Журналистика
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 468-471
УДК 070
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТА В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ © 2014 г. В.В. Пронин
Нижегородский госуниверситет им. Н.И.Лобачевского
pronn@yandex.ru
Поступила в редакцию 19.05.2014
Рассматривается проблема клипового мышления студентов в дистанционном обучении. Проводится анализ системы ценностей обучающихся. Автор предлагает свое видение многозначного вопроса: каким должно быть образовательное пространство, чтобы в нем присутствовали одновременно удобство обучения и интерес для студентов.
Ключевые слова: клиповое мышление, дистанционное обучение, система ценностей студентов, личность и идентичность.
При дистанционном образовании меняется роль студента. Считается, что на современном этапе образования студенту важно не только получить определенное количество знаний, сколько воспитать у него желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими. Такое требование меняет роли как преподавателя, так и студента. Роль студента, его отношение к содержанию курса во многом определяется клиповым мышлением, характерным для молодых людей.
Джон Келлер предложил модель, которая повышает эффективность усвоения знаний учащимися в процессе обучения. Модель включает в себя четыре составляющие: внимание, значимость, уверенность, удовлетворение. Для реализации модели Келлера нужно прежде всего привлечь внимание ученика к учебному курсу. Для этого существуют интересные студентам образовательные технологии, такие, как видеолекции, красочно оформленные сайты с всплывающими окнами, подкасты, игровые элементы и другие.
Для создания значимости в системе ценностей студентов важно, чтобы образовательный курс был наполнен практическими навыками, последовательными действиями. Такие навыки приучают студентов к принятию решений, с которыми они встретятся на своей работе. Не стоит забывать и о таких простых «мотиваторах», как высокие оценки, поощрения, похвала за выполненные задания, поздравления в связи с окончанием очередного этапа обучения и т.д. Наконец, удовлетворенности результатами обучения способствуют и действия тьютора, который поддерживает пользователя на протяжении всего курса и помогает добиться успехов [1].
В систему ценностей современного студента значительный вклад вносит клиповое мышление. Как пишет А. Фельдман, если посмотреть на дистанционное образование со стороны анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет [2].
С учетом клипового мышления разумно строить образовательные технологии. Отвечают требованиям времени занятия, построенные на кейс-технологиях. При этом старые модели образования продолжают управлять сознанием студентов. Часто можно услышать от сетевых преподавателей: пытаюсь внедрять элементы новой технологии, но идет она тяжело. Обучающиеся не хотят обучаться так, как нужно сегодня, не хотят принимать решения, исходя из конкретной ситуации. Устаревшая система образования привела к тому, что студенты больше любят пассивно слушать. И многие считают нормой такой подход к образованию.
Обратим внимание на ключевое слово «пассивно». Такое пассивное отношение к делу они принесут и на место работы в недалеком будущем. Опыт показывает, что практические занятия в летний период для большой части студентов носят если и не формальный характер, то в малой степени дают студентам возможность
почувствовать вкус этого вида деятельности, принимать самостоятельные решения.
Можно видеть вектор движения мотивации. Информация, содержащаяся в учебном курсе, должна поступать в сознание обучающегося. Как этого добиться? Сделать медиаокружение более дискретным: короткие сюжеты, динамичные видео- и аудиоблоки. В данном случае основная задача - заинтересовать студентов, сделать так, чтобы модель Й. Хейзинга «вызов-ответ» содержалась в основе образования. Элемент игры должен присутствовать в каждом предмете обучения.
Молодые люди, проводящие за компьютером несколько часов каждый день, привыкают к отработанным механизмам подачи информации, к ярким, интересным блокам, быстро сменяющим друг друга сюжетным картинкам, множеству гиперссылок. Клиповое сознание существенно корректирует привычную систему подачи информации, сознание обучающихся требует от компьютерных блоков краткости, конкретности и при этом - яркости, выразительности, одновременного использования конкретных блоков-клипов.
