УДК6Ш71+613.865
СМ. Черепанов
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДНАМИКИ У СТУДЕНТОК ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ
Студенчество представляет собой особую, наиболее динамичную группу людей, вынужденную адаптироваться к комплексу специфичных социально-психологических факторов, связанных с учебной деятельностью, поскольку обучение в высшей школе на всех этапах предполагает постоянные интеллектуальные и психоэмоциональные нафузки, доходящие в период экзаменационной сессии до пределов возможного [1,2,3,4,5,6,7,9]. Экзаменационная сессия вызывает значительные изменения эмоционального и физиологического состояния организма студентов всех форм обучения, поскольку процедура каждого экзамена является ответственным моментом, влияющим, в определенной степени, на дальнейшую судьбу студента [8,10]. Наибольшие нагрузки испытывают студенты заочной формы сокращенного срока обучения, которым приходится реализовывать образовательный стандарт по специальности, рассчитанный на 5 лет, за 3,5 года, что изначально предполагает необходимость усваивать большой объём новой информации в короткие сессионные сроки (25 дней) и вместе с этим проходить аттестацию по дисциплинам прошлого семестра.
Целью исследования стало выявление особенности центральной гемодинамики в начале сессии и во время аттестации у студенток в зависимости от формы и сроков обучения.
Материал и методы исслщовання
Объектом исследований были студентки 1-го и 5-го курсов психологического факультета Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института в возрасте 19-25 лет. Проведено обследование студенток 1-го кура в начале 1-й сессии, а затем до и во время экзамена по антропологии в эту сессию (очная форма -я=М, заочная сокращённая форма - «=66) и студенток 5-го курса до выпускного экзамена (очная форма - и=28, заочная сокращенная форма - «=48).
Функциональное состояние сердечнососудистой системы изучали путем измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (систолического АДС и диастолического АДЦ). На основании проведенных замеров рассчитывали следующие показатели: пульсовое давление (ПД), среднее динамическое давление (СДЦ), двойное произведение (ДП), ударный объём сердца (УО), минутный объём крови (МОК), общее периферическое сопротивление (ОПС), коэффициент экономичности кровообращения (КЭК), индекс тонуса сосудов (ИТС), индекс работы сердца (ИРС), интегральный показатель уравновешенности сердечного и сосудистого компонентов (ИПУССК), коэффициент выносливости (КВ), адаптационный потенциал системы
Пермский медицинский журнал
2006 том XXII! №5
кровообращения (АП) и вегетативный индекс Кердо (ИК). Полученные величины сравнивали с должными для данного возраста и пола.
Обработку результатов производили на ПЭВМ с использованием стандартных методов математической статистики для Windows 98, Excel. Достоверность различий показателей в группах оценивали по /-критерию Стыодента при 95%-ном уровне значимости.
Результаты исследования
При оценке функционального состояния организма студенток очной и заочной форм обучения по показателям центральной гемодинамики в начале сессии были выявлены статистически значимые различия. В группе студенток заочного отделения достоверно выше были средние значения АДС, АДД» СДД, ДП, ОПС, АП (р<0,05). Напряжение механизмов адаптации по показателям АП имели 68,2% студенток заочной и 11,8% студенток очной формы обучения.
Артериальное давление (АДС, АДД) как до переводного экзамена, так и во время проведения его у студенток очного отделения было достоверно ниже (табл.1). АДС находилось в пределах от 96 до 149 мм рт. ст., а у студенток заочного отделения - от 98 до 168 мм рт. ст. Гипертензия свыше 140 мм рт. ст. была выявлена у 2,9% студенток очной формы до экзамена и у 5,9% на экзамене. На заочном отделении гипертензия была отмечена у 16,7% до экзамена и у 21,2% обследованных на экзамене. Среднее динамическое давление, отражающее энергию непрерывного без пульсации движения крови, более 90 усл. ед. было до экзамена у 23,5%, на
экзамене у 47,1% студенток очного отделения, а в группе студенток заочного отделения - 60,6 и 66,7% соответственно. Общее периферическое сопротивление сосудов (ОПС) выше нормы (2500,0 дин'с'см'5) отмечено только у студенток заочной формы обучения (3,0%). Показатели минутного объёма крови (МОК) и ударного объёма (УО) как в начале сессии, так до и во время экзамена у студенток заочного отделения были достоверно ниже (р<0,05).
