Научная статья на тему 'Информативные и прогностические критерии оценки функционального состояния студентов в период обучения'

Информативные и прогностические критерии оценки функционального состояния студентов в период обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М А. Калиева

The author of the article has studied the literature data and made a conclusion that the training adaptation as one of the adaptation kinds, including the social-psychological and psycho physiologic components, is the main direction of scientific researches of university medicine and is needed in the further study. The training in the university objectively demand of the large efforts of all the organism systems. The intensive mental activity of students connects with the adaptation mechanisms activation, the high psycho-emotional effort is reflected in the students’ efficiency and demands the attention, memory and thinking efforts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE AND PROGNOSIS CRITERIA OF FUNCTIONAL STUDENTS’ CONDITION IN TRAINING PERIOD

ЖОО білім алу – жастардың денсаулығына, психикасы мен физиологиясының икемділігіне жоғары талап қоятын ±зақ та күрделі процесс. ЖОО білім алу барысында студенттер өз денсаулықтарына әсер ететін арнаулы емес (климатогеографиялық, экологиялық), сондай-ақ, арнаулы факторларға (жас ерекшеліктік, физиологиялық және психологиялық ерекшеліктер, эмоционалды жүктеме, аз қозғалысты өмір салты) ±шырайды. Жоғары оқу орнына тән жаңа факторларға бейімделу студент организмінің компенсаторлы-бейімделу жүйесіне маңызды салмақтың түсуімен жалғасады. Оқудың жетістілігін болжау үшін физиологиялық, психофизиологиялық, психологиялық зерттеулердің толық көрсеткішіне кешенді жақындау, психофизиологиялық шектік мүмкіндіктердің және осыған байланысты студенттерде соматикалық б±зылулардың туындауы және аталған болжаулауды қамтамасыз ететін неғ±рлым мәліметтік көрсеткіштерді анықтау

Текст научной работы на тему «Информативные и прогностические критерии оценки функционального состояния студентов в период обучения»

122.

37. Hooley R. A. Clinical nutrition assessment: A perspective //J. Amer. Diet. Ass. - 1980. - V. 77, №6. - P. 682 - 686.

38. Lactate and haemodynamic changes in eatly shock /B. N. Cowan, H. J. Burns, J. M. Ledirgham, K. Cunningman //Brit. J. Anaesth. - 1982. - V. 54, №7. - P. 78 - 80.

39. Lipovski Z. J. Psychosocial reactions to physical illness //Can. Med. Assoc. J. - 1983. - V. 128, №4 -P. 204 - 208.

40. Physiologycal variation of Mod Jymphocvie reactivity: T-cell suasets, immunoglobulin production and mixed - lymphocyte reactivity /E. Hedfors, G. Holm, M. Jvonsen, J. Wahnen //Clin. Immunol. -1983. - V. 27, №1. - P. 9.

41. Robert M. A. Psychoconnatre J'individu et le groupe aujord'bui vie Ouvriere /M. A. Robert, F. Tilman. - Bruxelles. Med. - 1988. - 255 p.

42. Zwianer K. F. M. Die Entwicklung der Fettsucht in Kindesalter /K. F. M. Zwianer, K. V. Widhalm // Klin. Pediatr. - 1984. - Bd. 196, №6. - P. 327 - 335.

I. A. Skosarev

ROLE OF PSYCHOSOMATIC APPROACH IN PEDIATRY

The analysis of literature data testify to the necessity of the subsequent study of the psychosomatic interrelations and forming the internal disease picture in children for the increasing of the medical-rehabilitation measures. And in the same time in the control of the children health the pediatry must use the results not only all basic and applied researches in the natural sciences area, that concern a child, but all the conclusions of the social and the other sciences, applied to young generation.

