Казанский педагогический журнал 12і2006
педагогические ситуации, на четвертом - деловые игры.
Большое количество педагогических средств сделало необходимым выбор той оптимальной системы средств, которая базировалась бы на Системе принципов:
- открытой позиции, которая означает готовность всех участников процесса к восприятию равнозначности участников межеубъектного взаимодействия;
- системного плюрализма, который создает предпосылки для постижения целостного предмета познания в его многомерности;
- со-трансформации, которая содействует реализации партнерского, взаимопреобразующего общения.
Таким образом, субъектная позиция является интегратором профессиональных способностей человека и обеспечивает возможность выпол-
нения им профессиональных требований на высоком уровне качества. Поскольку всякая позиция реализуется в соответствующей деятельности, то, определив в качестве цели профессионального образования становление субъектной позиции студента, мы получаем возможность направить образовательный процесс на подготовку человека-творца, активного участника социального прогресса, профессионала-гражданина.
Литература:
1. Борытъко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография // Н.М. Борытько,- Волгограді
2001.- С. 214.
2. Школьник Г. И. Процесс формирования коммунистических убеждений у школьника: учеб. пособие к спецкурсу // Г.И. Школьник - М., 1982 - С. 80.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
О.Н. Казакова, НАНОО <?Институт бизнеса и политики>д Оренбургский филиал
Педагогическое сопровождение понимается в современной Педагогике как специальным образом организованный комплекс взаимодействий субъектов образовательного процесса, направленный на реализацию основных функций образования как источника, хранителя и транслятора культурного наследия человечества. В зависимости от уровня и вида образования (начальное, среднее, высшее, дополнительное, повышение квалификации, переобучение и т.п.)
12
данный комплекс будет иметь разное наполнение [3;5].
Процесс, в ходе которого происходит переоценка прежних стереотипов и формирование новых, а также вхождение в новую социальную роль студента, в психолого-педагогической литературе называется процессом адаптации. Под адаптацией студентов понимается «процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического
Педагогика и психология профессионального образования
равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту» [6].
В начальный период обучения в вузе студенты испытывают особые трудности, порождаемые позицией свободы в связи с новой социальной ролью и недостаточно развитым самоуправлением, столкновением субъектного опыта и общественных норм. Адаптация к условиям образа жизни, учебы, досуга в вузе связана с изменением социального положения личности. Исходя из этого положения, можно определить следующее содержание процесса адаптации: новое отношение к выбранной профессии; приспособление к новым условиям быта, использование свободного времени; освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и т.п.; приспособление к новому типу учебного коллектива; обучение новым видам учебной и научной деятельности.
Анализируя такие показатели адаптации, как успеваемость (основное в процессе обучения), объективные сдвиги в функциональном состоянии и самооценку, исследователи считают, что основной этап адаптации приходится на первый год обучения, а студент-второкурсник уже вполне адаптирован к вузовской системе [4].
В процессе адаптации у первокурсников формируются навыки и умения по рациональной организации умственной; деятельности, позитивное отношение к избранной профессии и система профессионального самообразования и самовоспитания профессионально значимых качеств личности, рациональный, коллективный и личный режим труда, досуга и быта.
Педагогическое сопровождение студентов первого курса высших учебных заведений имеет специфические особенности, которые обусловлены новыми; для них условиями: педагогическими , социально-психологическими , мотивационно-личностны-ми [7].
Педагогический аспект связан с приспособлением к новой дидактической ситуации, отличающейся от школьной содержанием, методами, формами и организацией учебного процесса. Основные трудности данного аспекта: возрастание объема и сложности учебного материала, увеличение доли самостоятельной работы, неумение работать самостоятельно, планировать и распределять время. Особую роль играет отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, что дает повод студентам отсрочить выполнение задания.
Социально-психологический аспект связан с трудностями усвоения новых социальных норм, установления и поддержания студентом определенного социального статуса в новом коллективе, включением учащихся во взаимодействие с новой социальной средой, сменой социокультурной среды (уход из семьи, переезд из села в город и др.).
Мотивационно-личностный аспект связан с формированием положительных учебных мотивов и личностных качеств. Данный аспект влияет на другие аспекты адаптации, но в то же время и основывается на них.
