Научная статья на тему 'Динамика психофизиологических показателей у студентов-медиков в процессе обучения'

Динамика психофизиологических показателей у студентов-медиков в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Урумова Л. Т., Ботоева Н. К., Хетагурова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика психофизиологических показателей у студентов-медиков в процессе обучения»

Таблица 3

Исходные показатели ФВД в сравниваемых группах

Показатель ФВД % от долж. 1 группа небилет (n-32) 2 группа контроль (n-14)

ЖЕЛ 74,09±2,5 74,8±9,1

ФЖЕЛ 59,3±2,1 54,2±3,1

ОФВ1 57,2±2,4 58,4±1,2

МОС 25% 50,2±3,1 56,3±3,5

МОС 50% 43,6±1,8 47,4±2,6

МОС 75% 39,9±2,8 38,5±1,7

При клинической оценке переносимости и безопасности применения небилета дозе 5 мг/сут в течение 4-х недель применения у 2 больных 1 группы было отмечено першение в горле, усиление кашля и одышки, в связи с чем эти пациенты отказались от дальнейшего приема препарата и были исключены из дальнейшего исследования. На фоне проводимой терапии у больных сравниваемых групп по данным ФВД были отмечены следующие изменения, представленные в табл.е 4.

Таблица 4

Динамика показателей функции внешнего дыхания в процессе терапии в течение 8 недель

Показатель ФВД % от долж. 1 группа небилет (n -30) 2 группа контроль (n -14)

до лечения после лечения до лечения после лечения

ЖЕЛ 74,09±2,5 82,1±1,2* 74,8±9,1 86,7±1,4*

ФЖЕЛ 59,3±2,1 63,0±2,1 54,2±3,1 57,7±0,9

ОФВ1 57,2±2,4 64,1±1,1* 58,4±1,2 69,4±2,3*

МОС 25% 50,2±3,1 59,6±2,9* 56,3±3,5 67,3±3,6*

МОС 50% 43,6±1,8 47,3±2,0 47,4±2,6 51,2±1,7

МОС -750% 39,9±2,8 42,6±1,8 38,5±1,7 41,6±2,1

Примечание:*- р< 0,05

Как видно из табл. 4, на фоне проводимой терапии у больных основной и контрольной групп отмечено достоверное увеличение ЖЕЛ, показателей ОФВ1 и МОС 25%, проходимость по средним и мелким бронхам достоверно не изменилась. Полученные данные, как и данные полученные другими авторами [12,13], показали, что на фоне терапии небивололом у больных ХОБЛ не наблюдалось ухудшения бронхиальной проходимости, хотя у 2 больных 1 группы в начале исследования и у 1 больного через 6 недель от начала исследования отмечалось усиление кашля и одышки. Средние утренние значения ПСВ за недельный период, предшествующий рандомизации составили: в 1 группе -

257,0±18,5 л/мин; в группе контроля - 259,0±2,9 л/мин. Через 4 недели средние утренние значения ПСВ во всех группах имели тенденцию к росту относительно исходного уровня и составили: в 1 группе - 264,5±19л/мин (р>0,05); во 2 группе - 278,0±2,5 л/мин. На момент завершения исследования средние утренние значения ПСВ во всех группах превышали исходный уровень. Статистически значимый прирост ПСВ был зафиксирован в группе контроля - 278,0±2,5 л/мин (р<0,05).

По результатам СМЭКГ у больных 1 группы отмечалось снижение ЧСС, по сравнению с группой контроля. На фоне приема небиволола регрессировали желудочковые, наджелудоч-ковые экстрасистолы, в том числе наджелудочковая тахикардия. Число наджелудочковой тахикардии уменьшилось в 1 группе с 56,25% до 31,25%, в контроле на 7%. Частота ЖЭ в контрольной группе не изменилась, в 1 группе, принимавших небилет, уменьшилась с 477,15±4,21 до 101,6±2,7 (р<0,05) (табл. 5).