И. А. Скосарев

ПЕДИАТРИЯДАРЫ ПСИХОСОМАТИКАЛЬЩ КвЗКАРАСТЬЩ РОЛ1

бдебиет мэл1метгер1нщ шолуы емдеу-очалту шараларыныч тшмдшНн арттыру максатымен балалар ауруларыныч психосоматикалык езара катынастарды аурулардыч шю картинасын жасактау Yшiн одан api зерттеу кажетппн айрактайды. Солай болранымен балалар денсаулыры Yшiн тресте педиатрия барлык непзп жэне колданбалы рылымдардыч нэтижелер^ рана пайдаланып коймай, сонымен бipге жас ±рпакка катысты когамдык жэне баска рылымдардыч корытындыларын пайдалануы керек.

М. А.Калиева

ИНФОРМАТИВНЫЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Карагандинского государственного медицинского университета

Интенсификация и интеллектуализация учебного процесса, наплыв разнообразной информации, в том числе насыщение компьютерными технологиями, ускорение ритма жизни, урбанизация с ее отрицательными экологическими последствиями, коренные социально-экономические и политические преобразования, с одной стороны, и соответствующее нарастание интенсивности и усложнение характера взаимоотношений между людьми, с другой, значительно повысили нагрузку на студента, прежде всего, на жизнеобеспечивающие системы его организма [9].

Обучение в вузе объективно требует большого напряжения всех систем организма. Интенсивная умственная деятельность студентов связана с включением механизмов адаптации, высокое психоэмоциональное напряжение отражается на работоспособности студентов и требует усилия внимания, памяти, мышления. Сдача экзаменов и зачетов создает стрессовую ситуацию, что может привести к перегрузкам вегетативной и

эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и как следствие стать звеном в возникновении психосоматических заболеваний [20].

Образовательный процесс в медицинском вузе является важным этапом в становлении будущего медицинского работника. Это связано с тем, что компетентность будущего медицинского работника сводится не только к набору профессиональных знаний, умений, навыков, но и в умении мобилизовать имеющийся ресурс применительно к ситуации, порой неопределенной и нестандартной. В связи с чем вопросы изучения адаптационных возможностей будущих медработников до настоящего времени являются одними из наиболее актуальных в физиологии [8].

В связи с переходом вузовского обучения, в том числе и медицинского, к заимствованной системе бакалавриата и магистратуры у студентов имеются дополнительные основания для психоэмоционального напряжения. Новым стрес-согенным фактором становятся промежуточные экзамены в середине семестра, по итогам которых во многом предопределяются результаты последующего экзамена в конце семестра, традиционно наиболее ответственного [3].

Успешность социальной адаптации студентов к учебной деятельности выражается в их успеваемости, выраженной средним коэффициентом за период обучения. В большинстве случаев посредственно обучающиеся студенты имели признаки более выраженного напряжения, по

сравнению с отлично и хорошо обучающимися [3]. У 45% студенток, претендовавших на оценку «3», имевших сверхвысокие показатели личностной тревожности (ЛТ), реактивной тревожности (РТ), подобные переживания достигали максимума и проявлялись в страхе перед экзаменатором, ситуацией экзамена, нежеланием идти на экзамен и сопровождались перенапряжением систем регуляции [23].

Уровень психоэмоционального напряжения и сопутствующее ему состояние симпатикотонии у студентов, ожидавших оценку «5» и «4», были менее значительны, что указывает на удовлетворительную адаптацию студентов к учебному процессу, регулярность подготовки к занятиям в семестре, уверенность в знании материала предмета, положительной оценки преподавателем перспектив сдачи экзамена учащимся. В то же время более высокий уровень тревожности и усиление напряжения систем регуляции у претендующих на оценку «4», по сравнению с планирующими получить «5», связывают с недостаточной самооценкой, боязнью возникновения непредвиденных ситуаций на экзамене, способных воспрепятствовать достижению намеченного результата [23].

