1
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-6-3-10
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ ГИБДД
С.Н. Баркалов, С.М. Струганов
Представлен анализ организации физической подготовки в образовательных
организациях МВД России с учетом специфики служебной деятельности сотрудников
ГИБДД. Определены пути формирования психофизической готовности к профессио-
нальной деятельности в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД Рос-
сии, обучающихся по профилю ГИБДД.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, сотрудник ГИБДД, психо-
физическая готовность, физическая подготовка, самооценка психофизического
состояния.
FEATURES OF THE FORMATION Баркалов Сергей Николаевич, канд. пед.
OF PSYCHOPHYSICAL READINESS наук, доц., нач. кафедры, [email protected], Россия,
OF CADETS OF UNIVERSITIES Орел, Орловский юридический институт МВД России
OF THE MINISTRY OF INTERNAL имени В.В. Лукьянова,
AFFAIRS OF RUSSIA STUDYING Струганов Сергей Михайлович, канд. пед.
ACCORDING TO THE PROFILE наук, проф., [email protected], Россия, Иркутск,
OF THE TRAFFIC POLICE Восточно-Сибирский институт МВД России
Barkalov S.N., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, head of chair, Характер выполняемых задач и
[email protected], Russia, Orel, Lu- профессиональная деятельность сотруд-
kyanov Orel Law Institute of the Ministry of
the Interior of Russia, ников Государственной инспекции без-
Struganov S.M., candidate of pedagogical опасности дорожного движения (далее –
sciences, professor, [email protected], Rus- ГИБДД) Министерства внутренних дел
sia, Irkutsk, East Siberian Institute of the
Ministry of Internal Affairs of Russia Российской Федерации (далее – МВД
России), а также учет их индивидуаль-
An approach to the organization of physical
training in educational institutions of the ных особенностей в период профессио-
Ministry of Internal Affairs of Russia is pre- нальной подготовки предопределяют
sented, taking into account the specifics of the специфические требования к их подго-
service activities of the traffic police. The
ways of psychophysical readiness formation товленности. На современном этапе на-
for professional activity in the process of зрела необходимость усиления внимания
physical training of cadets of higher educa-
tional institutions of the Ministry of Internal к тем аспектам подготовки курсантов,
Affairs of Russia, studying in the traffic police обучающихся в вузах МВД России по уз-
profile, have been determined. кой специализации – сотрудник подраз-
Key words: traffic police officer, professional деления по обеспечению безопасности
activity, physical training, psychophysical дорожного движения (далее – по про-
readiness, self-assessment of psychophysical
state. филю ГИБДД), которые бы способство-
3
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
вали уточнению роли физической подготовки в формировании должной
психофизической готовности в условиях образовательной организации,
поддержании ее на высоком уровне, основанном на учете специфики пред-
стоящей профессиональной деятельности выпускников.
Преобразования в организации физической подготовки курсантов
образовательных организаций МВД России приводят к выводу, что одно-
типный подход к занятиям физическими упражнениями и содержанию
деятельности обучающихся снижает их уровень подготовленности к концу
обучения и мало способствует накоплению опыта по управлению и
регулированию процессов психофизической готовности и соответствую-
щей организации двигательной деятельности. Это мало соответствует тем
требованиям, которые предъявляются предстоящей служебной деятельно-
стью к их знаниям, навыкам, индивидуальным психическим, физическим,
личностным качествам [1, 2].
Поэтому обучение курсантов владению средствами и методами
управления психофизическими процессами, предоставление информации о
направлении, степени выраженности и качестве эффектов, влияющих на
работоспособность в результате оказываемого воздействия «здесь и
теперь», должны быть вплетены в канву реализации оптимизационных
мероприятий [3].