Анализ значений шкал опросника 8Б-36 не выявил статистических различий в исследуемых группах (р>0,05). В обеих группах был значительно снижен показатель ролевого функционирования (31,3 балла; 37,5 баллов; по группам соответственно), отражающий влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием пациента, что вполне объяснимо имеющейся тяжелой легочно-сердечной патологией. Полученные данные свидетельствуют об эффективности, хорошей переносимости и безопасности применения высокоселективного р-адреноблокатора небиволола при включении его в схему комплексной терапии больных ХОБЛ в сочетании с ИБС. Назначение небилета в терапевтических дозах в качестве антиаритмической терапии ведет к уменьшению ЧСС, к коррекции нарушений ритма сердца, улучшения качества жизни, что является прогно-

стически благоприятным, отсутствие ухудшений показателей ФВД и клинического течения ХОБЛ расширяет возможности применения препарата при нарушениях бронхиальной проходимости у данной категории больных.

Таблица 5

Характер нарушений сердечного ритма у больных ХОБЛ в 1-й группе до и после проводимой терапии по данным СМЭКГ

Показатель 1 группа небилет (n -30) 2 группа контроль (n -14)

до лечения после лечения до лечения после лечения

ЧСС макс 138,32±5,21 119,15±4,32* 140,46±5,32 134,1±2,8

ЧСС ср 81,5±1,32 68,2±2,4* 78,4±2,32 76,2± 3,1

Эпизоды синусовой брадикардии 4 (25%) 2 (12,5%) 2 (14,3%)

Эпизоды синусовой тахикардии 9 (56,25%) 4 (25%)* 8 (57,2%) 7(50%)

Пароксизмальная фибрилляция предсердий 5 (31,25%) 3 (18,75%) 2 (14,3%) 2 (14,3%)

Пароксизмальная НЖТ 9 (56,25%) 5 (31,25%)* 8 (57,2%) 7(50%)

Кол-во НЖЭ по типу бигеминии 2,3±0,8 1,1±0,43 1,2±0,15 1,1±0,18

Кол-во ЖЭ по типу бигеминии 6,12±1,1 2,6±1,3* 1,81±1,09 2,1±1,1

Кол-во ЖЭ по типу тригеминии 0 0 1,2±1,01 1,4±0,7

Общее кол-во ЖЭ 477,15±4,21 101,6±2,7* 465,03±2,1 463,14±3,8

Примечание: *- р< 0,05

При назначении препарата больным ХОБЛ с нарушениями ритма сердца в пожилом и старческом возрасте необходим постоянный контроль за показателями ФВД, также как и необходимость устранения бронхиальной обструкции в соответствии с общепринятыми стандартами и рекомендациями.

Литература

1.Айсанов З.Р., Калманова Е.Н. // Справочник поликлинического врача. 2008. № 3. С. 44-48.

2.Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Литвинова И.В. // Тер. архив. 2008.№ 8. С. 86-89.

3.Global Initiative for Chronic Obstructive Lung Dis-ease(GOLD).- NHLBI/WHO workshop report. Last updated, 2006

4.Дворецкий Л.И. //РМЖ. 2005. Т.13, № 10. С. 672-675.

5.Buch P., Friberg J., Scharling H. et al. // Eur. Respir. J. 2003. Vol. 21, № 6. P. 1012-1016.

6.ЧучалинА.Г. // Пульмонология. 2008. № 2. С. 5-14.

7.Aronow W.S., Frishman W.H., Cheng-Lai A. // Cardiology in Rev. 2007. Vol. 15. P. 195-215.

.Guidelines on the management of stable angina pectoris — executive summary. // Eur Heart J. 2006. № 27. P. 1341-1381.

9.Цветкова О.А., Веселовская М.В. // Тер. архив. 2007. № 3. С. 25-29.

10.Кукес В.Г., Остроумова О.Д, и др. // Тер. архив. 2003. №8. С. 43-47.

11.Чучалин А.Г. Хронические обструктивные болезни легких. М. Спб, 1998.

12.Симонова Ж.Г., Тарловская Е.И., Тарловский А.К. // Бюл. Сиб. отд. РАМН. 2003. Т.3, №109. С. 36-41.