Анализ научных публикаций по проблеме адаптации и наша опытно-экспериментальная работа (субъектный опыт, наблюдения, беседы, эксперимент и т.п.) позволяют утверждать,
13
Казанский педагогический журнал 12!2006
что важнейшими условиями успешной адаптации студентов первого курса к познавательной жизнедеятельности в вузе являются: овладение навыками учебной работы и установление благоприятных взаимоотношений с преподавателями и студентами, протекающих в процессе специально организованного взаимодействия.
Исследованием доказано, что процесс адаптации невозможен без активности самого участника этого процесса. Активность проявляется в осознанности и желании приобрести ценности и нормы, предъявляемые новой жизненной ситуацией. При отсутствии такой активности будет наблюдаться лишь внешнее приспособление, ведущее к конформному поведению. Индивид в этом случае создает видимость принятия норм и ценностей, но на самом деле он только делает уступки под давлением окружающих.
Активность личности является одним из основных критериев успешной адаптации. Активность субъекта адаптации может выражаться: в овладении и выработке новых моделей поведения (М.И.Дьяченко, Л.А.Кан-дыбович и другие); в преодолении трудностей (Д.А.Андреева, А.И.Хо-даков и другие); в корректировке цели и средств своей деятельности (И.А.Свиридов); в варьировании своих действий (И.А.Милославова); во влиянии на окружающую среду (Л.М.Растов, Ю.А.Румянцев) и т.п.
Одно из важных условий адаптации студентов - взаимодействие личности студента, системы функционирования вуза и учебного процесса. При этом происходит как формирование функциональных навыков для
новой социальной роли (будущего специалиста), так и формирование личностных качеств носителя этой роли.
Исходя из вышесказанного, мы определяем адаптацию студентов первого курса к условиям обучения в вузе как начальный этап глубокой интеграции в социокультурную и профессиональную среду, основанной на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии со студентами и педагогами. Центральной фигурой этого взаимодействия является сам первокурсник, что в полной мере отвечает перспективам его адаптации в вузе и сущности педагогического сопровождения.
Мы выделяем следующие виды педагогического сопровождения студентов : социально-психологическое, дидактическое, информационно-методическое и научное, которые естественным образом взаимодополняют и развивают друг друга.
Первое, с чем сталкиваются первокурсники в первые месяцы учебы в вузе,- непосредственное общение со своими одногруппниками и преподавателями на учебных занятиях. В этот период возможно возникновение некоего отрицательного эффекта, называемого в педагогике дидактическим барьером. Д.А.Андреева выделяет ряд условий, создающих дидактический барьер: студенты осознают сам факт перемены в методах и организации обучения; студенты сталкиваются с большим объемом самостоятельной работы; студенты испытывают умственное переутомление и усталость к концу дня; студенты испытывают патологическое переутомление [ 1 ]. Это обстоятельство
Педагогика и психология профессионального образования
может способствовать появлению и упрочению у личности «дезадапта-ционного комплекса» [8].
«Дезадаптационный комплекс» -это комплекс факторов, затрудняющих адаптацию первокурсников к новым условиям. Среди таких факторов выделяются: отсутствие фактора регулярности в ходе учебы; новые формы обучения; вхождение в новый разнородный коллектив; отсутствие индивидуального подхода со стороны преподавателей; бытовые условия. В результате комплексного действия этих факторов могут возникнуть сложные конфликтные ситуации: немотивированные пропуски занятий, безынициативность, замкнутость. При отсутствии помощи в преодолении конфликтов, возможны нервные расстройства.
Педагогическое сопровождение студентов в вузе происходит в форме взаимодействия в образовательном процессе. Взаимодействие является основой учебного процесса, которое рассматривается нами как деятельность. Деятельность педагога направлена на передачу накопленного человечеством опыта и развитие личности студента. Деятельность студентов направлена на приобретение этого опыта и на трансформацию его в лич-ностно - значимый. Благодаря деятельности происходит развитие личности, а характер деятельности, ее эффективность определяются уровнем развития личности.
Таким образом, для студентов первого курса в первую очередь необходима реализация дидактического сопровождения. Обратим особое внимание на взаимодействиях «студент -студент» и «студент - преподаватель»,
так как именно такое взаимодействие составляет основу дидактического сопр овождения.
