Научная статья на тему 'КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1250
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / КЛИП / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Павлова Александра Андреевна

Проанализированы причины возникновения и различные трактовки понятия клипового мышления, его признаки; обоснованы пути дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIP THINKING AS AN ACTUAL PSYCHOLOGICAL PROBLEM

The causes of the emergence and various interpretations of the concept of clip thinking, its signs are analyzed and the ways of further research are substantiated.

Текст научной работы на тему «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-317-322 EDN: https://elibrary.ru/ivefww NIION: 2003-0059-3/23-718 MOSURED: 77/27-003-2023-03-917

Клиповое мышление как актуальная психологическая проблема

Вячеслав Лазаревич Цветков1, Александра Андреевна Павлова2

'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 czvetkov_slava@inbox.ru

2 sanyapavlova13@yandex.ru

Аннотация. Проанализированы причины возникновения и различные трактовки понятия клипового мышления, его признаки; обоснованы пути дальнейшего исследования.

Ключевые слова: молодежь, цифровое общество, клип, клиповое мышление, составляющие клипового мышления Для цитирования: Цветков В. Л., Павлова А. А. Клиповое мышление как актуальная психологическая проблема // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 317-322. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-317-322. EDN: IVEFWW.

Original article

Clip thinking as an actual psychological problem

Vyacheslav L. Tsvetkov1, Alexsandra A. Pavlova2

'■2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 czvetkov_slava@inbox.ru

2 sanyapavlova13@yandex.ru

Abstract. The causes of the emergence and various interpretations of the concept of clip thinking, its signs are analyzed and the ways of further research are substantiated.

Keywords: youth, digital society, clip, clip thinking, components of clip thinking

For citation: Tsvetkov V. L., Pavlova A. A. Clip thinking as an actual psychological problem. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):317-322. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-317-322. EDN: IVEFWW.

Возникновение новых информационных технологий является одной из причин глобальных изменения в современном мире; в связи с этим такие ученые, как Э. Ф Зеер, Н. Г. Церковникова и В. С. Третьякова отмечают у человека актуализацию потребности рационально смотреть в будущее, прогнозировать последствия и риски развития современного общества. Новые информационные технологии открывают миру незнакомые прежде возможности, однако они же и могут являться причиной изменений в структуре личности, которые способны повлечь негативные последствия в его прогрессивном развитии [3].

Актуальность исследования темы клипового мышления обусловлена изучением изменений в когнитивных способностях современного человека и

© Цветков В. Л., Павлова А. А., 2023

нахождением оптимальных путей борьбы с негативными эффектами клипового мышления.

Ускорение темпа жизни и работы современного общества требует от человека, прежде всего, не только высокой способности длительное время концентрироваться на конкретном объекте, но и быстро и точно переходить от одного объекта к другому. Это приводит к снижению качества отбираемой информации, а также смешиванию сторонних факторов с основным исследуемым явлением, что дополнительно нагружает и дезориентирует работу человека в целом [1].

Сами условия информационного общества требуют адаптации человека к изменениям, порожденным стремительным развитием научно-технического прогресса, который непосредственно вмешивается

во внутренний мир человека, влияя на ценности, этику, а также на восприятие мира. Проблеме влияния информационной сферы на сознание человека, формирования у него системы взглядов и убеждений посвящены многочисленные социальные исследования психологов, социологов, педагогов, которые параллельно выявляют взаимосвязь с изучением особенностей формирования стереотипов мышления, творческих способностей, изменением в восприятии окружающего мира, что нашло свое отражение в работах таких ученых, как: В. И. Аршинов, М. В. Лебедев (2007), А. Г. Асмолов, А. Л. Семенов, А. Уваров (2010), В. Г. Брыскин (2011), С. В. Докука (2013), В. В. Миронов (2016), А. Л. Семенов (2013), Л. Б. Омарова (2011), П. Биргер (2015), Е. Ю. Патяева (2013), К. А. Поли-щук (2015), А. Д. Пудалов (2011), М. Е. Сандомир-ский (2013), Т. В. Семеновскиз (2013), Г. Солдатова, Е. Рассказова, М. Лебешева (2012), К. Г. Фрумкин (2010), Е. В. Шалагина (2014).

