УДК / ШС: 796.011.1
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИИ
физической культурой
на адаптированность студентов технического вуза
Кандидат психологических наук, доцент Л.А. Ясюкова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург Кандидат экономических наук, доцент А.М. Алексанков
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
THE EFFECT OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES ON ADAPTATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS
L.A. Yasyukova, associate professor, Ph.D., St. Petersburg State University, St. Petersburg A.M. Aleksankov, associate professor, Ph.D., St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg O.E. Piskun, associate professor, Ph.D, St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Keywords: students, personal and intellectual characteristics, adaptation, physical education and sports classes, healthy lifestyle. As seen from the theoretical analysis, the least studied aspect of the process of adaptation of students is what all the studies of adaptation began with - the very state of health, the possibility of increasing adaptive reserves thanks to a healthy lifestyle and physical education and sports occupations (PES). Researches in this area are rare. The purpose of the study was to identify personal characteristics of students that contribute to the formation of the motivation for a healthy lifestyle, PES occupations and health promotion.
Our research has revealed a variety of positive effects of PES occupations on the adaptation of students to studies in a technical university and showed that personal characteristics of students such as spacious mind, mobility, communicative activity, tolerance, promote the formation of the motivation for a healthy lifestyle and contribute to its full implementation in the learning process in the technical university. While, on the contrary, conservatism, excess diligence and anxiety, lack of organization, protective conformism facilitate the formation in students of the negative attitude to PES occupations and generally reduce their adaptive capacity. Such studies are believed to be an essential part of the process of activities conducted at university departments of physical culture intended to enhance the adaptive resources of students.
Ключевые слова: студенты, личностные и интеллектуальные особенности, адаптация, занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни.
Введение. Зародившись в лоне естественно-научного знания - биологии [5], исследования адаптации за последние 50 лет расширились до области гуманитарных и социальных наук, обогатившись их идеями, приобрели новое содержание и значение. Наиболее интенсивно проблемы социально-психологической адаптации разрабатывались в 60-80-е гг ХХ в. Сформировалась разделяемая всеми современными учеными четырехфактор-ная концепция адаптации, предложенная У. Бронфенбреннером [7]. В последние десятилетия наблюдается определенная эволюция в понимании психологической адаптации, произошло разведение понятий приспособление (adjustment) и собственно адаптации (adaptation); движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от конечной цели - гомеостатическо-го равновесия, отсутствия конфликтов - к самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде [3, с. 10]. Традиционен интерес исследователей к проблемам адаптации студентов. Изучаются различные аспекты социально-психологической адаптации: вхождение личности в группу, эмоциональное самочувствие, самооценка, самореализация [4 и др.]. Для оптимизации адаптации предлагается психологическое сопровождение учебного процесса: консультирование, тренинги, ролевые игры, различные культурные мероприятия, занятия физической культурой [2 и др.].
Теоретический анализ показывает, что наименее изученной стороной процесса адаптации студентов является то, с чего вообще начинались исследования адаптации - само состояние здоровья, возможности повышения адаптационных резервов благодаря здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом (ФКиС). Исследования в этом направлении единичны [1, 6].
Цель исследования - выявить личностные особенности студентов, которые способствуют формированию установки на здоровый образ жизни, занятия ФКиС, поддержание здоровья.
Методика и организация исследования. Нами была разработана анкета, включающая комплекс вопросов для выяснения того, как студент вообще относится к занятиям ФКиС, его мнения о том, как они влияют на жизнь человека, на развитие
личности, какие качества формируют и закрепляют, как влияют на его собственную жизнь. Выборку составили студенты 1-3-го курсов (275 чел.: 128 юношей, 147 девушек).
Предварительно проведенное интервьюирование показало, что у каждого человека складывается комплекс не вполне осознаваемых представлений о качествах личности (положительных или отрицательных), свойственных спортсменам, который в дальнейшем существенно влияет на формирование собственного отношения к спортивным занятиям и здоровому образу жизни. Психологические особенности студентов изучались с использованием теста структуры интеллекта Амтхауэра, личностного опросника Кеттела (форма А) и методики толерантности (Ясюковой). Для исследования общей адаптированности была разработана экспресс-методика с описанием эмоциональных состояний. Студенты отмечали, какое настроение доминирует у них в последнее время. Предлагалось пять градаций (критериев адаптированности): оптимистичное, спокойное (адаптивные состояния) и раздраженное, тревожное, подавленное (дезадап-тивные состояния). По результатам исследования проведена стандартная статистическая обработка, результаты анализировались с учетом возрастных, гендерных особенностей студентов и степени их адаптированности (адаптивные и дезадаптивные).
