Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМА КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зудилина Ирина Юрьевна

Целью исследования явилось изучение особенностей клипового мышления в процессе обучения. Дана характеристика мышления как психологического процесса. Проведено сравнение особенностей клипового мышления с понятийным и ассоциативным мышлением. В ходе наблюдения обнаружены признаки клипового мышления у студентов. Сделан вывод о том, что наличие у студентов признаков клипового мышления создаёт значительные препятствия для формирования профессиональных знаний и не способствует качественной подготовке в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зудилина Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CLIP THINKING WHILE TEACHING STUDENTS IN HIGH SCHOOL

Research objective was studying of features of clip thinking in the course of training. The characteristic of thinking as psychological process is given. Comparison of features of clip thinking with conceptual and associative thinking is carried out. During supervision signs of clip thinking are found in students. The conclusion that existence at students of signs of clip thinking creates considerable obstacles for formation of professional knowledge is drawn and doesn't promote high-quality preparation in higher education institution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

них: трудность, а зачастую невозможность получения информации непосредственно от этих личностей;

необходимость отделения объективных данных, связанных с особенностями жизненного пути харизматических личностей от лидеров, создаваемых конкурентами, поклонниками, друзьями, болельщиками и т.д. или ими самими; отсутствие однозначных критериев, позволяющих выявить меру (степень) харизматичности той или иной личности; недостаточное количество исследований, объясняющих природу возникновения харизмы, как социально-психологического феномена; невыявленность основных паттернов харизматической личности; отсутствие специальных исследований, направленных на изучение психических особенностей харизматических личностей. Время реального существования харизмы может не совпадать со временем реальной жизни человека, так как многие из харизматических лидеров получают свой статус за пределами своей жизни. Это чаще всего касается людей науки, политики, искусства.

В отличие от традиционных подходов, в настоящее время харизма рассматривается как социально-психологический феномен, который может быть сформирован и развит как усилиями собственной личности, так и представителями того сообщества, в которое она реально включена. Чаще всего это касается профессиональных групп, в которых харизматическая личность может проявить себя. Харизматическая личность имеет ряд психологических качеств, позволяющих ей занять наиболее высокий ранг и приобрести авторитет среди субъектов социального взаимодействия.

Основными детерминантами возникновения харизматической личности являются: социально-психологическая ситуация, в которой осуществляются основные этапы ее жизни и деятельности; наличие высокого уровня харизматических способностей или харизматической одаренности, дающие возможность личности выделиться; высочайший уровень профессионального мастерства в «своей» области (политике, экономике, искусстве, спорте, предпринимательстве, образовании, медицине и т.д.);

культивирование исключительных личных качеств, дающих возможность создавать миф или легенду о себе.

Сегодня перспективным является понимание харизмы не как врожденной способности или заданных изначально свойств личности, а как совокупности психологических качеств, поддающихся коррекции и развитию. Это обусловливает необходимость дальнейшего теоретического и экспериментального изучения харизматических качеств успешных современников; выявление харизматических особенностей представителей различных социальных сфер (экономики, науки, политики, искусства, спорта, медицины, образования и др.), разработку психологических технологий и тренинговых программ, способствующих развитию харизматических качеств личности.

Список литературы

1. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 287 с.

2. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Изд-во Смысл, 1988. - 340 с.

3. Домбровский Т. Харизма. - Спб: Питер, 2002. -192 с.

4. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 512с.

5. Курбатов В. Магия власти: харизма и реалии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 544 с.

6. Лебон Г. Психология народов и масс. - Спб: Питер,

1995. - 540с.

7. Менегетти А. Психология лидера - М.: Агроконсалт,

1996. - 146 с.

8. Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии. - М: Логос, 1999. - 368 с.

9. Энкельманн Николаус Б. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни. - М.: АО «Интерэксперт», 2000. - 272 с.