Выявлены половые различия в реакциях студентов в зависимости от прогнозируемой оценки. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что независимо от ожидаемого результата наиболее высокий уровень ЛТ, РТ и сопутствующий этому рост напряжения регуляторных систем наблюдались у девушек. Вероятно, это связано с большей ответственностью и повышенным уровнем мотивации на достижение результата у них по сравнению с юношами [23]

В период семестровой и экзаменационной учебной деятельности у 1/3 студентов выявлены признаки психического стресса: высокая тревожность, нейротизм, снижение длительности «индивидуальной минуты», отклонение показателей воображения, восприятия, памяти и функции принятия решений, снижение показателей самочувствия, активности, настроения, обусловливающие нарушение информационных процессов [24].

Показано, что успешность учебной деятельности студентов находится в сложной зависимости от сочетания личностной тревожности с типологическими характеристиками, особенности влияния которых определялись половым диморфизмом и мотивационным компонентом стратегии поведения для достижения цели [7].

Студенты являются особой социальной группой лиц определенного возраста (17-27 лет), главной задачей которых является получение профессиональных знаний и навыков. Общеизвестно, что им необходимо адаптироваться к новым условиям обучения и жизни. Это сопряжено не только с приобретением ими статуса студента, но и с изменением места жительства, образа жизни, с отрывом от привычного окружения (семьи, друзей и т.д.) [15].

Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [1]. Как известно, адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную. На психофизиологическом уровне процесс адаптации связан с тем, что с поступлением в вуз юноши и девушки попадают в непривычные условия, в результате чего происходит ломка выработанного раннего динамического стереотипа, формируются новые установки, навыки и привычки. Социально-психологическая адаптация студентов -это процесс приспособления личности к образовательному процессу вуза, активного освоения норм, ценностей, особенностей педагогической профессии, приобретение умений и навыков будущей профессиональной деятельности, обеспечивающих принятие на себя новой социальной роли, гармоничное вхождение личности в систему социальных отношений. На профессиональном уровне процесс адаптации связан с вооружением знаниями, формированием профессионального интереса, обеспечением успешной первичной профессиональной адаптации студентов.

Индивидуальная направленность адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения и выбор ее оптимальной стратегии определяется личностными характеристиками, особенностями психофизиологических и вегетативных реакций на комплексное воздействие учебной нагрузки и факторов медико-биологической информационной и социальной среды [13].

Факторы учебной деятельности оказывают специфическое влияние на функционирование ЦНС, вегетативный гомеостаз и определяются индивидуальными физиологическими особенностями обучающегося. Процесс адаптации к учебной деятельности осуществляется на основе формирования функциональной системы с участием многих интегральных компонентов, в том числе специфических - сенсорного, моторного, интеллектуального; неспецифических - уровня активации ЦНС, эмоционального тонуса, вегетативного обеспечения и др. [22].

Так, исследование адаптационного потенциала по методу Р. М. Баевского у 60,8% студентов был удовлетворительным, в 39,2% случаев отмечалось напряжение процессов адаптации. Причем девушки адаптировались лучше. Среди них оказалось в среднем на 20% больше человек с удовлетворительной адаптацией. В период сессии напряжение адаптации имели около 50% студентов [5]. Показатели вариабельности сердечного ритма среди юношей, проживающих в различных климато-географических регионах, выявили недостаточность защитно-приспособи-

тельных механизмов регуляции и перенапряжение регуляторных систем [2]. Показатели анализа степени адаптации организма студенческой молодежи с помощью коэффициента здоровья (КЗ) характеризуют степень адаптации организма студентов в целом как достаточно высокую. При этом обращает на себя внимание снижение числа молодых людей с оптимальными показателями коэффициента здоровья. Оптимальную степень адаптации организма в начале года в октябре имели 45,7% учащихся, в мае число таковых составляло 11,4%. К концу учебной недели уменьшался процент студентов с оптимальной степенью адаптации (54,3% в понедельник, 17,1% в субботу), при этом в течение учебного дня не отмечалось выраженных изменений значений коэффициента здоровья [16].

