S. V. Kostylev
THE EXPERIENCE OF REALIZATION OF COMPLEX JUDICIAL NARCOLOGY-PSYCHIATRIC EXAMINATIONS IN THE PERSONS, COMMITTED THE SOCIALLY DANGEROUS DEEDS
The clinical characteristic of 968 persons, taken the complex judicial narcology-psychiatric examination in connection with institution of criminal proceedings had analyzed. It was ascertained the high prevalence of mixed mental disorders and narcopathology, that has a big role in the social danger forming in these patients.
С. В. Костылев
КОРАМДЬЩ КАУ1ПТ1 6РЕКЕТТЕР ЖАСАРАН АДАМДАРРА КЕШЕНД1 СОТТЫК НАРКОЛОГИЯЛЫК-ПСИХИАТРИЯЛЬЩ САРАПТАМА 6ТК1ЗУДЩ ТЭЖ1РИБЕС1
Макалада кылмыстык жауапкершiлiкке тартылуларына байланысты кешендi соттык наркология-лык-психиатриялык сараптамадан вткiзiлген 968 адамныч клиникалык сипаттамасына талдау жасалран. Аралас психикалык бузылыстар мен наркопатологияныч кеч таралуы аныкталран. Бул осы наукастардыч корамдык кауiптiлiгiн курауга Yлкен роль аткарады.
Н. К. Смагулов, М. А. Калиева
ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА АДАПТАЦИЮ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Карагандинский государственный медицинский университет
В условиях современного реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования вызывает тревогу здоровье студентов. Получение высшего образования в современных условиях требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений. Тяжелым испытанием для организма студентов является психическая нагрузка, возникающая при изучении многочисленных учебно-теоретических и практических дисциплин, научный уровень и информационный объем которых с каждым годом постоянно возрастает [8]. Общеизвестно, что оттого, как будут проходить процессы адаптации студентов в вузе, зависят работоспособность и успеваемость. К сожалению, в большинстве работ отсутствует изучение проблемы влияния адаптации студентов в вузе на успеваемость [6].
Цель работы - оценка влияния психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности студентов медицинского университета.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектом исследования послужили студенты КГМУ в возрасте 20-22 г. - 83 человека (40 юношей и 43 девушки). За обобщенный показатель продуктивной учебной работы брали сред-ную оценку успеваемости по итогам сдачи экзаменов. Физиологические исследования включали в себя: 1) измерение показателей сердечнососудистой системы САД и ДАД, ЧП, индекс Руфье (ИР), математический анализ вариабельности сердечного ритма; 2) измерение показателей функционального состояния ЦНС по таблицам Анфимова; 3) оценку нервно-эмоциональной
активности (таблицы САН, определение реактивной тревожности). Математическая обработка проводилась при помощи стандартного пакета программ статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Эффективность адаптации студентов к психоэмоциональной нагрузке может быть связана с состоянием исходного психоэмоционального напряжения [2]. Со стороны показателей, характеризующих нервно-эмоциональную активность, отмечались существенные различия не только у юношей, но и у девушек (рис. 1). Регистрировались достоверные различия уровня реактивной тревожности в зависимости от успеваемости не только у юношей, но и у девушек, однако их направленность была диаметрально противоположна. Так, если самый высокий уровень реактивной тревожности отмечался у юношей, обучающихся на «удовлетворительно», и составлял в среднем 37±1,15 у. е., то высокий уровень РТ отмечался у студенток, занимающихся на «отлично» - 36,81±2,54 у. е. В то же время у девушек различия не имели статистической достоверности, а у юношей различия имели статистическую достоверность между группами с различной успеваемостью, что позволяет соотнести их напрямую с успеваемостью.
