Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ДИСЦИПЛИНЫ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ДИСЦИПЛИНЫ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карданов Арсен Климович

В статье рассматриваются правосознание и соблюдение дисциплины как обязательные компоненты профессионализма курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Отмечается, что правовая подготовка в образовательных организациях МВД России строится на основе интеграции суммы готовых правовых знаний, юридических норм, принципов и требований в совокупности с правовыми ценностями, которые на заключительном этапе обучения должны стать для обучающихся личными убеждениями и жизненной потребностью. Соблюдение дисциплины курсантами и слушателями состоит в подчинении порядку, установленному в системе МвД и в зависимости от специфики конкретной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, которая требует проявления таких качеств, как высокий уровень правосознания, точность, исполнительность, выдержка, быстрота исполнения приказов и распоряжений. Указывается, что формирование правосознания и дисциплинированности курсантов и слушателей выступает взаимосвязанным процессом в ходе обучения и состоит в повышении осознанности при принятии решений, волевых качеств, ответственности и настойчивости при решении профессиональных задач, самоконтроля и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карданов Арсен Климович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL AWARENESS AND DISCIPLINE AMONG CADETS AND LISTENERS STUDYING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article examines the sense of justice and discipline as mandatory components of the professionalism of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is noted that legal training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is based on the integration of the amount of ready-made legal knowledge, legal norms, principles and requirements in conjunction with legal values, which at the final stage of training should become personal beliefs and vital needs for students. Observance of discipline by cadets and students consists in submission to the order established in the system of the Ministry of Internal Affairs and depending on the specifics of a specific operational and service and service-combat activity, which requires the manifestation of such qualities as a high level of legal awareness, accuracy, diligence, endurance, speed of execution of orders, and orders. It is indicated that the formation of legal awareness and discipline of cadets and listeners is an interconnected process in the course of training and consists in increasing awareness in decision-making, volitional qualities, responsibility and perseverance in solving professional problems, self-control, etc.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ДИСЦИПЛИНЫ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_2_72 УДК 340:378.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ДИСЦИПЛИНЫ

У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Карданов Арсен Климович,

доцент кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_@mail.ru

В статье рассматриваются правосознание и соблюдение дисциплины как обязательные компоненты профессионализма курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Отмечается, что правовая подготовка в образовательных организациях МВД России строится на основе интеграции суммы готовых правовых знаний, юридических норм, принципов и требований в совокупности с правовыми ценностями, которые на заключительном этапе обучения должны стать для обучающихся личными убеждениями и жизненной потребностью. Соблюдение дисциплины курсантами и слушателями состоит в подчинении порядку, установленному в системе МВД и в зависимости от специфики конкретной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, которая требует проявления таких качеств, как высокий уровень правосознания, точность, исполнительность, выдержка, быстрота исполнения приказов и распоряжений. Указывается, что формирование правосознания и дисциплинированности курсантов и слушателей выступает взаимосвязанным процессом в ходе обучения и состоит в повышении осознанности при принятии решений, волевых качеств, ответственности и настойчивости при решении профессиональных задач, самоконтроля и т. д.

Ключевые слова: курсанты; слушатели; правосознание; дисциплинированность; профессионализм.

UDC 340:378.6

FORMATION OF LEGAL AWARENESS AND DISCIPLINE AMONG CADETS AND LISTENERS STUDYING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

Kardanov Arsen Klimovich,

Associate Professor of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

The article examines the sense of justice and discipline as mandatory components of the professionalism of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is noted that legal training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is based on the integration of the amount of ready-made legal knowledge, legal norms, principles and requirements in conjunction with legal values, which at the final stage of training should become personal beliefs and vital needs for students. Observance of discipline by cadets and students consists in submission to the order established in the system of the Ministry of Internal Affairs and depending on the specifics of a specific operational and service and service-combat activity, which requires the manifestation of such qualities as a high level of legal awareness, accuracy, diligence, endurance, speed of execution of orders, and orders. It is indicated that the formation of legal awareness and discipline of cadets and listeners is an interconnected process in the course of training and consists in increasing awareness in decision-making, volitional qualities, responsibility and perseverance in solving professional problems, self-control, etc.

Keywords: cadets; listeners; legal awareness; discipline; professionalism.