Несомненно, инновационные цифровые технологии, открывая новые возможности, делают мир проще и удобнее. С помощью нового способа получения информации через интернет-ресурсы, представителям современного поколения часто знания доступны уже в готовом виде. Побочным эффектом такого способа усвоения знаний является потеря ценности творческого воображения, так как информация подается через образы, пассивным потоком ассоциаций, которые создаются вовне и не требуют критической оценки.

В результате мы получаем поверхностно мыслящего человека, неспособного длительное время сосредотачиваться на конкретном объекте, с низким уровнем рефлексии, который зачастую действует импульсивно.

Клиповое мышление нарушает баланс психических процессов, усиливая или ослабляя специфические свойства той или иной сферы. Так как человек игнорирует использование логического мышления, он все чаще регулирует свою деятельность, опираясь на эмоционально-образное восприятие. При этом большинство ученых выделяют снижение аналитических способностей и критического мышления, являющихся предпосылками творческой деятельности, а также отмечают фрагментарность усвоения знаний и неумение последовательно их воспроизводить. Эти изменения особенно важны для сознания молодежи, воспитанной в экранной и медийной культуре.

Выделяя такие тенденции, создатели контента, целью которых является привлечение внимания и влияние на аудиторию, прежде чем подать информацию, улучшают ее, подвергая клиповой обработке: разбивают на блоки с заголовками небольшого смыслового объема, основная задача которых — создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему, лишают контекста1.

При восприятии любого связанного текста формируется некий контекст — набором положений и допущений, которые уже были рассмотрены в связи с настоящими вопросами, и любое новое положение из текста человек рассматривает как в сформированном контексте, так и в контексте собственных знаний и опыта. Вырезая основные моменты и складывая его в общую историю, монтажер клипов облегчает зрителю понимание и показывает общую картину, не углубляясь в предложенную тему.

Связь опыта с поведением является существенным тезисом в феноменологической теории К. Роджерса [5]. Он считал, что на поведение в данный момент всегда влияет нынешнее восприятие и интерпретация, т. е. опыт, извлеченный из субъективного мира человека, определяет его поведение и его нельзя понять, не обращаясь к субъективной интерпретации событий.

Суггестивное воздействие на людей с клиповым мышлением чаще всего, оказывается, посредством эмоционального и образного воздействия с помощью различных графических изображений, видеороликов, презентаций, рекламных роликов. Лишенное способности к критическому осмыслению, мозаичное сознание таких индивидов с удовольствием впитывает эти материалы, непроизвольно подвергаясь психологической обработке.

Как следствие, из негативных аспектов феномена клипового мышления является снижение критического подхода к получаемой информации, что, в лучшем случае, приводит к самообману, а в худшем — к открытости внушающему влиянию гуру рекламы и маркетинга, мошенников, экстремистов и террористов. Пользователи компьютеров с фрагментарным сознанием часто не способны критически оценивать определенные сообщения и устанавливать причинно-следственную связь между событиями. Проблема экс-

1 Контекст (от лат. «соП;ех^» — тесная связь, соединение) — обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов.

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

тремизма и терроризма очень актуальна в современном обществе, и для реализации своих преступных планов террористы часто ищут потенциальных сообщников через Интернет. Сформированные паттерны антисоциального поведения готовы к обновлению в любой момент, ожидая определенного призыва к действию, который криминальные вербовщики без колебаний предъявят.

Следует отметить, что информация, которую молодежь ежедневно потребляет в глобальной сети Интернете, несерьезна, это очень поверхностные, легко воспринимаемые данные, современная молодежь с трудом читает серьезную информацию и большие тексты. Это продиктовано развлекательной природой цифровой индустрии. Даже при чтении научного текста с экрана смартфона студент будет постоянно отвлекаться на входящие сообщения и уведомления от различных приложений, переключаться на них, что сильно замедлит его восприятие серьезной информации. Постоянная быстрая смена различных информационных блоков перед глазами приводит к кратковременному запоминанию общих характеристик полученной информации: ее объема и приложения, в котором расположен этот блок, цветовой гаммы и общего информационного сообщения (положительного или отрицательного).

