УДК 159.9
Семеновских Татьяна Викторовна
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
Россия, Тюмень1 Кандидат психологических наук
Доцент stvpsiheya@gmail.com
Феномен «клипового мышления» в образовательной
вузовской среде
Аннотация. В статье описывается феномен современности — «клиповое мышление», приводится междисциплинарный анализ исследований по проблеме. Автор раскрывает сущность понятия «клиповое мышление», рассматривает его как процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.
Феномен клипового мышления по своей сущности синонимичен понятию «когнитивный стиль». Для студентов с интегральным стилем, приемлема опора на технологии обучения, построенные по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, тогда как для учеников с дифференциальным стилем, обучение строится, наоборот, от частного к общему, направлено на обобщенное, освоение материала.
Автор считает, что в контексте клипового мышления необходимо пересмотреть содержательную составляющую учебного материала, структурировать информацию в виде клипов, видоизменять формат изложения, применять яркие, четкие и наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками.
Применение известных методов обучения совместно с новыми разработками, в том числе и e-leaming технологиями повысит эффективность процесса обучения и значительно улучшит уровень профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова: клип; «клиповое мышление»; «зеппинг»; «блип-культура»; когнитивный стиль; дифференциальность; интегральность; фрагментарность; алогичность; алогичность; электронный учебник.
1 625007, Тюмень, проезд 9 Мая, 5
Актуальность исследования
Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к тому, что современное общество существует на новом этапе развития — информационном. Информационные технологии широко применяются в быту, производстве, учреждениях, системе образования в целом. Созданное глобальное пространство, обеспечивает эффективное взаимодействие людей, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах, а также в доступе к мировым ресурсам.
Глобальная информатизация приводит к изменению в ментальном плане. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, Интернета и даже современной литературы у большинства представителей молодого поколения формируется особый тип мышления — «клиповое».
Проанализировав междисциплинарные работы в области философии, культурологии и психологии, посвященные феномену клипового мышления, нам удалось выявить противоречие, связанное с сущностью традиционной, образовательной парадигмы, которая, будучи устойчивым, сложившимся явлением, крайне медленно реагирует на стремительные изменения современного общества, где информация является главным ресурсом. В результате этого обозначается явное несоответствие, обновленных внутренних ожиданий обладателей клипового мышления, размеренному ритму образовательных устоев.
Сущность понятия «клиповое мышление»
Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сНр» - «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый [11].
В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости [1].
Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность. На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. И, как результат, клип превращается в информационный шум. Однако, декларируемая цель клипа при этом, остается в восприятии людей, и человек, постоянно читающий новости, тешит себя иллюзией того, будто бы он имеет представление о процессах, происходящих в мире, в то время как в действительности он имеет в своей голове набор
разрозненных фактов, которые практически невозможно объединить в общие цепочки событий и связать между собой. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации.
Согласно теории этапов развития цивилизации М. Маклюэна: «.. .общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [18, С 86].
Впервые феномен «клиповой культуры» (от англ. «to clip» - обрезать, обрывать, делать вырезки) как принципиально нового явления, был отмечен американским футурологом Э. Тоффлером [13], рассматривающим данное понятие в качестве составляющей общей информационной культуры. Она формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг», когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, здесь все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает. Он также ввел термин «блип-культура», («blip» - выброс сигнала) означающий фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире, возникающих у постоянных потребителей аудиовизуальной электронной информации в условиях ее демассификации, причем хаотичность блип-культурной информации с трудом укладывается в сознании людей, привыкших к логической стройности и целостности массовых вещательных программ.
В отечественной науке первым употребил термин «клиповое мышление» Ф.И. Гиренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «.вот вы спросили, что сегодня происходит в философии. А происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое» [5, С.23].
А.Б. Фельдман [14] считает клиповое мышление, приобретенным видом мышления, при котором человек оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
К.Г. Фрумкин [15] определяет клиповое мышление, как вектор в развитии отношений человека с информацией, способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной и одностильной информации.
Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5) рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Основная проблема клипового мышления — отсутствие контекста. Контекст (от лат. «contextus» - тесная связь, соединение) — обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов [6].
При восприятии любого связанного текста формируется некий контекст — набор положений и допущений, которые уже были рассмотрены в связи с настоящими вопросами, и любое новое положение из текста человек рассматривает как в сформированном контексте, так и в контексте собственных знаний и опыта. Чем длиннее текст, тем более сложен будет его контекст, тем проще осознавать семантические связи между явлениями, так как они фактически существуют перед глазами — в контексте.
При клиповом мышлении понимание контекста затруднено и в результате клип не оставляет следов в связанной семантике явлений. И, несмотря на то, что клип — это форма репрезентации информации, все проблемы, связанные с этим подходом, возникают исключительно при интерпретации. Так, человек, который увлекается политикой и понимает, что на самом деле происходит в политическом мире, совершенно спокойно может объединить новостные клипы в единую картину благодаря имеющемуся у него контексту. Для человека же незаинтересованного, информация, поданная в таком виде, скорее всего, будет набором разрозненных положений, он не способен понять причины и следствия явлений, потому что не видит между ними связей, а связей он не видит в силу того, что сам формат подачи информации не дает шансов образоваться им самопроизвольно, то есть у него недостаточно опыта для их образования [3].
Связь опыта с поведением является существенным тезисом в феноменологической теории К. Роджерса [16]. Он считал, что на поведение в данный момент всегда влияет нынешнее восприятие и интерпретация, то есть опыт, извлеченный из субъективного мира человека, определяет его поведение и его нельзя понять, не обращаясь к субъективной интерпретации событий.
Кроме того, К. Роджерс поддерживал холистическую точку зрения на «личность» — представление о том, что человек ведет себя как целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности.
Переход от целостного мышления к клиповому, есть переход от холизма к элементализму. Это говорит о раздробленности и противоречии в мышлении. В статье «Google делает нас глупее?» Н. Карр (автор книги «The Big Switch: Rewiring the World, From Edison to Google») пишет: «В последнее время у меня появилось неуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу, перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг не умирает, насколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повествованием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. Такое ощущение, что мне постоянно приходится подтаскивать свой непослушный мозг обратно к тексту. Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу» [7, С. 7].
Кроме этого, клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Об этом, в частности, сказано в книге американского психолога Л. Розен «Я, мое пространство и я: воспитание сетевого поколения» («Me, MySpace, and I: Parenting the Net Generation»). Автор отмечает, что сильная сторона «поколения I» (Internet Generation), воспитанного в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, — их возросшая способность к многозадачности. Дети Интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотки, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст [17, С 104].
Также, можно отметить, что сознание современного человека в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв хаотической и разнородной информации, забивающей каналы восприятия и совершенно избыточной, не нужной человеку, в данном случае, клиповое мышление выступает в роли защитного механизма от информационно-психологических перегрузок [8].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что клиповое мышление, становясь массовым явлением в современном обществе, является своеобразной защитой от информационных перегрузок, человек, испытывая потребность быстрого усвоения информации на разнообразные темы, не имеет другой альтернативы кроме восприятия по образцам.
Клиповое мышление — это новый вектор в развитии отношений человека с информацией, поэтому сетевые коммуникации оказываются не менее важными для современного человека, чем обычные.
Итак, общепринятого определения понятия «клиповое мышление» нет, однако, мы попытались на основе основных характеристик сформулировать следующее: «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.
На наш взгляд, основными характеристиками клипового мышления являются: конкретность мышления; фрагментарность (отсутствие целостного восприятия); ориентация на понятия меньшей степени общности; алогичность; лабильность.
Психолого-педагогические аспекты обучения студентов,
обладающих клиповым мышлением
В последнее время в среде педагогов, психологов появилось устойчивое мнение о том, что современная молодежь не имеет свойства глубоко задумываться и воспринимает окружающий мир слишком поверхностно. О.Г. Вронский [4] считает, что вся их система ценностей и идеалов слишком однообразна и базируется исключительно на том потоке информации, который буквально «сыпется» с экранов телевизоров и из Интернета. Способность формулировать мысль понятную для окружающих и передать основные ее положения стали большой редкостью. И, конечно, подвергается большой критике, особенно со стороны преподавателей, умение современных студентов внимательно слушать и конспектировать лекцию.
