Научная статья на тему 'Роль научной психолого-педагогической лаборатории в процессе адаптации студентов к обучению в вузе'

Роль научной психолого-педагогической лаборатории в процессе адаптации студентов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER SCHOOL / PSYCHOLOGICAL-AND-PEDAGOGICAL LABORATORY / ADAPTATION TO TRAINING / PSYCHOLOGICAL-AND-PEDAGOGICAL AND MEDICAL-AND-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артемьева Л. О., Рогашова И. Ю., Рогашов С. С.

In this article the role of the scientific psychological-and-pedagogical laboratory in the process of first-year students’ adaptation to training in higher schools is explained. The results of the complex computer psychological diagnostics are provided. Some innovative methods of psychological-and-pedagogical and medical-and-pedagogical support of the first-year students are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Артемьева Л. О., Рогашова И. Ю., Рогашов С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SCIENTIFIC PSYHOLOGICAL-AND-pedagogical LABORATORY IN THE PROCESS OF STUDENTS’ ADAPTATION TO TRAINING IN HIGHER SCHOOLS

In this article the role of the scientific psychological-and-pedagogical laboratory in the process of first-year students’ adaptation to training in higher schools is explained. The results of the complex computer psychological diagnostics are provided. Some innovative methods of psychological-and-pedagogical and medical-and-pedagogical support of the first-year students are offered.

Текст научной работы на тему «Роль научной психолого-педагогической лаборатории в процессе адаптации студентов к обучению в вузе»

РОЛЬ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Артемьева Л.О., Рогашова И.Ю., Рогашов С.С.

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, г. Пенза, Россия

Пензенская государственная технологическая академия, г. Пенза, Россия.

В статье раскрыта роль научной психолого-педагогической лаборатории в процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Представлены результаты комплексной компьютерной психодиагностики и предложены инновационные методы психолого-педагогического и медико-педагогического сопровождения первокурсников.

Основной целью воспитательной работы со студентами в высших учебных заведениях является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста. Особое внимание в Пензенской государственной технологической академии (ПГТА) на протяжении ряда лет уделяется созданию условий для обеспечения эффективной адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза [3]. Одним из условий реализации поставленной цели в ПГТА является организация психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательному процессу технического вуза. На начальном этапе обучения у 600 обучающихся с были изучены психологические особенности, оказывающие влияние на протекание адаптационных процессов. Анализ результатов исследования показал, что у 38% студентов выявлен низкий уровень адаптации, у 43% - средний и у 19% - высокий уровень. Полученные данные свидетельствовали о недостаточном приспособлении обучающихся к группе, взаимоотношениям с ней, о неэффективной выработке собственного стиля поведения. После обработки результатов исследования студенты были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Данные двух групп на первом этапе исследования существенно не отличались. Следующим этапом явилось внедрение разработанной модели психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу технического вуза. В течение учебного года со студентами экспериментальной группы проводились тренинговые занятия, направленные на повышение уровня адаптированности, на групповую сплоченность. Тренинговый курс включал в себя занятия по формированию адекватной самооценки, навыков самоанализа, эмоциональной составляющей группового и ценностно-ориентационного единства группы; развитию коммуникативных умений и навыков, способствующий развитию благоприятного психологического климата [1,2]. В рамках психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов проводилась профилактическая работа, направленная на формирование ответственного отношения к своему здоровью и мотивации на здоровый образ жизни: круглые столы с участием врачей, кураторские часы, родительские собрания, тренинги, «веревочные курсы» и т.д. Одним из важных элементов профилактической работы со студентами является оценка эффективности проводимых мероприятий путем мониторирования изучаемых показателей. После реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов первокурсников было проведено повторное исследование в контрольной и экспериментальной группах. Данные, полученные в ходе исследования, показали, что у 40% обучающихся экспериментальной группы определен высокий уровень адаптированности и у 43, 3% - средний уровень, что свидетельствует о положительной динамике процесса адаптации. В контрольной группе у 38,9% обучающихся выявлен средний уровень адаптированности, и в 45,3% - низкий уровень. Сравнительный анализ результатов исследования позволил определить значимые различия средних значений уровня адаптированности по t-критерию Стьюдента в контрольной и экспериментальной группах (t-кр =1,9683, при p<0,05). Выявленные психологические особенности личности студентов-первокурсников позволили сформировать «группу риска» по психосоматическим заболеваниям. Одним из путей решения данной проблемы предлагаем проведение спецкурсов по здоровьесбережению и здоровьесозиданию, в основе которых положена концепция о формировании устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Были определены педагогические условия эффективного внедрения модели психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов первокурсников в образовательный процесс вуза. По нашему мнению, психолого-педагогическое и медикопедагогическое сопровождение студентов будет способствовать эффективной адаптации первокурсников к образовательному процессу технического вуза.

THE ROLE OF SCIENTIFIC PSYHOLOGICAL-AND-PEDAGOGICAL LABORATORY IN THE PROCESS OF STUDENTS’ ADAPTATION TO TRAINING IN HIGHER SCHOOLS

L.O. Artemyeva, I.Yu. Rogashova, S.S. Rogashov

Penza’s State Pedagogical University of V.G. Belinsky, Penza, Russia.

In this article the role of the scientific psychological-and-pedagogical laboratory in the process of first-year students’ adaptation to training in higher schools is explained. The results of the complex computer psychological diagnostics are provided. Some innovative methods of psychological-and-pedagogical and medical-and-pedagogical support of the first-year students are offered._______________________________________________________________________

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Ключевые слова: higher school, psychological-and-pedagogical laboratory, adaptation to training, psychological-and-pedagogical and medical-and-pedagogical support.

Литература

1. Воскрекасенко О.А.Организация и содержание тренинговых занятий повышения уровня адаптированности студентов - первокурсников в высшей школе: учебно-методическое пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2008. - 75с.

2. 2.Михалец И.В., Рогашова И.Ю. Организация и содержание тренинговых занятий по групповой сплоченности: учебно-методическое пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2009. - 64 с.

3. З.Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. - 24 с.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.