Взаимодействие по своей сущности предполагает взаимовлияние, взаимные действия, взаимопомощь, содействие, взаимоотношения, взаимопонимание, Все эти процессы раскрывают когнитивную, информационную, практическую и регулятивную стороны взаимодействия человека с человеком. Взаимодействие может протекать непосредственно или быть опосредованным, носить постоянный или ситуативный характер. Взаимодействие может протекать как в форме сотрудничества, так и противоборства, конфликта. Групповое взаимодействие предполагает воздействие членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм поведения. В результате взаимодействия устанавливаются разнообразные связи между субъектами.
Во взаимодействии «студент - студент» мы различаем два вида взаимодействий. Первое - взаимодействие двух студентов в ходе учебного процесса. Второе - взаимодействие студента с самим собой (самовзаимо-действие). Аналогичные рассуждения можно провести относительно взаимодействия на уровне «преподаватель -преподаватель». Второй вид взаимодействия можно прокомментировать с помощью понятия «рефлексия».
Для студентов, обучающихся на первом курсе, педагогическое сопровождение реализуется непосредственно преподавателем, который может учесть и верно направить действие факторов. В практике подлинное сотрудничество преподавателей и студентов не всегда получается. Для
15
Казанский педагогический журнал 12!2006
выяснения причин данного явления мы выявили отношение различных участников учебного взаимодействия к проблемам обучения на первом курсе.
Сопоставительный анализ данных иллюстрирует тревожную глубину взаимного недовольства субъектов образовательного процесса: 78% преподавателей считают, что студенты не хотят учиться, но 32% студентов считают, что преподаватели имеют недостаточно высокий профессиональный уровень; 74% преподавателей жалуются на низкую успеваемость студентов, но 57% студентов считают, что причиной этого являются завышенные требования преподавателей; 39% студентов считает, что их ответы низко оцениваются, но 63% преподавателей отмечают, что студенты завышают свои достижения.
Анализ феноменов адаптации и взаимодействия позволил нам выявить критериальный показатель их взаимосвязи. Показателем является активность по отношению к содержанию образования, к самому себе, к другим (не себе), которая реализуется в процессе децентрации личностно-познавательной центрации студентов.
В науке широко изучается центра-ция личности учителя (Р.Р.Габдул-хаков, А.Б.Орлов, К.Роджерс) [2]. Мы используем данный феномен для характеристики процесса адаптации студентов. Центрация личности - это не только совокупность мотивов, определяющих направление активности. Центрация личности предполагает более осознанное формирование целей и способов их достижений, заинтересованность в успешности той или иной стороны учебного процесса.
16
Личностная центрация студентов включает в себя следующие компоненты учебно-познавательного процесса: отношение к учебному материалу, отношение к выбранной профессии, отношение к условиям, средствам и методам обучения, отношения с преподавателями, отношения с другими студентами.
В зависимости от доминанты ценностей личности, определяющих активность студента в учебно-познава-тельной деятельности, нами были выделены три вида личностно-позна-вательной центрации: познавательно-личностная центрация студента на собственных интересах - эгоцентризм; познавательная центрация студента на интересах учебного предмета, образовательного процесса в целом -дидактоцентризм; познавательно-про-фессиональная центрация студента на интересах преподавателя, группы, общества - альтероцентризм.
В качестве механизма успешной адаптации нами рассматривалась смена личностно-познавательной центрации (децентрация). Децентрация, следовательно, и успешная адаптация студентов к условиям обучения в вузе, происходили при целесообразно орга-ннзованном диф ференцпрованном взаимодействии субъектов образовательного процесса, в соответствии с личностно-познавательной центра-цией студентов. Для этого нами проводилась работа по трем основным направлениям: работа с преподавателями, направленная на формирование у них отношения к студентам как субъектам учебно-познавательной Деятельности; организация непосредственного взаимодействия преподавателей И студентов на учебных заня-
■■■ II II II
-ф- Л ■ ■ I I I
Педагогика и психология профессионального образования
тиях; работа со студентами, направленная на формирование активного отношения к учебно-познаватеЛьной деятельности.
При организации взаимодействия «студент - студент» и «студент - преподаватель» в ходе профессионального образования мы придерживались принципов диалогизации, проблема-тизации и «опережения», соблюдение которых способствовало успешной реализации педагогического сопровождения.
