Научная статья на тему 'КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
861
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / КЛИПОВАЯ КУЛЬТУРА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АЛОГИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубанцева Дарья Ильинична

В статье рассматривается клиповое мышление, которое формируется у современных школьников и студентов под влиянием мультимедийных и информационных технологий. Для данного типа мышления характерны фрагментарность, алогичность, эмоциональность, мультиканальность, нарушение причинно-следственных связей, нацеленность на развлекательный контент. Показано, что традиционная система обучения не соответствует новому типу мышления, это особенно ярко проявилось в дистанционном обучении во время пандемии COVID-19. Для обучения обладателей клипового мышления необходимо не просто приспосабливать к нему образовательный процесс. Изменяя формат подачи информации, представляя ее в виде схем, кластеров, клипов и игр, следует руководствоваться когнитивной теорией мультимедийного обучения Р. Майера, которая акцентирует внимание на мотивации и метапознании. Необходимо также использовать в процессе обучения практики, нацеленные на развитие способностей к анализу, запоминанию, осмыслению информации, пониманию причинно-следственных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIP WAY OF THINKING IN THE CONTEXT OF LEARNING PROCESS

The article examines a clip way of thinking (mosaic thinking), which is formed in modern schoolchildren and students under the influence of multimedia and information technologies. This type of thinking is characterized by fragmentation, illogicalness, emotionality, a multichannel nature, violation of cause-and-effect relationships, and focus on the entertainment content. It is shown that the traditional education system does not correspond to the new type of thinking, which was especially evident in distance learning during the COVID-19 pandemic. To teach people with mosaic thinking, one does not need just adapt the learning process to it. Changing the format of resenting the information, putting it into the form of diagrams, clusters, clips and games, teachers should be guided by R. Mayer’s Cognitive Theory of Multimedia Learning, which focuses on motivation and metacognition. In the Learning process, it is also necessary to use practices aimed at developing the ability to analyze, memorize, comprehend information, and understand cause-and-effect relationships.

Текст научной работы на тему «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.01:159.9 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-70-79

ББК 74.202.5

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

CLIP WAY OF THINKING IN THE CONTEXT OF LEARNING PROCESS

Кубанцева Дарья Ильинична

Студентка экономического факультета Университета МГУ - ППИ в Шэньчжэне, Китай E-mail: elena.lm2020@yandex.ru

Kubantseva Darya I.

Student at the Economic Faculty of Shenzhen MSU - BIT University, China E-mail: elena.lm2020@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается клиповое мышление, которое формируется у современных школьников и студентов под влиянием мультимедийных и информационных технологий. Для данного типа мышления характерны фрагментарность, алогичность, эмоциональность, мультиканальность, нарушение причинно-следственных связей, нацеленность на развлекательный контент. Показано, что традиционная система обучения не соответствует новому типу мышления, это особенно ярко проявилось в дистанционном обучении во время пандемии СОУГО-19. Для обучения обладателей клипового мышления необходимо не просто приспосабливать к нему образовательный процесс. Изменяя формат подачи информации, представляя ее в виде схем, кластеров, клипов и игр, следует руководствоваться когнитивной теорией мультимедийного обучения Р. Майера, которая акцентирует внимание на мотивации и

Abstract. The article examines a clip way of thinking (mosaic thinking), which is formed in modern schoolchildren and students under the influence of multimedia and information technologies. This type of thinking is characterized by fragmentation, illogicalness, emotionality, a multichannel nature, violation of cause-and-effect relationships, and focus on the entertainment content. It is shown that the traditional education system does not correspond to the new type of thinking, which was especially evident in distance learning during the COVID-19 pandemic. To teach people with mosaic thinking, one does not need just adapt the learning process to it. Changing the format of resenting the information, putting it into the form of diagrams, clusters, clips and games, teachers should be guided by R. Mayer's Cognitive Theory of Multimedia Learning, which

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Кубанцева Д. И., 2022

метапознании. Необходимо также использовать в процессе обучения практики, нацеленные на развитие способностей к анализу, запоминанию, осмыслению информации, пониманию причинно-следственных связей.

focuses on motivation and metacognition. In the Learning process, it is also necessary to use practices aimed at developing the ability to analyze, memorize, comprehend information, and understand cause-and-effect relationships.

