Научная статья на тему 'Функциональное состояние организма студентов в период обучения'

Функциональное состояние организма студентов в период обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1698
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ТЕКУЩАЯ И ДОЛЖНАЯ ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / FUNCTIONAL STATUS / CURRENT NEEDS AND HEART RATE / LEARNING ACTIVITIES / EMOTIONAL STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова Л. М., Куприянов С. В., Семенова Ю. В.

Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах ряда вегетативных показателей. Поэтому представляется актуальным контроль функционального состояния организма студентов. Изучено функциональное состояние организма 120 студентов-добровольцев младших курсов медицинского факультета Чувашского госуниверситета с выявлением у них разного уровня психоэмоционального напряжения, стрессового состояния и уровня тревожности в дни обычных учебных занятий. Проведены регистрация текущей частоты сердечных сокращений (ТЧСС) в покое, измерение роста и массы тела и рассчитывали должную частоту сердечных сокращений (ДЧСС). Установлено, что ТЧСС в покое при отсутствии явной патологии в организме довольно сильно различается у разных студентов, находящихся в совершенно одинаковых условиях исследования, а также от ДЧСС. Выявленные изменения в сторону увеличения или снижения ТЧСС от ДЧСС можно рассматривать как проявление физиологических и патологических сдвигов в организме под влиянием психоэмоционального напряжения в ходе учебной деятельности. С целью повышения успешности образовательной деятельности целесообразно проводить оценку функционального состояния организма студентов с целью коррекции психоэмоционального напряжения, сопровождающего учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High load due to specific training and everyday activities of students cause chronic overstrain of the mental sphere, which manifests itself in the shifts of a number of vegetative indices. Therefore, it is urgent to control the functional state of organism of students. The functional state of the body 120 student volunteers of the Junior courses of medical faculty of Chuvash state University, identifying their different level of psychoemotional tension, stress and anxiety level in the days of regular training sessions. Registered current heart rate (TCSS) at rest, measurement of growth and body mass and were counting needs heart rate (DCSS). It is established that TCS alone in the absence of obvious pathology in the body is quite different for different students who are in exactly the same conditions of study as well as from DCS. Changes in the direction of increasing or decreasing TCS from DCS can be seen as a manifestation of physiological and pathological changes in the body under the influence psycho-emotional stress during learning activities. With the aim of improving the success of educational activities appropriate to assess the functional state of organism of students with the purpose of correction of psycho-emotional tension that accompanies the learning process.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние организма студентов в период обучения»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-183-187

УДК 616-008-057.87

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Семенова Л.М., Куприянов С.В., Семенова Ю.В.

ФГБОУ ВО Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Российская Федерация

Аннотация. Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах ряда вегетативных показателей. Поэтому представляется актуальным контроль функционального состояния организма студентов. Изучено функциональное состояние организма 120 студентов-добровольцев младших курсов медицинского факультета Чувашского госуниверситета с выявлением у них разного уровня психоэмоционального напряжения, стрессового состояния и уровня тревожности в дни обычных учебных занятий. Проведены регистрация текущей частоты сердечных сокращений (ТЧСС) в покое, измерение роста и массы тела и рассчитывали должную частоту сердечных сокращений (ДЧСС). Установлено, что ТЧСС в покое при отсутствии явной патологии в организме довольно сильно различается у разных студентов, находящихся в совершенно одинаковых условиях исследования, а также от ДЧСС. Выявленные изменения в сторону увеличения или снижения ТЧСС от ДЧСС можно рассматривать как проявление физиологических и патологических сдвигов в организме под влиянием психоэмоционального напряжения в ходе учебной деятельности. С целью повышения успешности образовательной деятельности целесообразно проводить оценку функционального состояния организма студентов с целью коррекции психоэмоционального напряжения, сопровождающего учебный процесс.

Ключевые слова: функциональное состояние, текущая и должная частота сердечных сокращений, учебная деятельность, эмоциональное напряжение.