Стала уже очевидной идея о качественном изменении восприятия информации молодыми людьми. О затруднениях в чтении, например, классических литературных произведений. Кстати, на таком чтении выросло не одно поколение книжной культуры. Сегодня, в эпоху наступления культуры экранной, после нескольких прочитанных страниц сознание молодого человека требует переключения - на другой вид подачи информации (например, видеоблоки), на другую тематику и другой подход к распространению - передаче сообщений. При чтении больших однотипных произведений срабатывает условный рефлекс - дитя сетевого пространства.
Идеология борьбы с клиповым мышлением если не порочна, то обречена на неудачу. Прежде всего «клиповое мышление» у подростков проявляется более ярко, но на самом деле оно начало внедрение в нашу цивилизацию очень давно - не одно десятилетие назад, а если обратиться к истокам, то и не один век. Клиповое мышление - это вектор в развитии отношений человека с информацией [3].
Такие отношения в большой степени определяет личностный смысл студента. Этот смысл складывается из тех или иных объектов и явлений действительности, определяемых их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него. И, конечно, свойствами личности обучающегося.
Дмитрий Леонтьев определяет личность как единство возможного и необходимого, в рамках которого человек может задействовать свое сознание и выходить за границы необходимого в возможное. Леонтьев применяет здесь проблему идентичности - преподавателя (тьютора) и студента. Он определяет социальную и личностную идентичность.
Социальная идентичность - это восприятие нас другими людьми. Посредством социальной идентичности мы участвуем в коммуникации с другими. Личностная идентичность - это самоидентификация, это осознание единственности и уникальности человека, его роль, которую он выполняет в мире и которую не выполняет никто другой. Если спроецировать идеи Леонтьева на задачи дистанционного образования, можно сделать следующий вывод.
Социальная идентичность - это, прежде всего, коммуникации студента с информационным пространством, в котором происходит обучение. Личностная идентичность - это свойства обучающегося, его интересы, задачи, личностные качества и - внутренние конфликты.
Идентичность преподавателя, его роль -быть преподавателем, консультантом, наставником. А также тьютор - это куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит очные и заочные семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.
Причем тьютор должен не только контролировать работу каждого своего студента, но и направлять, помогать, а иногда и подталкивать его к активным действиям, вовлекать в активный учебный процесс. Преподаватель выступает в роли посредника между студентом и учебником или другим источником необходимых знаний.
Личности дистанционного преподавателя, как и сетевого студента, сегодня только формируются. При этом создается образ сетевого преподавателя, и этот образ помогает студенту идентифицировать себя в новой образовательной сфере. По существу, эта сфера объединяет в себе хорошо знакомые молодым людям навыки работы и общения в интернете, например, в социальных сетях. Кстати, в знаниях 1Т-технологий часто студенты превосходят преподавателей, и это неудивительно.
Дистанционное образование широко развито в странах Западной Европы, в США. Нужно ли нашим вузам копировать западные модели? Вероятно, не нужно. У России богатая история отечественной системы образования. Поэтому,
470
В.В. Пронин
на наш взгляд, западная модель хороша только для стран с соответствующим западным менталитетом. У России свой менталитет. Свое устоявшееся отношение к системе образования.
В образовании нужны новые преподаватели, с новым отношением к процессу. С новой системой культуры образования, и даже более того - с новым мировосприятием и отношением к роли педагога и студента в образовании.
Но и сегодня еще можно встретить понимание дистанционного образования как своего рода вариант образования заочного. Однако есть принципиальные различия. Так, интернет не терпит книжной организации текста, где фрагменты текста следуют один за другим. Преподаватель при этом часто исполняет роль «озвучивателя» готового текста. В дистанционном же образовании текст интегрируется во всемирную паутину, обрастает гипертекстовыми полями, новыми гиперссылками, видео-, аудиовставками.
В результате участия студентов в работе с текстом последние лишаются первоначальной смысловой последовательности и законченности. Конечно, сказанное относится не к любому тексту. В тот же шооШе можно загрузить текст «неприкосновенного» содержания, не поддающийся никакой правке и никакому вмешательству студентов.