При этом оценка эффективности применяемых методов управления
психофизическими процессами в служебной деятельности определяется:
– характером и степенью выраженности влияния педагогических
воздействий, приводящих к изменению показателей функционального
состояния, уровня психофизической готовности и надежности деятельно-
сти;
– успешностью управления работоспособностью через постепенное
улучшение состояния курсанта и минимизацию устойчивых проявлений
стресса не только на протяжении цикла обучения, но и переноса накоплен-
ного потенциала в их будущую служебную деятельность;
– умением вносить корректировки и изменения в программу меро-
приятий, направленных на управление процессами восстановления орга-
низма после перенесенных нагрузок различного характера (психического,
физического), владеть методами контроля адекватности выбранных мето-
дов управления работоспособностью.
Особый статус физической подготовки, сложившийся в общей кон-
цепции управления психофизическими процессами сотрудников ГИБДД,
позволяет увязать в рамках этого понятия представления об эффективно-
сти их служебной деятельности и оптимальности состояний, переживае-
мых сотрудником. Акцентирование внимания на подборе комплекса мето-
дик, позволяющих проанализировать изменения, происходящие на разных
уровнях жизнедеятельности курсанта, характеристика степени затрачивае-
4
3
Физическая культура [Physical culture]
мых на выполнение служебных обязанностей психологических и физиоло-
гических ресурсов способствует тому, что в процессе будущей службы они
будут использовать накопленный опыт управления психофизическими
процессами в своей профессиональной деятельности [3].
Результаты различных исследований констатируют, что полноцен-
ная характеристика структуры основных компонентов психофизической
готовности имеет следующие группы: 1) оценки уровня физиологической
напряженности деятельности; 2) показателей субъективного комфорта и
эмоциональной окраски переживаемого состояния, опосредующих лично-
стные особенности (хроническое утомление, тревожность, депрессию
и др.); 3) характеристики протекания профессионально важных психофи-
зических функций, включающих память, внимание, интеллектуальную и
физическую активность; 4) оценки динамики успешности физической под-
готовки как базового основания параметров работоспособности и ее скоро-
стных, силовых, координационных возможностей, их устойчивости во
временном аспекте [4, 5].
Указанные группы показателей как оценка надежности профессио-
нальной деятельности и психофизической готовности сотрудника ориен-
тируют на анализ эффективности управления процессами восстановления
организма и накладывают отпечаток на успешность служебного поведения
в целом.
При этом в опыте подготовки курсантов к управлению своим
состоянием, а значит и работоспособностью, необходимым являются их
знания и ощущения о результатах осуществляемых воздействий, которые
специалисты предлагают определять по данным оценки динамики теку-
щего функционального состояния обучающегося в результате отдельных
занятий и устойчивой тенденции в снижении общего уровня напряженно-
сти и проявления стресса в результате полного цикла обучения, а также по
показателям стабильности достигнутых результатов во времени, сразу
после окончания занятий и в более отдаленной перспективе [6].
Показано, что профессиональная деятельность сотрудников ГИБДД
на современном этапе не имеет высокой связи с уровнем физической под-
готовленности. Во многом данный процесс определяется уровнем развития
личностных качеств. Однако определена ведущая роль физической подго-
товки как базовой основы для поддержания и сохранения психофизиче-
ской готовности и развития личностных качеств сотрудников [7].
В целом анализ результатов проведенных исследований показывает,
что преимущество имеют те курсанты, которые активно включаются в
поддержание своей физической формы, постоянно занимаясь физическими
упражнениями. Их функциональные резервы значительно шире, чем у тех,
кто занимается только в рамках обязательных занятий и не участвует в
осознанном процессе физической активности посредством использования
элементов физической рекреации в своей жизни.
5
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Проявление должной психофизической готовности к профессио-
нальной деятельности может быть достигнуто за счет более высокой спо-
собности к активации центральной нервной системы, совершенной регуля-
ции функций организма и их устойчивости при неблагоприятных воздей-
ствиях внешней среды.
Установлено, что имеющиеся в настоящее время рекомендации по
организации и проведению физической подготовки курсантов, обучаю-
щихся по профилю ГИБДД в вузах МВД России, не в полной мере учиты-
вают специфику их будущей профессиональной деятельности. Это, в свою
очередь, обусловливает наличие определенных трудностей в определении
места и роли физической подготовки в целостной системе подготовки кур-
сантов, что снижает качество профессиональной подготовленности выпу-
скников вуза.