Введение. Умственная деятельность студентов в условиях современного обучения требует от них значительного психоэмоционального напряжения, что вызывает утомление и формирование стрессовых ситуаций. Эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, зависит от множества различных факторов. Учебная деятельность сопровождается эмоциональным напряжением [1, с. 172], приводящим к сдвигам функционального состояния организма студентов. При эмоциональном напряжении наблюдаются изменения в кровообращении, подобные тем, которые возникают при физической нагрузке, например, резко возрастают частота и сила сердечных сокращений, но артериальное давление повышается в большей степени, поскольку нет рабочей гиперемии в мышцах. Это полезная приспособительная реакция, сформировавшаяся в процессе эволюции, она способствует мобилизации ресурсов организма. Однако эмоциональное напряжение вследствие различных переживаний при отсутствии физической нагрузки нецелесообразно, оно носит негативный характер и при частых повторениях может привести к патологическому состоянию организма [7, с. 274]. Частота сердечных сокращений служит простым и чувствительным индикатором

функционального состояния организма. Текущая частота сердечных сокращений (ТЧСС) является первым и обязательным параметром при оценке функционального состояния организма, интегрально отражающим малейшие колебания минутного объема крови, неизбежно возникающих при самых разнообразных влияниях на него. Поэтому увеличение или снижение текущей частоты сердечных сокращений относительно ее нормального (должного) уровня (ДЧСС) можно рассматривать как проявление физиологических и патологических сдвигов в организме [5, с. 85].

Актуальной является оценка функционального состояния сдвигов текущей частоты сердечных сокращений от должной в процессе обучения, сопровождающегося напряжением сердечно-сосудистой системы и эмоциональным стрессом, тревожностью [2, с. 59]. Психоэмоциональный стресс возникает при действии сильных психогенных факторов. Особенно патогенна ситуация, когда цель не достигнута, и отрицательная завершающая эмоция поддерживает состояние мобилизации, что не дает результата и, в свою очередь, порождает отрицательную эмоцию. В соответствии с двумя стратегиями адаптации выделяют активный

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

эмоциональный стресс, при котором преобладают процессы возбуждения и пассивный эмоциональный стресс, при котором преобладают процессы торможения, способствующие изменениям функционального состояния организма. Структура психоэмоционального стресса включает в себя, кроме эмоционального компонента, перцептивный (искажение восприятия), мотивационный (изменение эмоций), снижение интеллектуального потенциала и способности принятия адекватных решений. Стресс, испытываемый студентами, может сказаться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний, что препятствует академической успеваемости). Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Тревожность - это определенное состояние индивида в ограниченный момент времени (ситуационная или реактивная), так и устойчивое свойство любого человека (личностная). Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности -это так называемая полезная тревожность. Известно, что напряжение систем организма - многокомпонентная реакция, зависящая от различных характеристик стрессогенного фактора. Важнейшими из них являются их длительность и выраженность. Первичная реакция напряжения, обеспечивающая оптимизацию деятельности различных систем организма при чрезмерном своем воздействии способна вызвать перенапряжение и срыв адаптации. Подобные нарушения могут возникать при менее продолжительном, но более выраженном, например, эмоциональном напряжении.

Цель настоящего исследования состоит в оценке функционального состояния организма студентов в дни обычных учебных занятий в условиях психоэмоционального напряжения.

Методика. В течение последних десяти лет на кафедре физиологии проводится изучение психофизиологического состояния студентов младших курсов в ходе образовательной деятельности. В 2016-2017 учебном году в исследовании добровольное участие приняли 120 практически здоровых студента обоего пола второго курса медицинского факультета по специальности «Лечебное дело» Чувашского госуниверситета в возрасте 18-24 лет. Обследования проводились в режиме текущих учебных занятий во втором полугодии учебного года, за один месяц до начала летней экзаменационной сессии. С помощью ростомера и медицинских весов у всех испытуемых измеряли рост (Р, см) и массу тела (М, кг). Проводили определение должной частоты сердечных сокращений (ДЧСС в мин) в покое по формуле [4, с. 114]:

ДЧСС=48(Р/М )1/3,

где 48 - соматический коэффициент, Р - рост в см, а М - масса тела в кг.

Осуществляли регистрацию текущей частоты сердечных сокращений (ТЧСС в мин) с помощью автоматического измерителя артериального давления и частоты пульса модели иА-774 A&D (Япония) и определение типов ТЧСС (тахи-, нормо- или брадиритмия) по степени отклонения ТЧСС от ДЧСС, не превышающего в норме 5% в покое [6, с. 127].