Напряжение механизмов адаптации по показателям АП до переводного экзамена отмечалось у 73,5%, на экзамене - у 76,5% студенток очного отделения, а в группе студенток заочного отделения - у 75,8 и 69,7% соответственно. Неудовлетворительная адаптация выявлена только у студенток заочной формы до экзамена - у 7,6%, на экзамене -у 1,5%.
Показатели ЧСС, АДС и АДЦ за 10-20 мин до выпускного экзамена свидетельствовали об активации деятельности сердечнососудистой системы у студенток как очной, так и заочной формы обучения (табл. 2). При этом у студенток очного отделения средние значения ЧСС, ДП, МОК, ВИК, КВ и АП были достоверно выше показателей перед экзаменом на 3-м курсе (р<0,05).
До выпускного экзамена в группе студенток заочного отделения достоверно выше были средние значения АДС, МОК, ОПС и АП (р<0,05). Напряжение механизмов адаптации по показателям АП имели 68,2% студенток заочной и 82,1% студенток очной формы обучения. Неудовлетворительная адаптация отмечена у 18,2% студенток заочного и у 2,6% студенток очного отделения.
Таблица 1
Показатели центральной гемодинамики у студенток заочной и очной формы обучения до переводного экзамена и во время »замша (М±/г)
Показатель В начале 1-й сессии Перед экзаменом Во время экзамена
очная, п*34 заочная, л»66 очная, 11=34 заочная, л«66 очная, п=34 заочная, п=66
ЧСС, уд/мин 77,76*2,11 79,б8±1,49 92,3512,53 87,2611,95 89,0612.54 85,2911,82
АДС, мм рт. ст. 107,6811,30 119,2811,16* 117,2112,01 126,9211,76* 120,4411,91 128,75±1,71*
АДД, ми рт. ст. 62,6511,14 73,4611,26* 66,8811,17 77,94±1,37* 71,0911,61 78,5511,24*
ПД, мм рт. ст. 45,1211,19 45,82±1,04 50,3211,46 49.9811,41 52,3511,86 50.2011.40
СДД, мм рт. ст. 77,6011,06 88,7311.45* 83,6611,34 94,2711,36* 88,5411,47 95,2911,25 *
ДП. усл. ед. 63,эе±2,73 95,2012,10* 108.2313,41 111,6413,64 110,3814,06 110,6513,32
УО.мл 68,8611,06 58,6611,17* 70,15Ю,95 57,7711,22* 68,8511,67 58,1211,19'
МОК, мл/мин 5363,51179,6 4641,5±106,0* 6481,81197,9 4990,21129,8* 6109,41213,4 4918,41124,5*
ОПС, дин*с*сиг5 1197,6142,5 1599,3±53,3* 1068,8140,0 1573.8148,3* 1205,2146,2 1618,7152,8*
КЭК, усл. ед. 35,2911,52 36,30±0.94 46.5911,84 42,8511.69 46,7312,27 42.93И.58
ИТС, усл. ед. 0,73±0,03 0,64±0,02 * 0,76+0,03 0,64±0,02 * 0,7610,04 0,65Ю,02 *
ИРС, усл.ед. 0,90±0,03 0,7а±0,02 * 0,78±0,02 0,69±0,02 * 0,8010,03 0,7110.02 *
ИПУССК, усл.ед. 0,67±0,04 0,51 ±0,03* 0,60±0,03 0,47±0,03 * 0,6310,05 0,4810.03 *
КВ, усл. ед. 17,60±0,63 18,07±0,57 18,7910,67 18.8ChtO.76 17,69Ю,76 17,8210,61
АП, балл 1,8610,04 2,3010,04 * 2,25±0,05 2,5010,05* 2,3410,06 2,5110,05 *
ВИК, усл. ед 17,84±2,45 6,39±1,95 * 25,5312.59 9,1611,66* 18,4712,57 7,2612,06*