Динамика индекса физического состояния (ИФС) студентов в процессе обучения показала, что уровень функционирования их организма в конце учебного года и в конце учебной недели снижался. Отмечается увеличение процента учащихся со средним и ниже среднего индексами физического состояния, появляются группы лиц, у которых ИФС является низким [16].

Проблема оценки текущего состояния здоровья человека, его составляющих и факторов, воздействующих на здоровье, в последнее время приобрела ключевое значение, особенно в связи с актуализацией концепции переориентации методологии системы охраны здоровья на сохранение развития здоровья здорового человека (здоровьецентризм) [6].

Вместе с тем следует отметить, что любая устойчивая адаптация к условиям обучения и сфере своей профессиональной деятельности имеет для организма «цену», которая может проявляться в прямом изнашивании функциональных систем, на которые в процессе адаптации приходится наибольшая нагрузка [10]. Особое место занимает системный подход, который предусматривает изучение функциональных состояний человека по параметрам результата деятельности, в том числе учебной деятельности, поскольку именно результат является ведущим фактором организации различных адаптивных функций человека [12]. На сегодняшний день проблема оптимизации обучения является центральной в педагогике. Управление процессом обучения и его оптимизация осуществляется главным образом с учетом результатов успеваемости на основе тестирования успешности обучения. При этом вне поля внимания остается «физиологическая цена», которую студент платит за усвоение, приобретение знаний, т.е. те затраты, которые сопровождают процесс обучения и которые могут быть оценены через изменения функционального состояния учащегося [12].

От того, как будут проходить процессы адаптации студентов к образовательному процессу в вузе, будут зависеть работоспособность и успеваемость. Отсюда возникает необходимость

более глубокого изучения влияния адаптации на успеваемость студентов.

Психофизиологическое состояние студентов в период обучения оказывается под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся клима-тогеографические, деятельностные, информационно-операциональные, ситуационные, т. е. объективные условия. К внутренним факторам относятся функции, состояния, свойства, качественные особенности организма и психики человека, т.е. субъективные условия. Отрицательное воздействие на организм и здоровье студента усиливается при стрессовом воздействии нескольких внешних и внутренних факторов, когда они воздействуют одновременно и принимают устойчивый характер [27].

Так, адаптация студентов вуза к учебным нагрузкам проходит с большим напряжением адаптивных механизмов при высоком уровне личностной тревожности. По данным, среди студентов I курса удовлетворительно адаптируются в среднем только 6,5%, 1/3 обследованных студентов имеет высокий уровень тревожности и находится в состоянии стресса, остальные студенты были умеренно тревожны. Особенно высокие уровни тревожности и напряжение процессов адаптации отмечались у студентов в период первой экзаменационной сессии [5].

Сравнительный анализ психофизиологических реакций выявил особенности умственной работоспособности, устойчивости и концентрации внимания, силы нервной системы и регуляции сердечного ритма в зависимости от среднего балла успеваемости [24]. Характер и яркость проявления этих реакций в учебной деятельности студентов могут служить критериям «физиологической стоимости», которая увеличивается при необходимости усвоения большого количества информации в условиях дефицита времени. При этом напряженность нервных и приспособительно -компенсаторных механизмов резко возрастает, что приводит к существенному снижению эффективности учебной деятельности студентов.

Таким образом, среди критериев оценки успешности адаптации к учебной деятельности можно выделить следующие показатели эффективности адаптации к процессу обучения в высших учебных заведениях: успешность (текущая и экзаменационная успеваемость); стабильность в процессе обучения функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в соотношении психофизологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности [20].