Связано это с тем, что совокупность результатов семантической деятельности человечества — информационное пространство — сегодня заключает в себе огромные объемы текстовых, визуальных и аудио материалов. Перенасыщение информационной среды повлекло
за собой, с одной стороны, потребность человека в усвоении как можно большего объема информации за меньшее количество времени, а с другой — качественные изменения в формате самой информации. Возникла устойчивая тенденция к фрагментарному представлению информации с доминантой на ее количестве, а не качестве. Вышеописанные изменения детерминировали возникновение такого феномена, как «клиповое мышление» и повлекли за собой потребность изменения подхода к обучению молодежи.
Способствует ли клиповое мышление эффективному усвоению информации в учебном процессе? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Применение клипового мышления в обучении позволяет человеку запоминать большие объемы информации без восприятия ее содержательности, то есть быстрое и простое запоминание набора слов, фраз или чисел в определенной последовательности на основе некоторых образов, которые соответствуют запоминаемой информации [12].
Подобные методы удобны при их использовании, например, в изучении иностранных языков, где какому-то образу слова из родного языка может соответствовать иностранное название. Однако применение подобного способа в физике приведет только к заучиванию каких-либо терминов, правил, определений, формул, но при этом само понимание физического процесса будет потеряно.
Язык образов и жестов значительно более древний, чем язык символов, поэтому человеку легче воспринимать информацию в виде образов, нежели в виде букв, цифр, формул.
Классической (традиционной) формой организации обучения в высшей школе является лекция. Система образов, о которой говорилось выше — наиболее эффективный способ запоминания материала на лекции. Причем, запоминание происходит целенаправленно, то есть в содержании рассматриваемой на занятиях темы и по продолжительности, на длительный период.
Наиболее эффективным средством запоминания лекционной информации является применение современных мультимедийных технологий. В последнее время много литературы и статей посвящено правилам составления и компоновки так называемых электронных учебников. Однако, до сих пор не выработано четкой позиции по данному вопросу, но мало у кого вызывает сомнение, что электронный учебник не должен повторять обычный бумажный вариант, то есть не являться простой перепечаткой текста. Электронный учебник должен содержать отдельные разделы по изучаемым темам, анимирование, особенно это касается изучения физических основ каких-либо процессов.
Формирование в процессе обучения образов с использованием современной компьютерной техники не представляет большой сложности. Эти образы могут быть представлены в виде слайдов или короткометражных анимационных картинок. Такой способ подачи информации — представляет собой клип. Важно помнить, что последовательность клипов должна быть не очень объемной и достаточно хорошо ассоциироваться у студентов с вполне определенными образами, т.е. не иметь абстрактного содержания.
Предложенный способ применения дозированной (клиповой) подачи информации позволяет только лишь запоминать ее, но не усваивать осознанно и в должной мере [9].
Помимо всего прочего, важным является то, что феномен клипового мышления по своей сущности во многом соприкасается с понятием когнитивного стиля, поэтому необходимо учитывать рекомендации по ведению учебного процесса в зависимости от когнитивного стиля учащихся, так как эти утверждения будут справедливы и для аудитории с клиповым мышлением.
Комплексные подходы к учету когнитивного стиля в обучении представлены в работах Г.А. Берулавы [2]. В них сделана попытка представить комплекс методических рекомендаций по организации работы на уроке с учетом когнитивных стилей, который позволил бы не только помочь ученику с любым стилем полностью освоить материал, но и развить его возможности.
Исходя из этого Г.А. Берулава выделила интегральный когнитивный стиль «дифференциальность - интегральность», который, как и клиповое мышление связан со специфическим восприятием и усвоением учебного материала.