13.Остроумова О.Д. // РМЖ. 2004. Т.12, № 12. С. 721-725.

УДК 612.82-5.8:37.03-057.875

ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Л.Т. УРУМОВА*, Н.К. БОТОЕВА**, Л.Г. ХЕТАГУРОВА* Ключевые слова: эмоциональный экзаменационный стресс,

Проблема здоровья учащейся молодежи является актуальной для общества. Обучение в вузе сопряжено с постоянным умственным и психоэмоциональным напряжением, необходимостью выполнения учебных программ в ограниченные сроки, погоней за рейтингом, гипокинезией и нарушениями режима труда, отдыха и питания. Длительное или частое напряжение гомеостатических систем, особенно в периоды зачетной и экзаменационной учебной деятельности характеризуется повышенными энергетическими затратами, изменениями биоритмов показателей физиологических и психических функций [7,16]. Как

* СОГМА

УРАН ИБМИ ВНЦ РАН и РСО-Алания 362019, РСО-Алания. г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 40; тел. (факс) 867(2)537335

следствие, развивается напряжение или срыв процесса адаптации, возрастание нервно-эмоциональных нагрузок до уровня психического стресса и патологического десинхроноза, что отрицательно отражается на работоспособности и успеваемости студентов и создает предпосылки для развития различных заболеваний и манифестации скрытых патологических процессов [12,18].

Наиболее полная и оптимальная регуляция деятельности биологической системы, основанная, в том числе, на информационных воздействиях, возможна только через ее единую пространственно-временную организацию. Фундаментальной характеристикой психической деятельности и ключевым механизмом адаптации организма к изменениям внешней среды является пространственно-временная организация биосистем [10,13]. Нарушение временной организации биосистемы - патологический десинхроноз относится к повреждениям регуляции, представляет интеграцию сложных изменений в биосистеме, связанных причинно-следственными связями, является важным объективным критерием уровня здоровья, составляет основу доклинических нарушений здоровья и сопровождает практически все патологические процессы [8,18,19,20].

В условиях эмоционального напряжения психическая адаптация обеспечивается за счет усложнения и перестройки взаимосвязи между структурами головного мозга. Установлено, что эмоциональный стресс сопровождается изменениями биоэлектрической активности головного мозга, проявляющимися на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) перестройкой спектра и когерентности ритмов и межполушарной асимметрии мозга [2,7,14]. Возникновение ЭЭГ-феноменов связано с первичным формированием эмоционального стресса в подкорковых лимбико-ретикулярных и гипоталамических образованиях, являющихся как эмоциогенными зонами головного мозга, так и ритмообразующими структурами [6,12]. Ритмическая смена возбуждения и торможения в коре больших полушарий, ритмоорганизующие структуры подкорковых образований и сенсорные системы обеспечивают пространственно-временную организацию биосистемы [10], отображают комплекс пространственно- временных отношений предметов и явлений в окружающей человека среде -хронотоп [15]. Регуляция восприятия и оценки времени и пространства ведется в условиях изменения уровня активации мозговых структур и перестройки основных ритмов ЭЭГ. Изменения длительности восприятия и оценки временных единиц коррелируют с изменениями спектра основных ритмов ЭЭГ [5,17].

Цель - изучение пространственно-временного восприятия окружающей среды и биоэлектрической активности головного мозга в их корреляционной взаимосвязи с периодами учебной деятельности у студентов с разными уровнями здоровья.

Материал и методы. Обследованы 400 студентов 3-5 курсов СОГМА (2001 -2007 гг.) в возрасте 20-25 лет, в периоды семестровой и экзаменационной учебной деятельности - за 20-30 минут перед экзаменом и через 20-30 минут после экзамена.