ПРОБЛЕМА КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Зудилина Ирина Юрьевна

кандидат псх. наук, доцент, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, г. Кинель

THE PROBLEM OF CLIP THINKING WHILE TEACHING STUDENTS IN HIGH SCHOOL Zudilino Irina, Candidate of Sciences, assistant professor, Samara state agricultural Academy, Kinel АННОТАЦИЯ

Целью исследования явилось изучение особенностей клипового мышления в процессе обучения. Дана характеристика мышления как психологического процесса. Проведено сравнение особенностей клипового мышления с понятийным и ассоциативным мышлением. В ходе наблюдения обнаружены признаки клипового мышления у студентов. Сделан вывод о том, что наличие у студентов признаков клипового мышления создаёт значительные препятствия для формирования профессиональных знаний и не способствует качественной подготовке в вузе. ABSTRA^

Research objective was studying of features of clip thinking in the course of training. The characteristic of thinking as psychological process is given. Comparison of features of clip thinking with conceptual and associative thinking is carried out. During supervision signs of clip thinking are found in students. The conclusion that existence at students of signs of clip thinking creates considerable obstacles for formation of professional knowledge is drawn and doesn't promote high-quality preparation in higher education institution.

Ключевые слова: мышление, понятийное мышление, ассоциативное мышление, клиповое мышление. Keywords: thinking, conceptual thinking, associative thinking, clip thinking.

Подготовка современных специалистов, инновации в сфере образования с целью улучшения её качества направлены на обеспечение профессионального и личностного роста учащихся. Формирование профессиональных и личностных качеств, естественно, направлено на подготовку специалистов с тенденцией к созданию новых материальных и духовных ценностей. Созидательная и любая другая деятельность человека носит сознательный (разумный) характер и тесно связана с процессом мышления. Сегодня в средствах массовой информации, в научных публикациях можно встретить мнение, согласно которому у человека, успешно функционирующего в современном мире, формируется, так называемое, «клиповое мышление». Особенности данного типа мышления часто обсуждаются на всевозможных форумах в интернете. Поэтому определённый интерес вызывает изучение этого феномена для осуществления эффективного обучения будущих специалистов. Целью исследования является изучение особенностей клипового мышления у студентов в процессе обучения. Реализация данной цели предполагает: 1. Выявление основных характеристик мышления как психологического процесса. 2. Сравнение особенностей клипового мышления с понятийным и ассоциативным мышлением. 3. Выявление признаков клипового мышления у студентов.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Главными особенностями протекания процесса мышления являются: обобщенное и опосредованное отражение действительности; связь с практической деятельностью; неразрывная связь с речью; наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

В целом психологическая природа мышления, его типы и особенности широко рассматриваются психологами: К.А. Абульхановой - Славской, А.В. Брушлинским, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным. В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным. М. Г. Ярошевским, С. К. Гураль и др. В их трудах рассмотрены проблемы соотношения труда и мышления в филогенезе человека, роли эмоций и мыслительной деятельности, единства мышления как необходимо развёртывающегося процесса и сознательно формируемой культуры, проблема роли природных закономерностей в развитии мышления. [1, с.32-41], [2, с.23-76], [5, с.5-12], [6, с.4-10].

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств: быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени; гибкость мышления - умение изменять намеченный план действий при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения; глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи. Перечисленные качества мышления являются неотъемлемой частью мыслительного процесса при осуществлении профессиональной деятельности, а необходимой составляющей в данном процессе и при получении профессии является наличие понятийного мышления.

Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно - образным мышлением - более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта. Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых выделяют: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизацию. Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление, "причина - следствие", "цели - средства", "тезис - обоснование - вывод". Чем более развито понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и, тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

Понятие является специфическим содержанием мышления. Формирование понятий, как отмечает Н.Ф.Талызина, представляет собой активную деятельность, направленную на решение познавательных задач. В отличие от представлений и житейских понятий, научные понятия отражают не непосредственные чувствительные свойства предметов, а их общие и существенные объективные отношения. Значение научных понятий раскрываются только в их системе, через их отношения, которые отражают объективные связи вещей и явлений. Эти связи обнаруживаются не непосредственно, а в процессе деятельности. Источником научного понятия являются не сам чувственный опыт, а определенные действия, которые путем преобразования предметов обнаруживает в них новые отношения и свойства. Свойства, необходимые для реализации определенных функций, называются функциональными. Научные понятия выделяют и закрепляют функциональные свойства вещей и явлений [8, с.146-198].

Обращаясь к понятию «клиповое мышление» следует заметить, что общепринятого определения не сформулировано. Под данным термином понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого, предельно артикулированного посыла, воплощенного в форме или видеоклипа, или теленовости, или в любом другом виде [3, с.110-112].

