Научная статья на тему 'Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов'

Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / PERSONALITY-MENTAL CHARACTERISTICS / ЛИЧНОСТНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / MENTAL STATE / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варзин С. А., Пискун О. Е., Петрова Н. Н.

The problem of personality adaptation in the society is interdisciplinary and is the subject of research for philosophers and sociologists, psychologists, doctors and teachers. Adaptation of students to the ever-changing university educational environment is one of the important tasks of modern pedagogics. The purpose of the present study was to analyze personality-psychological characteristics and mental state of undergraduates as factors influencing the adaptation to university training. The findings indicate a significant frequency of adaptation issues among undergraduates, that may aggravate their psychophysical health and reduce progress in studies. About a third of students are in the risk group in terms of psychosomatic disorders. More than 60% of students have an asthenic syndrome. The frequency of increased anxiety as a state is significant. Girls are distinguished by personality predisposition to development of deadaptation and are characterized by more frequent anxiety compared with boys. During undergraduate studies there exists a trend to more frequent increased anxiety, both personal and situational; the number of cases with marked excess alexitymic radical and asthenia. The findings indicate the need for a comprehensive psycho-pedagogical support of students, aimed at strengthening of their mental and physical adaptation resources and improving university training. To implement this approach, in its turn, the methodological problem is to be solved associated with the development of integrated psychological and pedagogical techniques involving experts in the field of physical education, medicine and psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов»

УДК: 796.07:331

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов

Доктор медицинских наук, профессор С.А. Варзин Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун Доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Петрова

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

COMPARATIVE ASSESSMENT OF PERSONALITY-MENTAL CHARACTERISTICS AND MENTAL STATE OF UNDERGRADUATES S.A. Varzin, professor, Dr.Hab. O.E. Piskun, associate professor, Ph.D.

N.N. Petrova, professor, Dr.Med. St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Key words: students, personalitymental characteristics, mental state, adaptation.

The problem of personality adaptation in the society is interdisciplinary and is the subject of research for philosophers and sociologists, psychologists, doctors and teachers. Adaptation of students to the ever-changing university educational environment is one of the important tasks of modern pedagogics. The purpose of the present study was to analyze personality-psychological characteristics and mental state of undergraduates as factors influencing the adaptation to university training. The findings indicate a significant frequency of adaptation issues among undergraduates, that may aggravate their psychophysical health and reduce progress in studies. About a third of students are in the risk group in terms of psychosomatic disorders. More than 60% of students have an asthenic syndrome. The frequency of increased anxiety as a state is significant. Girls are distinguished by personality predisposition to development of deadaptation and are characterized by more frequent anxiety compared with boys. During undergraduate studies there exists a trend to more frequent increased anxiety, both personal and situational; the number of cases with marked excess alexitymic radical and asthenia. The findings indicate the need for a comprehensive psycho-pedagogical support of students, aimed at strengthening of their mental and physical adaptation resources and improving university training. To implement this approach, in its turn, the methodological problem is to be solved associated with the development of integrated psychological and pedagogical techniques involving experts in the field of physical education, medicine and psychology.

Ключевые слова: студенты, личностно-психические характеристики, психическое состояние, адаптация.

Актуальность. Проблема адаптации личности в социуме носит междисциплинарный характер и является предметом исследования для философов и социологов, психологов, врачей и педагогов [6-8, 9]. Адаптация студентов к постоянно меняющимся условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач современной педагогики [1, 2]. Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях.

Адаптация к обучению в вузе - это сложный и многофакторный процесс, который выражается в студенческом адаптационном синдроме, особенности которого проявляются в зависимости от организации обучения в вузе и от личностных особенностей студентов, их компенсаторных возможностей [3, 5, 9]. Адаптация студентов - это в том числе сложный процесс перестройки психической деятельности, и он должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в разные периоды адаптационного процесса. Изменение уровня функций и их стабилизация - показатели адаптации к учебному процессу.

Адаптацию студентов в вузе исследовали в различных направлениях. Особое внимание уделялось адаптации студентов младших курсов,

от успешности которой во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста [4, 10, 11].

Целью исследования явился анализ лич-ностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов, как факторов влияния на адаптацию к обучению в вузе.

Методика и организация исследования. Материалом исследования послужили результаты непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов младших курсов СПбГПУ, проводимого кафедрой физической культуры и адаптации в рамках учебного процесса по физической культуре. В осеннем семестре 2013/2014 учебного года сплошным методом было обследовано более 150 студентов первого курса (возраст 17,3±1,2 года) и 50 студентов второго курса (возраст 18,4±1,3 года). Около 60 % обследованных составили девушки.

В исследовании были использованы компьютерные версии психологических методик. Применялась Торонтская алекситимическая шкала (TAS) для определения выраженности алекситимии как личностной характеристики, обусловливающей риск психосоматических расстройств. Алекси-тимия имеет большое значение для общения и успешного межличностного взаимодействия.