Со стороны показателей, характеризующих самочувствие, активность и настроение, достоверные различия отмечались у юношей по пунктам «самочувствие» и «активность», которые снижались по мере увеличения успеваемости, в то время как у девушек отчетливая динамика отмечалась по пункту «настроение» (рис. 1). Так, у юношей, занимающихся на «удовлетворительно», среднее значение показателей «самочувствие» и «активность» в среднем составляло 4,33±0,197 и 5,6±0,321 у. е. соответственно, а у студентов-отличников - 3,85±0,156 и 4,91±0,194 у. е. соответственно (р<0,05). У д е в у ш е к , з а н и м а ю щ и х с я н а «удовлетворительно», среднее значение по пункту «настроение» соответствовало 3,08±0,224 у. е., а у студенток-от-личниц возрастало до 3,56±0,105 у. е. (р<0,05). В то же время говорить
I Реак.трев ♦ Самочувствие Щ Активность ~ Ш ~ Настроение
Удрвлет Хорошо Отлично Удовлет Хорошо Отлично
Юноши Девушки
Рис. 1. Уровень реактивной тревожности и показателей САН у студентов в зависимости от успеваемости
о каких-то выраженных изменениях показателей настроения говорить нет смысла, поскольку, несмотря на достоверность различий, значения данных показателей соответствовали среднему уровню.
Как показал анализ динамики показателей умственной работоспособности в зависимости от успеваемости, существенные различия отмечались не только по гендерному аспекту, но и по успеваемости (табл. 1). При этом динамика у юношей и девушек имела противоположную направленность, т. е. у юношей уровень работоспособности уменьшался по мере увеличения результативности (успеваемости), у девушек наоборот. Так, если у юношей, обучающихся на «удовлетворительно», количество просмотренных знаков (КПЗ) в среднем составляло 511±28 знаков, то по мере роста показателя успеваемости средние значения снижались до 466,0±22,1 знаков у студентов-хорошистов и 446,3±21,6 знаков у отличников (р<0,05). Однако у остальных показателей, таких как количество найденных знаков (КНЗ) и количество допущенных ошибок (КО), при проведении теста подобной динамики не отмечалось. Следовательно, полученные данные не позволяют с полной убежденностью утверждать, что у студентов отмечается достоверная зависимость умственной работоспособности от успеваемости. Об этом свидетельствует и достоверная динамика индекса внимания (ИВ), у которого отмечается противоположная направленность зависимости от успеваемости. Если у студентов, обучающихся на «удовлетворительно», Ив в среднем составлял 26,56±1,41 у. е., то у студентов-отличников -30,37±1,48 у. е. (р<0,05). У девушек зависимость
работоспособности от успеваемости, как говорилось выше, была противоположная, и в отличие от юношей, разнонаправленности у показателей не отмечалось. Так, если у студенток, обучающихся на «удовлетворительно», средние значения КПЗ составляли 425±22,61 и индекс внимания - 26,56±1,41 у. е., то у двух групп, занимающихся на «хорошо» и «отлично» значения были достоверно выше, но при этом не имели существенных различий между собой - КПЗ у 2 групп в среднем составляло 481,5±21,8 и 486,0±23,7 знаков соответственно (р<0,05), индекс внимания -30,09±1,36 и 30,37±1,48 у. е. соответственно (р<0,05). Показатель КНЗ имел тенденцию постепенного увеличения по мере возрастания успеваемости, от 49,8±2,91 знаков в первой группе, до 51±3,99 во второй (р>0,1) и 56,31±1,92 знаков в третьей (р<0,05). В то же время увеличение умственной работоспособности по мере роста успеваемости нельзя назвать исключительно благоприятным моментом в процессе обучения у девушек, поскольку сопровождалось увеличением КО, допущенных при выполнении данного теста, т.е. снижением качества выполняемой работы.
Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается определенная тенденция зависимости уровня напряжения данной системы от результативности образовательной деятельности, выражающаяся в том, что высокий уровень функционального напряжения отмечался у студентов, обучающихся на «удовлетворительно», у 2 других групп существенных достоверных различий между собой не отмечалось (табл. 2). Гендерные различия заключались лишь в том, что средние значения показателей сердечно-сосудистой системы у юношей были выше, чем у девушек. Так, у юношей со стороны показателя САД хотя и отмечалась подобная тенденция, но она не имела необходимого уровня достоверности, чтобы выразить всю динамику в утвердительной форме. Низкий уровень ДАД по отношению к первой группе студентов отмечался у студентов-хорошистов, у которых он в среднем составлял 71,2±1,36 мм рт. ст., при значении ДАД в первой группе 76,6±2,33 мм рт. ст. (р<0,05). По показателям студентов-отличников ДАД составлял 75,8±4,9 мм рт. ст. У частоты пульса относительно высокие значения отмечались у студентов, занимающихся на «удовлетворительно» -
Показатель Юноши Девушки
Удовлет. Хорошо Отлично Удовлет. Хорошо Отлично
КПЗ 511,0±28 466,0±22,1 446,3±21,6* 425±22,61 481,5±21,8* 486,0±23,7*
КНЗ 59,33±5,2 52,9±2,14 51,66±4,34 49,8±2,91 51±3,99 56,31±1,92*
КО 0,33±0,33 0,61±0,22 0,83±0,4 0,2±0,2 1±0,35* 1,56±0,44*
ИВ 26,6±1,41 30,1±1,36* 30,3±1,48* 26,5±1,41 30,0±1,36* 30,3±1,48*
р<0,05 по сравнению с первой группой
*
Таблица 1.
Уровень умственной работоспособности у студентов в зависимости от успеваемости
Таблица 2.
Уровень функционального напряжения сердечно-сосудистой системы у студентов в зависимости
от успеваемости
Показатель Юноши Девушки
Удовлет. Хорошо Отлично Удовлет. Хорошо Отлично
САД 116,6±3,33 112,6±2,11 112,5±4,03 116,6±3,33 112,6±2,11 112,5±4,03
ДАД 76,6±2,33 71,2±1,36* 75,8±4,9 76,6±2,33 71,2±1,36* 75,8±4,9
ЧП 90±2,93 80±2,39* 82±2,56* 90±2,93 80±2,39* 82±2,56*
ИР 7,6±0,85 5,66±0,52* 5,6±0,63* 7,6±0,85 5,66±0,52* 5,6±0,63*
САД 112±3,74 102,2±3,23* 106,2±2,06 112±3,74 102,2±3,23* 106,2±2,06
ДАД 68±3,74 67,7±2,77 73,1±2,32 68±3,74 67,7±2,77 73,1±2,32
ЧП 84±2,47 80,66±4,37 78±2,04* 84±2,47 80,66±4,37 78±2,04*
ИР 6,8±0,55 6,13±0,33 5,97±0,38* 6,8±0,55 6,13±0,33 5,97±0,38*
* p<0,05 по сравнения с первой группой
90±2,93 уд/мин, а низкие его значения у студентов-хорошистов и отличников - 80±2,39 и 82±2,56 уд/мин соответственно (p<0,05). По индексу Руфье высокие значения отмечались у студентов, занимающихся на «удовлетворительно», и в среднем составляли 7,6±0,85 у. е, что по классификации [7] соответствует критерию удовлетворительная работоспособность. У хорошистов и отличников индекс Руфье в среднем составлял 5,66±0,52 у. е., что соответствует критерию - «хорошая работоспособность».