Проводили анализ психоэмоционального состояния студентов с определением уровня личностной (ЛТ) и ситуационной (СТ) тревожности по опроснику самооценки Спилбергера - Ханина. При интерпретации результат тестирования оценили так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная средняя тревожность; 46 баллов и более - высокая тревожность.

Осуществляли оценку вегетативного коэффициента (ВК) и аутогенной нормы (АТ-нормы) и наличие стресса по результатам 8-ми цветового теста Люшера [3, с. 71]. В норме показатель стресса лежит в пределах от 0 до 41,8 условных единиц (у.е.).

Значение ВК, превышающее единицу, указывает на эрготропный режим функционирования вегетативной нервной системы (преобладание симпатических влияний), а если оно меньше единицы, то на трофотропный (преобладание парасимпатических влияний). Статистическую обработку данных исследования проводили с помощью вариационной статистики с применением параметрических и непараметрических методов. Вычисляли среднее арифметическое и стандартную ошибку (М+т), о различиях между количественными данными судили по и-критерию Вилкоксона - Манна - Уитни.

Результаты и обсуждение. Обследованы студенты (девушки и юноши) второго курса медицинского факультета. Средний общий групповой показатель текущей частоты сердечных сокращений составил 85+1,3 уд/мин и должной - 67+0,4 уд/мин (Р<0,01). Анализ результатов исследований показал наличие среднестатистической разницы между ТЧСС и ДЧСС (Р<0,01), с превышением средней групповой нормы на 27% (30,28+2,34% у девушек, 23,16+2,52% - юношей), хотя по общепринятым представлениям эта ТЧСС должна быть оценена как нормальная. В ходе оценки полученных данных исследования выявлено 7% студентов, из них 4% девушек и 3% юношей, с отклонением ТЧСС относительно ДЧСС, не превышающим норму, т.е. так называемой норморитмией. У большинства 93% обследованных студентов обнаружено превышающее норму отклонение ТЧСС относительно нормального уровня ДЧСС. Среди них выявлены сдвиги разницы ТЧСС от ДЧСС в сторону повышения (тахиритмия) у 88% студентов, из них 54% девушек и 34% юношей, а

также с отклонением в сторону снижения (брадирит-мия) - 5% студентов, из них 2% девушек и 3% юношей.

Таким образом, мы квалифицировали ТЧСС у большинства студентов как индивидуальную тахиритмию (88%), у меньшинства - норморитмию (7%) и бради-ритмию (5%), если ее отклонение от ДЧСС превышает 5% [6, с. 127].

По данным исследования (см. табл. 1), в дни обычных учебных занятий для большинства студентов второго курса характерны следующие показатели аутогенной нормы, выраженные в условных единицах (у.е.): промежуточное (38,4%) и дискомфортное (32,2%) психическое состояние, а для меньшинства студентов (29,4%) - психический комфорт. Показатель

Психоэмоциональный

суммарного отклонения от аутогенной нормы указывает на повышение непродуктивной напряженности у большинства студентов. Обследованным студентам соответствовали значения вегетативного коэффициента (ВК) с готовностью к реализации сил (54%) в деятельности, что показывает на повышение тонуса симпатической нервной системы и усталости (46%), что соответствует повышению тонуса парасимпатической нервной системы.

Таким образом, высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах ряда вегетативных показателей.

Таблица 1.

статус студентов (п=112)

Показатели (М+m)

АТ-норма (у.е.) Суммарное отклонение от аутогенной нормы (у.е.) Вегетативный коэффициент (у.е.) Ситуации стресса (у.е.)

Психический комфорт Промежуточное психическое состояние Дискомфортное состояние Готовность к реализации сил Усталость Формирование стресса Наличие стресса

9,78+0,81 (n-33) 18,09+0,39 (n-43) 23,9+0,64 (n-36) 1,04+0,04 (n-61) 0,63+0,07 (n-51) 21,14+1,59 (n-58) 47,34+1,46 (n-7)

Также в ходе изучения функционального состояния организма установлено наличие стресса у 6,2% и формирование стресса у 52% обследованных студентов во время учебного процесса.