Шкала тревожности Спилбергера для количественной оценки личностной и реактивной тревожности позволяет определить тревожность как стабильную личностную характеристику, являющуюся значимым фактором риска развития расстройств адаптации, а также ситуативную (реактивную) тревожность как актуальное состояние человека (уровень тревоги).

Шкала уровня невротической астении (УНА) предназначена для экспресс-диагностики астенических состояний и определения степени выраженности психического состояния, проявляющегося в субъективном ощущении усталости, вялости, повышенной утомляемости, снижении умственной и физической работоспособности, вегетативной дисфункции и нарушениях сна. Астению следует отличать от обычной усталости, она не проходит даже после длительного отдыха.

Данная характеристика имеет важное значение для выявления природы возникновения сниженной физической работоспособности. Так, в процессе тестирования психологического состояния выявляется, что у части студентов с пониженным уровнем физической работоспособности обнаруживается наличие невротической астении. Этот факт свидетельствует о влиянии на снижение работоспособности психогенных факторов. Данное обстоятельство обусловливает разработку специальных (комплексных) методик коррекции психофизического состояния сту-

дентов на основе средств и методов физической культуры, медицинской психологии.

Результаты исследования и их обсуждение. У 31,64 % студентов первого курса (в том числе 25 % девушек) обнаружен повышенный уровень алекситимии, который достиг 71,52 балла по TAS при несколько большей выраженности у юношей - 73,33 балла (показатель «неалекси-тимического» типа личности составляет 62 балла и ниже).

Повышенная реактивная тревожность как состояние выявлена у 16,14 % студентов первого курса. От общего числа обследованных студентов первого курса девушки с повышенным уровнем тревоги составили 12,63 %, юноши - 3,51 %. Обнаружено 76,92 % юношей и 54,54 % девушек с повышенной реактивной тревожностью как характеристикой актуального состояния: ее степень достигла высокого уровня. Уровень реактивной тревожности у юношей был несколько выше по сравнению с таковым у девушек: 47,77 и 45,14 балла соответственно.

Повышенным уровнем личностной тревожности характеризовались 25,26 % студентов-первокурсников. Девушки с повышенной личностной тревожностью составили 21,75 %, юноши - 3,5 % от общего числа обследованных студентов первого курса. У 93,93 % девушек и 76,92 % юношей с повышенной личностной тревожностью как стабильной личностной характеристикой ее степень достигла значительной выраженности: 52,77 и 52,39 балла соответственно. Уровень личностной тревожности был несколько выше у девушек.

Градация уровня тревожности: до 30 баллов - низкая тревожность или отсутствие таковой; 31-44 балла - умеренная тревожность, 45 и более - высокая тревожность.

Наличие астении с разной степенью вероятности было отмечено у 63,34 % учащихся первого курса, в том числе у 50,53 % девушек и 12,81% юношей.

Среди студентов второго курса повышенный уровень алекситимии выявлен в 38,30 % случаев, в том числе у 31,91 % девушек и 6,38 % юношей. Полученные данные отражают тенденцию к большей выраженности алекситимии у девушек: 73,2 балла - девушки и 62,77 балла - юноши.

Высокая реактивная тревожность имелась у 22 % студентов второго курса. Юноши с высокой реактивной тревожностью составили 6 %, девушки - 16 %. Обнаружена тенденция к несколько большей выраженности реактивной тревожности (тревоги как состояния) у юношей, обучающихся на втором курсе: 48,33 балла - юноши и 45,13 -девушки.

Повышенная личностная тревожность определена у 31,91 % студентов второго курса, в том

№ 7 • 2014 Июль | July

21

Сравнительный анализ личностно-психических характеристик и психического состояния студентов СПбГПУ младших курсов, %

Исследуемые показатели Всего от общего числа студентов Девушки Юноши

1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс

Астения 63,34 66 50, 53 52 12,81 14

Повышенная реактивная тревожность 16,14 22 12,63 16 3,51 6

Повышенная личностная тревожность 25,26 31,91 21,75 29,79 3,5 2,13

Повышенная алекситимия 31,64 38,30 25 31,91 6,7 6,38

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

числе у 29,79 % девушек и 2,13 % юношей от общего числа обследованных. Личностная тревожность на втором курсе обучения несколько больше выражена у студенток: 53 балла - девушки, 42,67 - юноши. У 66 % студентов второго курса обнаружены признаки астении, из них 52 % составили девушки.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о значительной частоте проблем адаптации у студентов младших курсов, которые могут усугубить их психофизическое здоровье и снизить успеваемость. Около трети учащихся представляют собой группу риска в плане развития психосоматических расстройств. Более чем у 60 % студентов выявлен астенический синдром. Значительна частота повышенной тревожности как состояния. Девушки отличаются личностной предрасположенностью к развитию расстройств адаптации и характеризуются большей частотой тревоги по сравнению с юношами.

