Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение студентов первых курсов во взаимодействии субъектов образовательного процесса вуза'

Педагогическое сопровождение студентов первых курсов во взаимодействии субъектов образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова О. Н.

The pedagogical accompaniment of the first-year students is regarded in this article as a factor of adaptation to the conditions of studying at the Institute. For all this a special consideration is given to the cooperation of the subjects of the educational process as one of the forms of the pedagogical accompaniment and the condition of a successful adaptation. A peculiarity of the constructing of the pedagogical accompaniment is an organization of the cooperation taking into account the personal-cognitive centralization of the students. The psychological-pedagogical, social-pedagogical, motive-personal and didactic aspects of the adaptation are letup in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical accompaniment of the first-year students in the cooperation of the subjects of the educational process of higher school

The pedagogical accompaniment of the first-year students is regarded in this article as a factor of adaptation to the conditions of studying at the Institute. For all this a special consideration is given to the cooperation of the subjects of the educational process as one of the forms of the pedagogical accompaniment and the condition of a successful adaptation. A peculiarity of the constructing of the pedagogical accompaniment is an organization of the cooperation taking into account the personal-cognitive centralization of the students. The psychological-pedagogical, social-pedagogical, motive-personal and didactic aspects of the adaptation are letup in this article.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение студентов первых курсов во взаимодействии субъектов образовательного процесса вуза»

Казанский педагогический журнал 12і2006

педагогические ситуации, на четвертом - деловые игры.

Большое количество педагогических средств сделало необходимым выбор той оптимальной системы средств, которая базировалась бы на Системе принципов:

- открытой позиции, которая означает готовность всех участников процесса к восприятию равнозначности участников межеубъектного взаимодействия;

- системного плюрализма, который создает предпосылки для постижения целостного предмета познания в его многомерности;

- со-трансформации, которая содействует реализации партнерского, взаимопреобразующего общения.

Таким образом, субъектная позиция является интегратором профессиональных способностей человека и обеспечивает возможность выпол-

нения им профессиональных требований на высоком уровне качества. Поскольку всякая позиция реализуется в соответствующей деятельности, то, определив в качестве цели профессионального образования становление субъектной позиции студента, мы получаем возможность направить образовательный процесс на подготовку человека-творца, активного участника социального прогресса, профессионала-гражданина.

Литература:

1. Борытъко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография // Н.М. Борытько,- Волгограді

2001.- С. 214.

2. Школьник Г. И. Процесс формирования коммунистических убеждений у школьника: учеб. пособие к спецкурсу // Г.И. Школьник - М., 1982 - С. 80.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

О.Н. Казакова, НАНОО <?Институт бизнеса и политики>д Оренбургский филиал

Педагогическое сопровождение понимается в современной Педагогике как специальным образом организованный комплекс взаимодействий субъектов образовательного процесса, направленный на реализацию основных функций образования как источника, хранителя и транслятора культурного наследия человечества. В зависимости от уровня и вида образования (начальное, среднее, высшее, дополнительное, повышение квалификации, переобучение и т.п.)

12

данный комплекс будет иметь разное наполнение [3;5].

Процесс, в ходе которого происходит переоценка прежних стереотипов и формирование новых, а также вхождение в новую социальную роль студента, в психолого-педагогической литературе называется процессом адаптации. Под адаптацией студентов понимается «процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического

Педагогика и психология профессионального образования

равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту» [6].

В начальный период обучения в вузе студенты испытывают особые трудности, порождаемые позицией свободы в связи с новой социальной ролью и недостаточно развитым самоуправлением, столкновением субъектного опыта и общественных норм. Адаптация к условиям образа жизни, учебы, досуга в вузе связана с изменением социального положения личности. Исходя из этого положения, можно определить следующее содержание процесса адаптации: новое отношение к выбранной профессии; приспособление к новым условиям быта, использование свободного времени; освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и т.п.; приспособление к новому типу учебного коллектива; обучение новым видам учебной и научной деятельности.

Анализируя такие показатели адаптации, как успеваемость (основное в процессе обучения), объективные сдвиги в функциональном состоянии и самооценку, исследователи считают, что основной этап адаптации приходится на первый год обучения, а студент-второкурсник уже вполне адаптирован к вузовской системе [4].

В процессе адаптации у первокурсников формируются навыки и умения по рациональной организации умственной; деятельности, позитивное отношение к избранной профессии и система профессионального самообразования и самовоспитания профессионально значимых качеств личности, рациональный, коллективный и личный режим труда, досуга и быта.