У девушек, несмотря на наличие общей тенденции зависимости уровня функционального напряжения показателей сердечно-сосудистой системы от результативности образовательной деятельности, достоверные различия отмечались у САД между первой и второй группой, у частоты пульса и индекса Руфье между первой и третьей (табл. 2). Так, уровень САД у студенток, занимающихся на «удовлетворительно», в среднем составлял 1l2±3,74 мм рт. ст., у студенток-хорошисток - 102,2±3,23 мм рт. ст. (p<0,05), у студенток-отличниц - 106,2±2,06 мм рт. ст. (недостоверно). Отмечалась тенденция к увеличению уровня ДАД у студенток-отличниц, но статистического подтверждения неслучайности данных различий не было. Частота пульса у студенток первой группы в среднем составляла 84±2,47 уд/ мин, у студентов второй группы отмечалось незначительное снижение до 80,66±4,37 уд/мин (недостоверно), у студенток третьей группы отмечалось снижение до 78±2,04 уд/мин (р<0,05). Индекс Руфье у первых двух групп был в пределах 6,13±6,8 у. е. (удовлетворительная работоспособность), у III группы - 5,97±0,38 уд/мин (р<0,05) (хорошая работоспособность) (рис. 3).
Как показал анализ вариабельности сердечного ритма, более выраженные изменения в регуляторной деятельности организма отмечались у юношей. Хотя общая направленность динамики изменения регуляторных механизмов прослеживается - чем выше успеваемость, тем выше
активность парасимпатической вегетативной нервной системы, т. е. у студентов, обучающихся на «удовлетворительно», активация регулятор-ных систем идет по симпатическому, у студентов-отличников - по парасимпатическому типу.
Зависимость активности регуляторных процессов от успеваемости хорошо прослеживается на примере математического ожидания (MEAN), который является производной частоты пульса (MEAN=60/4n). Отслеживая динамику математического ожидания, видно (табл. 2), что по мере увеличения результативности образовательной деятельности отмечается снижение уровня функционирования системы кровообращения. Если у первой группы студентов средняя величина составляла 664,8±63,0 мсек, то в третьей группе отмечалось достоверное увеличение до 833,0±45,6 мсек (р<0,05). Однако на этом регуля-торный процесс не заканчивается, наоборот -продолжается. Об этом свидетельствует рост коэффициента вариации (CV), указывающего на суммарный эффект влияния на синусовый узел симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (рис. 2). Но регу-ляторный процесс идет по парасимпатическому типу, т.е. активизация идет по трофотропному пути. Об этом свидетельствует увеличение PNN50 (числа пар RR-интервалов с разностью более 50 мсек в % к общему числу кардиоинтервалов) с 5,62±3,87% в первой группе до 13,74±3,32% во второй и 24,13±6,08% в третьей (р<0,05), что свидетельствует о преобладании парасимпатического звена регуляции над симпатическим.
Согласно классификации по ИН [5], уровень регуляции у студентов, обучающихся на «удовлетворительно», осуществлялся по сверх-симпатотоническому типу (330,5±55,1 у. е.), у студентов-хорошистов тип регуляции был симпа-тикотоническим (172,9±31,9 у. е.; р<0,05), в то время как у студентов-отличников - нормотони-ческим (69,5±14,6 у. е.; р<0,05).
Отмечалось снижение степени централи-
8 7 6 5
55 4 3 2 1 0
Девушки
—
11
60 50 40
30 55 20 10 0
УдоЕлег Хорошо Отлично
:о/-
-РРЫ50
УдоЕлег Хорошо Отлично Амо|
Рис. 2. Динамика CV, PNN50 и АМо студентов в зависимости от пола и успеваемости
зации управления ритмом сердца, о чем свидетельствовала динамика индекса централизации (1С), регистрировалось снижение с 5,28±0,97 у. е. в первой группе до 3,21±0,59 у. е. в третьей (р<0,05).
Комплексная оценка вариабельности сердечного ритма осуществлялась по показателю активности регуляторных систем (ПАРС) [1]. В соответствии с классификацией у студентов, занимающихся на «удовлетворительно», среднее значение ПАРС составляло 6±0,42 балла, т.е. отмечалось пограничное состояние между состоянием выраженного напряжения регуляторных систем и состоянием перенапряжения регуляторных систем [1]. В то же время у студентов-хорошистов (5,04±0,31 балла) и отличников (5,16±0,52 балла) отмечалось стойкое состояние выраженного напряжения регуляторных систем, связанное с активной мобилизацией защитных механизмов.
