Научная статья на тему 'Психофизиологическое сопровождение адаптации студентов первого курса к обучению в вузе'

Психофизиологическое сопровождение адаптации студентов первого курса к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АDAPTATION / PSYCHOPHYSIOLOGY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тинькова Е. Л., Носенко М. А., Тюренкова С. А.

Authors developed a set of measures on the adaptation of students in the educational process, speeding the adaptation, reducing the psychosomatic reactions and morbidity, increase motivation of students to acquire knowledge on selected specialties, which should contribute to the growth of knowledge quality and achievement on the studied disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тинькова Е. Л., Носенко М. А., Тюренкова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGY SUPPORT OF ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS TO TEACHING IN UNIVERSITY

Authors developed a set of measures on the adaptation of students in the educational process, speeding the adaptation, reducing the psychosomatic reactions and morbidity, increase motivation of students to acquire knowledge on selected specialties, which should contribute to the growth of knowledge quality and achievement on the studied disciplines.

Текст научной работы на тему «Психофизиологическое сопровождение адаптации студентов первого курса к обучению в вузе»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Тинькова Е.Л., Носенко М.А., Тюренкова С.А.

ГОУВПО Ставропольский государственный педагогический институт, кафедра биологии и экологии, региональная научно-исследовательская лаборатория прикладной психофизиологии, г.Ставрополь

Проблема адаптации студентов существует не только как проблема первокурсников, но и как общая проблема всего студенчества. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Студент испытывает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях преподавателей, новых предметах, тестовой системы оценки знаний, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе группы и факультета. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности и стать причиной срыва уже имеющихся адаптационных возможностей. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к дезадаптации и нарушению психосоматического гомеостаза.

В региональной научно-исследовательской лаборатории прикладной психофизиологии было проведено выборочное обследование студентов первого курса (75 человек). Исследования проводились во второй и третьей декадах октября, так как первичная адаптация у студентов заканчивается и повышается вероятность достоверности получаемых результатов исследования.

Основной целью диагностики стала оценка уровня регуляторных возможностей организма и напряжения регуляторных механизмов. Установлено, что у 72% (54 человека) обследованных первокурсников цена адаптации в пределах физиологической нормы. Функциональные возможности регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы у этих студентов имеют средний уровень. Установлена мобилизация ваго-инсуляторного аппарата. Важным критерием стало нарастание процесса восстановления жизненных сил, что непосредственно указывает на сформированность адаптационных компонентов организма студентов.

Вместе с тем у 23% (17 человек) установлено, что процесс адаптации не завершен и уровень физиологических возможностей находится на более низком уровне. У этих студентов отмечали преобладание трофотропной регуляции над энерготропной, мобилизацию деятельности вегетативной и соматической нервных систем, что отражалось в повышении артериального давления и учащении сердечного ритма (тахикардия).В ходе диагностической работы были выявлены студенты с очень низким уровнем адаптации - это 5% (4 человека) от общего количества обследованных. У этих студентов определен низкий уровень деятельности регуляторных систем, выраженное преобладание деятельности парасимпатической нервной системы, что стимулирует урежение сердечного ритма (брадикардия), выраженное мышечное расслабление, сонливость. Студенты жаловались на упадок сил и быструю утомляемость.

80

60

40

20

О

□ высокий уровень адаптации

□ средний уровень адаптации

□ низкий уровень адаптации

Рис.1. Результаты диагностики уровня адаптации студентов-первокурсников

В гендерном аспекте установлено, что все юноши, участвующие в диагностическом обследовании 5% от общего количества опрошенных (4 человека), имели средний уровень адаптационных возможностей. В то время как девушки были распределены по всем диагностическим группам.

Т] г=!

п _ Н

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

Рис. 2. Уровень адаптационных возможностей юношей и девушек.

По окончанию диагностических мероприятий разработана система сопровождения для студентов, имеющих средний и низкий уровень адаптационных возможностей. В соответствии с индивидуальным психофизиологическими особенностями на следующем этапе использовали комплекс БОС.

Таким образом, с помощью разработанного комплекса мероприятий по адаптации студентов к учебному процессу, выявлено ускорение сроков самой адаптации, снижение психосоматических реакций и уровня заболеваемости, повышение мотивации студентов к получению знаний по выбранным специальностям, что должно способствовать росту качества знаний и успеваемости по изучаемым дисциплинам.

Литература

1. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / Психологопедагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен. практике. Сбор. научных трудов. - Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

2. Редько Л.Л., Тинькова Е.Л. Роль лаборатории прикладной психофизиологии в системе мониторинга и обеспечения здоровья субъектов образовательного процесса / Х Международный конгресс «Здоровье и образование в XXI веке» Сбор. научных трудов. - М, 2009.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

PSYCHOPHYSIOLOGY SUPPORT OF ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS TO TEACHING IN UNIVERSITY

E.L. Tinkova, M.A. Nosenko, S.A. Turenkova

Stavropol State Pedagogical Institute, chair of biology and ecology, Regional laboratory of applied psychophysiology, Stavropol

Authors developed a set of measures on the adaptation of students in the educational process, speeding the adaptation, reducing the psychosomatic reactions and morbidity, increase motivation of students to acquire knowledge on selected specialties, which should contribute to the growth of knowledge quality and achievement on the studied disciplines.

Key words: adaptation, psychophysiology, education

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.