Ключевые слова: клиповое мышление, клиповая культура, мультимедийные технологии, Интернет, образование, понятийное мышление, алогичность, образовательные технологии.

Keywords: clip way of thinking (mosaic thinking), blip culture, multimedia technologies, the Internet, education, conceptual thinking, illogicalness, educational technologies.

Для цитирования: Кубанцева Д. И. Клиповое мышление в контексте образовательного процесса // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 70-79. DOI: 10.31862/2218-87112022-6-70-79.

Cite as: Kubantseva D. I. Clip way of thinking in the context of learning process. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 6, pp. 70-79. DOI: 10.31862/2218-8711-20226-70-79.

В мире, где провозглашаются ценности непрерывного обучения, невозможно представить свою жизнь без постоянного получения новой информации. Однако способы ее восприятия и обработки у людей, родившихся после всеобщей информатизации и компьютеризации, не такие, как у представителей старших поколений. Очевидно, что уже через 30 лет почти не останется людей со «старым» типом мышления.

Термин «клиповое мышление» (сознание), введенный Ф. Гиренком [1, с. 23], используется для характеристики «нового» типа мышления человека эпохи современной клиповой культуры [2, р. 181], для которой характерна мозаичность и фрагментарность образов, их яркость, кратковременность и быстрая смена. Рассмотрению особенностей такого мышления посвящены также работы Т. Семеновских, А. Крайнова, Е. Русских, А. Фельдмана, С. Симаковой, М. Пекара.

Считается, что новое поколение, с детства привыкшее к рекламным клипам и образам, разучилось анализировать полученную информацию, самостоятельно строить причинно-следственные связи. Тем не менее эти люди будут определять развитие науки, техники и общества в ближайшее столетие. Именно поэтому встает вопрос: как их учить, если они потеряли способность к обработке, осмыслению, анализу и запоминанию информации? Необходимость ответа на этот вопрос определяет актуальность данной работы.

Гипотеза: необходимо не изменять мышление людей, поскольку клиповое мышление - это явление эпохи информационных технологий, нужно не просто подстраивать под него образовательный процесс, но включать в него практики, которые могут ослабить негативные стороны такого мышления.

У истоков понятия «клиповая культура» (blip culture) стоит Э. Тоффлер, который ввел его в философский дискурс. В книге «Третья волна» [2, р. 181] философ говорит о трех глубинных сдвигах («волнах») в жизни общества: аграрном, индустриальном и постиндустриальном. «Атрибутом Третьей волны являются демассифицирующие медиа, с помощью которых люди обмениваются информацией посредством разнообразных, зачастую противоречащих друг другу, фрагментарных образных рядов», которые пришли на смену «полосам» - логичным, вытекающим друг из друга потокам идей [3, с. 78]. Это привело к появлению клиповой культуры, которая стала результатом развития технологий и средств передачи информации.

Люди, с детства подвергающиеся влиянию диверсифицированной информации, комфортно чувствуют себя в такой среде. Они учатся формулировать свои идеи из фрагментарного материала, поступающего из многочисленных медийных источников [4, с. 263; 5, с. 402].

Возникновение и информационные ограничения клипового мышления связывают со способами передачи информации через сеть Интернет, где существуют предпочтительные для восприятия читателями размеры файлов. Другой фактор, влияющий на количество воспринимаемой информации, - это размеры экранов гаджетов. И экраны первых телефонов, и современных смартфонов характеризуются существенно меньшим углом чтения, чем печатные книги. Поэтому читатели перестают воспринимать длинные и сложные тексты (больший угол чтения способствует восприятию (поиску и анализу) информации [4, с. 263]).

Одновременно происходит изменение способа получения «ментальной модели реальности», что говорит о смене типа мышления, причем это зачастую воспринимается как прогресс: человеческий мозг приспосабливается к изменяющемуся и усложняющемуся ореолу информации, в котором он находится, учится фильтровать хаотичные потоки, упорядочивать их и создавать собственную, уникальную картину происходящих вокруг него событий и мира в целом. Такой избирательный подход к информации и отличает человека Третьей волны от предыдущей. Таким образом, становление клиповой культуры сопровождалось возникновением клипового мышления.