У девушек достоверные значения у показателей сердечного ритма отмечались у РШ50 (рис. 2), отмечалось увеличение показателя с 13,2±5,29% в первой группе до 25,83±4,42% в третьей (р<0,05). Уровень регуляции по индексу напряжения у студенток, независимо от успеваемости, соответствовал симпатикотоническому типу (132,8±194,6 у. е.). В то же время количественное значение ИН ^1) достоверно различалось между первой и третьей группами (р<0,05), что может свидетельствовать о преобладании у студентов-отличниц автономных механизмов регуляции над центральным (рис. 3). Комплексная оценка по ПАРСу показала, что у девушек отмечалось состояние выраженного напряжения регу-ляторных систем.
Таким образом, сравнительный анализ психофизиологических реакций выявил особенности умственной работоспособности, устойчивости и концентрации внимания, силы нервной системы и регуляции сердечного ритма в зависимости от среднего балла успеваемости. Процесс адаптации к учебной деятельности осуществлялся на основе формирования функциональной системы с участием многих интегральных компонентов, в том числе специфических - сенсорного, моторного,
350 п
300
230-
<200-«АЗ
§50-100 50
— Юноши Девушки
■ / л ч
/ \
-- / _ Ч -
- г гЛ. -
- 1 -
Удрвпег Хорош) Сггинно I-1ИН -
Урвет Хорошо Отлично -ГАРС --1--ИЦ I
Рис. 3. Динамика ИН, ПАРС и ИЦ студентов в зависимости от пола и успеваемости
интеллектуального; неспецифических - уровня активации ЦНС, эмоционального тонуса, вегетативного обеспечения и др. [3]. Следовательно, стресс-реакция на присущие образовательной деятельности факторы играет ключевую роль в процессах адаптации организма. Но длительное напряжение компенсаторно-приспособительных механизмов может привести к рассогласованию биосистем, что в свою очередь может вызвать истощение резервов организма и способствовать срыву общих адаптивных возможностей [4]. ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе /Р. М. Баев-ский, О. Н. Кириллов, С. 3. Клецкин. - М., 1984. -225 с.
2. Зарипов В. Н. Изменения показателей кардио-интервалографии и вариабельности ритма сердца у студентов с разным уровнем психоэмоционального напряжения и типом темперамента во время зачетной недели /В. Н. Зарипов, М. О. Ба-ринова //Физиология человека. - 2008. - № 4. -С. 73 - 79.
3. Здоровье студентов: /Е. А. Юматов, В. И. Ба-диков, О. С. Глазачев, Е. А. Умрюхин //Сб. тез. междунар. науч.-практ. конф. - М., 1999. - С. 2425.
4. Зорина И. Г. Особенности психофизиологического статуса школьников, обучающихся в учебных заведениях разных типов //Гигиена и санитария. - 2008. - №3. - С. 75 - 77.
5. Ноздранев А. Д. Физиология человека /А. Д. Ноздранев, Ю. В. Щербатых. - 2001. - Т. 27, №6.
- С. 95 - 101.
6. Соловьев В. Н. Успеваемость студентов как один из основных показателей адаптации к образовательному процессу в ВУЗе //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
- 2004. -№3. - С. 21 - 22.
7. Тихвинский С. Б. Детская спортивная медицина: Рук. для врачей /С. Б. Тихвинский , С. В. Хрущев . - М.: Медицина, 1991. - 560 с.
8. Яковлев Б. П. Психофизиологическая характеристика уровня работоспособности студентов /Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко //Гигиена и санитария. - 2008. - №1. - С. 60 - 63.
5
0
0
N. K. Smagulov, M. A. Kaliyeva
EFFECTS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL POTENTIAL FOR ADAPTAITION TO STUDENTS' EDUCATIONAL ACTIVITY OF MEDICAL UNIVERSITY
Students' health and directly connected with it success of education depend on the level of adaptation to the complex of new factors typical for higher school. For this aim the psychophysiological potential influence investigation for adaptation to medical university educational activity was conducted. Comparative analysis of psychophysiological reactions revealed peculiarities of mental capacity for work, stability and concentration of attention, power of nervous system and regulation of cardiac rhythm in dependence on middle ball of progress.
