис. 3, средние показатели данных

шкал находятся на среднем уровне, за исключением ин-тернальности профессиональной деятельности и межличностного общения, где показатели расположены на границе между средним уровнем и ниже среднего.

Самые высокие показатели имеет шкала «сомати-зация тревоги», что говорит о том, что кандидаты не обращают внимания и не озабочены состоянием своего здоровья. Другими словами, они готовы к напряженной и усердной работе, которая требует больших сил, не обращая внимания на состояние усталости. Возрастные особенности здесь тоже играют важную роль, возраст кандидатов составляет, в среднем, 2223 года, что обуславливает их готовность к активной деятельности и желанию проявить себя. Вторую позицию занимает шкала «реализация эмоционального напряжения», которая также имеет высокие показатели. Это свидетельство того, что кандидаты, поступившие на службы, в стрессовых ситуациях способны сохранять самообладание. Однако, у группы условно рекомендованных данный показатель несколько снижен, но все равно находится на среднем уровне. Шкала «тревога и депрессия» находится на одинаковом уровне у обеих групп. Во многом это ситуативный показатель, ведь поступление на службу достаточно трудный процесс, и кандидаты находятся в состоянии ситуативной тревожности, что и оказало свое влияние на результаты тестирования. Свойство ориентироваться на внутренний критерий, характерно для обеих групп кандидатов: у рекомендованных этот показатель находится на высоком уровне, у рекомендованных условно несколько снижен, как и остальные показатели, но все же находятся на среднем уровне. Другими словами, при поступлении на службу сотрудники полиции ориентированы собственные силы и возможности при выполнении поставленных задач.

Рис. 3. Средние значения показателей качеств личности у респондентов

Примечание: по абсциссе координат расположены шкалы: 1 — реализация эмоционального напряжения; 2 — соматизация тревоги; 3 — тревога и депрессия; 4 — интернальность общая; 5 — интернальность профессиональной деятельности; 6 — интернальность в межличностном общении.

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, о том, что сотрудники полиции, поступившие на службу, имеют достаточ- 3. ный, для выполнения поставленных оперативно-служебных задач, уровень эмоциональной устойчивости. Они характеризуются, достаточным контролем своего поведения, адекватным проявлением эмоций, внутренней организованностью. У кандидатов на службу в ходе психологического отбора не обнаружено склон- 4. ности к реализации эмоционального напряжения, к тревожным и депрессивным реакциям. В подавляющем большинстве у них отмечается необходимый внутренний контроль, как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении. При этом 5. снижение показателей по этим шкалам, во многом объясняется возрастом кандидатов, который находится в пределах от 21 до 25 лет. Из чего можно сделать вывод, что наличие негативных психоэмоциональных состояний у сотрудников полиции во многом обуслов- 6.

лено именно влиянием условиями и содержанием профессиональной деятельности сотрудников полиции. 7.

Список источников

1. Белоусов А. Д. Использование современных психологических методов для повышения профессиональной компетенции следователей 8. по получению достоверных показаний подозреваемых и обвиняемых : науч.-практ. пособие. Москва : ВНИИ МВД России, 2016. 43 с.

2. Зуева Е. Г., Литвинова А. И. Профилактика коррупции в органах внутренних дел : нор- 9. мативно-правовое обеспечение, практическая реализация, пути совершенствования. Мате-

риалы внутриведомственной научно-практической конференции, 2020. Костина Л. Н., Перков А. А. Психолого-педагогические методы развития психологического потенциала курсантов // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 2016. № 4. С. 164-166.

Крупник Е. П., Тагирова Р. А. Изучение проблемы устойчивости в различных педагогических школах // Психология человека в условиях социальной нестабильности. Москва : МПГУ, 1994.

Кубышко В. Л. Ведомственная профессионально-практическая психология в контексте 300-летия российской полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2. С. 8-13. Мальцева Т. В. Психология : учебное пособие. Москва : РИОР: Инфра, 2017. 273 с. Марьин М. И., Петров В. Е., Сафронов А. Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности : учебно-методическое пособие. Домодедово : ВИПК МВД России, 2014. 156 с. Носс И. Н., Кравченко А. В., Федотов А. Ю. К вопросу о моделировании личностно-профессиональной пригодности курсантов вузов МВД России // Инновации в образовании. 2017. № 2. С. 94-106.

