Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ / УЧЕБНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Хрусталева Татьяна Александровна

Проанализировано психологическое содержание феномена идентичности. Исследованы характеристики профессиональной идентичности курсантов и слушателей с разными стратегиями адаптации к учебно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Хрусталева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE PROCESS OF ADAPTATION TO EDUCATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES

The psychological content of the identity phenomenon is analyzed. The characteristics of the professional identity of cadets and trainees with different strategies of adaptation to educational and service activities are investigated.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 1/159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-302-306 NIION: 2003-0059-2/23-661 MOSURED: 77/27-003-2023-02-860

Динамика профессиональной идентичности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе адаптации к учебно-служебной деятельности

Вячеслав Лазаревич Цветков1, Татьяна Александровна Хрусталева2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, czvetkov_slava@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-4692-8045

2 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Старотеряево, Россия, khrustalev100@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9709-2121

Аннотация. Проанализировано психологическое содержание феномена идентичности. Исследованы характеристики профессиональной идентичности курсантов и слушателей с разными стратегиями адаптации к учебно-служебной деятельности.

Ключевые слова: идентичность, самосознание, стратегии адаптации, учебно-служебная деятельность, образовательная среда, профессиональная система

Для цитирования: Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Динамика профессиональной идентичности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе адаптации к учебно-служебной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 302-306. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-302-306.

Original article

Dynamics of professional identity of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of adaptation to educational and service activities

Viacheslav L. Tsvetkov1, Tatiana A. Khrustateva2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

czvetkov_slava@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-4692-8045

2 Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot',

Staroteryaevo, Russia, khrustalev100@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9709-2121

Abstract. The psychological content of the identity phenomenon is analyzed. The characteristics of the professional identity of cadets and trainees with different strategies of adaptation to educational and service activities are investigated.

Keywords: identity, self-awareness, adaptation strategies, educational and service activities, educational environment, professional system

For citation: Tsvetkov V. L., Khrustaleva T. A. Dynamics of professional identity of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of adaptation to educational and service activities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):302-306. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-302-306.

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед образовательными организациями МВД России, является формирование у курсантов и слушателей готовности к выполнению профессиональных обязанностей сотрудника органов внутренних дел. При этом серьезной проблемой профессионального образова-

ния является ценностно-смысловое самоопределение курсантов, включающее в себя осознание и принятие ценностей профессии, соотнесение с личностными смыслами траектории профессионального развития. Развитие профессиональной идентичности в процессе профессионального обучения, предполагающей са-

© Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., 2023

моотождествление с выбранной профессией, способствует определению смысловых установок, позиции личности, является базой формирования профессионально важных качеств, выработки потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения сотрудника полиции.

Одной из особенностей профессионального обучения в системе МВД России является то, что процесс обучения происходит параллельно с социализацией курсантов и слушателей как сотрудников органов внутренних дел. Поступление в высшую образовательную организацию сопровождается переосмыслением образа жизни, перестройкой системы ценностей и представлений о себе, требует от курсантов и слушателей выбора адекватных стратегий адаптации к новой реальности.

Таким образом, актуальность проблемы профессиональной идентичности связана с ее практической значимостью, особенно в контексте эффективности профессиональной деятельности, профессионального обучения и профессиональной адаптации. Изучение динамических характеристик профессиональной идентичности позволяет понять механизмы разрешения противоречий между образом жизни и образом мира, проследить особенности выбора адекватных стратегий адаптации курсантов и слушателей к учебно-служебной деятельности.

Под адаптацией, как правило, понимают приспособление, привыкание человека к новым для него условиям. Вместе с тем процесс профессиональной адаптации включает и приспособление среды к растущим потребностям и возможностям молодого специалиста, поскольку именно в активной форме адаптации раскрывается личностный потенциал человека, формируется его активная личностная позиция.

Известно, что любая профессиональная деятельность оказывает влияние на ее исполнителя. С одной стороны, в деятельности человек развивается, само-

реализуется, удовлетворяет потребности в общении, уважении, статусе. С другой стороны, особенно, если деятельность отличается жесткой регламентацией, авторитарным стилем управления, она оказывает деперсонализирующее воздействие на личность.