Педагогическое сопровождение студентов первого курса высших учебных заведений имеет специфические особенности, которые обусловлены новыми; для них условиями: педагогическими , социально-психологическими , мотивационно-личностны-ми [7].

Педагогический аспект связан с приспособлением к новой дидактической ситуации, отличающейся от школьной содержанием, методами, формами и организацией учебного процесса. Основные трудности данного аспекта: возрастание объема и сложности учебного материала, увеличение доли самостоятельной работы, неумение работать самостоятельно, планировать и распределять время. Особую роль играет отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, что дает повод студентам отсрочить выполнение задания.

Социально-психологический аспект связан с трудностями усвоения новых социальных норм, установления и поддержания студентом определенного социального статуса в новом коллективе, включением учащихся во взаимодействие с новой социальной средой, сменой социокультурной среды (уход из семьи, переезд из села в город и др.).

Мотивационно-личностный аспект связан с формированием положительных учебных мотивов и личностных качеств. Данный аспект влияет на другие аспекты адаптации, но в то же время и основывается на них.

Анализ научных публикаций по проблеме адаптации и наша опытно-экспериментальная работа (субъектный опыт, наблюдения, беседы, эксперимент и т.п.) позволяют утверждать,

13

Казанский педагогический журнал 12!2006

что важнейшими условиями успешной адаптации студентов первого курса к познавательной жизнедеятельности в вузе являются: овладение навыками учебной работы и установление благоприятных взаимоотношений с преподавателями и студентами, протекающих в процессе специально организованного взаимодействия.

Исследованием доказано, что процесс адаптации невозможен без активности самого участника этого процесса. Активность проявляется в осознанности и желании приобрести ценности и нормы, предъявляемые новой жизненной ситуацией. При отсутствии такой активности будет наблюдаться лишь внешнее приспособление, ведущее к конформному поведению. Индивид в этом случае создает видимость принятия норм и ценностей, но на самом деле он только делает уступки под давлением окружающих.

Активность личности является одним из основных критериев успешной адаптации. Активность субъекта адаптации может выражаться: в овладении и выработке новых моделей поведения (М.И.Дьяченко, Л.А.Кан-дыбович и другие); в преодолении трудностей (Д.А.Андреева, А.И.Хо-даков и другие); в корректировке цели и средств своей деятельности (И.А.Свиридов); в варьировании своих действий (И.А.Милославова); во влиянии на окружающую среду (Л.М.Растов, Ю.А.Румянцев) и т.п.

Одно из важных условий адаптации студентов - взаимодействие личности студента, системы функционирования вуза и учебного процесса. При этом происходит как формирование функциональных навыков для

новой социальной роли (будущего специалиста), так и формирование личностных качеств носителя этой роли.

Исходя из вышесказанного, мы определяем адаптацию студентов первого курса к условиям обучения в вузе как начальный этап глубокой интеграции в социокультурную и профессиональную среду, основанной на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии со студентами и педагогами. Центральной фигурой этого взаимодействия является сам первокурсник, что в полной мере отвечает перспективам его адаптации в вузе и сущности педагогического сопровождения.

Мы выделяем следующие виды педагогического сопровождения студентов : социально-психологическое, дидактическое, информационно-методическое и научное, которые естественным образом взаимодополняют и развивают друг друга.

Первое, с чем сталкиваются первокурсники в первые месяцы учебы в вузе,- непосредственное общение со своими одногруппниками и преподавателями на учебных занятиях. В этот период возможно возникновение некоего отрицательного эффекта, называемого в педагогике дидактическим барьером. Д.А.Андреева выделяет ряд условий, создающих дидактический барьер: студенты осознают сам факт перемены в методах и организации обучения; студенты сталкиваются с большим объемом самостоятельной работы; студенты испытывают умственное переутомление и усталость к концу дня; студенты испытывают патологическое переутомление [ 1 ]. Это обстоятельство

Педагогика и психология профессионального образования

может способствовать появлению и упрочению у личности «дезадапта-ционного комплекса» [8].

«Дезадаптационный комплекс» -это комплекс факторов, затрудняющих адаптацию первокурсников к новым условиям. Среди таких факторов выделяются: отсутствие фактора регулярности в ходе учебы; новые формы обучения; вхождение в новый разнородный коллектив; отсутствие индивидуального подхода со стороны преподавателей; бытовые условия. В результате комплексного действия этих факторов могут возникнуть сложные конфликтные ситуации: немотивированные пропуски занятий, безынициативность, замкнутость. При отсутствии помощи в преодолении конфликтов, возможны нервные расстройства.