Клиповое, как и логическое, мышление, не присущи человеку от рождения, они развиваются в зависимости от способа потребления и анализа поступающей информации.

Традиционно считается, что познание происходит на двух уровнях. Сенсорное (эмпирическое) познание осуществляется через сенсорно-перцептивную систему человека, которая обладает сложными и компенсаторными свойствами. Также особенностью первого уровня является то, что познание не выходит за рамки отдельных высказываний об определенных явлениях и рассмотрения прямых связей между ними; т. е. на этом уровне наблюдаются объекты, фиксируются факты, проводятся эксперименты, устанавливаются эмпирические взаимосвязи и закономерности. Основными формами сенсорного уровня являются ощущение, восприятие и воображение. По большей части приобретенные эмпирические знания носят субъективный характер.

Рациональный (теоретический) уровень характеризуется более сложным способом отражения реальности, с помощью которого человек может выйти за

рамки своего чувственного опыта и узнать то, что непосредственно не дается на начальном этапе. Этот метод предполагает набор мыслительных операций, который соответствует движению мышления от познания явлений к познанию сути [4].

Основными особенностями этого уровня заключаются в том, что он основан на результатах сенсорного познания, но не взаимодействует с объектом изучения. Следовательно, можно изучать явления, которые, в случае использования чувственного познания, познать невозможно, и в результате получается существенное знание об объекте. Основными формами такого знания являются концепции, суждения и умозаключения, т. е. именно на этом уровне происходит дальнейшее развитие эмпирически приобретенных знаний.

Следовательно, общий ход познания происходит одновременно в противоположных направлениях, с качественной сменой доминирующего направления на другое, с переходом от одной стадии к другой.

Несмотря на взаимосвязь этих типов мышления, на наш взгляд, ментальные концепции существенно отличаются от рациональных концепций. Если последние могут быть только соединены и разъединены, то ментальные концепции развиваются, перемещаются, переходят друг в друга; т. е. первый тип мышления является основой для второго, когда происходит формализация и переход полученных фактов в относительно стабильное состояние благодаря механизмам обобщения и категоризации.

Опорной точкой интерпретации понятия «клиповое мышление» является понимание самого термина «мышление» как «опосредованный теоретико-практический процесс, включающий в себя систему действий и операции исследовательского, преобразовательного и познавательного характера, в результате, которых формируется новая информация, образуются новые мыслительные формы реакций на проблемы».

В отечественной науке термин «клиповое мышление» впервые употребил философ и культуролог Ф. И. Гиренок, указывая на то, что понятийное мышление в современном мире уступает место клиповому мышлению. Он называет клиповое мышление «мышлением , которое реагирует только на удар» [2, с. 416]. Канадский философ Маклюэн обращает внимание на тот факт, что активное использование информационных технологий и электронных средств комму-

никации возвращает человечество в «доконтексто-вую эпоху», что приводит к нарушению линейной последовательности символов как основы культуры. Ученый утверждает, что, в частности, в философии, происходит замена линейного мышления нелинейным, определяя, что «человек в себе воспитал понимание картинок».

Классическое определение термина «клиповое мышление» в научной литературе четко не сформулировано, однако чаще всего это понятие используют для определения особенностей мышления, которое включает в себя такие признаки, как высокая скорость восприятия образов, наглядность, эмоциональность, имманентность, ассоциативность.

Понятие «клип» чаще всего ассоциируется с интернет-платформами, предназначенными для загрузки и разгрузки материала различной тематики, на которых размещены короткие музыкальные видеоклипы, носящие развлекательный характер, и соответствующими телеканалами, которые считаются причиной происхождения данного типа мышления. Зачастую слово «клип» сейчас используют СМИ совместно с понятием мышление. Так как создатели телевизионной рекламы, которые вместе с музыкой отображают основные элементы телевизионного творчества, использует аналогичные принципы, основанные на восприятии клипового мышления.