В ходе нашей работы были изучены особенности служебной дея-
тельности сотрудников ГИБДД. Определено, что выполнение своих функ-
циональных обязанностей сотрудниками нередко происходит в условиях
воздействия ряда неблагоприятных факторов природной среды, климати-
ческих условий – с одной стороны, и при недостаточной физической
активности, психоэмоциональном напряжении, связанном с высокой лич-
ной ответственностью за результаты своего труда, сопровождающегося
нарушениями суточного режима, – с другой стороны. При этом в должной
мере не используются возможности физической подготовки в регулирова-
нии психофизической готовности сотрудников для повышения эффектив-
ности профессиональной деятельности.
Результаты наших исследований показали, что успешность профес-
сиональной подготовки курсантов – будущих сотрудников ГИБДД, в пер-
вую очередь определяется уровнем теоретических знаний и практических
навыков в методах и организации повышения и сохранения психофизиче-
ской готовности в течение рабочего дня, в процессе выполнения специаль-
ных задач, требующих соответствующего уровня развития общей вынос-
ливости, логического мышления и ряда личностных качеств, прежде всего
ответственности, организованности, исполнительности и самостоятельно-
сти.
Процесс повышения и сохранения психофизической готовности, в
том числе личностного компонента, неразрывно связан с формированием
активно-деятельного отношения обучающихся к процессу физической
подготовки: от жесткой к частичной регламентации, учитывающей инди-
видуальные особенности курсантов, создания благоприятной физкуль-
турно-спортивной микросреды, включения индивидуально направленной
методики, основанной на самооценке своего психофизического состояния
и влияния собственной деятельности на уровень формирования физиче-
ской подготовленности.
6
5
Физическая культура [Physical culture]
Анализ публикаций специалистов свидетельствует о повышении
эффективности физической подготовки курсантов образовательных орга-
низаций МВД России. Однако, по их мнению, это не снижает актуальности
некоторых ее проблем, связанных с отсутствием у обучающихся знаний и
умений по применению методов повышения и сохранения психофизиче-
ской готовности, ежегодно снижающимся уровнем физической подготов-
ленности кандидатов на обучение в образовательные организации системы
МВД России, слабым включением курсантов в процесс систематических
самостоятельных занятий физическими упражнениями [8]. Поэтому целе-
сообразность применения специальной программы по физической подго-
товке в образовательных организациях МВД России, в том числе для кур-
сантов, обучающихся по профилю ГИБДД, учитывающей характер их
предстоящей профессиональной деятельности, не вызывает сомнения.
Современный период развития высшей школы, в том числе системы
профессионального образования МВД России, заставляет по-новому
взглянуть на проблему совершенствования обучающей среды вуза, воз-
можности и перспективы развития такого важного ее элемента, каким
является физкультурно-спортивная микросреда. Наши исследования под-
тверждают необходимость дальнейшей разработки проблемы, связанной с
усилением влияния физкультурно-спортивной деятельности на формиро-
вание личности специалиста, адекватное использование методов повыше-
ния и сохранения психофизической готовности курсантов вузов МВД Рос-
сии к эффективному выполнению профессиональных задач.
Следует также констатировать, что постановка процесса физиче-
ской подготовки, построенной на учете временной организации жизнедея-
тельности в определенных условиях внешней среды, способствует повы-
шению физического здоровья и умственной работоспособности курсанта.
Адаптационный процесс является реальной основой целенаправленной
активизации его резервных возможностей, творческих способностей, а
также преодоления трудностей и психологических барьеров, возникающих
в процессе учебной деятельности [9].