Педагогическое сопровождение студентов в вузе происходит в форме взаимодействия в образовательном процессе. Взаимодействие является основой учебного процесса, которое рассматривается нами как деятельность. Деятельность педагога направлена на передачу накопленного человечеством опыта и развитие личности студента. Деятельность студентов направлена на приобретение этого опыта и на трансформацию его в лич-ностно - значимый. Благодаря деятельности происходит развитие личности, а характер деятельности, ее эффективность определяются уровнем развития личности.

Таким образом, для студентов первого курса в первую очередь необходима реализация дидактического сопровождения. Обратим особое внимание на взаимодействиях «студент -студент» и «студент - преподаватель»,

так как именно такое взаимодействие составляет основу дидактического сопр овождения.

Взаимодействие по своей сущности предполагает взаимовлияние, взаимные действия, взаимопомощь, содействие, взаимоотношения, взаимопонимание, Все эти процессы раскрывают когнитивную, информационную, практическую и регулятивную стороны взаимодействия человека с человеком. Взаимодействие может протекать непосредственно или быть опосредованным, носить постоянный или ситуативный характер. Взаимодействие может протекать как в форме сотрудничества, так и противоборства, конфликта. Групповое взаимодействие предполагает воздействие членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм поведения. В результате взаимодействия устанавливаются разнообразные связи между субъектами.

Во взаимодействии «студент - студент» мы различаем два вида взаимодействий. Первое - взаимодействие двух студентов в ходе учебного процесса. Второе - взаимодействие студента с самим собой (самовзаимо-действие). Аналогичные рассуждения можно провести относительно взаимодействия на уровне «преподаватель -преподаватель». Второй вид взаимодействия можно прокомментировать с помощью понятия «рефлексия».

Для студентов, обучающихся на первом курсе, педагогическое сопровождение реализуется непосредственно преподавателем, который может учесть и верно направить действие факторов. В практике подлинное сотрудничество преподавателей и студентов не всегда получается. Для

15

Казанский педагогический журнал 12!2006

выяснения причин данного явления мы выявили отношение различных участников учебного взаимодействия к проблемам обучения на первом курсе.

Сопоставительный анализ данных иллюстрирует тревожную глубину взаимного недовольства субъектов образовательного процесса: 78% преподавателей считают, что студенты не хотят учиться, но 32% студентов считают, что преподаватели имеют недостаточно высокий профессиональный уровень; 74% преподавателей жалуются на низкую успеваемость студентов, но 57% студентов считают, что причиной этого являются завышенные требования преподавателей; 39% студентов считает, что их ответы низко оцениваются, но 63% преподавателей отмечают, что студенты завышают свои достижения.

Анализ феноменов адаптации и взаимодействия позволил нам выявить критериальный показатель их взаимосвязи. Показателем является активность по отношению к содержанию образования, к самому себе, к другим (не себе), которая реализуется в процессе децентрации личностно-познавательной центрации студентов.

В науке широко изучается центра-ция личности учителя (Р.Р.Габдул-хаков, А.Б.Орлов, К.Роджерс) [2]. Мы используем данный феномен для характеристики процесса адаптации студентов. Центрация личности - это не только совокупность мотивов, определяющих направление активности. Центрация личности предполагает более осознанное формирование целей и способов их достижений, заинтересованность в успешности той или иной стороны учебного процесса.

16

Личностная центрация студентов включает в себя следующие компоненты учебно-познавательного процесса: отношение к учебному материалу, отношение к выбранной профессии, отношение к условиям, средствам и методам обучения, отношения с преподавателями, отношения с другими студентами.

В зависимости от доминанты ценностей личности, определяющих активность студента в учебно-познава-тельной деятельности, нами были выделены три вида личностно-позна-вательной центрации: познавательно-личностная центрация студента на собственных интересах - эгоцентризм; познавательная центрация студента на интересах учебного предмета, образовательного процесса в целом -дидактоцентризм; познавательно-про-фессиональная центрация студента на интересах преподавателя, группы, общества - альтероцентризм.

В качестве механизма успешной адаптации нами рассматривалась смена личностно-познавательной центрации (децентрация). Децентрация, следовательно, и успешная адаптация студентов к условиям обучения в вузе, происходили при целесообразно орга-ннзованном диф ференцпрованном взаимодействии субъектов образовательного процесса, в соответствии с личностно-познавательной центра-цией студентов. Для этого нами проводилась работа по трем основным направлениям: работа с преподавателями, направленная на формирование у них отношения к студентам как субъектам учебно-познавательной Деятельности; организация непосредственного взаимодействия преподавателей И студентов на учебных заня-

■■■ II II II

-ф- Л ■ ■ I I I

Педагогика и психология профессионального образования

тиях; работа со студентами, направленная на формирование активного отношения к учебно-познаватеЛьной деятельности.