Примечание: л- количество обследованных, М-средняя арифметическая, ±т- ошибка средней арифметической; * - различия между очной и заочной формой обучения достоверны при р< 0,05
Таблица 2
Показатели центральной гемодинамики у студенток заочной и очной формы обучения до переводного и до выпускного экзамена (Ш/п)
Показатель До переводного экзамена (3-Й курс) До выпускного экзамена
очная, л=28 заочная, п=22 очная, п=28 заочная, я=22
ЧСС, уд/мин 63,1812,43 95,5013,28* 101.8913,47 • 96,0512,95
АДС, мм рт. ст. 118,0011,86 132,3213,14* 121.8212,00 129.5512,98*
АДД, мм рт. ст. 75,2511,66 82,7712,67* 78,8611,65 83,2712,97
ПД, мм рт. ст. 42,7510,92 49,5512,40* 42,9611,33 46,2711,84
СДД, мм рт. ст. 89,5011,68 99,2912,72* 93,1811,66 98,7012,85
ДП, усл. ед. 98,1113,11 127,5617,12* 124,5415,17. 125,1815,76
УО, мл 59,0311,12 54,1612,17 56,4111,27 51,1112,46
МОК, мл/мин 4906.001173,13 5131,701240,90 5715,051206,48 • 4870,431239,56*
ОПС, дин'с'см-5 1511,26163,85 1624,54196,48 1350,46155,07 1758,981146,36*
КЭК, усл. ед. 35,5111,25 47.6113,27* 43,7112,04 • 44,4412,26
ИТС, усл. ед. 0,58Ю,02 0,6110,04 0,5510,02 0,58Ю,04
ИРС, усл.ед. 0,73+0,03 0,5910,04* 0,5710.02« 0,55Ю,04
ИПУССК, усл.ед. 0,4310,03 0,3810,04 0,3910.02 0,34±0,04
КВ, усл. ед. 19.7410,73 20,0611,03 24,5811,41 • 21,6211,22
АП.бапп 2,1810,05 2,7510,10* 2,4810,07« 2,7410,10 *
ВИК, усл. ед 7.7013.05 12,1912,86 20,6512,69 • 12,4013,30
Примечание: л - количество обследованных, М - средняя арифметическая, ±т - ошибка средней арифметической. * - различия между очной и заочной формой обучения достоверны при р< 0,05. • - различия до переводного и до выпускного экзамена достоверны при р<0,05
Пермский медицинский журнал
2006 том XXIII № 5
Выводы
Сравнительный анализ показателей гемодинамики у студенток первого и пятого курсов очной и заочной формы обучения до переводного экзамена и во время экзамена, до переводного и выпускного экзамена показал, что экзаменационная сессия и, прежде всего, процедура экзамена сопровождаются значительным напряжением функционирования сердечно-сосудистой системы. Более выраженные изменения в функциональном состоянии отмечены у студенток заочной формы сокращенного срока обучения в сравнении со студентками очного отделения, как в начале сессии, так во время аттестации.
Библиографический список
1. Бароненко, В А Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие / ВЛ Бароненко, Л А Рапопорт. - М^ Альфа-М, 2003. - 352 с,
2. Бурханое, АИ. Адаптация студентов к обучению в вузе / АИ. Бурханое, ЛИ. Носова, ЖБ. Байгутанов // Гигиена и санитария. -1992.-№7-8.-С. 53-55.
3. Волкинд, НЯ. Напряжение сердечной деятельности студентов во время сдачи курсовых и государственных экзаменов / НЯ. Волкинд // Физиология человека. - 1985. -Т.П.-№2.-С. 330.