Результаты исследования и их обсуждение. Данные табл. 1 свидетельствуют, что более чем у трети студентов имеются проблемы при адаптации к обучению в техническом вузе, причем трудности не уменьшаются в процессе обучения (процент дезадаптивных студентов выше на 2-м и 3-м курсах), а девушки достоверно труднее адаптируются по сравнению с юношами. Были выявлены статистически достоверные различия между адаптивными и дезадаптивными студентами в их отношениях к здоровому образу жизни (табл. 2). У успешно адаптирующихся студентов более выражена общая положительная установка: желание и готовность заниматься физическими упражнениями. Они с удовольствием при возможности посещают спортивные занятия, которые оказывают положительное влияние на их настроение, улучшают физическое самочувствие и общее состояние здоровья. Занятия ФКиС дают заряд бодрости, повы-
Таблица 1. Характеристика адаптации студентов 1-3-го курсов, %
шают энергообеспечение, работоспособность студентов, их самооценку, уверенность в себе, развивают волевой самоконтроль, помогают приобретать друзей, т.е. явно способствуют оптимизации процесса адаптации к обучению в вузе. Данные табл. 2 свидетельствуют также о более положительном отношении к спорту и более активном включении в спортивные занятия юношей по сравнению с девушками. Возможно, именно это повышает адаптационный потенциал юношей, а девушки еще недостаточно используют спортивные занятия для оптимизации адаптации.
Из табл. 3 видно, что студенты в целом позитивно оценивают влияние занятий ФКиС на формирование личности, т.к. оценки по всем качествам значительно превышают нейтральную зону в 4,5 балла и тем более не попадают в сферу негативных оценок. Различий в мнениях юношей и девушек выявлено не было; при этом некоторые различия выявлены между адаптированными и дезадаптивными студентами. Так, адаптированные студенты считают, что занятия ФКиС способствуют формированию организованности, собранности, уверенности в себе; дезадаптивные студенты в этом не уверены.
В исследовании получены статистически достоверные различия по личностным особенностям (опросник Кеттела и методика толерантности) между юношами и девушками, а также между адаптивными и дезадаптивными студентами. Юноши менее честолюбивы по сравнению с девушками 4,64 и 5,58), у них ниже уровень тревожности (О: 3,98 и 4,86) и психического напряжения ^4: 4,33 и 5,38), более явно выражен положительный эмоциональный настрой на занятия ФКиС (индексы: 6,89 и 5,33), уверенность в том, что занятия положительно влияют на состояние здоровья (индексы: 6,89 и 5,53). Адаптивные студенты, по сравнению с дезадаптивными, в целом более толерантны (Тобщ: 26 и 23), не имеют национальных, религиозных, расовых предубеждений (Т2: 4,4 и 3,1), уравновешены (С: 6,26 и 4,63), активны в общении (Н: 5,01 и 3,83), менее тревожны (фактор О: 3,96 и 5,71) и психически напряжены ^4: 4,65 и 5,83), более положительно эмоционально настроены на занятия ФКиС (индексы: 6,5 и 5,0), которые улучшают их общее самочувствие (индексы:
Группы по уровню адаптации 1-й курс 2-й курс 3-й курс М Ж Все
Адаптивные 67,5 60,6 61,9 74,1 59,5 64,0
Дезадаптивные 32,5 39,4 38,1 25,9 40,5 36,0
Таблица 2. Сравнительная характеристика отношения студентов СПбПУ к занятиям физической культурой и спортом (в %; ответы «не знаю» опущены)
№ Вопрос М Ж Адапт. Дезадапт.