Но в таком случае - не превращается ли дистанционное образование с его возможностями в обычное заочное? То есть происходит отказ от преимуществ дистанционного образования.
Как раз эти детали необходимо выделить, когда мы говорим о личности сетевого преподавателя. В дистанционной образовательной среде меняется его роль, технологии его управления образовательным материалом, меняется образ его общения со студентами.
Можно определить социальную составляющую идентичности как объем знаний, которые получают на занятии студенты, контакты с преподавателем. Индивидуальная составляющая -это передача преподавателем студентам своего отношения к жизни и деятельности, своего миропонимания. Важный момент - информационное обеспечение сетевого пространства, в котором происходит образовательный процесс.
Идеальный вариант - когда студент проводит в этом пространстве достаточно времени. При этом подразумевается удобство доступа к информации - чат, в котором студенты общаются, многочисленные выходы в большой интернет и т.д.
Недавно среди московской молодежи был проведен опрос: какие качества вы более других цените в современном преподавателе? Студенты назвали следующие позиции: склонность к
юмору, доброй шутке; умение заметить и поддержать любой успех ученика; знание своего предмета и умение сделать его доступным; уважение к чужому мнению; единые требования ко всем учащимся.
Культура личности в сетевом образовании должна строиться с учетом этих ценностей. При этом важно учитывать, что для культуры сетевого преподавания важны следующие навыки и механизмы. Создатели сайта «Алгоритм работы тьютора» выделяют следующие составляющие:
- подготовка психологических тестов и анкет, с помощью которых тьютор определяет, знание каких черт характера Ваших студентов будет полезным Вам и студентам для проведения учебного процесса;
- личное общение при помощи электронной почты. Этот вид электронного общения широко распространен, поэтому игнорировать личную переписку со студентами тьютору нежелательно. Нужно отработать свой стиль общения;
- организация форума. Тематическая дискуссия, или, другими словами, форум, является обязательным элементом дистанционного курса;
- организация чата. Синхронное общение снимает психологические барьеры, связанные с характером обучения в дистанционном курсе. Задача чата - установление непосредственного контакта между тьютором, отдельным студентом и учебной группой и т.д. [4].
Личностный смысл определяет систему ценностей преподавателя и студента. Система ценностей, в свою очередь, направляет деятельность того и другого. Если мы хотим добиться эффективности дистанционного преподавания, важно соблюдать ряд условий, среди которых выделим мотивацию процесса обучения, обратную связь студента с преподавателем, общение с другими участниками образовательного процесса и, конечно, качественно подготовленную программу обучения. Мотивация процесса обучения включает в себя, прежде всего, интерес студента к учебному процессу.
Ни одна реформа образования не может быть успешной, если она не состоится в голове каждого преподавателя. В этом и заключается задача современного образования.
Список литературы
1. Фельдман А. Клиповое мышление [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/ education/ adviser/1070148/
2. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm
3) Международная школа бизнеса [Электронный 4) Алгоритм работы тьютора [Электронный ре-ресурс] Режим доступа: http://nounivers.narod.ru/ сурс] Режим доступа: http://el-ukraine.wikispaces.com ofirs/kf_clip.htm
CLIP THINKING OF THE STUDENT IN DISTANCE LEARNING
V.V. Pronin
Examines the problem and the videos are thinking of students in distance education. The analysis of the system of values of students. The author offers his vision of a multivalued question: what should be educational space, so it contains both ease of learning and interest to students.
learning, values of students, personality and identity.
Keywords: video clip way of thinking, distance References
1. Fel'dman A. Klipovoe myshlenie [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.e-xecutive.ru/ education/adviser/1070148/
2. Frumkin K. Klipovoe myshlenie i sud'ba linejnogo teksta [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm
3) Mezhdunarodnaja shkola biznesa [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://nounivers.narod.ru/ ofirs/kf_clip.htm
4) Algoritm raboty t'jutora [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://el-ukraine.wikispaces.com