Поскольку Интернет получил распространение с 1990-х гг., уже выросло несколько поколений, получающих информацию по новым стандартам. Современная молодежь 80% информации получает из интернет-ресурсов, что отличает ее от представителей старших поколений (рис. 1) [6], и с этим обстоятельством нельзя не считаться.

Как отмечает Е. Русских, «в век скоростных технологий наблюдается снижение качества чтения среди юношества» [7, с. 236]. Она связывает это с восприятием гаджета как средства погружения в виртуальный мир, одна из задач которого - развлечение. По суждению А. Л. Крайнова, «как следствие, современная молодежь больше не относит чтение научной или художественной литературы к увлекательному способу проведения досуга. Снижение объема чтения книг привело к утрате способности воспринимать, анализировать и запоминать сложную информацию» [4, с. 262].

У юношества сформировалось два типа чтения: прагматическое (поиск необходимой информации в Интернете) и компенсаторное (отдых и развлечение).

80

Телевидение Интернет-ресурсы Разговоры с людьми Радио

18-24 года ■ 45-59 лет

Рис. 1. Источники информации о событиях в России у представителей разных поколений (составлено автором по данным опроса ВЦИОМ в сентябре 2021 г. [6])

Пользователи Интернета часто оценивают информацию по ее представлению (фразе, изображению). Лаконичность и краткость становятся критериями отбора. Из-за перегруженности сознания человек становится неспособным воспринимать сложные и объемные тексты: информация, требующая глубокого анализа, отвергается. В результате люди плохо понимают чужие мысли.

Получая информацию посредством небольших фрагментов, человек привыкает к такой подаче и, в совокупности с отсутствием или низким уровнем критического мышления, становится уязвимым для ярких образов и слоганов. Пример тому - распространение в социальных сетях недостоверной информации о COVID-19, которой люди нередко склонны верить больше, чем аргументам специалистов.

Считается, что люди, обладающие клиповым мышлением, отличаются способностью моментально схватывать всю главную, необходимую информацию быстрее, чем те, кто таким мышлением не обладает [8]. Однако эти большие массивы информации не проходят процесс осмысления, не ставится акцент на их содержательности; на основе образов, которые человек ассоциирует с этой информацией, происходит запоминание чисел, набора слов и фраз. Такой подход, например, применяется при изучении иностранных языков, где словам придается образность. Однако заучивание формул и правил в курсах физики, химии и биологии без осмысления их содержания ведет к непониманию связей.

Принято считать, что обладатели клипового мышления быстро принимают решения, и это является их преимуществом в современном мире: небольшой словарный запас компенсируется способностью поглощать и обрабатывать информацию посредством фрагментарных образных рядов.

Люди, работающие с большими потоками информации, запоминают только самое основное, не перегружая свой мозг. То есть клиповое мышление - это ответ нашего мозга на увеличившийся, непрерывно «сыплющийся» на нас поток информации, его защита от перегрузки.

Итак, клиповое мышление - это способ получения и восприятия информации посредством ярких, ассоциативных и эмоциональных фрагментов (зачастую не связанных между собой), которые непрерывно сменяют друг друга. Из-за быстрой смены образов человек перестает быть способным обрабатывать (запоминать и анализировать) такой поток информации. В памяти остаются только небольшие отрывки, которые по объему не могут сравниться со всей полученной информацией.

В наше время открытия в различных областях науки делаются с небывалой частотой. И всю эту новую и старую информацию необходимо передать следующим поколениям, у которых способ мышления и восприятия информации отличается от «способностей» поколения, выросшего без такого непрерывного потока новостей. Поэтому ниже речь будет идти об изменениях в образовательном процессе в связи с появлением клипового мышления.