Таким образом, можно определить термин «клиповое мышление» — как психический познавательный процесс воспроизведения большого объема разнообразных свойств сведений, без учета причинно-следственных связей, что характеризуется нелогичностью, полным разнообразием воспринимаемой информации, снижением способностей к анализу и структурированию, высокой скоростью переключения между ее частями, фрагментами информации, отсутствием полной картины окружающей действительности.

На основе «клипового мышления» происходит развитие «клипового сознания» у подрастающего поколения. Если «клиповое мышление» является процессом и способом получения информации, то «клиповое сознание» интерпретируется как мозаичное, фрагментарное, разнообразное (иногда противоположное) формирование действительности у современной личности.

Основные черты клипового сознания, выделяет американский исследователь Л. Манович: отсутствие концентрации при работе с нарративами, по-

пытки избежать многозадачной работы, постоянный произвольный доступ к информации и желание получить незамедлительно ответ на существующий запрос. Потребитель информации с клиповым сознанием воспринимает реальность не целостно, а как череду фактов, которые не связывает между собой. Практически он лишен причинно-следственной связи и не способен комплексно и обобщенно подходить к решению задач [7, с. 61].

При изучении феномена «клиповости» требуется рассмотреть понятие «клиповое поведение» как специфическую социальную деятельность, которая также характеризуется разнообразием, частой сменой форм, незавершенностью начатого и, в некоторых случаях, нелогичностью.

Зарубежный американский футуролог Е. Тоф-флер выделяет более широкое понятие «клиповая культура», которое рассматривается как составляющая общей информационной культуры будущего, как продукт массового общества и глобальной информатизации, как сопутствующий процесс масси-фикации, формирующийся из бездумных кликов в Сети, обрывистых текстов в СМИ, несвязанных между собой рекламных роликов, кричащих заголовков. Появление клипового мышления — это ответ на слишком большое количество. В свою очередь, продуктом клиповой культуры становится клиповое мышление, которое рассматривается как адаптивный механизм мозга, обеспечивающий максимальные адаптационные возможности человека по отношению к окружающей его клиповой среде, потому что бесконечное мигание информационных отрезков будет комфортным только для людей соответствующего склада ума.

Являясь феноменом информационного общества, клиповое мышление становится неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе такого социального института, как образование. Сейчас клиповое мышление существенно меняет восприятие информации учащимися. Под его влиянием снижается их способность работать с текстом, связанная с его целостным анализом, и укрепляются их навыки работы с короткими текстовыми блоками в виде диаграмм и видеопрезентаций. Клиповое мышление приводит к потере навыков критического анализа полученной информации, что негативно сказывается на принятии решений. Под воздействием огромного потока самой разнообразной информа-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

ции, которую пытается воспринять современная молодежь, переключаясь с одного приложения цифрового гаджета на другое, сознание становится мозаичным, выхватывая из окружающего мира отдельные яркие фрагменты, не связанные друг с другом, и выстраивая на этой основе эклектичную картину мира, лишенного глубины и целостности.

Таким образом, у современной молодежи формируется принцип экономии мышления, его ограниченности, который заключается в том, что сначала выполняется действие, а затем, при необходимости, его понимание. Неспособность четко, логично и связно сформулировать свою мысль, понять и изложить суть научного текста или проблемы, не прибегая к гаджетам, негативно сказывается на усвоении учащимися учебного материала.

Основными признаками клипового мышления являются: конкретность; фрагментарность (отсутствие целостного восприятия); подвижность протекания нервных процессов; снижение способностей к анализу и структурированию информации; языковой минимализм и неумение выражать мысли.

Е. Тоффлер отмечает, что «вместо восприятия пространственных отрезков идей, собранных и систематизированных, которые соотносятся один с другим, в нас все больше запихивают короткими модульными вспышками информации — рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, обрезанными, усеченными кусочками, которые не обрабатываются нашими бывшими ментальными процессами», и подчеркивает, что «новый обрезной ряд подачи информации не поддается классификации, частично из-за того, что выпадает из старых, концептуальных категорий, и потому, что подается в странной, быстротечной, несвязной форме» [6, с. 28].