Появление клипового сознания во многом обусловлено процессом глобализации. В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделил пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:

1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5) рост диалогичности на разных уровнях социальной

системы [8].

Потребность людей общаться, являясь при этом носителями различных языков, может удовлетворяться лишь с помощью перевода понятий на знакомый язык. В этом случае на помощь приходит символ, который позволяет с лёгкостью воспринять информацию даже малограмотному человеку. Символизация информации на сегодняшний день является практически главным способом подачи информации масс-медиа и способствует формированию клипового мышления у молодого поколения. Человек всё чаще получает из СМИ информацию, которая не может быть воспринята без использования собственных знаний человека (вкладываемых им в значение символа при его восприятии), но при этом не требует размышления. Необходимо помнить, что мозг человека способен воспринимать и обрабатывать ограниченное количество информации, тогда как поток информации в современном мире постоянно увеличивается. Как следствие - формируется агрессивный вид самозащиты, привычка к «клиповому мышлению», для которой характерны высокая скорость восприятия образов без акцентирования деталей, антирефлексивность. То есть при помощи «клипового мышления» человек спасается от того потока информации, который обрушивается на него. По - мнению О.В. Барсуковой, обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации и у него снижена способность к ее анализу [4, с.1111-1118]. При клиповой форме подачи материала переход между фрагментами информации становится возможен в разных направлениях, а каждый из них может быть связан с произвольным количеством других информационных фрагментов. Таким образом мыслительный процесс приобретает признаки ассоциаций. Однако закономерности протекания мыслительного процесса не сводимы к ассоциативным связям и законам, определяющим протекание ассоциативных процессов (законы ассоциации по смежности в пространстве и во времени).

Первое существеннейшее отличие мыслительного процесса от процесса ассоциативного заключается, как утверждает С.Л.Рубинштейн, в том, что течение мыслительного процесса направленно. При ассоциативном процессе протекает ряд субъективных представлений, независимых от субъекта; ассоциативный процесс лишен целенаправленности. Каждое представление может по ассоциации вызвать любое из представлений, с которыми оно при своем появлении находилось в пространственной или временной смежности, а таких представлений обычно бывает множество. Таким образом, основанная на ассоциации связь между исходным представлением и последующим не однозначна: процесс лишен направленности, в нем нет регулирующей его организованности. Характеры протекания элементарного ассоциативного процесса и высшего мыслительного процесса так существенно различны, что сведение второго к первому совершенно неправомерно.

Исследование наличия признаков клипового мышления проводилось среди студентов 4 и 5 курса при преподавании гуманитарных дисциплин. Данная категория студентов в скором будущем будет выполнять непосредственно профессиональную деятельность, именно поэтому заинтересовала нас в большей степени. Использование таких методов исследования как беседа, наблюдение на практических и семинарских занятиях, на зачёте у студентов обнаружены следующие признаки клипового мышления:

1. Плохо развита долговременная память, в основном используется кратковременная память, в результате изучаемый материал быстро забывается.

2. Самостоятельное воспроизводство учебного материала на память, без использования подручных средств (конспект, телефон), значительно затруднено. Студенты пытаются воспроизводить материал с помощью чтения, что свидетельствует о непонимании смысла текста и о неразвитости словесно-логической памяти. Также об этом свидетельствует неспособность многих студентов приводить наглядные примеры, раскрывающие смысл изучаемого, неспособность правильно и красиво говорить.

3. Плохо развита концентрация и устойчивость внимания, что усложняет процесс усвоения учебного материала со сложной логической конструкцией.

4. Плохо развиты такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, что приводит к неумению выделять главное в учебном материале. Выполняя реферат, студенты склонны скачивать материал из интернета, а не конструировать текст самостоятельно, при этом не понимая, что текст плохого качества и не раскрывает заданную тему.

Таким образом, наличие у студентов признаков клипового мышления создаёт значительные препятствия для формирования профессиональных знаний и не способствует качественной подготовке в вузе. Однако в силу недостаточной изученности «клипового мышления» нельзя утверждать, что существуют только негативные моменты данного явления. Безусловно, есть сферы, где использование клиповых стратегий подачи информации имеет свои плюсы. Например, это создание рекламы. Считаем, что научный интерес могут представлять исследования по использованию клипового мышления в профессиональных сферах, где необходимы быстрые, молниеносные принятия решений.