Таким образом, в процессе физической подготовки курсантов вузов
МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, следует учитывать осо-
бенности профессиональной деятельности и требования, предъявляемые к
сотрудникам органов внутренних дел, для чего необходимо:
– регулировать степень регламентации физической подготовки на
основе усиления индивидуальной направленности и включения в учебный
процесс методов самооценки психофизических состояний, являющихся
значимыми факторами управления психофизической готовностью курсан-
тов как в период обучения, так и в качестве базовой основы для их успеш-
ной предстоящей профессиональной деятельности;
– обеспечить преимущественное включение в содержание физиче-
ской подготовки упражнений, способствующих формированию общей
7
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
выносливости, учитывая при этом степень проявления ее показателей в
процессе отбора кандидатов на обучение в образовательные организации
МВД России;
– акцентировать внимание преподавателей на реализации когни-
тивной и мотивационной составляющих в процессе формирования потреб-
ности курсантов в физических упражнениях;
– учитывать результаты дифференциации обучающихся по степени
их готовности к самостоятельной деятельности в целях физического со-
вершенствования;
– акцентировать внимание курсантов на содержании самостоятель-
ных занятий, обусловленном спецификой профессиональной деятельности,
особенностями их потребностно-мотивационной сферы и индивидуальным
уровнем физической подготовленности;
– рекомендовать в самостоятельных занятиях (на основе добро-
вольного выбора средств физической подготовки и в связи со спецификой
предстоящей профессиональной деятельности) использовать спортивные
игры как базовую основу развития быстроты реакции и организации
эффективного поведения в экстремальных ситуациях;
– обеспечивать методическое руководство самостоятельными заня-
тиями проведением инструкторско-методических семинаров, а также
оформлением наглядной агитации по методике проведения занятий.
Кроме того, требуется внесение корректив с учетом операторской
направленности профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД
[10], что может быть обеспечено включением в упражнения на концентра-
цию и переключение внимания следующих примерных заданий (после и до
упражнений с высокой физической нагрузкой): поиск цифр в определен-
ной (заданной) последовательности на примере теста «красно-черная таб-
лица» и по аналогии создание задания с буквенными обозначениями
(поиском определенных букв и их расположением в алфавитном порядке),
чтение карты с кодами регионов страны и последующим их нахождением
и обозначением на карте, запоминание определенных символов, знаков,
кодов регионов, номеров машин и их воспроизведение в состоянии утом-
ления, ситуационные задачи, связанные с реакцией на движущийся объект
и реакцией выбора.
Список литературы
1. Некоторые аспекты мотивации курсантов МВД России к заня-
тиям физической подготовкой / М.Б. Кузнецов [и др.] // Известия Туль-
ского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021.
Вып. 2. С. 37–43.
8
7
Физическая культура [Physical culture]
2. Панферов Р.Г. Оптимизация физической подготовки курсантов и
слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенство-
вание физической подготовки сотрудников правоохранительных органов:
сб. статей. Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2020. С. 167–
168.
3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии
управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007. 311 с.
4. Губанов Э.В. Структура и содержание готовности сотрудников
органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей // Совер-
шенствование профессиональной и физической подготовки курсантов,
слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ве-
домств: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск: ВСИ МВД России,
2020. С. 54–57.
5. Панферов Р.Г. Физическая подготовка и безопасность личности:
цель, задачи, взаимодействие // Автономия личности. 2020. № 1 (21).
С. 154–159.
6. Кузнецова А.А. Рефлексивно-смысловая регуляция состояния
выгорания у преподавателей высшей школы: дис. … канд. психол. наук.
Курск, 2016. 244 с.
7. Баркалов С.Н. Особенности психофизической подготовленности
сотрудников дорожно-патрульной службы к экстремальным ситуациям
служебной деятельности // Управление деятельностью по обеспечению
безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершен-
ствования. 2019. № 1 (2). С. 57–62.
8. Алдошин А.В., Алдошина Е.А. Психофизическая работоспособ-
ность курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД
имени В.В. Лукьянова // Наука-2020. 2017. № 2 (13). С. 223–221.