Явление «клиповое мышление», в силу его недавнего появления, еще недостаточно изучено, поэтому четкой и сбалансированной точки зрения, что касаемо перестройки и трансформаций в психике человека, вызванных цифровыми средствами коммуникации, пока нет. Исследователи, интересующиеся этим вопросом, сходятся во мнении, что клиповая форма мышления — это своего рода реакция на общественную динамику и информационный бум, помогающий человеку в самосохранении и адаптации к современному миру.

Подводя итоги, можно сказать, что из-за стремительного роста новых технологий у современ-

ного человека появляется много новых задач из совершенно различных сфер его жизнедеятельности, в которых он должен быстро ориентироваться, чтобы успешно функционировать в обществе. И чтобы справляться с увеличившимся объемом информации, у человека формируется принцип экономии мышления, его ограниченности, восприятия по моделям, который заключается в том, что сначала выполняется действие, а затем, при необходимости, его понимание.

Неизбежны изменения в структуре современного информационного человека, так как ориентация на новые информационные технологии, науку и технику раскроет новые возможности человеческого организма. В перспективе необходимо определить, что же происходит на уровне личности, «найти новые ориентиры в ее развитии, которое происходит наиболее интенсивно в условиях цифровизации всего жизненного пространства личности» [3].

Список источников

1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений: мат. всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна (1516 октября 2009 г.) / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

2. Гиренок Ф. И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. М., 2012.

3. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 153-184.

4. Карр Н. Делает ли Google нас глупее? // URL:// http://media-ecology.blogspot.ru/2011/03/google.html.

5. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

6. Тоффлер Э. Шок будущего / пер с англ. Э. Тоф-лер. М. : Издательство АСТ, 2002.

7. Manovich L. The Language of New Media. The MIT Press, 2002.

References

1. Azarenok N. V. Clip consciousness and its influence on human psychology in the modern world // Human

psychology in the modern world. Vol. 5. Personality and the professional future // Education and Science. 2021.

group in conditions of social change: mat. all-Russianjubilee Vol. 23. No. 6. Р. 153-184.

scientific conference dedicated to the 120th anniversary of 4. Carr N. Does Google make us dumber? //

the birth of S. L. Rubinstein (October 15-16, 2009) / ed. URL://http://media-ecology.blogspot.ru/2011/03/

A. L. Zhuravlev. M. : Publishing House «Institute of Psy- google.html.

chology of the Russian Academy of Sciences», 2009. 5. Rogers K. R. A look at psychotherapy. The for-

2. Girenok F. I. Anthropological configurations of mation of man. M., 1994.

philosophy // Philosophy of Science. Issue 8: Synergetics 6. Toffler E. Shock of the future / translated from

of human-dimensional reality. M., 2012. English. E. Toiler. M. : Publishing House AST, 2002.

3. Zeer E. F., Tserkovnikova N. G., Tretyako- 7. Manovich L. The Language of New Media. The va V. S. Digital generation in the context of forecasting MIT Press, 2002.

Информация об авторах

В. Л. Цветков — начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор; А. А. Павлова — слушатель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors V. L. Tsvetkov — Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activities of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor;

A. A. Pavlova — Listener of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.03.2023; одобрена после рецензирования 27.04.2023; принята к публикации 08.06.2023. The article was submitted 15.03.2023; approved after reviewing 27.04.2023; accepted for publication 08.06.2023.

ПСИХОЛОГИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психология

ОПЕРАТИВНО-

РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований Под ред. В. Л. Цветкова, Н. А. Кузьмина; под общ. ред. И. Б. Лебедева, А. Ю. Федотова

Третье издание

Г

Учебное пособие включает систему основных понятий психологии оперативно-розыскной деятельности, рекомендации эффективного самоопределения в ситуациях взаимодействия с лицами, представляющими оперативный интерес, а также основы психотехники решения профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел. Его содержание соответствует рабочим программам учебной дисциплины для обучающихся по специальностям 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для курсантов, слушателей, студентов, преподавателей образовательных организаций, практических работников и всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.