Итак, учебный процесс сопровождается повышенным уровнем непродуктивной напряженности и формированием стресса, что согласуется с ранее полученными результатами [1, с. 174; 2, с. 54; 3, с. 72]. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у сту-

Ситуационная

дентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс до и в период сессии. По результатам настоящего исследования наличие эмоционального напряжения у студентов второго курса в межэкзаменационные текущие учебные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом.

Средние групповые статистические показатели тревожности студентов составили: 48+1,18 балла ситуационной и 24,4+1,04 балла личностной тревожности.

Таблица 2.

тревожность (СТ)

Уровень тревожности Девушки (n=55) Юноши (n=33) Всего (n=89)

(в баллах) Кол-во, чел Доля, % Кол-во, чел Доля, % Кол-во, чел Доля, %

Низкий (0-30) 1 1,1 3 3,4 4 4,5

Средний (31-45) 21 23,59 19 21,35 40 44,94

Высокий (46 и более) 33 37,08 12 13,48 45 50,56

Анализ результатов измерений ситуационной, как определенного состояния в ограниченный момент времени и личностной тревожности, как устойчивого свойства (см. табл. 2, 3), свидетельствует о преобладании количества студентов со средним уровнем лич-

ностной тревожности (64,04%) и высоким уровнем ситуационной тревожности (50,56%). Оценка уровней личностной (см. табл. 2) и ситуационной тревожности выявила (см. табл. 3) минимальное количество студентов с низким уровнем тревожности. Анализ ситуационной тревожности показал наличие меньше половины

тестированных студентов (см. табл. 2) со средним (умеренным), так называемым полезным уровнем си-

туационной тревожности, способствующим формированию мотивации достижения успеха в обучении до летних экзаменационных испытаний.

Таблица 3.

Личностная тревожность (ЛТ)

Уровень Девушки (n=55) Юноши (n=33) Всего (n=89)

тревожности (в баллах) Кол-во, чел Доля,% Кол-во, чел Доля, % Кол-во, чел Доля, %

Низкий (0-30) 2 2,25 3 3,37 5 5,62

Средний (31-45) 31 34,83 26 29,21 57 64,04

Высокий (46 и более) 22 24,72 5 5,62 27 30,34

Таким образом, сопоставляя вышеизложенные показатели напряженности, стресса и тревожности (см. табл. 1, 2, 3) данного исследования с результатами других работ [1, с. 174; 2, с. 54; 3, с. 72] установлено высокое психоэмоциональное напряжение, которое сказывается на функциональном состоянии организма, а значит на эффективности образовательной деятельности студентов.

Заключение. Результаты исследований свидетельствуют о преимущественном влиянии высокой интенсивности образовательного процесса в вузе на функциональное и психофизиологическое состояние организма студентов младших курсов.

Выводы и рекомендации:

1. Большинство студентов имеет отклонение ТЧСС по отношению к ДЧСС в сторону повышения, т.е. «тахиритмией». Определение разницы ТЧСС от ДЧСС позволяет судить о функциональном состоянии организма студентов в ходе учебных занятий.

2. У большинства студентов в дни обычных занятий выявлена высокая личностная тревожность, которая предполагает склонность к появлению у них состояния тревоги в ситуациях оценки уровня знаний в ходе учебного процесса. Поэтому в данном случае у них имеется необходимость формирования чувства уверенности в успехе до наступления экзаменационных испытаний.

3. Обнаружено наличие у большинства обучающихся студентов непродуктивной напряженности и формирование стресса. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. От самого студента зависит, каким бу-

дет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. Для профилактики формирования стрессовых состояний в процессе учебы имеется необходимость формирования профессиональной мотивации студентов. С целью понижения психоэмоционального напряжения студентам рекомендуется наладить соблюдение здорового образа жизни, так как основная масса студентов совершенно не придерживается этого правила.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Семенова Л.М., Куприянов С.В., Бочкарев С.В. Оценка функционального состояния здоровья студентов младших курсов в ходе учебной деятельности. В сборнике: Внутренние болезни - современные технологии диагностики, лечения и реабилитации / Материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, 2012. - С. 172 - 174.

[2] Семенова Л.М., Юсова М.А. Оценка психофизиологических показателей студентов младших курсов в период обучения в вузе. В сборнике: Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины / Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры патофизиологии, 2014. - С. 54 - 69.