Принцип диалогизации, когда занятие строится в режиме диалога, но не монолога преподавателя. При этом учебный процесс превращается из обычной передачи знаний (от преподавателя студентам или от одного студента - остальным) в обсуждение различных подходов к данному вопросу, столкновение мнений, совместный поиск и выработку верного решения. В этом случае каждый участник взаимодействия становится активным субъектом Деятельности. У студентов происходит формирование и развитие навыков общения, умение вести диалог, дискуссию, актуализируются и развиваются познавательные интересы.
Принцип проблематизации, означающий введение в учебные занятия и внеучебную самостоятельную работу студентов элементов проблемного обучения. При этом происходит развитие когнитивных умений и навыков. Данный; принцип является естественно взаимосвязанным с принципом диалогизации, т.к. решение учебной задачи, поставленной в виде некоторой проблемы, невозможно без активного совместного поиска, требующего умения и готовности вступать в диалог.
Соблюдение этого принципа способствует повышению интеллектуальных возможностей студентов.
Логическим продолжением рассмотренных принципов является принцип «опережения». Соблюдение этого принципа преподавателем - это возможность показать перспективы развития изучаемой науки в целом ( перспективы развития и саморазвития студента.
В заключение отметим, что педагогическое сопровождение, оставаясь неизменным по своей сути, может иметь различные формы реализации, зависящие от конкретной социально-психолого-педагогической характеристики субъектов образовательного процесса. И, хотя нет единого общепринятого определения понятия «педагогическое сопровождение», цель педагогов-практиков при реализации процесса сопровождения в вузе - формирование конкурентоспособной личности, готовой к взаимодействию с социокультурной средой, саморазвитию и личностному росту.
Литература:
1. Андреева Д.А. Процесс адаптации -составная часть образа жизни студента // Образ жизни современного студента. Социологическое исследование - Ж« ЛГУ, 1981- С. 59-67.
2. Габдулшков P.P. Личностное принятие гуманистического содержания ценностей педагогической деятельности студентами педагогических вузов: автор. Дис... каиД, пед. наук / Р. Р. ГабдуЛХа-ков.- СПб., 1996,- 195 с.
3. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика.-
2002,- № 9,-С. 32-39.
Казанский педагогический журнал
4. Сантросян К.О. Об уровне адаПтн-рованности второкурсника // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов,- М., 1974 - С, 83-84.
5. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников//Педагогика,- 2006.-№ 9 - С, 34-40.
6. Теория и практика управления процессом адаптаций студентов к профессиональной деятельности: тезисы докладов,- Орск, 1999,- С. 3-4.
122006
7. Уравнцев Л.П., Малеева Н.В. О факторах эффективности учебной деятельности студентов в период адаптации // I [си холого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза.-Ярославль, 1984.- С. 88.
8. Цирульский Б. Я. О «ДезадаптаЦион-ном коми,вексе» у студентов первокурсников // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов,- М., 1974,-С. 85-86.
ИНТЕГРАЦИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО И СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮІІ),
З.Ш. Яхина, старший преподаватель АСО (КСЮИ)
Важнейшей характеристикой личности в отечественной психологии признается субъектность как способность человека производить взаимообусловленные изменения в мире и самом себе. Изменение человеком себя - особая форма преобразовательной деятельности. Человек, выполняя эту деятельность, выступает одновременно и субъектом, и объектом преобразований и при этом не просто изменяет мир, но и изменяется вместе с ним. Субъектность - это базовая характеристика человека, центральное образование человеческой реальности, а следовательно, центральная категория зрелой личности человека и профессионала. Исследования по развитию субъектности в студенческом возрасте показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания субъектности и преодо-
16
ления <<объектности», т. е. тотальной зависимости человека от внешних условий.
Субъект постоянно решает задачу самосовершенствования, и в этом состоит его человеческая специфика. «Задачей» субъекта в студенческом возрасте является согласование активности, всех возможностей, особенностей И ограничений личности с требованиями, условиями учебно-профессиональной деятельности, что отвечает качествам зрелой личности, ее отношению к объективным характеристикам профессионального вида деятельности.
Можно утверждать, что в студенческом возрасте отношение к себе как к зрелой личности связано с признанием активности, сознательности, развитием способности к целенолаганию, сознательного выбора поступков и