Проблема учебного психоэмоционального стресса особенно актуальна для высшей школы и прежде всего в начальный период учебы в вузе. Так, в период сдачи экзаменов у студентов I курса высокий уровень тревожности сопровождался разной выраженности усилением симпатических влияний на сердечную деятельность, которое

было максимальным у лиц, ожидавших оценку «3» (43% от общего числа обследуемых). Обнаруженная повышенная эмоциональная возбудимость и сопровождающая ее значительная активация симпатического отдела вегетативной нервной системы связана с беспокойством по поводу неблагоприятных последствий плохой учебы в течение учебного семестра, неуверенности в положительной сдаче экзамена.

Среди часто встречающихся жалоб студентов - неуверенность в своих возможностях, заниженная самооценка, ощущение страха, снижение работоспособности. Некоторые с трудом приспосабливаются к вузовским условиям, к усвоению дисциплин, специфических для приобретения будущей специальности, испытывают трудности в профессиональном самоопределении. Причинами социально-психологической дезадаптации нередко являются конфликты в отношениях с родителями, сложности при смене места жительства, а также наличие хронических заболеваний. В то же время остаются недостаточно изученными требующие научного обоснования и практической разработки вопросы, касающиеся обследования студентов с отклонениями в здоровье, в том числе изучение их психосоциальной адаптации к учебе [20].

В условиях современного реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования особенную тревогу вызывает здоровье студентов. Здоровье студентов является необходимым условием учебы в вузе. В то же время данные литературы свидетельствуют об увеличении заболеваемости студентов, частота хронических заболеваний у которых колеблется в широких пределах. Анализ заболеваемости казахстанских студентов, по данным медицинских осмотров, в отличие от показателей первичной заболеваемости показал, что высокий удельный вес приходится на патологию зрения - 28% (I место среди выявленных заболеваний), на диспансерном учете по данной группе болезней состоят 35% студентов. II место занимают болезни мочеполовой системы (22%), III место - болезни органов дыхания (19%), 12% приходится на долю болезней органов пищеварения. Удельный вес остальных классов болезней составляет от 3 до 6% [25]. Рост заболеваемости среди молодежи в период обучения, отмечаемый многими исследователями в последние годы, сопровождается ухудшением как психического, так и физического здоровья населения [9]. Так, исследования заболеваемости казахстанских студентов в период обучения показали, что I место занимают болезни мочеполовой системы, на них приходится 32% от всех болезней, показатель заболеваемости составил 81,0 на 100 студентов. II место занимают заболевания органов дыхания - 32,0 на 100 студентов и III место занимают болезни нервной системы - 30,0 на 100 студентов [25]. По данным российских исследователей, среди студентов у 48% имеются различные заболевания, но наибо-

лее часто обнаруживаются болезни органов пищеварения и лОР-органов, 60,2% студентов имеют различную соматическую патологию, среди которой на первом месте болезни нервной системы и органов дыхания. Состояние сердечнососудистой системы показало, что только 39% студентов не имеют нарушений, 53% первокурсников требуют наблюдения специалистов, а 8% -серьезного лечения [5]. Исследования функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы показали, что состоянию нормы отвечали ЭКГ 39,2% человек. У остальных имелась та или иная патология сердца. У 52,7% была выявлена неполная блокада правой ножки Гиса, 3,6% имели синдром временного пробуждения возбуждения желудочков и миграцию водителя ритма, 0,9% - предсердную экстрасистолию [5]. Среди 77% студентов вуза были выявлены признаки социально-психологической дезадаптации, в том числе у 37% - депрессивные тенденции и у 20% - признаки невротизации [20]. Преобладают нарушения осанки, миопия, не редки хронический тонзиллит, гастрит, ринит, бронхит, гайморит, заболевания щитовидной железы и др. Согласно проведенным исследованиям, отмечается ухудшение состояния здоровья обучащихся высших образовательных учебных заведений с переходом на старшие курсы. Так, если ко II курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, то к IV - на 43% [17]. Таким образом, от первого к старшим курсам происходит ухудшение состояния здоровья студентов. Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень - 1,8%; средний - 7,7%; низкий -21,5%; очень низкий - 69%. Развитие ситуации в указанном направлении привело к тому, что количество студентов специальной медицинской группы за последние пять лет увеличилось с 10% до 20-25%, а в некоторых вузах достигает 40%.