В образовательных организациях МВД России формирование профессионалов, носителей высокой правовой культуры, позитивного правосознания и дисциплины является одной из главных задач обучения. Однако зачастую практика свидетельствует о том, что молодые сотрудники правоохранительных органов не всегда выказывают готовность соответствовать требованиям профессии и демонстрируют недостатки интеллектуально-психологического свойства, вина за которые падает на образовательные организации МВД России. Соответственно курсантам и слушателям необходимо осознавать наличие широкого спектра причин и условий, формирующих профессионализм сотрудника правоохранительных органов. При этом важно уделить внимание факторам, способствующим профессиональному мастерству, которые зависят от самой личности обучающегося [10].

С поступлением в стены образовательной организации курсанты и слушатели сталкиваются с необходимостью соблюдения требований уставов, дисциплины и субординации, несения караульной службы.

Таким образом, в процессе адаптации кур -санты и слушатели обнаруживают отрицательные эмоции, неуверенность, растерянность, что снижает уровень их обучаемости. Однако с течением времени эти отрицательные проявления исчезают по мере адаптации к вузовскому укладу. При этом на начальном этапе обучения для успешной адаптации курсанты и слушатели проходят процесс осознания своих целей, задач и возможностей, состоящий в формировании профессионально важных качеств - правосознания и дисциплины [7; 8].

Относительно формирования правосознания следует отметить, что правовая подготовка в образовательных организациях МВД России интегрирует в себе овладение суммой готовых правовых знаний, юридических норм, принципов и требований в совокупности с правовыми ценностями, которые на заключительном этапе обучения должны стать для обучающихся личными убеждениями и жизненной потребностью.

Следует отметить, что правосознание не формируется спонтанно. Оно складывается под воздействием определенных факторов: социально-экономических, социально-по-

литических, социально-правовых, социально-психологических, культурно-этических, организационно-управленческих. При формировании правосознания поощряется мыслительная и познавательная деятельность, в ходе которой курсанты и слушатели осваивают соответствующий правовой материал, оценивают состояние реальной социальной справедливости и отношение к ней членов общества [1].

Вторым важнейшим компонентом профессионализма курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, который вытекает из правосознания, выступает такое качество характера, как дисциплина. Представляя собой строгое и точное подчинение правилам поведения, порядку деятельности и отношений, установленных для всех членов социального коллектива, дисциплина является залогом успешного выполнения оперативно-служебных и слу-жебно-боевых задач. В то же время современные социокультурные условия, отличающиеся утратой традиций нравственного воспитания, воспитания ответственности и инициативы, привели к тому, что сегодня в образовательные организации МВД России попадает молодежь, у которой можно наблюдать недостаточно сформированные уровни саморегуляции, целеполагания, волевых качеств. Это приводит к тому, что у курсантов и слушателей возникают трудности в выполнении дисциплинарных требований [2; 7; 8].

Известно, что правоохранительная деятельность содержит в себе внутренние противоречия. С одной стороны несение службы связано с проявлением высокого уровня личной дисциплинированности, инициативности и способности к принятию самостоятельных ответственных решений в экстремальных и чрезвычайных условиях профессии, а с другой - подчиненности приказам вышестоящего командира, ограничивающей инициативность и самостоятельность. От того, как дисциплина понимается командиром и как она осуществляется во взаимодействии с подчиненными, зависит развитие дисциплинированности как личностной характеристики курсантов и слушателей.

Таким образом, понимание смысла и ценности подлинной дисциплинированности как самоорганизации является одной из главных задач обучения курсантов и слушателей.

При определении понятия дисциплинированности основной упор делается на такие черты характера, как правосознание, сознательность, исполнительность, ответственность, чувство долга, способность к осуществлению выбора и принятию решения [5; 10].

На наш взгляд, при формировании правосознания и дисциплинированности у курсантов и слушателей в процессе обучения ориентир следует держать на повышение осознанности при принятии решений, волевых качеств, ответственности и настойчивости при решении профессиональных задач, самоконтроля и т. д. Личностно-смысловая характеристика правосознания и дисциплины состоит в способности осознанно и качественно достигать целей и задач выполняемой деятельности, пересиливая внутренние и внешние препятствия.

