Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
адаптация / учебно-служебная деятельность / курсанты / факторы адаптации / групповые нормы / процесс обучения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канунников Р.И.

Статья посвящена изучению процесса адаптации к учебно-служебной деятельности курсантов в органах внутренних дел. Изучение данной проблематики является актуальным, так как от исследований в данном направлении зависит успешность освоения курсантами выполнения служебной деятельности в дальнейшем. Рассмотренная проблема позволила определить специфику адаптации к учебно-служебной деятельности курсантов и определить наиболее эффективные способы решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канунников Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-322-325 КАНУННИКОВ Роман Игоревич,

NIION: 2018-0076-1/23-54 кандидат психологических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2023-1-54 Уральского юридического

института МВД России, e-mail: roma.kanunnikov@inbox.ru

СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению процесса адаптации к учебно-служебной деятельности курсантов в органах внутренних дел. Изучение данной проблематики является актуальным, так как от исследований в данном направлении зависит успешность освоения курсантами выполнения служебной деятельности в дальнейшем. Рассмотренная проблема позволила определить специфику адаптации к учебно-служебной деятельности курсантов и определить наиболее эффективные способы решения данной проблемы.

Ключевые слова: адаптация, учебно-служебная деятельность, курсанты, факторы адаптации, групповые нормы, процесс обучения.

KANUNNIKOV Roman Igorevich,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

THE SPECIFICS OF ADAPTATION TO THE TEACHING AND SERVICE ACTIVITIES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Annotation. The article is devoted to the study of the process of adaptation to the educational and service activities of cadets in the internal affairs bodies. The study of this issue is relevant, since the success of cadets' mastering the performance of official activities in the future depends on research in this direction. The considered problem made it possible to determine the specifics of adaptation to the training and service activities of cadets and to determine the most effective ways to solve this problem.

Key words: adaptation, educational and service activities, cadets.

На сегодня, проблема адаптации сотрудников полиции является одной из существенных проблем повышения эффективности функционирования правоохранительной системы.

В стремительно меняющемся обществе, в период непостоянной политической, экономической обстановки важно обладать высоким уровнем адаптационных способностей для успешного освоения учебной деятельности и эффективного выполнения своих служебных обязанностей после окончания учебы.

База для дальнейшего успешного прохождения службы закладывается еще на этапе получения высшего профессионального образования. Например, многие сотрудники полиции, имеющие офицерские звания, заканчивали высшие учебные заведения системы МВД России. Именно там, еще будучи курсантами, они учились адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям,

нагрузкам и условиям учебного процесса, что непосредственно сыграло роль на их способностях к адаптации в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Данная проблема является очень актуальной, так как в последнее время остро стоит вопрос о психологической адаптации и понимания своей профессиональной деятельности будущими сотрудниками органов внутренних дел. Неготовность к обучению в данной системе заключается вне сформированности представления о профессии, в слабой психологической готовности обучающихся к требованиям такого рода учебных заведениях.

Эти исследования нашли свое отображение в трудах таких отечественных и зарубежных ученых таких, как К.А. Абульханова-Славская, И.А. Аливердиева, А.Г. Асмолов, В.А. Братчиков, А.И. Воложин, А.К. Гришанов, Е.П. Ермолаева, Э.Ф Зеер, Е.А. Климов, А. Кардинер, Д. Коста, Д.А.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Леонтьев, Дж. Марсиа, В.И. Медведев, А.Л. Мац-кевич, А.В. Сиомичев, В.А. Сластенин, В.А. Хриса-нов, В.Д. Цуркан, Л.Б. Шнейдер и др.

Развитие эволюционной теории Ч. Дарвина позволило создать понятие «адаптация». Этот термин связывал процессы адаптации особей и развитие биологических видов, к которым принадлежат и люди.

Проблема адаптации в дальнейших исследованиях Дж. Буффона, и Дж. Б. Ламарка приобрела теоретическую и эмпирическую основу. Все это способствовало расширению области применения данного терминологического понятия.

Социальная и профессиональная адаптации являются процессом взаимодействия данного субъекта со средой. Данная среда понимается как взаимосвязанная система различных областей: природной, экономической, социальной, моральной и т. д. [1].

В контексте многих исследований понятие адаптации понималось как изменение чувствительности анализаторов человека. Чувствительность анализаторов зависит от свойств раздражителя. Так, например отечественный психолог А.А. Налчаджан считал, что процессы, происходящие в жизни человека - это по сути психологическая адаптация [6].

Такая психологическая адаптация может быть прослежена на уровне психологической регуляции, в какой -либо из ситуаций, когда индивиду необходимо принять решение в строго ограниченное время.

В контексте психической адаптации В.Э. Чудновский понимает результат функционирования целостной системы саморегуляции, которая поддерживает активность человека в «оперативном отдыхе», что позволяет ему не только эффективно решать широкий круг экологических и социальных задач, но и влиять на них быстро и активно [8].

В то же время сама среда способствует реализации целей и потребностей индивида. Все это побуждает человека к активности и стремлению найти гармонию с окружающей средой. Нарушение гармонии может привести к различным психическим отклонениям, нанести ущерб не только психическому, но и физическому здоровью. В этом случае адаптационные возможности становятся для человека критическими.