По мнению Е. В. Бурцевой [1, с. 257], деперсонализация — это процесс превращения субъекта профессиональной деятельности в объект, который не может оказать никакого влияния на возникшую ситуацию. В этом случае человек ощущает себя не на своем месте, находится в депрессивном состоянии. В случае осознания проблемы человек учится справляться с таким деперсонализирующим влиянием среды, находит в себе силы либо изменить ситуацию, либо изменяет свое отношение к ситуации, либо активно проявляет себя как личность и профессионал. Полагаем, что сознанное применение адаптивных копинг-стратегий для совладания с деперсонализирующим влиянием профессиональной среды обусловлено, в том числе, особенностями самосознания, самоотношения, содержательными характеристиками профессиональной идентичности курсантов и слушателей.

С целью изучения типа адаптации в процессе со-владания с деперсонализирующим влиянием профессиональной среды и содержательных аспектов профессиональной идентичности процессе профессиональной адаптации, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 90 человек (курсанты 1 и 3 курсов и слушатели 5-го курса образовательных организаций МВД России, по 30 человек в каждой группе).

Для выявления особенностей самоощущения и типа стратегии адаптации к учебно-служебной деятельности использовался опросник ДПС Е. В. Бурцевой, который предназначен для диагностики способности человека к осознанному применению адаптивных копинг-стратегий для совладания с деперсонализирующим влиянием профессиональной среды [1, с. 258]. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования типов стратегий адаптации курсантов и слушателей к учебно-служебной деятельности

Как видно из рисунка 1, почти половина обследованных курсантов 1 курса (48 %) при адаптации к учебно-служебной деятельности проявляют страте-

гию отстранения и характеризуются преобладанием мотивации избегания неудачи, экстернальным локу-сом контроля, нерешительностью, неуверенностью

в себе, пассивностью, безынициативностью, доминированием отрицательных эмоций. Такие курсанты ощущают себя беспомощными, уверены, что не могут повлиять на сложившиеся обстоятельства, не могут контролировать свою жизнь. Как следствие, из-за нехватки внутренних ресурсов, несмотря на дискомфорт, они не пытаются преодолеть давление среды, которую зачастую оценивают как враждебную по отношению к себе.

Такие результаты можно объяснить тем, что система органов внутренних дел, характеризующаяся авторитарностью, соподчиненностью, способствует возникновению установки «от моих решений мало что зависит» и курсант, воспринимая ситуацию, когда он лично ничего изменить не может, как постоянную, сохраняет беспомощный стиль поведения в других обстоятельствах.

На последующих курсах количество курсантов, ориентированных на стратегию отстранения, снижается и составляет 26 % на 3 курсе и 16 % на 5 курсе.

На стратегию приспособления ориентированы 30 % первокурсников, 39 % третьекурсников и 51 % слушателей 5 курса. Респонденты этой группы склонны придерживаться «золотой середины», проявляют разумную инициативу, осторожность в выражении собственного мнения, не испытывают дискомфорта от влияния извне.

Низкие значения деперсонализации профессиональной системой показали 16 % курсантов 1 курса, 23 % курсантов 3 курса и 26 % слушателей 5 курса, что означает предпочтение при адаптации стратегии развития. Они проявляют высокую активность, ответственность, уверенность в себе, хорошие адаптивные способности, заинтересованность в решении служебных вопросов, стремление к отстаиванию своего мнения, ощущают свою значимость.

Очень низкие значения ДПС выявлены у небольшого количества опрошенных (3 % — 1 курс, 8 % — 3 курс, 4 % — 5 курс), свидетельствующие о позиционировании себя как очень уверенных, независимых людей, что может быть связано с нежеланием считаться с требованиями среды и ситуации.

Примерно такое же количество респондентов (3 % — 1 курс, 4 % — 3 курс, 3 % — 5 курс) продемонстрировали очень низкие значения ДПС, что характеризует их как очень неуверенных в себе людей, оценивающих окружающую среду как враждебную по отношению к себе.

Последние две группы курсантов мы не стали выделять в особую категорию, а причислили к стратегиям отстранения и развития.