4. Динамика здоровья студентов педагогического вуза и учителей по данным математического анализа ритма сердца, антропометрических и психофизиологических показателей / НЛ. Неверова, СЛ. Аникина, ПСАмарян и др. // Физиология человека. - 1996. - Т.22. - № 2. - С. 104-107.
5. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при ин-
тенсификации образовательного процесса / НА Агаджанян, ТШ. Миннибаев, AM. Северин и др. // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. -С. 48-52.
6. Картышева, СИ. Состояние здоровья студентов и степень адаптации некоторых функциональных систем при обучении в вузе / СИ. Картышева // Экологофизио-логические проблемы адаптации: матер. XI Междунар. симпозиума. - М., 2003. - С.233.
7. Миннибаев, ТШ. Режим дня, работоспособность студентов и вопросы оптимизации обучения в вух / ТШ. Миннибаев, ОЛ. Сараджава. - М, 1983. - С.3-4.
8. Спицин, АЛ. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности; автореф. дис „. д-ра мед. наук /АЛ. Спицин. - Архангельск, 1999. - 38 с.
9. Щедрина, AT. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / AT. Щедрина. - Новосибирск, СО РАМН, 2003. - 164 с.
10. Щербатых, Ю£. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / ЮВ. Щербатых // Журнал ВНД им. И.П. Павлова. - 2000. - №6. -С.959-965.
S.M. Cberepanov
SOME CENTRAL HEMODYNAMICS INDICES IN STUDENTS OF INTERNAL AND DISTANCE FORMS OF TRAINING
Examination session at higher educational establishment is one of variants of stress situations causing significant changes in emotional and physiological state of female students' organism. Central hemodynamics indices have shown that the greatest loads are experienced
by female students of distance form and re- Кировская государственная
duced terms of training at the beginning of ses- медицинская академия
sion and while attestation as compered with Материал поступил в редакцию 7.04.06 students of internal training.
Keywords: students, form of training, cardiovascular system.
УДК 618.11-006.6-037
E.B. Новичков, АЛ Вотинцев СООТНОШЕНИЕ ПРОЛИФЕРАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ И АПОПТОЗА В СЕРОЗНОМ ОВАРИАЛЬНОМ РАКЕ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОК РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Наибольший удельный вес в структуре онкологической заболеваемости женского населения в России имеют злокачественные новообразования репродуктивной системы (более 35,9%), при этом частота опухолей половых органов составляет 17% всех злокачественных новообразований у женщин. На 100 тыс. женского населения страны приходится 47,8 случаев злокачественных опухолей половых органов [3].
К сожалению, на современном уровне развития медицинской науки у нас далеко не всегда есть возможность диагностировать рак яичников на I и И стадии заболевания, когда лечебные мероприятия были бы наиболее эффективны. Это касается не только нашей страны, но и всех развитых в экономическом отношении стран, где только у четверти женщин подобное заболевание выявляется на ранних этапах развития.
По данным долгосрочного прогнозирования в 2000-е гг. подобная карцинома-тозная тревожная обстановка будет сохраняться, причём одновременно будут расти и показатели смертности, поэтому назван-
ная проблема приобретает большое социальное значение [5).
Характерной особенностью злокачественных опухолей женской репродуктивной системы является то, что они появляются в гормонально зависимых органах. В связи с этим очевидна возможность воздействия на их возникновение и развитие путём использования гормональных препаратов. Известно, что гормональная зависимость и гормональная чувствительность органов женской репродуктивной системы связаны с наличием в них стероидных рецепторов, поэтому клетки опухоли, в которых отсутствуют рецепторы к половым гормонам, не могут подвергаться влиянию гормональных препаратов, циркулирующих в организме. Таким образом, при решении вопроса о назначении гормональных препаратов обязательно оценивается гормональный статус бластомы [4).
Наиболее точно демонстрируют различия в прогнозе овариального рака результаты, представленные в. Ро1уеппо и соавт, [10]. Исследователи акцентируют внимание