Таким образом, от здоровья молодых, определяющих благополучие общества в дальнейшем, зависит здоровье человека во все последующие возрастные периоды. Не случайно проблема здоровья лиц молодого возраста названа среди 14 основных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения в XXI веке. Исследования показали, что соматические заболевания оказывают негативное влияние на самочувствие, настроение и общую активность. Так, студенты без соматических заболеваний обладают высокими адаптивными способностями, что подтверждает низкий уровень депрессии и тревоги, адекватная личностная самооценка, высокий уровень активности и гармоничная система межличностных взаимоотношений; студенты с наличием хронической соматической патологии обнаруживают более выраженную психосоциальную дезадаптацию [20].

Литературные данные свидетельствуют, что имея сниженные резервы здоровья при поступлении, к окончанию вуза большая часть сту-

дентов имеют те или иные изменения в индивидуальном здоровье, связанные с интенсивностью обучения, нерациональным питанием и другими факторами. Из этого следует, что учебная адаптация как один из видов адаптации, включающая в себя социально-психологический и психофизиологический компоненты, является важным направлением научных исследований университетской медицины и требует дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н. А. Здоровье студентов. - М., 1997. - 200 с.

2. Агаджанян Н. А. Спектральный анализ в оценке уровней управления ритмов сердца в юношеском периоде /Н. А. Агаджанян, О. А. Бутова, Л. Д. Цатурян //«Эколого-физиологические проблемы адаптации»: Матер. XII междунар. симп. - М.: РУДН, 2007. - С. 13 - 15.

3. Акопян А. Н. Психоэмоциональное состояние студентов в ситуации промежуточного и сессионного экзаменов //«Эколого-физиологические проблемы адаптации»: Матер. XII междунар. симп. -М.: РУДН, 2007 - С. 21 - 23.

4. Баутина Н. П. Некоторые психофизиологические показатели, характеризующие степень адаптации студентов медакадемии в процессе обучения /Н. П. Баутина, Н. Д. Афанасьева, Е. С Щеме-лева //Тез. докл. ХХ съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. - М.: Русский врач, 2007. - С. 140 - 141.

5. Бусловская Л. К. Здоровье и адаптация студентов первокурсников университета /Л. К. Бу-словская, Ю. П. Рыжкова //Эколого-физиологи-ческие проблемы адаптации: Матер. XII междунар. симп. - М: Рудн, 2007 - С. 84 - 86.

6. Габриэлян К. Г. Уровень адаптационных возможностей организма студентов и курение /К. Г. Габриэлян, Б. В. Ермолаев //Физиология человека. - 2006. - Т. 32, №2. - С. 110 - 113.

7. Дегтярев В. П. Влияние личностной тревожности на успешность учебной деятельности студентов с различными индивидуально-типологическими характеристиками //«Эколого-физиоло-гические проблемы адаптации»: Матер. XII междунар. симп. - М.: РУДН, 2007. - С. 141 - 143.

8. Дочкина Н. Л. Изучение адаптационных возможностей студентов /Н. Л. Дочкина, Л. И. Иванова //«Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»: Матер. VIII междунар. конгр. - М.: Изд-во РУДН, 2007. - С. 243 -244.

9. Ияд С. А. Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации студентов к процессу обучения в вузе: Автореф. дис. ...канд. биолог. наук. - М, 2005. - 24 с.

10. Казин Э. М. Влияние психофизиологитческо-го потенциала на адаптацию к учебной деятельности //Физиология человека. - 2002. - Т. 28, №3. - С. 23.

