Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 194 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 194 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm
ISSN 1810-0201
Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ PEDAGOGY OF HIGHER SCHOOL
Научная статья
УДК 378.1
DOI 10.20310/1810-0201 -2021-26-194-7-13
Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел
Роман Владимирович КРАСНИКОВ, Александр Викторович САРЫЧЕВ*,
Иван Николаевич АРХИПЦЕВ
ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина» 308024, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Горького, 71 *Адрес для переписки: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены вопросы обеспечения мер личной безопасности курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего образования системы МВД России при проведении практических занятий по учебным дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки. Показаны значимость и важность соблюдения мер личной безопасности при подготовке курсантов и слушателей. Выделены основные меры, направленные на обеспечение личной безопасности курсантов (слушателей) при проведении практических занятий по учебным дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки. Программа подготовки курсантов и слушателей образовательного учреждения высшего образования системы МВД России имеет емкую систему направлений. Важную роль в этой системе играет, конечно же, тактико-специальная подготовка. Надлежащее обеспечение мер личной безопасности обучающихся может плодотворно отразиться на надлежащей подготовке курсантов и слушателей по дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки.
Ключевые слова: личная безопасность, практические занятия, высшее образование, тактико-специальная подготовка, совершенствование обучения
Для цитирования: Красников Р.В., Сарычев А.В., Архипцев И.Н. Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 194. С. 7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-7-13
Original article
DOI 10.20310/1810-0201 -2021-26-194-7-13
Current issues of improving tactical and special training in the contemporary context of practical training of employees of internal affairs authorities
Roman V. KRASNIKOV, Alexander V. SARYCHEV*, Ivan N. ARKHIPTSEV
Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin 71 Gorkogo St., Belgorod 308024, Russian Federation Corresponding author: [email protected]
Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Красников Р.В., Сарычев А.В., Архипцев И.Н., 2021
Abstract. We consider the issues of ensuring personal safety measures for cadets and students of educational institutions of higher education of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia during practical classes in academic disciplines of Tactical and Special Training Department. The significance and importance of observing personal safety measures in the preparation of cadets and students are shown. The main measures aimed at ensuring the personal safety of cadets (students) during practical classes in academic disciplines of Tactical and Special Training Department are highlighted. The training program for cadets and students of an educational institution of higher education of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia has a capacious system of directions. Of course, tactical and special training plays an important role in this system. The proper provision of measures for the personal safety of students can have a fruitful effect on the proper training of cadets and students in the disciplines of Tactical and Special Training Department.
Keywords: personal safety, practical training, higher education, tactical and special training, training improvement
For citation: Krasnikov R.V., Sarychev A.V., Arkhiptsev I.N. Aktual'nyye voprosy sover-shenstvovaniya taktiko-spetsial'noy podgotovki v sovremennom kontekste prakticheskogo obu-cheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del [Current issues of improving tactical and special training in the contemporary context of practical training of employees of internal affairs authorities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 194, pp. 7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-7-13 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Введение. Изменения, которые произошли в последние годы в духовно-нравственной, социально-политической, экономической сфере как за рубежом, так и в Российской Федерации, диктуют, с одной стороны, необходимость надлежащего обеспечения жизнедеятельности человека, а с другой -предъявление достаточно высоких требований к уровню его образования и обладания профессиональными навыками. Эти требова-
ния вытекают из действующей в настоящее время модели образования, которая основана на принципе непрерывности и получении гражданами профессиональных умений и навыков независимо от возраста, пола, национальности и иных различий. Немаловажную роль в этом процессе занимает надлежащая подготовка сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих профессиональных обязанностей как в повсе-
дневной деятельности, так и в особых условиях несения службы, в частности, при выполнении ими служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных обстоятельств мирного и военного времени [1, с. 21].
Мы согласны с мнением Р.П. Еробкина, который справедливо считает, что в педагогической теории и практике недостаточное внимание уделяется проблеме формирования тактико-специальной компетентности, особенно в вузах МВД РФ, имеющих специфику в подготовке сотрудников органов внутренних дел РФ [2, с. 41]. В связи с этим исследование проблем практической направленности обучения курсантов и слушателей юридических вузов МВД России по дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки приобретает особую актуальность и значимость.
Кроме того, важность обращения к вопросам обучения курсантов и слушателей в юридических вузах МВД России тактико-специальной подготовки продиктовано и данными официальной статистики, а именно, о причинении вреда жизни и здоровью, полученного сотрудниками ОВД в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей при применении физической силы, специальных средств и оружия.