Таким образом, адаптируясь к учебно-служебной деятельности, курсанты и слушатели выбирают разные стратегии, в зависимости от оценки профессиональной среды с точки зрения ресурса или антиресурса. При этом слушатели выпускного курса чаще, чем курсанты младших курсов, демонстрируют предпочтение при адаптации к профессиональной деятельности стратегии приспособления. Курсанты 1 курса в

большей степени ориентированы на стратегию отстранения. Вместе с тем, с повышением курса растет количество курсантов и слушателей, предпочитающих стратегию развития. Следовательно, существует вероятность того, что с увеличением стажа службы растет способность противостоять деперсоналирирующему влиянию среды, поэтому в процессе психологической работы с вновь поступившими на учебу курсантами особое внимание необходимо уделять повышению самосознания сотрудников, развитию способностей к самоуправлению и самоконтролю, навыков самопрезентации и самоутверждения.

Одна из задач нашего исследования состояла в изучении содержательных характеристик профессиональной идентичности курсантов и слушателей. Принимая во внимание тот факт, что идентичность человека характеризуется знаниями и представлениями о себе, для решения этой задачи мы использовали проективную методику М. Куна «Кто Я?», представляющей собой нестандартизированное самоописание с открытой формой.

Методика позволила описать разнообразное содержание идентификационных характеристик курсантов и слушателей: «Социального Я», «Коммуникативного Я», «Материального Я», «Физического Я», «Деятельного Я», «Перспективного Я», «Рефлексивного Я» (рис. 2).

Выпускники образовательных организаций (слушатели 5 курса) в самоописаниях в большей степени были ориентированы на деятельностное и перспективное «Я», оценивая свои интересы, увлечения, компетенции, достижения, перспективы, намерения, относящиеся к разным сферам жизни, а также на семейную принадлежность (муж, жена, дядя и т. д.).

Курсанты 3 курса, характеризуя себя, чаще использовали показатели социального, физического, коммуникативного и рефлексивного «Я», отмечая половую, этническую принадлежность, особенности внешности и физического состояния, особенности, относящиеся к сфере дружбы или общения, особенности характера и эмоционального отношения к себе.

Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что курсанты 1 курса по сравнению с курсантами 3 курса и слушателями 5 курса отличаются менее широким кругом социальных ролей. При описании себя первокурсники испытывали серьезные затруднения и ограничивались чаще всего показателями, относящимися к «Рефлексивному Я», отмечая персональные качества и особенности характера.

Вопреки нашим ожиданиям, самоописания профессиональной принадлежности, относящиеся к «Деятельному Я», присутствовали лишь у лишь у 8 % обследованных курсантов 1 курса, 14 % курсантов 3 курса и 22 % слушателей 5 курса, при этом чаще всего наблюдались характеристики типа: «Я умею готовить», «Я занимаюсь плаваньем», «Я охотник», «Я люблю читать». Характеристики, связанные с выбранной профессией, типа: «Я следователь», «Я сотрудник полиции» и т. п. встречались крайне редко,

что означает недостаточую идентификацию себя с профессией сотрудника органов внутренних дел, за-

щитника правопорядка, интересов народа, борца с преступностью.

Рис. 2. Результаты исследования показателей идентичности у курсантов и слушателей образовательных организаций МД России

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что содержательные характеристики идентичности изменяются в процессе обучения в вузе, расширяется спектр представлений курсантов и слушателей о себе. Однако малое количество описаний, связанных с профессиональной принадлежностью, свидетельствует о недостаточно высоком уровне осознания слушателями особенностей обучения в ведомственных образовательных организациях, связанных с одновременным прохождением службы в полиции.

Далее мы провели сравнительный анализ стратегий адаптации с содержательными характеристиками идентичности. Выборка исследования стала выглядеть следующим образом:

• 1-ая группа — курсанты, предпочитающие стратегию развития (26,6 %),

• 2 группа — курсанты со стратегией отстранения (33,4 %),

• 3 группа — курсанты со стратегией приспособления (36 %).

При анализе средний значений с помощью критерия Краскела-Уоллеса, были выявлены связи показателей «Деятельностного Я», «Рефлексивного Я» и «Перспективного Я» со стратегией развития. Преобладание описательных характеристик указанных групп свидетельствует о том, что у курсантов, воспринимающих систему органов внутренних дел как ресурс, осознано применяющих адаптивные копинг-стратегии для со-владания с деперсонализирующим влиянием среды, показатели осмысленности жизни, саморегуляии, самоуправления выше.