11. Козловский В. А. Изменение гемодинамиче-ских показателей студентов в процессе обучения

в университете /В. А. Козловский, О. Л. Упоров // Тез. докл. ХХ съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. - М.: Русский врач, 2007 -С. 269

12. Кунджалиев Д. Х. Некоторые способы достижения результата учебной деятельности и особенности их вегетативного сопровождения /Д. Х. Кунджалиев, А. П. Новикова //«Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»: Матер. VIII междунар. конг. - М.: РУДН, 2007. - С. 366 - 367.

13. Москвина О. Н. Физиологические особенности совместной интеллектуальной деятельности студентов /О. Н. Москвина, Г. А. Севрюкова // «Здоровье и образование в XXI веке»: Матер. VII междунар. науч.-практ. конф. - М.: РУДН, 2006. -С. 352 - 353.

14. Поборский А. Н. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма студентов в неблагоприятных условиях среды /А. Н. Поборский, М. А. Юрина, Ж. Н. Лопацкая // Гигиена и санитария. - 2008. - №5. - С. 70 - 73.

15. Решетников А. В. Институциональные изменения социокультурного паттерна здоровья и болезни //Социология медицины. - 2005. - №2. -С. 3 - 25.

16. Роль оценки качества жизни в комплексной характеристике состояния здоровья студентов ВУЗа /И. В. Соколова, Н. М. Преснякова, И. Л. Кармаева и др. //«Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»: Матер. VIII междунар. конг. - М.: РУДН, 2007. - С. 585 -586.

17. Саидюсупова И. С. Медико-социальная оценка состояния здоровья студентов медицинского ВУЗа и пути совершенствования организаии медицинской помощи: Автореф. дис. ...канд. мед. наук. - М., 2008. - 28 с.

18. Сетко Н. П. Особенности физического развития и психофизиологического статуса детей, рожденных от матерей, занятых в газохимическом производстве /Н. П. Сетко, И. В. Скрипко // Ги-гиена и санитария. - 2006. - №4. - С. 65 - 66.

19. Сетко Н. П. Современные подходы к интегральной донозолгической оценке состояния здоровья детей и подростков //Гигиена и санитария. - 2009. - №4. - С. 54 - 55.

20. Сидоров Я. И. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию /Я. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова //Гигиена и санитария. - 2001. -№4. - С. 46 - 49.

21. Солонин Ю. Г. Влияние экологического фактора на физиологический статус студентов-северян /Ю. Г. Солонин, Н. А. Черемных, М. А. Яковлева //Физиология человека. - 2002. - Т. 28, №4. - С. 105 - 111.

22. Спицин А. П. Оценка адаптации студентов младших //Гигиена и санитария. - 2007. - №2. -С. 54 - 56.

23. Уровень тревожности и состояние вегетативной регуляции в зависимости от прогнозируемой

экзаменационной оценки у студентов, проживающих в неблагоприятных условиях среды /А. Н. Поборский, М. А. Юрина, Ж. Н. Лопацкая, Е. Ю. Дерягина //Физиология человека. - 2009. - Т. 35, №4. - С. 28 - 33.

24. Урумова Л. Т. Сравнительный анализ состояния психофизиологических функций в условиях эмоционального стресса //Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. - 2004. - Т. 90., №8. - С. 306.

25. Утеев А. А. Медико-социальные основы организации оздоровительных учреждений для студенческой молодежи в современных условиях: Автореф. дис. ...канд. мед. наук. - 2008. - С. 113

- 114

26. Функциональное состояние вегетативной нервной системы школьников и гимназистов в условиях комплексного воздействия факторов школьной и окружающей среды /А. И. Сафроно-ва, А. В. Вахмистрова, В. Н. Никулин, Я. Н. Каримова //Гигиена и санитария. - 2009. - №4. -С. 55 - 58.

27. Яковлев Б. П. Психофизиологическая характеристика уровня работоспособности студентов / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко //Гигиена и санитария. - 2008. - №1. - С. 60 - 63.