Так, по данным пресс-службы МВД, количество сотрудников органов внутренних дел РФ, погибших в 2018 г. при исполнении служебных обязанностей, составило 45 человек, более тысячи трехсот сотрудников получили ранения различной степени тяжести. 26 февраля 2020 г. на ежегодном расширенном заседании коллегии МВД Российской Федерации глава ведомства В.А. Колокольцев отметил, что в 2019 г. при исполнении служебных обязанностей погибли 60 сотрудников полиции, более трех тысяч правоохранителей были ранены1. По сообщению начальника ГУ МВД России по г. Москва О.А. Баранова, в ходе расширенной коллегии по итогам 2020 г. только в столице России в
1 Расширенное заседание коллегии МВД России. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/events/ 65090 (дата обращения: 04.07.2021).
ходе несения службы пострадали 277 сотрудников2.
Исходя из вышеизложенного, мы делаем вывод о наметившейся в последнее время тенденции к увеличению количества сотрудников органов внутренних дел, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, в том числе участились случаи гибели сотрудников в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей. В связи с этим считаем необходимым уделять наиболее пристальное внимание изучению и совершенствованию мер личной безопасности на занятиях по тактико-специальной подготовке и смежным дисциплинам, основной целью которых является практическое применение обучающимися полученных компетенций в оперативно-служебной деятельности. Также необходимо отметить, что для сохранения собственной жизни и здоровья сотрудников важно умение оказывать первую помощь (в порядке само- и взаимопомощи). В программу подготовки сотрудников органов внутренних дел входит изучение дисциплины «Первая помощь», что в большой степени определяет уровень их общей профессиональной подготовленности. Однако, учитывая важность правильного и своевременного оказания первой помощи и то небольшое количество часов, которое отводится на изучение дисциплины «Первая помощь», мы считаем необходимым постоянно обновлять теоретические знания и закреплять полученные умения и навыки обучающихся на практических занятиях по тактико-специальной подготовке.
Обеспечение личной безопасности обучающихся при проведении практических занятий по дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки (на примере Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Пути-лина). Обеспечение безопасности курсантов и слушателей в юридических вузах МВД России в процессе проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке
2 За год на службе пострадали почти 280 московских полицейских. URL: https://www.tvc.ru/news/show/ id/202170/ (дата обращения: 04.07.2021).
является важной задачей, которая решается как во время подготовки преподавателей и обучающихся к данному виду занятий, так и непосредственно в процессе их проведения. Цель тактико-специальной подготовки -обучение курсантов и слушателей умелым действиям в экстремальных ситуациях, в том числе в особых условиях несения службы (чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, чрезвычайном положении и в военном положении) [3, с. 127].
Программные и организационно-методические документы образовательных учреждений МВД России предполагают обязательное наличие у обучаемых компетенций в области обеспечения личной безопасности, а именно: общекультурных, профессиональных и профессионально специализированных.
Обеспечение личной безопасности обучающихся при проведении практических занятий имеет целостную структуру и складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов, которые, в свою очередь, образуются соответствующими компетенциями, сформированными у курсантов и слушателей в процессе обучения.
На наш взгляд, в перечень составляющих, необходимых для обеспечения личной безопасности обучающихся, должны входить:
- теоретические знания, необходимые для выполнения упражнений с оружием и специальными средствами;
- применение на практике мер безопасности при обращении с оружием при отработке практических упражнений, проведении тактико-специальных учений и полевых выходов;
- личная дисциплинированность курсантов и слушателей;
- обеспеченность обучающихся соответствующей экипировкой и средствами индивидуальной защиты;
- правовая и профессионально-психологическая подготовленность;
- хороший уровень физической подготовки обучающихся;
- высокий профессионализм, личная дисциплинированность, высокая требова-
тельность преподавателей кафедр тактико-специальной подготовки юридических вузов МВД России.