Список литературы

1. Абульханова, К. А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. - 2009. Т. 30, № 1. - С. 32 - 41.

2. Абульханова, К. А. Субъект в философской антропологии и онтологической концепции С.Л. Рубинштейна // В кн.: Сергей Леонидович Рубинштейн / отв. ред.: К. А. Абульханова; науч. ред.: К. А. Абульханова. - М.: РОССПЭН, 2010. С. 23-76.

3. Азарёнок, Н.В. Клиповое, сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейны «Психология человека в современном мире» Том 5. Личность и группа в

условиях социальных изменений. / Отв. Ред. А.Л.Журавлёв. - М., 2009. - С.110-112.

4. Барсукова, О.В. Медиаобразование как фактор развития личности ребёнка в условиях трансформации информационного пространства // Вестник ТГТУ. 2011. Том 17, № 4 - С. 1111-1118.

5. Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. - 2008. - № 3. -С. 5-12.

6. Обухова, Л.Ф. Теория П. Я. Гальперина — становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология - 2010/4. - С. 4-10.

7. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984. - Гл.3 - С.146-198.

8. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. - №1. - Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm] от 02.01.2012.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАССМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Клейберг Ю.А.,

доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор (Московский государственный

областной университет, Москва)

PSYCHOLOGICAL HARASSMENT AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF DEVIANT BEHAVIOR Yu. A. Klayberg, Doctor of Psychological Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, (Moscow State Regional University, Moscow)

АННОТАЦИЯ

В статье представлен девиантологический аспект особенностей психологического притеснения (харас-смента) в подростково-молодежных субкультурах, ориентированных на девиантное (криминальное) поведение. Раскрыта феноменология, представлены типологические признаки психологического притеснения в подростково-молодежных субкультурах и дана им характеристика. Особое внимание уделено механизмам формирования девиа-нтного поведения у пострадавших подростков от психологического харассмента.

Ключевые слова: психологическое притеснение, подростково-молодежная субкультура, девиантное поведение.

ABSTRACT

The deviantological aspect of features of psychological oppression (harassment) in the teenage and youth subcultures focused on deviant (criminal) behavior is presented in article. Disclosed phenomenology, presented typology signs of psychological harassment in juvenile and youth subcultures and given them a description. Particular attention is paid to the mechanisms of formation of deviant behavior for the injured teenagers from psychological oppression among adolescents affected by harassment.

Keywords: psychological harassment, juvenile and youth subculture, deviant behavior.

Современные рыночные нововведения и катаклизмы, к сожалению, по многим позициям занизили социальную значимость самого субъекта рыночных отношений - человека (хотя декларируется совсем другое), что во многом определяется его адаптивностью к ситуациям рынка, умением зарабатывать деньги любым способом. Материальные ценности заполняют умы многих, они становятся все большей самоценностью и постепенно вытесняют духовные интересы из жизни человека. Статистика (в большей степени исследовательская, нежели официальная) свидетельствует о нарастающем кризисе духовности, интересов, ценностей, ориентиров в обществе и т.п.; наблюдается нарушение потребностей и интересов различных категорий граждан, растет насилие, жестокость, ущемление прав и свобод слабо защищенных слоев населения. В России появился современный социальный слой «обиженных людей» (the offended people), больше всего

страдающих от притеснения: старики, дети, пенсионеры и инвалиды, беспризорные и безработные, социальные сироты и бомжи, воспитанники интернатных учреждений и осужденные, почти все работники госбюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, работники культуры), то есть все те, кто имеет зарплату ниже прожиточного уровня или получает ее с большими задержками.

Подростковый и юношеский возраст, как наименее социально и психологически защищенный слой населения, чаще всего становятся объектом унижения и притеснения, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это возраст «мятущийся», как сказал классик, окрыленный иллюзорной романтикой отношений, эпа-тажный, конфликтующий, постоянно находящийся в поиске альтернатив своего бытия, стремящийся к самореализации, востребованности, социальному и жизненному росту. Это время, в том числе, и брутальной адаптации1,

1 Брутальный (в современном понимании) - это суровость, черствость, жесткость характера, но не жестокость; бруталь-ность означает также подчеркивание и следование естественным, грубым формам поведения, когда человек не склонен при-

нимать во внимание моральные факторы человеческого поведения, а ориентируется только на природные инстинкты и считает их главными в поведении [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.