Так, например, для учеников с интегральным стилем, приемлема опора на технологии обучения, построенные по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, с опорой на собственную познавательную активность, с использованием дискуссий. Для учеников же дифференциального стиля, обучение строится, наоборот, от частного к общему, направлено на обобщенное, логико-формализованное освоение материала, либо на основе его целостного познания, либо на основе ступенчатого, последовательного познания.
Резюмируя сказанное выше, заключаем, что современным педагогам, психологам необходимо учитывать сущностные особенности феномена «клиповое мышление» при построении образовательного процесса, в учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Необходимо пересмотреть содержательную составляющую учебного материала. С учетом индивидуально-психологических особенностей студентов потребуется структурировать информацию в виде клипов, видоизменять формат изложения — приоритетными станут яркие, четкие и наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками. Актуальной задачей станет создание узко-тематических фильмов (видеороликов) с наглядными примерами, экспериментами.
Применение известных методов обучения совместно с новыми разработками, в том числе и e-leaming технологиями повысит эффективность процесса обучения и значительно улучшит уровень профессиональной подготовки студентов.
Итак, в результате междисциплинарного анализа исследований по проблеме клипового мышления нами было выявлено следующее:
• клиповое мышление — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира;
• феномен клипового мышления по своей сущности во многом соприкасается с понятием когнитивного стиля;
• когнитивные стили «дифференциальность-интегральность» связаны с индивидуальными особенностями понимания учебного материала, например, необходимо разделять материал на короткие смысловые фрагменты и предъявлять конкретные рабочие требования для учащихся с дифференциальным когнитивным стилем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.
2. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. - М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 74-77.
3. Брыксин В.Г. Клиповое мышление. - Режим доступа: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/ (дата обращения: 10.10.2014).
4. Вронский О.Г. Научно-инновационная деятельность педагогического вуза: традиции, проблемы, перспективы // Мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. / Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, Междунар. академия наук пед. образования. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. С. 81-84.
5. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. -Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. - М.: ИФ РАН, 2002. С. 415-420.
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. С. 201.
7. Карр Н. Делает ли Google нас глупее? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media-ecology.blogspot.ru/2011/03/google.html (дата обращения: 25.09.2014).
8. Ключников С.Ю. Мастер жизни. Психологическая защита в социуме. - М.: Беловодье, 2001. С. 315-317.
9. Пудалов А.Д. Клиповое мышление - современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т.1. № 1. С. 36.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. 250 с.
11. Семеновских Т.В. "Клиповое мышление" — феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. - Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 14.10.2014).
12. Семеновских Т.В. Психолого-педагогические детерминанты академического мошенничества в исследовательских работах студентов // Интернет-журнал «Науковедение», 2013. №4 (17) [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/61pvn413.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
13. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. - М.: АСТ, 2002. 57 с.
14. Фельдман А.Б. Клиповое мышление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (дата обращения: 24.09.2014).
15. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. // Топос: литературно-философский ж-л. 2010. №9. http://www.topos.ru/article/7371 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб: Питер, 2003. 592 с.
17. Larry D. Rosen Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation. - Palgrave Macmillan, 2007. Р. 11-13.
18. McLuhan M., Lawsofmedia: the new science. - Toronto; Buffalo: University of Toronto. - Press, 1988. Р. 464.
Рецензент: Голиков Николай Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент, директор общеобразовательного лицея ТюмГНГУ.
Tatyana Semenovskikh
Tyumen State University Russia, Tyumen stvpsiheya@gmail.com
The phenomenon of «clip-thinking» in the educational
high school environment
Abstract. In article the present phenomenon — «clip-thinking» is described, the interdisciplinary analysis of researches on a problem. The author opens essence of the concept «clip-thinking», considers it as process of reflection of a set of various properties of objects, without communications between them, characterized by a fragmentariness of information stream, illogicalness, full heterogeneity of the arriving information, high speed of switching between information fragments, lack of a complete picture of perception of world around.
The phenomenon of clip thinking on the essence is synonymous to the concept «cognitive style». For students with integrated style, the support on the technology of training constructed by the principle of ascension from abstract to concrete whereas for pupils with differential style, training is based, on the contrary, from the particular to the general is acceptable material development is directed on generalized.