Основными мерами, направленными на обеспечение личной безопасности курсантов (слушателей) при проведении практических занятий по учебным дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки (на примере Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина), являются:
- проведение преподавателями инструктажа по соблюдению мер личной безопасности с курсантами (слушателями) перед началом каждого практического занятия;
- проведение преподавателями внешнего осмотра и опроса курсантов (слушателей) перед началом практических занятий с целью выявления лиц, неспособных выполнять практические задачи по причине заболевания, травмы и (или) плохого самочувствия. Недопущение к практическим занятиям указанных лиц;
- перед каждым практическим занятием преподаватели осматривают экипировку обучающихся, наличие средств индивидуальной защиты в соответствии с темой занятия, их состояние. Выявленные недостатки и нарушения устраняются на месте, перед началом занятий;
- преподавателями ставятся адекватные практические задачи, которые учитывают физиологические особенности обучающихся, уровень их теоретической и физической подготовки, погодные условия и другие факторы, способные повлиять на обеспечение мер личной безопасности курсантов и слушателей;
- при планировании проведения практического занятия на открытой местности преподавателями учитываются климатические и погодные условия в плане возможного получения травм обучающимися. Дополнительно изучаются и практически отрабатываются правила безопасного падения, страховки и самостраховки при падении. При возникновении неблагоприятных погодных условий некоторые практические задания, предусмотренные планом занятий, отрабаты-
ваются в упрощенном варианте с целью обеспечения мер личной безопасности и профилактики травматизма;
- перед проведением практических занятий преподаватели проводят осмотр территории (учебного места) на предмет соответствия данной местности условиям выполнения практических задач и наличия обстоятельств, способствующих получению травм обучающимися;
- в случаях, когда темой практического занятия предусмотрено получение учебного оружия, перед началом занятия и по его окончании преподаватели проверяют наличие и производят его осмотр у каждого обучающегося с соблюдением мер безопасности при обращении с оружием. Переноска (перевозка) не зачехленного или не находящегося в кобуре учебного оружия к месту проведения занятий и обратно не допускается;
- перед выездом на загородную учебную базу для проведения практических занятий с использованием оружия, специальных средств, средств бронезащиты преподаватели получают из комнаты хранения оружия комендантского отделения института закрепленное за ними табельное огнестрельное оружие и боеприпасы к нему. Данная мера необходима для защиты личного состава, выезжающего за территорию института, от возможных посягательств, сопряженных с насилием, опасным для жизни и здоровья обучающихся, а также для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием правонарушителями (в соответствии со статьей 23 ФЗ-№ 3 «О полиции»);
- при проведении практических занятий с выездом на загородную учебную базу института у преподавателей в наличии имеется аптечка с набором для оказания первой помощи пострадавшим.
Практические занятия с использованием учебного оружия и средств активной обороны по учебным дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки всегда проводятся двумя преподавателями. Это способствует более эффективному усвоению учебного материала, позволяет уделять большее время
индивидуальной подготовке курсантов (слушателей), повышает уровень дисциплины в подразделении, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на обеспечение мер личной безопасности обучающихся.
Для воссоздания реальной обстановки при проведении практических занятий с обучаемыми, по правильному утверждению Ю.В. Лопатина, А.В. Хрущева, необходимо наличие на территории учебного заведения специального тактического полигона, а именно, отапливаемого помещения закрытого типа, где будет воссоздана обстановка помещений ИВС, поезда, пассажирского салона самолета, квартиры, кафе и т. п. [4, с. 187].
Следует отметить, что в Белгородском юридическом институте МВД России им. И.Д. Путилина действует Межкафедральный криминалистический полигонный комплекс, который, в частности, включает в себя такие криминалистические полигоны, как «Осмотр места происшествия на объектах железнодорожного транспорта», «Камера следственного изолятора (СИЗО)», «Автомобиль» и другие учебные полигоны. Кроме того, на территории института действуют и используются в образовательном процессе учебные полигоны, оборудованные натурными объектами: «Макет гражданского воздушного судна ЯК-40», «Пассажирский купейный железнодорожный вагон», «Железнодорожная цистерна модели № 15-1443» и «Крытый грузовой вагон».
Указанные учебные полигоны используются в процессе проведения практических занятий по дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки с курсантами и слушателями, на которых отрабатываются умения и навыки по пресечению и задержанию «преступников», соблюдения обучающимися мер личной безопасности.
Выводы. Таким образом, изучение вопросов обеспечения мер личной безопасности курсантов и слушателей института при проведении практических занятий по дисциплинам кафедры тактико-специальной подготовки позволяет предложить рекомендации, направленные на совершенствование данных мер в современных условиях:
- при проведении методических сборов профессорско-преподавательского состава института включать обсуждение вопросов обеспечения личной безопасности курсантов и слушателей на практических занятиях учебных дисциплин, преподаваемых на всех кафедрах института;
- проведение преподавателями кафедры инструктажа по соблюдению мер личной безопасности с курсантами (слушателями) перед началом каждого практического занятия, проводимого с использованием учебного оружия, средств индивидуальной защиты и активной обороны, под роспись в ведомости инструктажа;
- в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) преподавателям кафедры при проведении практических занятий необходимо контролировать соблюдение обучающимися социальной дистанции, использование средств индивидуальной защиты, исключить присутствие на занятиях курсантов (слушателей) с признаками ОРВИ, направлять указанные лица в медицинскую часть института.
Качественное обеспечение мер личной безопасности обучающихся при проведении практических занятий зависит от множества факторов: личной дисциплинированности обучающихся, их морально-психологической устойчивости, хорошей физической подготовки, знаний теоретической составляющей дисциплины, по которой проводится практическое
занятие. Большое значение имеет организация и соблюдение преподавателями кафедры мер, направленных на обеспечение личной безопасности курсантов и слушателей [5, с. 20].