На основании анализа результатов биоритмологического исследования студентов распределили на 3 группы или уровня здоровья в зависимости от его качества [18]: уровень здоровья -успешно адаптирующиеся студенты; уровень здоровья - студенты с напряжением адаптации - физиологическим десинхронозом; уровень здоровья - студенты с перенапряжением и срывом адаптации - патологическим десинхронозом - доклиническими нарушениями здоровья. При изучении восприятия хронотопа студентами за единицу времени в его отмеривании была взята «индивидуальная минута» (ИМ), отмериваемая самим человеком в уме [10]. В качестве единицы отмеривания пространства был выбран «индивидуальный дециметр» (ИД), который испытуемый воспроизводит в виде линии на бумаге. В процессе их одновременного отмеривания регистрируют соответственно ИМ хронотопа (ИМХ) и ИД хронотопа (ИДХ). Исследование проводили при открытых глазах (ОГ) и при физиологическом воздействии -закрывание глаз (ЗГ) [4,13].

Параллельно исследовали биоэлектрическую активность головного мозга методом электроэнцефалографии (ЭЭГ) на компьютерном 8-канальном электроэнцефалографе «Нейрон-Спектр-1» фирмы «Нейрософт». ЭЭГ регистрировали от 8 отведений по международной системе «10-20» монополярно с использованием в качестве референта мочку ипсилатерального уха в полосе пропускания 0,5-35 Гц при частоте квантования 256 Гц по стандартной методике. Для дальнейшего анализа использовали по 5 эпох безартефактной ЭЭГ длиной 4 с с вычислением

мощности спектра в дельта- (0,5-3 Гц), тета- (4-7 Гц), альфа- (8-12 Гц), бета-1- (13-20 Гц), бета-2- (21-35 Гц) диапазонах частот и последующим логарифмированием для нормализации распределения. Показатели асимметричного распределения спектров мощности ЭЭГ между гомологичными областями коры левого и правого полушарий мозга (Fp1/Fp2, C3/C4, T3/T4, O1/O2) рассчитывали по формуле: (log РПП-log РЛП) [10].

Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью пакета программ Statistica 6.0 с использованием методов описательной статистики, t-критерия, критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05. С помощью ранговой корреляции Спирмена был проведен анализ взаимоотношений между коэффициентами асимметрии (КА) межполушар-ного распределения спектров мощности ЭЭГ в различных частотных диапазонах, индексами ритмов ЭЭГ и показателями пространственно-временного восприятия хронотопа.

Результаты. Анализ величин интегральных показателей времени и пространства показал различия в периоды семестровой и экзаменационной учебной деятельности в группах лиц с разным уровнем здоровья. При изучении пространственно-временной организации восприятия предметов и явлений окружающей среды (хронотоп) у студентов в период семестровой учебной деятельности установлено, что средние значения отмеривания временных и пространственных единиц («ИМ» и «ИД») составили 58 с и 9,5 см, ИМХ и ИДХ - 59 с и 9,9 см соответственно. Колебания величин этих показателей у отдельных студентов варьировали от 30 с до 75 с и от 4,9 см до 13,0 см соответственно. Выявлена тенденция преобладания величин ИМХ и ИДХ над показателями ИМ и ИД. Следует отметить, что физиологическая нагрузка (закрытие глаз) в этот период обучения не меняла показатели чувства времени (ИМ), но существенно снижала ИД и ИДХ (8,0-8,5 см). При этом доля студентов с недоотмериванием временных единиц (ИМ и ИМХ менее 1 минуты) в период семестровой учебной деятельности составляла 51 %, а с недоотмери-ванием пространственных единиц (ИД и ИДХ менее 1 дециметра) - 40 %. В период семестра выраженность нарушений хронотопа преобладала у студентов с патологическим десинхронозом. Указанные отличия проявились более существенным недоотме-риванием ИМ и ИД (53,5 с и 7,6 см соответственно) относительно студентов с физиологическим десинхронозом (57 с и 9,7 см) и успешной адаптацией (61,8 с и 9,9 см).

Различия показателей отмеривания пространственных единиц ИД при ОГ и ЗГ у лиц с патологическим десинхронозом достоверны (р<0,01) сравнительно с первой группой здоровья, а в отдельных случаях и со второй. Преобладание нарушений отмеривания временных и пространственных единиц, т.е., неустойчивости пространственно-временного восприятия реальной среды обитания у студентов с патологическим десинхронозом (доклиническими нарушениями здоровья), свидетельствует о более глубоких нарушениях регуляции у этой группы лиц и/или о перенапряжении механизмов адаптации, их срыве.