Опыт общения с курсантами начальных курсов в процессе преподавания психологических дисциплин показывает, что существенная доля проблем обучающихся связана с неудовлетворенностью выбором профессии, несовпадением представлений об обучении и реальностью, утратой перспектив личностного и про-

фессионального роста, неприятием своего социального статуса и т. д. Такие проблемы могут свидетельствовать о наличии кризиса идентичности, нарушении гармоничного развития личности, неспособности человека видеть свою профессиональную деятельность в контексте целостности своей жизни.

Становление профессионала должно начинаться «изнутри» и проходить следующие этапы: осознание личностью себя как фактического сотрудника; внутреннее принятие этого статуса; осознанное соотношение своих внутренних и внешних ресурсов, возможностей, качеств, необходимых для службы; развитие недостающих профессиональных качеств.

В связи с тем, что становление идентичности обеспечивается механизмами рефлексии и смыслотвор-чества, а основой идентичности является конструирование смыслов, психологическое сопровождение процесса адаптации молодых сотрудников должно быть ориентировано, прежде всего, на актуализацию рефлексивных усилий по поводу своей жизни [2, с. 12].

Развитие у сотрудников органов внутренних дел готовности и способности к рефлексии собственной жизни, способствует формированию новых смысловых измерений собственного саморазвития и самореализации, актуализации внутренних ресурсов (потенциала) для самораскрытия в новых для них социальных условиях.

Одной из задач образовательного процесса и психологического сопровождения молодых сотрудников в период их адаптации к служебной деятельности должно стать развитие профессиональной идентичности. Успешное формирование и развитие личности профессионала, способного самостоятельно решать служебные задачи, во многом зависит от умения противостоять деперсоналирирующему влиянию среды, осознания собственной профессиональной самоэффективности, убежденности в возможности реализовать в профессиональной деятельности свой потенциал.

Список источников

1. Бурцева Е. В. Возможности применения опросника ДПС (деперсонализация профессиональной системой) для работы с сотрудниками органов внутренних дел// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1(53). С. 257-261. EDN OXRENX.

2. Нефедова Д. И. Психологическое сопровождение становления профессиональной идентичности сотрудников полиции на начальном этапе службы / Д. И. Нефедова, О. М. Красно-рядцева // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 6-18. EDN YKWDMN.

References

1. Burtseva E. V. Possibilities of using the DPS questionnaire (depersonalization by a professional system) to work with employees of internal affairs bodies // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 1(53). P. 257-261. EDN OXRENX.

2. Nefedova D. I. Psychological support of the formation of professional identity of police officers at the initial stage of service / D. I. Nefedova, O. M. Krasnoryadtseva // Siberian Psychological Journal. 2017. № 63. P. 6-18. EDN YKWDMN.

Библиографический список

1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.

2. Баринова О. Г Взаимосвязь типов профессиональной идентичности и учебной мотивации студентов различных специальностей // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021. № 2(47). С. 49-58. EDN ZMMSWA.

3. Калиниченко И. А. Психологические особенности адаптации к служебной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России / И. А. Калиниченко, В. Л. Цветков, Т. А. Хрусталева // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 5. С. 305-308. EDN AUFVUO.

Bibliographic list

1. Antonova N. V. The problem of personal identification in the interpretation of modern psychoanalysis, interactionism and cognitive psychology // Questions of psychology. 1996. № 1. P. 131-143.

2. Barinova O. G. Interrelation of types of professional identity and educational motivation of students of various specialties // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. 2021. № 2(47). P. 49-58. EDN ZMMSWA.

3. Kalinichenko I. A. Psychological features of adaptation to service activities of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / I. A. Kalinichenko, V. L. Tsvetkov, T. A. Khrustaleva // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 5. P. 305-308. EDN AUFVUO.

Информация об авторах

В. Л. Цветков — начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор;

Т. А. Хрусталева — доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент.

Information about the authors

V. L. Tsvetkov — Head of the Department of Law Psychology of the Training and Research Complex of Psychology of Performance of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor;

T. A. Khrustateva — Associate Professor of the Department of Socio-economic and Humanitarian Disciplines of the Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.03.2023; одобрена после рецензирования 28.03.2023; принята к публикации 13.04.2023.

The article was submitted 01.03.2023; approved after reviewing 28.03.2023; accepted for publication 13.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.