Очевидно, что рассматриваемый способ восприятия информации не мог не сказаться на качестве запоминания: коэффициент усвоения знаний упал до 10% [9]. Это означает, что необходимо определить «узкие места» в образовательном процессе, которые нуждаются в срочной корректировке с учетом особенностей современных способов передачи и восприятия информации.

Во-первых, современные студенты и школьники больше не считают необходимым запоминать и осмысливать информацию, ведь все можно «узнать» за пару секунд, напечатав запрос в поисковой строке. Можно сказать, что Интернет стал «костылями» памяти и заменяет способность анализировать информацию поиском готовых решений и шаблонов. По свидетельству Т. В. Семеновских, «способность формулировать мысль, понятную для окружающих, и передать основные ее положения стала большой редкостью» [8, с. 5].

Во-вторых, школьники больше не могут быть сосредоточенными на протяжении урока, для них характерны рассеянность или расстройство внимания, утрата аналитических способностей и желания познавать новое. Конкретное мышление становится преобладающим (в противовес абстрактному). Педагогам все труднее «разбудить» интерес учеников к точным наукам - физике, химии и биологии. Поскольку в обществе интернет-технологий живое общение людей становится все большей редкостью, у молодежи пропадает рефлексия, снижаются коммуникативные навыки и словарный запас.

В-третьих, учащиеся часто неспособны законспектировать лекцию, выписав необходимые мысли и положения, поскольку они не совсем понимают, где основная информация, а где - второстепенная.

Естественно, что изменение стиля мышления, стиля речи, способности к запоминанию и анализу информации вызывает большие опасение у педагогов и ученых. Однако при современном развитии телекоммуникационных и информационных технологий

ограничить поток информации невозможно, поэтому необходимо не искать способы радикальной борьбы с факторами, способствующими формированию клипового способа восприятия информации, а подстраиваться и изменять образовательный процесс под него.

А. Крайнов предлагает использовать в образовательном процессе графики, блок-схемы, диаграммы, презентации, учебные фильмы [4, с. 265]. Т. Семеновских считает, что приоритетными должны стать «четкие, наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками» [6, с. 8].

На мой взгляд, необходимо не просто перечисление возможных изменений в образовательном процессе, но и их осмысление, в том числе с позиций когнитивной теории мультимедийного обучения (CTML - Cognitive Theory of Multimedia Learning) Роберта Майера [10, с. 31]. Необходимо также в процессе обучения использовать различные практики, способствующие усвоению знаний.

Стоит вопрос: как использовать преимущества клипового мышления учащихся для повышения эффективности учебного процесса и нивелировать влияние его недостатков?

Очевидно, что людей с таким видом мышления необходимо учить с использованием современных технологий, поэтому рассмотрим особенности такого обучения.

На рис. 2 представлена модель мультимедийного обучения, предложенная Р. Май-ером [11, с. 534].

Согласно Р. Майеру [11, с. 534], при мультимедийном обучении слова и изображения поступают в зрительную и слуховую память учащегося. Если он обращает внимание на эту мимолетную информацию, часть ее передается в рабочую память для дальнейшей обработки. В рабочей памяти поступающие слова образуют вербальную, а изображения - образную модель. Интеграция этих моделей друг с другом и с предшествующими знаниями приводит к конструированию новых знаний. Для успешности обучения к этой модели необходимо добавить два важных дополнительных элемента: мотивацию и метапознание.

Большинство современных студентов подходит к образованию с практической стороны: перед тем, как приступить к изучению какой-либо дисциплины, они задают себе вопрос, понадобятся ли эти знания в дальнейшем? Если ответ отрицательный, то

Мультимедийная Сенсорная Рабочая Память Долговременная

презентация память память

дисциплина отвергается, она словно «удаляется» из области «необходимо освоить материал». В результате непрофильные предметы все меньше привлекают внимание учеников, а для того, чтобы «ненужный» материал усвоился, необходимо преподносить его скорректированным образом.

Для того чтобы наш мозг запомнил информацию, должна иметь место мотивация. В данном случае - увлеченность этой информацией или способом ее передачи.