Так, Ж. Пиаже, рассматривая адаптацию, определил ее как процесс гомеостатического равновесия. Основываясь на этом понимании, великий ученый пришел к пониманию существования в процессе адаптации двух механизмов ассимиляции и аккомодации.

Адаптация обучающихся в образовательных организациях МВД России подчиняется в основ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

ном тем же требованиям, предъявляемым к адаптации студентов, хотя при этом наблюдаются различия. Одной из наиболее значимых характеристик является системность. Системность в образовательных организациях МВД России заключается в единстве требований, как со стороны преподавателей, так и со стороны курсовых офицеров и руководства [2].

Такая характеристика позволяет самореализовываться, выбирая наиболее значимые воздействия, осекая менее значимые и приводя их в определенную последовательность. Эта последовательность так же опирается на потребности личности, в частности, на удовлетворении этих потребностей.

В процессе удовлетворении потребностей человек всегда стремится к тем потребностям, которые приносят удовольствие и старается избегать тех потребностей, которые не приносят ему удовольствия. Данная избирательность органично встраивается в процесс социально психологической адаптации, в результате которой человек стремится к ситуации успеха. Здесь на первый план выходит значимость подкреплений [7].

Трудности, в процессе адаптации к учебно-служебной деятельности могут возникать у обучающихся при поступлении. Такого рода трудности связаны, в первую очередь, с изменениями условий жизни. Как бы ни готовил себя человек, изменения условий жизни, всегда возникают.

Небольшой процент из числа поступивших в большей степени, чем остальные готовы к таким изменениям. Чаще всего, готовыми к такого рода изменениям, являются обучающиеся, воспитывающиеся в тех семьях, где один или оба родителя являются представителями силовых структур или вооруженных сил.

В процессе адаптации курсантов в образовательном учреждении Е.А. Жигалова выделяет следующие этапы:

1) ориентировка

2) вступление в образовательный процесс (знакомство с коллективом, уставом и др. документами);

3) ориентация на понимание своих будущих профессиональных обязанностях;

4) возникновения полноценной осознания цели учебной деятельности, ее

принятия и появление ответственности [5].

Следующая трудность профессиональной адаптации связана с тем, что

человек попадает в новый для него коллектив. В таком коллективе происходит обезличивание социального статуса, что в свою очередь, может приводить к трудностям в процессе общения, так как человеку сложно сделать выбор партнеров по общению.

Пожалуй, одной из самых сложных в процессе адаптации, является трудность в том, что необходимо беспрекословно выполнять приказы. На первых порах, у курсантов может возникать внутреннее отторжение к этим приказам, так как они не всегда внутренне согласны с тем, что им приходится выполнять. Все вышеперечисленные трудности могут создавать излишнее нервно-психологическое напряжение, приводящее к нервным срывам и усложняющие процесс адаптации к учебно-служебной деятельности.

Сегодня на процесс адаптации к учебно-служебной деятельности в образовательных организациях МВД России оказывают влияние многие, далеко не всегда положительные факторы:

1) исторические факторы;

2) демографические факторы;

3) мотивационные факторы;

4) методические и наставнические факторы;

5) правовые факторы.

Дело в том, что учеба в образовательных учреждениях МВД, носит как в большей степени юридический характер. В результате этого в процессе адаптации чаще всего возникает ориентировка на выполнение формальной стороны полученного приказа.

Формализация также основывается на большом количестве нормативно правовых актов, с которыми обучающимся, приходится сталкиваться каждый

день. Успешная адаптация зависит от того, насколько быстро обучающийся

усвоит большой массив юридической информации, примет эту информацию,

осознает важность ее исполнения.

Преподаватели и руководящий состав не всегда обращают должное внимание на скрытые противоречия, которые образуются на стыке того, что обучающийся воображает о своей деятельности в органах внутренних дел и реальности. Порождение этих проблем заставляет вспомнить о роли наставнической деятельности в подготовке кадров помощи в адаптации.

В отличии от гражданского вуза в образовательных учреждениях МВД России огромное значение в процессе адаптации уделяется усвоению традиций. Чем быстрее обучающийся усвоит их, примет, начнет соблюдать, тем успешнее будет проходить процесс адаптации. В образовательных организациях МВД России в процессе адаптации большую сложность представляют групповые нормы.

В процессе обучения курсанты сталкиваются с тем, что за нарушение предписаний и правил существует не только индивидуальная, но зачастую и коллективная ответственность. На первых порах курсантам сложно понять почему

наказывают всех, а не только провинившегося. Групповая сплоченность предполагает повышение уровня взаимоподдержки, взаимовыручки, что в свою очередь оказывает влияние на социальную адаптацию обучающихся.

Немаловажное значение в процессе адаптации имеет и удовлетворенность результатами учебно-служебной деятельности и возможности реализовать себя в рамках учебного заведения. Те курсанты, которые начинают реализовывать себя не только в учебе, но и самодеятельности, спорте гораздо легче проходят адаптационный период. В связи с этим начиная с первого курса обучающиеся образовательных организации МВД вовлекаются в различную общественную деятельность, что способствует их интеграции в процесс обучения [9].