Условия правоохранительной деятельности накладывают определенный отпечаток на профессионально значимые качества курсантов и слушателей [4]. Профессия правоохранителя состоит, прежде всего, в коллективном характере, распределении обязанностей между всеми участниками деятельности и качественном выполнении согласованных действий. Основу взаимодействия в коллективе составляют уставные взаимоотношения между сослуживцами, которые общаются между собой не только в ходе несения службы, но и в повседневной жизни. И не секрет, что в процессе общения как на профессиональной почве, так и бытовой могут возникать противоречия, порой перерастающие в конфликт. Разногласия и столкновения, прежде всего, отрицательно сказываются на коллективных взаимоотношениях, снижая уровень взаимопонимания и взаимовыручки, которые являются необходимыми компонентами профессионализма в экстремальных и чрезвычайных ситуациях службы [3]. Отсюда подготовку курсантов и слушателей необходимо осуществлять, нацеливаясь на правильную организацию отношений в коллективе и развитие навыка конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Главной характеристикой конструктивного разрешения конфликта является достижение компромисса, не унижающего достоинство человека. В условиях служебной деятельности это задача трудноразрешимая,

так как курсанты и слушатели, попадая в образовательную организацию, оказываются на первой ступени, где жестко, без скидок и привилегий проверяется уровень общей готовности к взрослой жизни. Исследователи и начальствующий состав органов внутренних дел ставят в приоритет такие лич-ностно-смысловые качества курсантов и слушателей, как «дух строгой дисциплины», «безукоризненное поведение», «беспрекословное подчинение начальству», которые не должны превращаться в безволие, пассивность и нерешительность. Это требует от курсантов и слушателей развития такого особого качества, как стрессоустойчивость -комплекса личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без негативных последствий как для себя, так и окружающих.

Таким образом, процесс формирования указанных ценностно-смысловых качеств -правосознания и дисциплинированности, состоит:

- в подборе кадрового состава образовательной организации из числа сотрудников правоохранительных органов, которые должны обладать соответствующими нравственными и профессиональными качествами;

- изучении индивидуальных психологических особенностей курсантов и слушателей с целью выработки оптимальной меры воздействия на каждого из них;

- поддержании такого режима образовательного процесса, который будет развивать в курсантах и слушателях необходимые качества;

- опоре на личный пример офицера, который требует от него строго отношения к себе как в ходе несения службы, так и в поступках и разговорах;

- установлении доверительных отношений между командирами и подчиненными, старшими и младшими; поддержании особой формы взаимоотношений в коллективе, где присутствует прямота, беспристрастность, требовательность и строгость при выполнении задач службы, но без придирчивости, фамильярности и фальши;

- соблюдении особой аккуратности при назначении взысканий, которые должны соответствовать совершенному проступку (недопустимо злоупотреблять ими) [6; 9; 10].

Обобщая изложенное, заключим, что формирование правосознания и дисциплинированности у курсантов и слушателей в процессе обучения ориентировано на развитие способности осознанно и качественно достигать целей и задач выполняемой деятельности, соблюдать личную безопасность в ходе несения службы, пересиливая внутренние и внешние препятствия, а также действия отрицательных факторов [7]. Известно, что профессиональная деятельность курсантов и слушателей требует высокой внутренней дисциплинированности, структуру которой составляют такие компоненты, как высо-

кий уровень правосознания, субъектность, ценностно-смысловая сфера, волевые качества характера, что обеспечивает психологическую устойчивость, развитые навыки самоуправления и самоконтроля. Однако не секрет, что при поступлении в образовательную организацию МВД России ни курсанты, ни слушатели такими качествами не обладают и в период нахождения в стенах вуза они нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке, которая позволит им наиболее эффективно сформировать указанные качества.

Список литературы_

1. Алещенко, М. В. Дисциплинированность в структуре волевых свойств характера / М. В. Алещенко // Психо -лого-педагогические исследования в Сибири : сборник трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. - Омск, 2016. - С. 6-8.

2. Большунова, Н. Я. Дисциплинированность, ее структура и типология у военнослужащих (курсантов) войск национальной гвардии Российской Федерации / Н. Я. Большунова, М. В. Алещенко // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 5. - С. 69-82.

3. Коваленко, В. И. Ценностно-смысловая направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России / В. И. Коваленко, Е. В. Коваленко, Д. А. Воронов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 116-119.

4. Коркмазов, А. В. Особенностей проявления личностно смысловой сферы в качестве регулятора профессионального становления будущего специалиста / А. В. Коркмазов, Т. Г Саградова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - С. 95-97.

5. Коркмазов, А. В. Роль личностно смысловой сферы в профессиональном развитии индивида / А. В. Коркмазов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2018. - № 1. - С. 18-20.

6. Кравченко, А. В. К вопросу о психологической работе с курсантами образовательных организаций МВД России в контексте обеспечения их личностной надежности / А. В. Кравченко, С. Н. Федотов // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов II Международной конференции / Рецензенты: И. Н. Медведев, А. С. Осипова. - 2018. - С. 215-219.