При организации взаимодействия «студент - студент» и «студент - преподаватель» в ходе профессионального образования мы придерживались принципов диалогизации, проблема-тизации и «опережения», соблюдение которых способствовало успешной реализации педагогического сопровождения.

Принцип диалогизации, когда занятие строится в режиме диалога, но не монолога преподавателя. При этом учебный процесс превращается из обычной передачи знаний (от преподавателя студентам или от одного студента - остальным) в обсуждение различных подходов к данному вопросу, столкновение мнений, совместный поиск и выработку верного решения. В этом случае каждый участник взаимодействия становится активным субъектом Деятельности. У студентов происходит формирование и развитие навыков общения, умение вести диалог, дискуссию, актуализируются и развиваются познавательные интересы.

Принцип проблематизации, означающий введение в учебные занятия и внеучебную самостоятельную работу студентов элементов проблемного обучения. При этом происходит развитие когнитивных умений и навыков. Данный; принцип является естественно взаимосвязанным с принципом диалогизации, т.к. решение учебной задачи, поставленной в виде некоторой проблемы, невозможно без активного совместного поиска, требующего умения и готовности вступать в диалог.

Соблюдение этого принципа способствует повышению интеллектуальных возможностей студентов.

Логическим продолжением рассмотренных принципов является принцип «опережения». Соблюдение этого принципа преподавателем - это возможность показать перспективы развития изучаемой науки в целом ( перспективы развития и саморазвития студента.

В заключение отметим, что педагогическое сопровождение, оставаясь неизменным по своей сути, может иметь различные формы реализации, зависящие от конкретной социально-психолого-педагогической характеристики субъектов образовательного процесса. И, хотя нет единого общепринятого определения понятия «педагогическое сопровождение», цель педагогов-практиков при реализации процесса сопровождения в вузе - формирование конкурентоспособной личности, готовой к взаимодействию с социокультурной средой, саморазвитию и личностному росту.

Литература:

1. Андреева Д.А. Процесс адаптации -составная часть образа жизни студента // Образ жизни современного студента. Социологическое исследование - Ж« ЛГУ, 1981- С. 59-67.

2. Габдулшков P.P. Личностное принятие гуманистического содержания ценностей педагогической деятельности студентами педагогических вузов: автор. Дис... каиД, пед. наук / Р. Р. ГабдуЛХа-ков.- СПб., 1996,- 195 с.

3. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика.-

2002,- № 9,-С. 32-39.

Казанский педагогический журнал

4. Сантросян К.О. Об уровне адаПтн-рованности второкурсника // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов,- М., 1974 - С, 83-84.

5. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников//Педагогика,- 2006.-№ 9 - С, 34-40.

6. Теория и практика управления процессом адаптаций студентов к профессиональной деятельности: тезисы докладов,- Орск, 1999,- С. 3-4.

122006

7. Уравнцев Л.П., Малеева Н.В. О факторах эффективности учебной деятельности студентов в период адаптации // I [си холого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза.-Ярославль, 1984.- С. 88.

8. Цирульский Б. Я. О «ДезадаптаЦион-ном коми,вексе» у студентов первокурсников // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов,- М., 1974,-С. 85-86.

ИНТЕГРАЦИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО И СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮІІ),

З.Ш. Яхина, старший преподаватель АСО (КСЮИ)

Важнейшей характеристикой личности в отечественной психологии признается субъектность как способность человека производить взаимообусловленные изменения в мире и самом себе. Изменение человеком себя - особая форма преобразовательной деятельности. Человек, выполняя эту деятельность, выступает одновременно и субъектом, и объектом преобразований и при этом не просто изменяет мир, но и изменяется вместе с ним. Субъектность - это базовая характеристика человека, центральное образование человеческой реальности, а следовательно, центральная категория зрелой личности человека и профессионала. Исследования по развитию субъектности в студенческом возрасте показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания субъектности и преодо-

16

ления <<объектности», т. е. тотальной зависимости человека от внешних условий.

Субъект постоянно решает задачу самосовершенствования, и в этом состоит его человеческая специфика. «Задачей» субъекта в студенческом возрасте является согласование активности, всех возможностей, особенностей И ограничений личности с требованиями, условиями учебно-профессиональной деятельности, что отвечает качествам зрелой личности, ее отношению к объективным характеристикам профессионального вида деятельности.

Можно утверждать, что в студенческом возрасте отношение к себе как к зрелой личности связано с признанием активности, сознательности, развитием способности к целенолаганию, сознательного выбора поступков и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.