Заключение. Подводя итог, отметим, что профессиональная компетенция, личная подготовленность, высокая требовательность и дисциплинированность преподавателей кафедр тактико-специальной подготовки юридических вузов системы МВД России имеет ключевое значение в обеспечении личной безопасности обучающихся на практических занятиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, отработкой тактических приемов и способов действий с оружием. Нельзя не учитывать и позитивную роль междисциплинарных связей, их практическую составляющую, в том числе проведение практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным условиям вооруженного нападения преступника(ов) на сотрудника полиции, практическую тренировку обучающихся по оказанию первой помощи (в порядке само- и взаимопомощи) в различных ситуациях. Данные условия помогут в полной мере обеспечению личной безопасности курсантов и слушателей юридических вузов МВД России в процессе проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке, а также применению полученных теоретических знаний, практических умений и навыков при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Никоноров Е.А. Тактико-специальная подготовка как элемент боевой подготовки в ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 9. С. 20-22.
2. Еробкин Р.П. Подготовка курсантов в инновационной образовательной среде вуза МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2015. 185 с.
3. Басатин А.Е. Пути повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» // Наука и практика. 2015. № 4 (65). С. 126-128.
4. Лопатин Ю.В., Хрущев А.В. О некоторых проблемах учебно-тренировочного процесса тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сб. ст. 5 Между-нар. науч.-метод. конф. Могилев: Могилев. ин-т МВД, 2020. С. 186-189.
5. Кириченко Ю.Н., Михайликов В.Л., Войнов П.Н., Меняйло Д.В., Тарасенко А.А. Основы комплексной подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-тактических задач. Курск: ООО «Топ», 2018.
References
1. Nikonorov E.A. Taktiko-spetsial'naya podgotovka kak element boyevoy podgotovki v OVD [Special tactical training as an element of combat training in the internal affairs department]. VestnikMoskovskogo univer-siteta MVD Rossii - Vestnik ofMoscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010, no. 9, pp. 20-22. (In Russian).
2. Erobkin R.P. Podgotovka kursantov v innovatsionnoy obrazovatel'noy srede vuza MVD Rossii: dis. ... kand. ped. nauk [Training of Cadets in an Innovative Educational Environment of a Higher Educational Institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Cand. ped. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2015, 185 p. (In Russian).
3. Basatin A.E. Puti povysheniya effektivnosti provedeniya prakticheskikh zanyatiy po distsipline «Taktiko-spetsial'naya podgotovka» [Ways to improve the efficiency of practical training in the discipline "Tactical and Special Training"]. Nauka i praktika - Science and Practice, 2015, no. 4 (65), pp. 126-128. (In Russian).
4. Lopatin Y.V., Khrushchev A.V. O nekotorykh problemakh uchebno-trenirovochnogo protsessa taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [On some problems of the educational and training process of tactical and special training of law enforcement officers]. Sbornik statey 5 Mezhdu-narodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Aktual 'nyye problemy ognevoy, taktiko-spetsial 'noy i pro-fessional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki» [Proceedings of the 5th International Scientific and Methodic Conference "Current Problems of Fire, Tactical-Special and Professionally-Applied Physical Training"]. Mogilev, Mogilev Institute of the Mia of the Republic of Belarus, 2020, pp. 186-189. (In Russian).
5. Kirichenko Y.N., Mikhaylikov V.L., Voynov P.N., Menyaylo D.V., Tarasenko A.A. Osnovy kompleksnoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del k vypolneniyu operativno-takticheskikh zadach [Fundamentals of Comprehensive Training of Employees of Internal Affairs Bodies to Perform Operational and Tactical Tasks]. Kursk, LLC "Top" Publ., 2018. (In Russian).
Информация об авторах
Красников Роман Владимирович, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, г. Белгород, Российская Федерация, [email protected]
Сарычев Александр Викторович, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, г. Белгород, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2115-3191
Архипцев Иван Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, г. Белгород, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2307-2712
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 09.08.2021
Одобрена после рецензирования 06.09.2021
Принята к публикации 08.10.2021
Information about the authors
Roman V. Krasnikov, Lecturer of Tactical and Special Training Department, Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Belgorod, Russian Federation, [email protected]
Alexander V. Sarychev, Lecturer of Tactical and Special Training Department, Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Belgorod, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2115-3191
Ivan N. Arkhiptsev, Candidate of Law, Associate Professor of Criminal and Law Disciplines Department, Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Belgorod, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-2307-2712
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
The article was submitted 09.08.2021 Approved after reviewing 06.09.2021 Accepted for publication 08.10.2021