1 Занимаюсь регулярно 46,1 30,3 42,3 21,7
как получается 26,9 37,0 27,9 45,0
2 На занятия хожу с удовольствием 69,2 44,5 57,7 41,7
вынужденно 1,9 5,0 2,7 6,7
3 После тренировок заряд бодрости 65,4 59,7 65,8 53,3
вялость, состояние усталости 7,7 11,7 5,4 20,0
4 Занимаясь физкультурой, не болею 57,7 38,7 50,5 33,3
здоровье не улучшается 3,8 23,5 13,5 25,0
5 Занятия поднимают настроение 73,1 59,7 72,1 48,3
настроение ухудшается 7,7 12,6 8,1 16,7
6 Благодаря занятиям уверен в себе, легко переношу неприятности 76,9 48,7 65,8 41,7
занятия не улучшают самооценки 5,8 6,7 4,5 10,0
7 Благодаря занятиям, приобрел друзей 50,0 19,3 31,5 23,3
не помогли наладить общение 25,0 37,8 29,7 41,7
8 Занятия учат контролю эмоций 65,4 50,4 64,9 36,7
раздражаюсь, теряю контроль 3,8 11,8 2,7 21,7
9 Занятия улучшают самочувствие 75,0 63,0 73,9 53,3
утомляют 7,7 10,9 4,5 20,0
10 Занятия физкультурой помогают в учебе 28,9 15,1 22,5 13,3
никак не влияют на учебу 59,6 68,9 66,7 65,0
отвлекают от учебы 11,5 16,0 10,8 21,7
22
http://www.teoriya.ru
№ 2 • 2015 Февраль | РеЬгиагу
Таблица 3. Мнение студентов СПбПУ о том, какие качества формируют занятия ФКиС
Качества М Ж Адапт. Дезадапт. Качества
Организованность 6,46 6,33 6,61 5,93 Импульсивность
Доброжелательность 6,76 6,13 6,42 6,12 Негативизм
Коллективизм 6,86 7,10 6,95 7,17 Эгоизм
Лидерство 6,70 6,82 6,86 6,63 Подчиняемость
Уравновешенность 5,96 5,26 5,57 5,28 Эмоциональность
Самостоятельность 6,80 6,62 6,78 6,48 Ведомость
Самокритичность 5,96 6,01 6,08 5,83 Самовлюбленность
Уверенность 7,28 6,70 7,11 6,43 Тревожность
Честность 5,92 5,79 5,97 5,57 Беспринципность
Отзывчивость 6,58 6,37 6,42 6,45 Равнодушие
Положительные 6,53 6,31 6,48 6,19 Отрицательные
Примечание. (9 баллов - максимум положительного влияния, 0 баллов - негативное влияние, 4,5 балла - никакого влияния не оказывают).
7,9 и 6,3), у них более выражена общая установка на здоровый образ жизни (индексы: 14,4 и 11,3). В результате исследования выявлено, что к III курсу у студентов, к сожалению, достоверно снижается эмоциональный настрой и общая установка на занятия ФКиС (индексы: 6,1-1-й и 2-й курсы, но 4,7-3-й курс).
Вместе с тем основные различия были выявлены в ходе корреляционного анализа, проведенного отдельно по группам адаптивных и дезадаптивных студентов. По группе адаптивных студентов были получены высоко значимые положительные корреляции установок на здоровый образ жизни и занятия ФКиС с личностной мобильностью (Q1Т), коммуникативной активностью (НТ) и всеми показателями толерантности (Т1 - широта культурных интересов; Т2 - признание равноправия различных культур; Т3 - доброжелательность, терпимость к представителям иных культур; Т4 - эмпатия, сочувствие; Т5 - самоконтроль эмоций в конфликтных ситуациях). Эти связи показывают, что активно занимаются ФКиС и реализуют установку на здоровый образ жизни наиболее социально активные, мобильные, толерантные молодые люди. Также по адаптивным студентам были получены высокозначимые положительные корреляции логического компонента понятийного мышления (3-й субтест Амтхауэ-ра) с мнением о многоплановом положительном влиянии спорта на развитие личности, формирование организованности, самостоятельности, лидерства, уверенности в себе, самокритичности, уравновешенности, коллективизма. Полученные связи с интеллектом свидетельствуют, что поддержание здорового образа жизни, занятия ФКиС являются сознательным выбором студентов, четко осознающих, для чего им это нужно.