Получается, что информация должна быть представлена не только в структурированных сжатых смысловых блоках, но и в увлекательных образах. Так, например, школьные олимпиады не привлекают детей, однако они самостоятельно находят интернет-ресурсы, где выполняют различные задания, участвуют в олимпиадах и групповых играх. Такой способ представления информации вызывает у них интерес к науке и стремление узнать что-то новое.

Установлено, что компьютерные игры способствуют метапознанию, которое вклю -чает мониторинг когнитивных процессов выбора, организации и интеграции информации, а также их координацию для достижения цели обучения [11, с. 534].

Исследования показали, что специальные компьютерные игры повышают эффективность обучения иностранным языкам, математике и естественным наукам. Однако, отмечает Р. Майер, в настоящее время непонятно, как когнитивные и мотивационные факторы взаимосвязаны в игровом обучении [11, с. 543].

Лекция - традиционный способ передачи информации в вузах. Однако видеолекции - это часто просто попытка переложить их на информационные технологии. Так, например, в нашем вузе во время дистанционного обучения во время пандемии COV-ID-19 двухчасовые лекции заменялись равными по времени видеозаписями (не онлайн-классами). Это неверная стратегия: 1) видеозапись вмещает гораздо больше информации, чем лектор может передать во время живого изложения, что неминуемо усложнило восприятие материала; 2) на концентрацию внимания влияет и атмосфера, в которой находится слушатель: работа в аудитории сильнее побуждает слушать и пытаться анализировать информацию, нежели домашние условия.

Электронные учебные пособия и лекции не должны быть оцифрованными версиями своих прообразов. Они должны включать самую важную информацию по темам, схемы, анимации, связанные между собой кластеры, стать подобием клипа. Объем учебных материалов не должен быть очень большим, а содержание должно быть конкретным и неабстрактным, вызывать у студентов определенные образы [8, с. 7]. При этом, в соответствии с теорией CTML, в анимациях и клипах необходимо избегать использования текста, заменяя его голосом лектора, поскольку наличие поясняющих текстов рассеивает внимание студента. К сожалению, такой способ представления знаний позволяет воспринимать и запоминать информацию, но не осмысливать ее.

Сегодня сами преподаватели создают интернет-сообщества, где выкладывают учебные материалы. Например, курс «Theory of knowledge» в лицее НИУ ВШЭ построен именно таким образом. Обязательным элементом таких курсов должен быть форум для организации обратной связи преподавателя и студентов.

Однако переформатирование образовательного курса - это долгий, сложный и не всегда объективный процесс, отражающий предпочтения того, кто решает, какой информацией можно пренебречь. Поэтому сохраняет актуальность чтение оригинальных текстов, что представляет трудность для обладателей клипового мышления.

Развитию утраченной способности к анализу, запоминанию, осмыслению информации и пониманию причинно-следственных связей могут способствовать следующие практики:

1. «Информационный детокс», когда человек запрещает себе читать и смотреть что-либо в заданный промежуток времени. Он концентрируется на созидании, творчестве и личном общении.

2. Чтение художественной и философской литературы, ее пересказ, конспектирование, в том числе с использованием интеллект-карт Тони Бьюзена [12, c. 16]. Все это побуждает людей анализировать информацию, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

3. Метод парадоксов Михаила Казиника [9], который учит людей задумываться при столкновении с противоречиями, что способствует критическому анализу любой информации.

4. Участие в дискуссиях, поиск альтернативной точки зрения. В ходе такого поиска человек начинает понимать мотивы и логику мыслей оппонента, причем здесь важна и полемика - он учится отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее.

Гипотеза данного исследования подтвердилась: наша жизнь неразрывно связана с телекоммуникационными и информационными технологиями, полностью отказаться от них невозможно, а клиповое мышление - это сформировавшийся у людей в условиях доминирования таких технологий способ восприятия и обработки информации, к которому необходимо приспосабливать образовательный процесс.

Чтобы облегчить обладателям клипового мышления запоминание и усвоение новых знаний, предлагается изменить способ подачи информации, построить его по образу клипа или игры: то есть ясно, четко, кратко и увлекательно.