Н. К. CMaF^OB, М. А. Калиева
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯЛЫК БАСЫМДЫЛЫКТЬЩ МЕДИЦИНАЛЫК УНИВЕРСИТЕТТЩ СТУДЕНТ1НЩ ОКУ КЫЗМЕТ1НЕ БЕЙ1МДЕЛУ1Н1Ц ЭСЕР1
Студенттердщ денсаулыры жэне оран тiкелей байланысты окудары табыстылыры жорарры мектепке тэн жача факторлардыч кешенiне бейiмделу дечгейше катысты. Осы максатта психофизиологиялык ба-сымдылыктьщ медициналык университет студенттершщ оку кызме™е бейiмделуi эсерiне зерттеу жYргiзiлдi. Психофизиологиялык реакциялардыч салыстырмалы сараптамасы Yлгерiмнiч орташа баллына катысты ойлау кабылетУч дечгейш, назардыч турактылыры мен шорырлануы, нерв жYЙесiнiч кYшi мен жYрек ритмшщ реттiлiгiн тексердi.
И. В. Мошковская
ЭКСПЕРТИЗА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ, ОСЛОЖНЕННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ, У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ГУ «Областной психоневрологический диспансер» (Караганда)
Умственная отсталость определяется как состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей (МКБ-Х).
В плане решения основной задачи судебной психиатрии - профилактики общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами - проблема умственной отсталости занимает особое место. Известно, что при относительно одном и том же уровне умственной отсталости у этих лиц отмечаются достаточно большие различия в степени социальной адаптации, что определяется прежде всего характером микросоциального окружения этих личностей.
Судебно-психиатрическая практика показывает значительную частоту совершения несовершеннолетними лицами, страдающими умственной отсталостью, противоправных деяний в состоянии алкогольного опьянения. Это указывает на актуальность изучения вопросов, связанных с формированием у них алкоголизма, характером совершенных в нетрезвом состоянии противоправных действий, влиянием алкоголизации на степень их социальной адаптации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В основе работы - изучение 210 клинических наблюдений несовершеннолетних лиц с ум-
ственной отсталостью, прошедших амбулаторную судебно-психиатрическую экспертизу, которые могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Использовались следующие методы исследования: клинико-психопатологический, клинико -катамнестический и экспериментально-психологический.
4% обследованных подростков на период проведения экспертизы у были в возрасте 14 лет, 16% - 15 лет, 27% - 16 лет, 53% - 17 лет. Подростки мужского пола составили 96%, женского - 4%. Этиология умственной отсталости в большинстве случаев осталась неуточненной. Но отмечались наследственная отягощенность алкоголизмом (65%), высокий процент неблагоприятных средовых воздействий (плохая микросреда, неадекватное воспитание - 90%), образовательный уровень - 4-9 классов вспомогательной школы. 5% обследованных учились в профессиональных школах или лицеях, но на 1 г. обучения большинство учебу бросили (70%). Умственное недоразвитие подростков было на уровне легкой умственной отсталости (^=50-69). Нарушенное поведение отмечалось в 74% случаев. 79% всех противоправных действий, повлекших возбуждение уголовного дела, было совершено лицами исследуемой группы в состоянии алкогольного опьянения. Алкогольная зависимость выявлена в 4% случаев.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В раннем возрасте у лиц, страдающих умственной отсталостью, отмечалась повышенная моторная активность, отвлекаемость, выраженная эмоциональная лабильность. При поступлении в школу обнаруживались такие особенности интеллектуального недоразвития, как низкий уровень абстрагирования (конкретизация мышления), слабость творческого компонента игры и поведения, слабость переноса опыта, низкие