По выборке дезадаптивных студентов выявлены совершенно другие корреляционные плеяды. Получены высокозначимые отрицательные корреляции мобильности (QU), тревожности (ОТ), исполнительности (GT) с установками на здоровый образ жизни и занятия спортом. Эти корреляции свидетельствуют о том, что у консервативных, исполнительных и тревожных студентов (а именно таковыми является абсолютное большинство дезадаптивных студентов) формируется негативное отношение к занятиям ФКиС. Наиболее исполнительные дезадаптивные студенты считают, что спорт закрепляет в людях такие качества как равнодушие, беспринципность, негативизм, импульсивность, тревожность, неуверенность в себе. Также получена еще одна корреляционная плеяда, которая показывает, что наиболее конформные (Q2i), неорганизованные (Q3i), эмоционально реактивные (Ci) студенты положительно оценивают качество коллективизма, воспринимая принадлежность к группе как вариант психологической защиты, возможность компенсации собственных недостатков. Не было получено никаких корреляций отношения к спортивным занятиям с интеллектуальными показателями. Этот факт свидетельствует о неосознанности и противоречивости представлений дезадаптивных студентов о влиянии ФКиС на жизнь человека. Как показывает исследование, возможно, именно эти неосознанные и противоречивые представления, имея негативный вектор, блокируют желание студентов заниматься ФКиС даже тогда, когда вузом для этого предоставляются все возможности.
Вывод. Проведённое исследование выявило разнообразное положительное влияние занятий ФКиС на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе, а также показало, что такие личностные особенности студентов, как высокий интеллект, мобильность, коммуникативная активность, толерантность, способствуют формированию установки на здоровый образ жизни и позволяют полноценно ее реализовать в процессе обучения в техническом вузе. Напротив, консервативность, повышенные исполнительность и тревожность, недостаточная организованность, защитный конформизм формируют у студентов негативное отношение к занятиям ФКиС и в целом снижают их адаптационные возможности. Подобные исследования, на наш взгляд, являются неотъемлемым звеном в технологической цепочке проводимых кафедрами физической культуры вузов мероприятий, направленных на укрепление адаптационных ресурсов студенческой молодежи.
Литература
1. Левченко, Е.С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.С. Левченко. - М., 2007. - 24 с.
2. Пискун, О.Е. Физическая культура и непрерывный мониторинг психофизического состояния как средство адаптации студентов к обучению в вузе: монография / О.Е. Пискун. - СПб.: Изд-во ЦТЦ СПбГПУ, 2012. - 264 с.
3. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Куда-шев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
4. Селиверстова, О.В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза / О.В. Селиверстова // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 91-93.
5. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Медгиз, 1960. 255 с.
6. Тригорлый, С.Н. Психофизиологическая адаптация студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. мед. наук / С.Н. Тригорлый. - Владивосток, 2006. - 24 с.
References
1. Levchenko, E.S. Social adaptation of university students by means of physical culture: abstract of Ph.D. thesis / E.S. Levchenko. - Moscow, 2007. - 24 P. (In Russian)
2. Piskun, O.E. Physical culture and continuous monitoring of psychophysical state as a means of adaptation of students to university studies: monograph / O.E. Piskun. - St. Petersburg: Publ. h-se of CTC SPbSPU, 2012. - 264 P. (In Russian)
3. Rean, A.A. Psychology of adaptation of individual / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A. Baranov. - St. Petersburg: Prime-EVROZNAK, 2008. - 479 P. (In Russian)
4. Seliverstova, O.V. Principles of the process of professional socialization of students in the context of synergetic paradigm of university educational environment / O.V. Seliverstova // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 5. - P. 91-93. (In Russian)
5. Selye, H. Essays on adaptation syndrome / H. Selye. - Moscow: Medgiz, 1960. 255 P. (In Russian)
6. Trigorly, S.N. Coping of university students: abstract of Ph.D. thesis / S.N. Trigorly. - Vladivostok, 2006. - 24 P. (In Russian)
7. Bronfenbrenner, U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.
Информация для связи с авторами: [email protected]
Поступила в редакцию 18.11.2014 г.