Польшакова И. Н., Орехова С. О. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. ФГАОУ ВО «Северно-Кавказ-

ский федеральный университет», 2020.

10. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г С. Никифорова. Санкт- Петербург : Питер, 2006. 607 с.

11. Резванцева М. О. Психология и педагогика : актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов научно-практической конференции (к 15-летию факультета психологии МГОУ), 2019.

12. Столяренко А. М. Психология и педагогика : учебник для вузов. 3-е изд. М., 2017.

13. Томас Е. Н., Рябова М. Е. Современные инструменты управления человеческими ресурсами : теория и практика. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2016.

14. Ульянина О. А. Психологическое сопровождение формирования личностной компетентности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России : дис. ... д-ра психол. наук. Москва : Академия управления МВД России, 2019.

References

1. Belousov A. D. The use of modern psychological methods to improve the professional competence of investigators to obtain reliable testimony of suspects and accused : scientific and practical. manual. Moscow : Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 43 p.

2. Zueva E. G., Litvinova A. I. Prevention of corruption in internal affairs bodies : regulatory and legal support, practical implementation, ways of improvement. Materials of the interdepartmental scientific and practical conference, 2020.

3. Kostina L. N., Perkov A. A. Psychological and pedagogical methods of developing the psychological potential of cadets // Bulletin of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. 2016. № 4. P. 164-166.

4. Krupnik E. P., Tagirova R. A. Studying the problem of stability in various pedagogical schools // Human psychology in conditions of social instability. Moscow : MPSU, 1994.

5. Kubyshko V. L. Departmental professional and practical psychology in the context of the 300th anniversary of the Russian police // Bulletin of

the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 2. P. 8-13.

6. Maltseva T. V. Psychology : textbook. Moscow : RIOR: Infra, 2017. 273 p.

7. Maryin M. I., Petrov V. E., Safronov A.D. Psychological training of police officers for professional activity : an educational and methodological manual. Domodedovo : VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. 156 p.

8. Noss I. N., Kravchenko A.V., Fedotov A. Yu. To the question of modeling the personal and professional fitness of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Innovations in education. 2017. № 2. P. 94-106.

9. Polshakova I. N., Orekhova S. O. North Caucasus Federal University. Collection of articles of the International Research Competition, 2020.

10. Psychology of health : textbook for universities / edited by G. S. Nikiforov. St. Petersburg : Peter, 2006. 607 p.

11. Rezvantseva M. O. Psychology and pedagogy : actual problems of theory and practice. Collection of materials of the scientific and practical conference (on the 15 th anniversary of the Faculty of Psychology of Moscow State University), 2019.

12. Stolyarenko A. M. Psychology and pedagogy : textbook for universities. 3rd ed. M., 2017.

13. Thomas E. N., Ryabova M. E. Modern tools of human resource management: theory and practice. Chelyabinsk : Chelyabinsk State University, 2016.

14. Ulyanina O. A. Psychological support for the formation of personal competence of employees of internal affairs bodies in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia : dis. ... Doctor of Psychological Sciences. Moscow : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019.

Библиографический список

1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара : Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

Bibliographic list

1. Raygorodsky D. Ya. Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Study guide. Samara : Publishing House «BAHRAKH», 1998. 672 p.

Информация об авторах

A. И. Позин — преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

B. А. Балашова — заместитель начальника кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

О. Г. Кравцов — доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Information about the authors

A. I. Pozin — Lecturer of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';

V. A. Balashova — Deputy Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O. G. Kravtsov — Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.02.2023; одобрена после рецензирования 28.03.2023; принята к публикации 13.04.2023.

The article was submitted 27.02.2023; approved after reviewing 28.03.2023; accepted for publication 13.04.2023.

Психология. Учеб. пособие. Под ред. И. В. Грошева, В. Л. Цветко-ва ; под общ. ред. В. Ф. Родина, И. Б. Лебедева. 2-е изд., перераб. и доп. 311 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям "Правовое обеспечение национальной безопасности" и "Правоохранительная деятельность".

Рассмотрены основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.

Для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.