Научная статья УДК 159.99
https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-1-59-61 NIION: 2018-0077-1/22-102 MOSURED: 77/27-024-2022-01-301
Область науки:5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3 Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Психология разрешения конфликтов в ОВД
Владимир Федорович Родин1, Ирина Борисовна Марьясис2
1 2 Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Правоохранительная деятельность протекает в условиях замаскированных и явных конфликтов, которые встречаются в самых разных ее сферах. Авторами рассматриваются предпосылки возникновения конфликтов в ОВД, предлагаются меры по преодолению и профилактике деструктивных конфликтов.
Ключевые слова: внутренние конфликты, преодоление деструктивных конфликтов в ОВД, психологические меры, профилактика конфликтов
Для цитирования: Родин В. Ф., Марьясис И. Б. Психология разрешения конфликтов в ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 59-61. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-59-61.
Original article
Psychology of conflict resolution in the Department of Internal Affairs
Vladimir F. Rodin1, Irina B. Maryasis2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. Law enforcement activity takes place in conditions of disguised and overt conflicts that occur in its most diverse areas. The authors consider the prerequisites for the emergence of conflicts in the police department, and propose measures to overcome and prevent destructive conflicts.
Keywords: internal conflicts, overcoming destructive conflicts in the police department, psychological measures, conflict prevention
For citation: Rodin V. F., Maryasis I. B. Psychology of conflict resolution in the Department of Internal Affairs // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(1):59-61. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8X-2022-1 -59-61.
Преодоление деструктивных конфликтов в системе органов внутренних дел предполагает, в первую очередь, комплексные организационно-управленческие, служебно-методические и тактические, воспитательные и чисто психологические меры, направленные на профилактику конфликтов в деятельности этих органов.
При этом нужно учитывать, что сотрудники ОВД как субъекты конфликта:
© Родин В. Ф., Марьясис И. Б., 2022
1) наделены властными полномочиями, которые в ходе конфликта могут использовать неправомерно, что приведет к нарушениям закона;
2) имеют доступ к разнообразной информации, в том числе и такой, что составляет служебную тайну;
3) обладают специальными техническими средствами, в том числе и оружием;
4) работают в агрессивной среде, которая накладывает на них определенный отпечаток.
№ 1 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
В связи с указанным возникает вопрос, можно ли прогнозировать внутренние конфликты в деятельности ОВД? Как уже отмечалось, конфликт становится реальностью при наличии: проблемы, конфликтной ситуации, участников и инцидента.
Анализ правоохранительной деятельности, особенно межличностных отношений при исполнении служебных обязанностей, позволяет предложить следующие меры профилактики конфликтов в ОВД:
1) организация и управление служебной деятельностью должно основываться на доброжелательных межличностных отношениях;
2) формирование таких общественных отношений, которые направлены на повышение авторитета сотрудников полиции;
3) создание условий, гарантирующих гармоничные взаимоотношения, направленных на закрепление кадров;
4) организация правильного восприятия и понимания всеми членами коллектива задач, которые перед ними возникают, за счет индивидуального и дифференцированного подхода в работе;
5) формирование необходимых деловых качеств и профессионального мастерства работников;
6) выработка у работников психологической устойчивости против негативного влияния лиц с антиобщественной направленностью, нейтрализация условий, способствующих профессиональной деформации кадров.
Для разрешения конфликтов в правоохранительной деятельности используются различные психологические, педагогические и административные средства, которые направлены на разъяснение требований Присяги, руководств, приказов, кодекса чести сотрудника полиции. Основное внимание руководителя любого подразделения должно быть направлено на соблюдение норм, этики поведения своих подчиненных.
При разрешении конфликтных ситуаций особое внимание следует уделить методу убеждения, основанном на обобщении конкретной ситуации, эталонной деятельности работника, основанной на убедительного поведения, сознательного отношения к служебным обязанностям, умений осмысленно оценить свои поступки. Формирование убеждение должно носить личностно-ориентированный характер и для разрешения ситуации, связанной с психологическими барьерами, необходимо привлекать положительный опыт коллег, пользующихся уважением и доверием.
