ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ХРОНОТОПА У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АДАПТАЦИОННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ОРГАНИЗМА
Ботоева Н.К., Урумова Л. Т., Лунева О.Г.
УРАН Институт биомедицинских исследований ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ
Аннотация. Проведено исследование пространственно-временной организации хронотопа у студентов с различными адаптационными возможностями организма. Выявлено, что различные уровни адаптации требуют наличия определенных внутри- и межсистемных корреляционных взаимосвязей для реализации оптимального функционирования организма в заданных условиях.
Ключевые слова. Хронотоп, адаптация
Изучение пространственно-временной организации биологических систем представляет собой важнейшую задачу современной теоретической и интегративной биологии, так как дает возможность наиболее целостным образом изучать и представлять структуру и функцию биологических систем, слитых воедино.
Цель исследования. Изучить особенности пространственно-временного восприятия у студентов в зависимости от уровня адаптационных возможностей организма.
Обследовано 164 студента-медика в период семестровой учебной деятельности 2008-2011 гг. Оценку состояния регуляторных систем организма проводили по результатам анализа вариабельности сердечного ритма с использованием показателя активности регуляторных систем (ПАРС), по результатам вычисления которого формируется «лестница состояний», разработанная для донозологической диагностики (Баевский Р.М., Берсенева А.П., 1997). При изучении пространственно-временного восприятия хронотопа за единицу времени была взята «индивидуальная минута» (ИМ), за единицу отмеривания пространства - «индивидуальный дециметр» (ИД). В процессе их одновременного отмеривания регистрировали соответственно ИМ хронотопа (ИМХ) и ИД хронотопа (ИДХ) при открытых (ОГ) и закрытых глазах (ЗГ).
Результаты статистически обработаны с помощью пакета программ Statistica 6.0. Для сравнения различий более чем в двух независимых группах с нормальным распределением проводили однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), при распределении отличном от нормального - Kruskal-Wallis test. При корреляционном анализе использовали коэффициент корреляции Спирмена с оценкой силы взаимосвязей по Э.В. Ивантер, А.В. Коросову (1992).
Результаты. Все обследованные исходя из уровня активности регуляторных систем разделены на 3 группы: 1-я - состояние оптимального напряжения регуляторных систем, необходимое для поддержания активного равновесия организма со средой, 2-я - с напряжением регуляторных систем и 3-я - со срывом адаптации.
Мы наблюдали достоверные различия длительности ИМ и ИМХ при открытых и закрытых глазах и показателей ситуативной тревожности у студентов с разной степенью адаптации. Наиболее точно ИМ воспроизводили студенты с успешной адаптацией, лица с напряжением адаптации склонны к удлинению, а со срывом адаптации - к укорочению временного интервала.
Выявлены достоверные (р<0,05) корреляционные связи между различными показателями пространственно-временного восприятия хронотопа и уровнем тревожности Независимо от степени адаптации - умеренная и сильная прямая корреляционная взаимосвязь между внутрисистемными показателями: ИД(ОГ)(ЗГ)&ИДХ(ОГ)(ЗГ), ИМ(ЗГ)& ИМХ(ЗГ). На этом фоне взаимосвязь между показателями временного восприятия как при открытых, так и при закрытых глазах, возрастает по мере снижения адаптационных возможностей организма. Межсистемные взаимосвязи показателей пространственно-временного восприятия хронотопа в группе со срывом адаптации приобретают сильный отрицательный характер (ИМХ(0Г)&ИДХ(0Г)=-0,81, ИМХ(ЗГ)&ИДХ(ЗГ)=-0,85). Вероятно, различные уровни адаптации требуют наличия определенных внутри- и межсистемных корреляционных взаимосвязей для реализации оптимального функционирования организма.
Выводы:
1. Субъективное восприятие временных интервалов зависит от уровня адаптации.
2. Уровень адаптации достоверно влияет на корреляционные связи между показателями пространственно-временного восприятия хронотопа
З.Особенности пространственно-временного восприятия хронотопа могут служить одним из критериев успешности адаптации организма.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
Литература
1. Сборник научных тезисов и
2. Сборник научных тезисов и
З. Сборник научных тезисов и
4. Сборник научных тезисов и
5. Сборник научных тезисов и
6. Сборник научных тезисов и
7. Сборник научных тезисов и
8. Сборник научных тезисов и
9. Сборник научных тезисов и
10. Сборник научных тезисов и
11. Сборник научных тезисов и
статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование
в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
FEATURES OF SPATIAL-TEMPORAL PERCEPTION OF CHRONOTOPE OF STUDENTS WITH DIFFERENT ADAPTATION POTENTIAL OF THE ORGANISM
Botoeva N.K., Urumova L. T., Lunyova O. G.
ERAS Institute of Biomedical Research of VSC RAS and Government of RNO-Alania, Vladikavkaz
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012