[3] Семенова Л.М. Характеристика морфофункциональ-ного и психоэмоционального состояния учеников начальных классов 8-10 лет // Нейрокомпьютеры: разработка, применение, 2015. - №4. - С. 71 - 72.

[4] Шейх-Заде Ю.Р., Зузик Ю.А., Шейх-Заде К.Ю. Определение должной частоты сердечных сокращений у человека в покое // Физиология человека, 2001. - Т. 27. - № 6. - С. 114 - 116.

[5] Ю.Р. Шейх-Заде, А.Н. Курзанов. Интерпретация частоты сердечных сокращений с позиций клинической физиологии // Фундаментальные исследования, 2009. -№ 9. - С. 85 - 87.

[6] Шейх-Заде Ю.Р., Кудряшова Ю.А. Комплексный подход в оценке вариабельности сердечного ритма // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2014. - № 8 (часть 4). - С. 127 - 127.

[7] Физиология: Учебник для студентов лечебного и педиатрического факультетов / под ред. В.М. Смирнова,

В.А. Правдивцева, Д.С. Свешникова. 5-е изд., испр. и доп. Москва», 2017. - Издательство: «Медицинское информационное агентство». - 512 с.

THE FUNCTIONAL STATE OF ORGANISM OF STUDENTS DURING

THE TRAINING PERIOD

Semenova L.M., Kupriyanov S.V., Semenova Y.V.

I.N. Ulyanov Chuvash state University, Cheboksary, Russian Federation

Annotation. High load due to specific training and everyday activities of students cause chronic overstrain of the mental sphere, which manifests itself in the shifts of a number of vegetative indices. Therefore, it is urgent to control the functional state of organism of students. The functional state of the body 120 student volunteers of the Junior courses of medical faculty of Chuvash state University, identifying their different level of psychoemotional tension, stress and anxiety level in the days of regular training sessions. Registered current heart rate (TCSS) at rest, measurement of growth and body mass and were counting needs heart rate (DCSS). It is established that TCS alone in the absence of obvious pathology in the body is quite different for different students who are in exactly the same conditions of study as well as from DCS. Changes in the direction of increasing or decreasing TCS from DCS can be seen as a manifestation of physiological and pathological changes in the body under the influence psycho-emotional stress during learning activities. With the aim of improving the success of educational activities appropriate to assess the functional state of organism of students with the purpose of correction of psycho-emotional tension that accompanies the learning process. Key words: functional status, current needs and heart rate, learning activities, emotional stress.

REFERENCES

[1] Semenova L. M., Kupriyanov S. V., Bochkarev S. V. Assessment of the functional state of health of Junior students in the course learning activities. In the collection: Internal medicine - modern technologies of diagnostics, treatment and rehabilitation / Materials of scientific-practical conference dedicated to the 45th anniversary of the Chuvash state University named I. N. Ulyanov, 2012. - P. 172 - 174.

[2] Semenova L. M., Yusov, A. M. evaluation of the psycho-physiological indicators of undergraduate students during the period of study at the University. In the book: Actual problems of clinical and experimental medicine / materials of the interregional scientific-practical conference dedicated to the 40th anniversary of the Department of patho-physiology, 2014. - S. 54 - 69.

[3] Semenova L. M. Characteristics of morphofunctional and psycho-emotional state of children of primary school 8-10

years // Neurocomputers: development, application, 2015. - No. 4. - P. 71 - 72.

[4] Sheikh-Zade, Y. R., Sosik J. A., Sheikh-Zade K. Y. the Definition of heart rate in humans in peace // human Physiology, 2001. - T. 27. - No. 6. - P. 114 - 116.

[5] Y. R. Sheikh-Zade, A. N. Kurzanov. Interpretation of heart rate from the standpoint of clinical physiology // Fundamental research, 2009. - No. 9. - S. 85 - 87.

[6] Sheikh-Zade, Y. R., Kudryashov Yu. a. Integrated approach in the assessment of heart rate variability // international journal of applied and fundamental research, 2014. - No. 8 (part 4). - P. 127 - 127.

[7] Physiology: a Textbook for students of medical and pediatric faculties / under the editorship of V.M. Smirnov, V. Pravdivtseva, A., D. S. Sveshnikov. 5-e Izd., Rev. additional Moscow, 2017. - Publisher "Medical information Agency. - 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.