9. Моськин С.А. Роль психофизической тренировки в формирова-
нии профессиональных и личностных качеств курсантов и слушателей об-
разовательных организаций системы МВД России // Актуальные проблемы
физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сб. статей. Орел:
ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2017. С. 119–121.
10. Алдошин А.В. Анализ особенностей профессиональной дея-
тельности операторской направленности у сотрудников ОВД при работе в
нештатном режиме // Научный вестник Орловского юридического инсти-
тута МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 110–113.
References
1. Nekotorye aspekty motivacii kursantov MVD Rossii k zanyatiyam fizicheskoj
podgotovkoj [Some aspects of motivation of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Rus-
sia to physical training] / M.B. Kuznecov [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo
universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture.
Sport]. 2021. Issue 2. P. 37–43.
9
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
2. Panferov R.G. Optimizaciya fizicheskoj podgotovki kursantov i slushatelej obra-
zovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Optimization of physical training of cadets and listeners
of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Improvement of
physical training of law enforcement officers: collection of articles. articles. Orel: OreI of
Ministry of Internal Affairs of Russia. V.V. Lukyanova, 2020. P. 167–168.
3. Leonova A.B., Kuznecova A.S. Psihologicheskie tekhnologii upravleniya sostoya-
niem cheloveka [Psychological technologies for managing the state of a person]. M.: Smysl,
2007. 311 p.
4. Gubanov E.V. Struktura i soderzhanie gotovnosti sotrudnikov organov vnutrennih
del k vypolneniyu sluzhebnyh obyazannostej [The structure and content of the readiness of
employees of internal affairs bodies to perform their official duties] // Improving the profes-
sional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of
law enforcement agencies: collection of articles. articles of Vseros. scientific-practical conf.
Irkutsk: VSI Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. P. 54–57.
5. Panferov R.G. Fizicheskaya podgotovka i bezopasnost' lichnosti: cel', zadachi,
vzaimodejstvie [Physical fitness and personal safety: purpose, objectives, interaction] // Avto-
nomiya lichnosti [Personality autonomy]. 2020. No. 1 (21). P. 154–159.
6. Kuznecova A.A. Refleksivno-smyslovaya regulyaciya sostoyaniya vygoraniya u
prepodavatelej vysshej shkoly [Reflexive-semantic regulation of the state of burnout among
teachers of higher education]: dis. ... cand. psychol. sciences. Kursk, 2016. 244 p.
7. Barkalov S.N. Osobennosti psihofizicheskoj podgotovlennosti sotrudnikov do-
rozhno-patrul'noj sluzhby k ekstremal'nym situaciyam sluzhebnoj deyatel'nosti [Features of
psychophysical preparedness of employees of the road patrol service to extreme situations of
service activity] // Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo
dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya [Management of activities to en-
sure road safety: state, problems, ways of improvement]. 2019. No. 1 (2). P. 57–62.
8. Aldoshin A.V., Aldoshina E.A. Psihofizicheskaya rabotosposobnost' kursantov i
slushatelej Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD imeni V.V. Luk'yanova [Psychophysi-
cal performance of cadets and students of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs named after V.V. Lukyanova] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2017. No. 2 (13).
P. 223–221.
9. Mos'kin S.A. Rol' psihofizicheskoj trenirovki v formirovanii professional'nyh i
lichnostnyh kachestv kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii
[The role of psychophysical training in the formation of professional and personal qualities of
cadets and listeners of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Af-
fairs of Russia] // Actual problems of physical culture and sport of cadets and listeners: col-
lection of articles. articles. Orel: Orel of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
V.V. Lukyanova, 2017. P. 119–121.
10. Aldoshin A.V. Analiz osobennostej professional'noj deyatel'nosti operatorskoj
napravlennosti u sotrudnikov OVD pri rabote v neshtatnom rezhime [Analysis of the pecu-
liarities of the professional activity of the operator orientation of the police officers when
working in an emergency mode] // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta
MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova [Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the
Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov]. 2018. No. 3 (76). P. 110–
113.
10