The author considers that in the context of clip-thinking it is necessary to reconsider a substantial component of a training material, to structure information in the form of clips, to alter a statement format, to apply bright, accurate and evident presentations with the clear and figurative, memorable formulations.
Application of known methods of training together with new development including e-learning technologies will increase efficiency of process of training and considerably will improve professional standard of students.
Keywords: clip; «clip-thinking» («mosaic thinking»); «zapping»; «blip-culture»; cognitive style; differentsialnost; integralnost; fragmentariness; illogicalness; illogicalness; electronic textbook.
REFERENCES
1. Azarenok N.V. Klipovoe soznanie i ego vlijanie na psihologiju cheloveka v sovremennom mire. // Mat. Vseros. jubilejnoj nauch. konf., posvjashhennoj 120-letiju so dnja rozhdenija S.L. Rubinshtejna «Psihologija cheloveka v sovremennom mire». Tom 5. Lichnost' i gruppa v uslovijah social'nyh izmenenij. / Otv. red. A.L. Zhuravlev. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2009. S. 110-112.
2. Berulava G.A. Stil' individual'nosti: teorija i praktika. - M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2001. S. 74-77.
3. Bryksin V.G. Klipovoe myshlenie. - Rezhim dostupa: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/ (data obrashhenija: 10.10.2014).
4. Vronskij O.G. Nauchno-innovacionnaja dejatel'nost' pedagogicheskogo vuza: tradicii, problemy, perspektivy // Mat. VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / Tul'skij gos. ped. un-t im. L.N. Tolstogo, Mezhdunar. akademija nauk ped. obrazovanija. - Tula: Izd-vo TGPU im. L.N. Tolstogo, 2012. S. 81-84.
5. Girenok F.I. Antropologicheskie konfiguracii filosofii // Filosofija nauki. - Vyp. 8: Sinergetika chelovekomernoj real'nosti. - M.: IF RAN, 2002. S. 415-420.
6. Golovin S.Ju. Slovar' prakticheskogo psihologa. - Mn.: Harvest, 1998. S. 201.
7. Karr N. Delaet li Google nas glupee? [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://media-ecology.blogspot.ru/2011/03/google.html (data obrashhenija: 25.09.2014).
8. Kljuchnikov C.Ju. Master zhizni. Psihologicheskaja zashhita v sociume. - M.: Belovod'e, 2001. S. 315-317.
9. Pudalov A.D. Klipovoe myshlenie - sovremennyj podhod k poznaniju // Sovremennye tehnologii i nauchno-tehnicheskij progress. 2011. T.1. № 1. S. 36.
10. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. - SPb: Piter, 2000. 250 s.
11. Semenovskih T.V. "Klipovoe myshlenie" — fenomen sovremennosti [Jelektronnyj resurs]. / Optimal'nye kommunikacii: jepistemicheskij resurs Akademii mediaindustrii i kafedry teorii i praktiki obshhestvennoj svjaznosti RGGU. - Rezhim dostupa: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (data obrashhenija: 14.10.2014).
12. Semenovskih T.V. Psihologo-pedagogicheskie determinanty akademicheskogo moshennichestva v issledovatel'skih rabotah studentov // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2013. №4 (17) [Jelektronnyj resurs]. - M.: Naukovedenie, 2013. -Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/61pvn413.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.
13. Toffler Je. Shok budushhego: per. s angl. - M.: AST, 2002. 57 s.
14. Fel'dman A.B. Klipovoe myshlenie [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (data obrashhenija: 24.09.2014).
15. Frumkin K.G. Klipovoe myshlenie i sud'ba linejnogo teksta [Jelektronnyj resurs]. // Topos: literaturno-filosofskij zh-l. 2010. №9. http://www.topos.ru/article/7371 (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus.
16. H'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. - SPb: Piter, 2003. 592 s.
17. Larry D. Rosen Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation. - Palgrave Macmillan, 2007. S. 11-13.
18. McLuhan M., Lawsofmedia: the new science. - Toronto; Buffalo: University of Toronto. - Press, 1988. S. 464.