Эмоциональная неустойчивость очень часто приводит к нестабильному эмоциональному фону. На таком фоне может возникнуть нервно-психическое напряжение, которое будет мешать процессу профессиональной адаптации. Вместе с тем на формирование профессиональной адаптации оказывает процесс групповой сплоченности. Если группа является сплоченной, то у каждого из ее членов повышается социальный статус, активность, стремление реализовывать себя в какой-либо сфере.

В процессе профессиональной адаптации можно руководствоваться и советом сопроводителя-наставника, опираясь на его положительные рекомендации. Сначала утверждается и оценивается весь комплекс диагностики методов и методик, показывающих личный нравственный рост курсантов с целью сопровождения наставника нравственной направленностью и морального поведения [4].

Нужно в профессиональной деятельности знать и уметь пользоваться выбором приема воздействия на коррекцию цели и мотивы позитивного нравственного поведения. Важно активно взаимодействовать со всеми людьми, ответственно относясь к выполнению своих обязанностей.

В этом процессе важна психологическая защита минимизацией отрицательных переживаний. Важны функции психологических механизмов

для формирования морали, общей культуры и нравственного идеала.

Познание окружающей действительности и предметной деятельности формирует разные нравственные качества. В них проявляется компетентное и культурное направление своего поведения. Все то, оказывает огромное влияние на процесс адаптации в образовательных учреждениях МВД России [3].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Таким образом процесс адаптации курсантов в образовательных организациях МВД России имеет свою специфику в отличии от гражданских вузов и опирается на выполнение инструкций, неукоснительное выполнение дисциплины, четкий распорядок дня и т.д. Все это в совокупности способствует более успешной адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности.

Список литературы:

[1] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - / Монография. - М., - 1991. - 299 с.

[2] Бек А.А., Евтихов О.В. Проблема адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к учебной и служебной деятельности. // Вестник сибирского юридического института 2019.

- №3 (3) - С. 163 - 168.

[3] Воронов Д.А. Ценностно-смысловая направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России / В. И. Коваленко.

[4] В. Коваленко, Д. А. Воронов // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019.

- С. 116 - 119.

[5] Германов Г.Н., Апальков А.В., Коник А.А. Проблема профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности -2016. - №4. - С.67 -71.

[6] Жигалова Е.А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России //Вестник Восточно-Сибирского института МВД России - 2014. -№4 (71). - С.76 - 85.

[7] Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, - 2010.

- 368 с.

[8] Рябова М.Г. Ценностно-смысловые ориентации обучающихся образовательных организаций МВД России //В сборнике: духовно-нравственные основы ориентации молодежи на военные профессии. x Сазоновские педагогические чтения. Сборник научных материалов Международной научно-практической конференции - 2018.

- С. 46 - 47.

[9] Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные психологические труды. М.: Изд-во МПСИ, 2006. - 768 с.

[10] Щуров Е.А. Ценностные ориентации в саморазвитии личности курсантов в процессе подготовки в вузе МВД России. //Общество и право. -2014. - № 2 (48). - С.325 - 329.

Spisok literatury:

[1] Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. - / Monografiya. - M., - 1991. - 299 s.

[2] Bek A.A., Evtihov O.V. Problema adaptacii kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k uchebnoj i sluzhebnoj deyatel'nosti. //Vestnik sibir-skogo yuridicheskogo instituta 2019. - №3 (3) - S. 163 - 168.

[3] Voronov D.A. Cennostno-smyslovaya napravlennost' obrazovatel'nogo processa v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii / V. I. Kovalenko.

[4] V. Kovalenko, D. A. Voronov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. - YAIta: RIO GPA, 2019. -S. 116 - 119.

[5] Germanov G.N., Apal'kov A.V., Konik A.A. Problema professional'noj adaptacii kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii //Problemy pra-voohranitel'noj deyatel'nosti - 2016. - №4. - S.67 -71.

[6] ZHigalova E.A. Adaptaciya kursantov k sluzhebnoj i uchebnoj deyatel'nosti vysshih uchebnyh zavedenij MVD Rossii //Vestnik Vostochno-Sibir-skogo instituta MVD Rossii - 2014. - №4 (71). - S.76 - 85.

[7] Nalchadzhyan A.A. Psihologicheskaya adaptaciya: mekhanizmy i strategii. - M.: Eksmo, -2010. - 368 s.

[8] Ryabova M.G. Cennostno-smyslovye orient-acii obuchayushchihsya obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii //V sbornike: duhovno-nravstvennye osnovy orientacii molodezhi na voennye professii. x Sazonovskie pedagogicheskie chteniya. Sbornik nauchnyh materialov Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii - 2018. - S. 46 - 47.

[9] CHudnovskij V.E. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni. Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Izd-vo MPSI, 2006. - 768 s.

[10] SHCHurov E.A. Cennostnye orientacii v samorazvitii lichnosti kursantov v processe podgot-ovki v vuze MVD Rossii. //Obshchestvo i pravo. -2014. - № 2 (48). - S.325 - 329.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.