В процессе обучения на младших курсах наблюдается тенденция к росту частоты повышенной тревожности, как личностной, так и ситуативной; числа случаев с выраженным сверх нормы алекси-тимическим радикалом и астении (см. таблицу).

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся, направленного на укрепление их психических и физических адаптационных ресурсов и повышение эффективности обучения в вузе.

Реализация данного подхода, в свою очередь, требует решения методологической проблемы, связанной с разработкой интегральных психолого-педагогических методик с привлечением специалистов в области физической культуры, медицины, психологии. Литература

1. Алексеев Н.А. Профильное обучение в контексте личностно-ориентированного образования / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во: ЗАО «Легион-Групп», 2005. - 250 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. - СПб., 2002. - 271 с.

3. Волохонская М.С. Особенности переживания студентами лекционных и практических занятий / М.С. Волохонская // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 6, вып. 2 (ч. II). - 2007. - С. 58-62.

4. Глинкина О.В. Адаптация первокурсника / О.В. Глинкина // Профессиональное образование. - 2002. - № 9. - С. 12-13.

5. Казакова О.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса как фактор адаптации студентов первого курса: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Казакова. - Оренбург, 2002. - 202 с.

6. Кузина Г.П. Психолого-педагогическое обеспечение эффективности отбора абитуриентов и последующей их адаптации к вузу: дис. ... канд. пед. наук / Г.П. Кузина. - М.,

2004. - 271 с.

7. Осадчая Е.А. Адаптация студентов различных психофизиологических групп к учебному процессу / Е.А. Осадчая // Образование и общество. - 2003. - № 2. - С. 76-79.

8. Пискун О.Е. Результаты мониторинга психофизической адаптации студентов к обучению и разработка комплекса мер по охране их здоровья / О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, Н.Н. Венге-рова, С.А. Варзин, В.А. Чистяков // Вестник СПбГУ. - Сер. 11, вып. 1. - 2011. - С. 81-92.

9. Соловьев В.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: дис. ... докт. пед. наук / В.Н. Соловьев. -Ижевск, 2003. - 449 с.

10. Стафеева Ю.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Стафеева. - М., 2006. - 278 с.

11. Яковенко Л.Н. Адаптация первокурсников к вузовскому обучению и вопросы психической саморегуляции / Л.Н. Яковенко // Аспирант и соискатель. - 2003. - № 2. - С. 166-168.

References

1. Alekseev, N.A. Specialized education in the context of student-centered education / N.A. Alekseev. - Tyumen: Legion-Group,

2005. - 250 P. (In Russian)

2. Baeva, I.A. Psychological safety in education: monograph / I.A. Baeva. - St. Petersburg, 2002. - 271 P. (In Russian)

3. Volokhonskaya, M.S. The specifics of students' experience of lectures and practical classes / M.S. Volokhonskaya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - Сер. 6, Iss. 2 (P. II). - 2007. - P. 58-62. (In Russian)

4. Glinkina, O.V. Freshman's adaptation / O.V. Glinkina // Professional'noe obrazovanie. - 2002. - № 9. - P. 12-13. (In Russian)

5. Kazakova, O.N. Interaction of subjects of the educational process as a factor of adaptation of first year students: Ph.D. thesis / O.N. Kazakova. - Orenburg, 2002. - 202 P. (In Russian)

6. Kuzina, G.P. Psycho-pedagogical support of efficient selection of applicants and their subsequent university adaptation: Ph.D. thesis / G.P. Kuzina. - Moscow, 2004. - 271 P. (In Russian)

7. Osadchaya, E.A. Adaptation of students of different psychophysiological groups to the educational process / E.A. Osadchaya // Obrazovanie i obschestvo. - 2003. - № 2. - P. 7679. (In Russian)

8. Piskun, O.E. The results of the monitoring of psychophysical adaptation of students to studies and development of a set of measures to protect their health / O.E. Piskun, N.N. Petrov, N.N. Vengerova, S.A. Varzin, V.A. Chistyakov // Vestnik SPbGU. - Ser. 11, Iss. 1. - 2011. - P. 81-92. (In Russian)

9. Solovev, V.N. Adaptation of students to the higher educational process: doctoral thesis (Hab.) / V.N. Solov'ev. - Izhevsk, 2003. -449 P. (In Russian)

10. Stafeeva, J.V. Pedagogical support of adaptation undergraduates to university training environment: Ph.D. thesis / J.V. Stafeeva. -Moscow, 2006. - 278 P. (In Russian)

11. Yakovenko, L.N. Freshmen's adaptation to higher school training and the issues of mental self-regulation / L.N. Yakovenko // Aspirant i soiskatel'. - 2003. - № 2. - P. 166-168. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 17.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.