Необходимо также стараться уменьшить влияние негативных аспектов такого типа мышления. Поскольку без умения анализировать (чего лишен обладатель клипового мышления) невозможно полноценно понять и осознать получаемую информацию, для повышения эффективности обучения следует выполнять, разрабатывать и совершенствовать практики, способствующие формированию этого навыка.

Список литературы

1. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с.

2. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. 775 с.

3. Яркова Е. Н. Теория клипового мышления или эскиз картины регресса человеческого разума // Вестник Евразийской науки. 2014. № 2 (35). С. 77-85.

4. Крайнов А. Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Сер.: Философия.

Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, № 3. С. 262-266.

5. Young K. S. Internet addiction: a new clinical phenomenon and its consequences // American Behavioral Scientist. 2004. Vol. 48, Iss. 4. Р. 402-415. DOI: https://doi. org/10.1177/0002764204270278.

6. ВЦИОМ. Медиапотребление и активность в Интернете. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (дата обращения: 06.10.2021).

7. Русских Е. В. Современное юношеское чтение и электронные ресурсы как способ приобщения к книге // Вестн. Брянского гос. ун-та. 2015. № 3. С. 236-240.

8. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. Вып. 5 (24). С. 1-10. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

9. Косенко А. Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться. URL: http:// www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip (дата обращения: 13.10.2021).

10. Mayer R. E. Cognitive theory of multimedia learning // Mayer R. E. (ed.). The Cambridge Handbook of Multimedia Learning. Cambridge University Press, 2005. P. 31-48. DOI: https://doi.org/10.1017/CB09780511816819.004.

11. Mayer R. E. Computer Games in Education // Annual Review of Psychology. 2019. Vol. 70. P. 531-549. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010418-102744.

12. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 113 с.

References

1. Girenok F. I. Klipovoe Soznaniye. Moscow: Prospekt, 2016. 254 p.

2. Toffler A. Tretya volna. Moscow: AST, 1999. 775 p. (in Russian).

3. Yarkova E. N. Teoriya klipovogo myshleniya ili eskiz kartiny regressa chelovecheskogo razuma. VestnikEvraziyskoy nauki. 2014, No 2 (35), pp. 77-85. DOI: https://doi.org/10.17506/ dipi.2019.35.2.7785.

4. Krainov A. L. Klipovoe myshlenie v kontekste obrazovatelnykh praktik: sotsialno-filosofskiy analiz. Izv. Saratovskogo un-ta. Novye serii. Ser.: Filosofiya. Psichologiya. Pedagogika. 2019, Vol. 19, No. 3, pp. 262-266. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-262-266.

5. Young K. S. Internet addiction: a new clinical phenomenon and its consequences. American Behavioral Scientist. 2004, Vol. 48, No. 4, pp. 402-415. DOI: https://doi. org/10.1177/0002764204270278.

6. VTsIOM. Mediapotreblenie i aktivnost v Internete. Available at: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (accessed: 10.10.2021).

7. Russkikh E. V. Sovremennoe yunosheskoe chtenie i elektronnye resursy kak sposob priobshcheniya k knige. Vestn. Bryanskogo gos. un-ta. 2015, No 3. pp. 236-240.

8. Semenovskikh T. Fenomen "klipovogo myshleniya" v obrazovatelnoy vuzovskoy srede. Internet-zhurnal "Naukovedenie". 2014, No. 5 (24), pp. 1-10. Available at: http://naukovedenie. ru/PDF/105PVN514.pdf (accessed: 28.11.2021).

9. Kosenko A. Chem opasno klipovoe myshlenie i kak s nim borotsya. Available at: http://www. lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip (accessed: 28.11.2021).

10. Mayer R. E. Cognitive theory of multimedia learning. In: R. E. Mayer (ed.). The Cambridge Handbook of Multimedia Learning. Cambridge University Press, 2005. Pp. 31-48. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511816819.004.

11. Mayer R. E. Computer games in education. Annual Review of Psychology. 2019, Vol. 70, pp. 531-549. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010418-102744.

12. Buzan T. Intellekt-karty. Polnoe rukovodstvo po moshchnomu instrumentu myshleniya. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2019. 113 p. (In Russian)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 21.06.2022 The article was received on 21.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.