M. A. Kaliyeva

INFORMATIVE AND PROGNOSIS CRITERIA OF FUNCTIONAL STUDENTS' CONDITION IN TRAINING PERIOD

The author of the article has studied the literature data and made a conclusion that the training adaptation as one of the adaptation kinds, including the social-psychological and psycho physiologic components, is the main direction of scientific researches of university medicine and is needed in the further study. The training in the university objectively demand of the large efforts of all the organism systems. The intensive mental activity of students connects with the adaptation mechanisms activation, the high psycho-emotional effort is reflected in the students' efficiency and demands the attention, memory and thinking efforts.

М. А. Калиева

СТУДЕНТТЕРДЩ ОКУ БАРЫСЫНДАРЫ ФУНКЦИОНАЛДЬЩ ЖАРДАЙЫНЬЩ АКПАРАТТЫК ЖЭНЕ БОЛЖАМДЫК 9ЛШЕМДЕР1

ЖОО б^м алу - жастардыч денсаулырына, психикасы мен физиологиясыныч икемдшИне жорары та-лап коятын ±зак та кYPделi процесс. ЖОО б^м алу барысында студенттер ез денсаулыктарына эсер ете™ арнаулы емес (климатогеографиялык, экологиялык), сондай-ак, арнаулы факторларра (жас ерекшелкш, физиологиялык жэне психологиялык ерекшелктер, эмоционалды жуктеме, аз козралысты емip салты) ±шы-райды. Жорары оку орнына тэн жача факторларра бешмделу студент организмУч компенсаторлы-бешм-делу жуйесше мачызды салмактыч тYсуiмен жалрасады. Окудыч жетiстiлiгiн болжау Yшiн физиологиялык, психофизиологиялык, психологиялык зерттеулердщ толык кеpсеткiшiне кешендi жакындау, психофизиоло-гиялык шектiк мYмкiндiктеpдiч жэне осыран байланысты студенттерде соматикалык б±зылулардыч туындауы жэне аталран болжаулауды камтамасыз ететiн нер±рлым мэлiметтiк кеpсеткiштеpдi аныктау

И. Е. Ермолаев

ОСЛОЖНЕНИЯ КОЛОСТОМИИ

ОМЦ (Караганда), кафедра хирургических болезней №1 Карагандинского государственного медицинского университета

Колостома или «anus praeternaturalis» -это выведенный на переднюю брюшную стенку сегмент толстой кишки с лечебной целью. Первыми попытками цекостомии H. Pillore в 1710 г. и удачной сигмостомии, выполненной в 1773 г. C. Duret, начата история колостомии [37].

Колостомия является вынужденной операцией, когда анастомоз не представляется возможным, или при необходимости временной или постоянной декомпрессии толстой кишки. Учитывая то, что пациенты зачастую госпитализируются с осложненными и запущенными формами колорек-тального рака, дивертикулеза, травмой толстой кишки, мегаколон, это определяет 2-этапную хирургическую тактику [7, 25, 26, 29, 42, 49, 50].

И. А. Ерюхин и соавт. [17] считают, что обструктивная резекция толстой кишки (операция Гартмана) может быть методом выбора при осложненном колоректальном раке. Эта операция является «золотым стандартом» в экстренной хирургии толстой кишки [29, 32, 34, 39, 43, 45].

Из известных классификаций колостом и их осложнений наиболее рациональной является классификация ГНЦ колопроктологии [37], согласно которой параколостомические грыжи подразделяются следующим образом:

1. По характеру колостомы: а) концевая (одноствольная); б) петлевая; в) двуствольная.

2. По отношению к колостоме:

а) грыжа, расположенная с одной стороны от низведенной кишки;

б) кольцевое расположение грыжи (вокруг коло-стомы).

3. По размерам грыжи: а) небольшая (до 10 см в диаметре); б) большая (от 10 до 20 см в диаметре); в) гигантская (более 20 см в диаметре).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.