7. Леньков, С. Л. Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов II Международной конференции / Рецензенты: И. Н. Медведев, А. С. Осипова. - 2018. - С. 314-318.

8. Почтарева, Е. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития / Е. Ю. Почтарева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - № 4 (32). -С. 563-575.

9. Родин, В. Ф. Некоторые психолого-педагогические проблемы совершенствования обучения в вузах МВД Российской Федерации: теоретико-методологический аспект / В. Ф. Родин // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов II Международной конференции / Рецензенты: И. Н. Медведев, А. С. Осипова. -2018. - С. 344-353.

10. Хрусталева, Т. А. Индивидуально-психологические детерминанты выбора стиля поведения в конфликте / Т. А. Хрусталева, О. А. Пяткина // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов II Международной конференции / Рецензенты: И. Н. Медведев, А. С. Осипова. - 2018. - С. 386-391.

References_

1. Aleshhenko M.V. Disciplinirovannosf v strukture volevy'x svojstv xaraktera, Psixologo-pedagogicheskie issledovaniya v Sibiri : sbornik trudov prepodavatelej i studentov fakulleta psixologii i pedagogiki Omskogo gosudarstvenno-go pedagogicheskogo universiteta. Omsk, 2016, pp. 6-8.

2. Bol'shunova N.Ya., Aleshhenko M.V. Disciplinirovannosf, ee struktura i tipologiya u voennosluzhashhix (kursantov) vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii, Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 2018, no. 5, pp. 69-82.

3. Kovalenko V.!., Крепко Е^., Voronov D.A. Cennostno-smy'slovaya napravlennost' obrazovateГnogo processa V obrazovateГny'x organizaciyax MVD Rossii, РгоЬ1ету sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, по. 62-2, рр. 116-119.

4. Korkmazov А.У, Sagradova Т^. Osobennostej proyavleniya lichnostno smy'slovoj sfery' V kachestve regulyatora professюnaГnogo stanovleniya budushhego specialista, РгоЬ1ету sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, по. 59-2, рр. 95-97.

5. Korkmazov А^. RoГ lichnostno smy'slovoj sfery' V professional'nom razvitii individa, E'konomicheskie i дитап^атуе issledovaniya regionov, 2018, по. 1, рр. 18-20.

6. К^с1лепко А.У, Fedotov S.N. К voprosu о psixologicheskoj rabote s kursantami obrazovateГny'x organizacij MVD Rossii V kontekste obespecheniya ix lichnostnoj nadezhnosti, ProfessюnaГnoe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennix del. Pedagogika i psixologiya sluzhebnoj deyateГnosti: sostoyanie i ре^реМму : sbomik nauchnyx trudov II Mezhdunarodnoj ко^егепсИ / Recenzenty': Ш. Medvedev, А^. Osipova, 2018, рр. 215-219.

7. Lenkov S.L., Rubczova N.E. ProfessюnaГnoe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennix del, ProfessюnaГnoe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennix del. Pedagogika i psixologiya sluzhebnoj deyateГnosti: sostoyanie i ре^рекЬМу : sbomik паи^пух trudov II Mezhdunarodnoj коМегепсИ / Recenzenty': 1.К Medvedev, A.S. Osipova, 2018, рр. 314-318.

8. РосМа^а E.Yu. Cennostno-smy'slovaya sfera lichnosti: sushhnost', determinanty', mexanizmy' razvitiya, Vestnik Permskogo ипме^Ша. Filosofiya. Psixologiya. Sociologiya, 2017, по. 4 (32), рр. 563-575.

9. Rodin Nekotory'e psixologo-pedagogicheskie ртс^ет^' sovershenstvovaniya obucheniya V vuzax MVD Rossijskoj Federacii: teoretiko-metodologicheskij aspekt, ProfessюnaГnoe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennix del. Pedagogika i psixologiya sluzhebnoj deyateГnosti: sostoyanie i ре^рекЬМу : sbornik паи^пух trudov II MezhdunarodnojкоМегепсИ/ Recenzenty': Ш. Medvedev, A.S. Osipova. 2018, рр. 344-353.

10. Xrustaleva Т.А., Pyatkina О.А. Individual'no-psixologicheskie determinanty' vy'bora stilya povedeniya V копАШе, ProfessюnaГnoe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennix del. Pedagogika i psixologiya sluzhebnoj deyateГnosti: sostoyanie i ре^реМму : sbomik паи^пу\ trudov II Mezhdunarodnoj коМегепсИ / Recenzenty': Ш. Medvedev, А^. Osipova, 2018, рр. 386-391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.