Все указанное относится к «мирным» способам разрешения конфликтов. Но жизнь нередко заставляет прибегать к дисциплинарным мерам, поскольку,
все предыдущие усилия не достигли цели. Такими мерами могут быть: дисциплинарные взыскания, перемещения по работе, а то и снятия с должности или увольнения со службы. Решение о таких мерах должны быть понятными не только для конфликтующих лиц, но и для всего коллектива.
Важной особенностью решения внешних конфликтов, связанных с правоохранительной деятельностью, является то, что всевозможные решения по этому поводу должны быть основаны на законах и других подзаконных нормативно-правовых актах.
При этом в любом случае действия по урегулированию конфликта должны быть направлены на:
- устранение причин конфликта:
- анализ ситуации с позиции достижения справедливости;
- устранения имеющихся психологических барьеров;
- достижение межличностного взаимопонимания;
- проектирование условий работы, направленных на достижение максимально положительного результата;
- устранение причин социально-психологического характера.
При достижении оптимального климата в коллективе необходимо осмысливать возможности предупреждения конфликтов, что предусматривает осмысление и предупреждение причины конфликта, требует вдумчивой работы, так как сотрудник полиции конфликтует в профессионально значимой для себя ситуации. Для предотвращения конфликта в профессиональной сфере следует рассмотреть ситуации с различных сторон, оценить роль и участие партнеров в причинах непонимания.
Таким образом, конфликты, как повседневные явления, встречаются в самых разных сферах правоохранительной деятельности. Столкновение противоположных интересов, взглядов и стремлений, споры, которые угрожают осложнениями, все то, что понимается под конфликтом, возникает сплошь и рядом. Правоохранительная деятельность протекает в условиях замаскированных и явных конфликтов. Многие исследователи данной проблемы считают подобные коллизии закономерными, так как конфликты, по их мнению, является конкретным выражением общего закона единства и борьбы противоположностей, они неизбежны и даже необходимы. Атмосфера острого конфликта нередко порождает у работников ОВД стрессы, состояние психической напряженности, неотвратимо приводящего к сужению сознания, приводит к дезорганизации профессиональной деятельности.
60
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
Библиографический список
1. Лебедев, И. Б. Юридическая психология / Лебедев И. Б. [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 479 с.
2. Родин, В. Ф. Психология / Родин В. Ф. [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 303 с.
3. Цветков, В. Л. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / В.Л. Цветков. М. : ЮСТИЦИЯ. 2019. 350 с.
Bibliographic list
1. Lebedev, I. B. Legal psychology / Lebedev I. B. [et al.]. Moscow : UNITY-DANA, 2014. 479 p.
2. Rodin, V. F. Psychology / Rodin V. F. [et al.]. Moscow : UNITY-DANA, 2016. 303 p.
3. Tsvetkov, V. L. Psychology in the activities of employees of internal affairs bodies : a textbook / V. L. Tsvetkov. M. : JUSTICE. 2019. 350 p.
Информация об авторах
В. Ф. Родин - профессор кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН;
И. Б. Марьясис - заместитель начальника кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя, кандидат психологических наук, доцент.
Information about the authors
V. F. Rodin - Professor of the Department of Legal Psychology of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences;
I. B. Maryasis - Deputy Head of the Department of Legal Psychology of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 26.01.2022; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.
The article was submitted to the editorial office on 26.01.2022; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.
Эстетическая культура
и
эстетическое воспитание
СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ
Эстетическая культура и эстетическое воспитание сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / Под ред. И. А. Ка-линиченко, В. В. Горохова [и др.]. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. - 431 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
ISBN: 978-5-238-03429-4
Эстетическая культура, сформированная на основе системных эстетических знаний, способствует осознанию социальной значимости своей профессии сотрудника правоохранительных органов, помогает в конкретных ситуациях использовать полученные знания, профессионально взаимодействовать с коллегами, гражданами, со СМИ и т.д. Цель учебного пособия - помочь обучающимся освоить наиболее важные категории эстетики, получить представление об основных этапах развития эстетической мысли, познакомить с решением ключевых эстетических проблем и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Для слушателей и курсантов системы образовательных учреждений правоохранительных органов.