В период эмоционального и умственного напряжения перед экзаменом в общем по группе выявлена тенденция к ухудшению пространственно-временного восприятия окружающей среды в сравнении с семестровой учебной деятельностью и уменьшение величины ИМ в 1,2 раза, ИМХ и ИД в 1,1 раза (р=0,09) (рис.1).

Рис.1. Динамика ИМ-ИМХ и ИД-ИДХу студентов в период семестровой учебной деятельности (1) и период экзаменационной сессии до (2) и после экзамена (3) с открытыми и закрытыми глазами (ОГ, ЗГ)

Нарушения чувства времени (укорочение длительности ИМ до 47 с и ИМХ до 54 с) ярче выражены при открытых глазах.

Физиологическая нагрузка - закрытие глаз способствует возрастанию показателей (до 52 с и 56 с соответственно), т.е., улучшению восприятия времени, что указывает на положительную динамику и успешность компенсаторных механизмов адаптации. По окончании экзамена чувство времени у студентов по обоим тестам не восстановлено. Длительность пространственных единиц хронотопа в тесте с ОГ восстанавливается до нормальных (ИД) и (ИДХ) значений, физиологическая нагрузка (закрытие глаз) способствует снижению ИД и ИДХ. Доля студентов с недо-отмериванием временных и пространственных единиц в период экзаменов увеличилась в 1,3 раза и составила 70 % и 50 % соответственно, из чего следует, что в условиях эмоционального и умственного напряжения ухудшилась пространственно-

временная организация окружающей среды.

Преобладает вариабельность временных единиц отмеривания хронотопа, т. е. заметнее меняется чувство времени, что согласуется с данными литературы об адаптивной роли временной организации в ее единой пространственно-временной организации [4,13]. После экзамена разница между ИМ и ИМХ в тесте с ЗГ уменьшается до уровня семестровой учебной деятельности, однако, низкие значения показателей сохраняются. Напротив, динамика показателей пространственных единиц хронотопа после экзамена проявилась восстановлением пространственных единиц хронотопа при ОГ. Выявлено более быстрое в сравнении с временными единицами, восстановление пространственных единиц, что находится в соответствии с представлением о важной роли пространственной организации в сохранении гармоничности биосистемы и свидетельствует об успешности ее адаптивных механизмов в ЦНС [4]. При физиологической нагрузке с закрыванием глаз у студентов выявлена тенденция к восстановлению средних значений ИМ и ИМХ и уменьшению средних значений ИД и ИДХ в 1,1 и 1,2 раза соответственно, что, может быть следствием зрительной депривации и подтверждает мнение о важной роли зрительного анализатора в восприятии пространства [4, 13].

Корреляционный анализ результатов выявил качественные и количественные изменения взаимосвязей между показателями пространственно - временного хронотопа у студентов в период экзаменов сравнительно с периодом семестровой учебной деятельности. Показатели временных единиц ИМ и ИМХ и пространственных единиц хронотопа ИД и ИДХ положительно коррелируют между собой в период семестровой учебной деятельности (г+0,332, г+0,554 соответственно) (рис.2).

Перед экзаменом в состоянии эмоционального напряжения установлено ослабление корреляционной взаимосвязи между этими показателями, особенно пространственными (г+0,325, г+0,374 соответственно), в сравнении с периодом семестровой учебной деятельности. После экзамена, напротив, выявилось увеличение коэффициента корреляции между указанными показателями более чем в 2 раза (г+0,751, г+0,915 соответственно), что свидетельствует об усилении внутрисистемных связей временных и пространственных единиц хронотопа после экзамена, т.е., в условиях снижения эмоционального напряжения.

В то же время между показателями единиц отмеривания времени и пространства в составе единого пространственновременного восприятия хронотопа (ИМ и ИД, ИМХ и ИДХ) в период семестровой учебной деятельности корреляционная связь весьма слабая (г+0,199, г+0,082 соответственно). Перед экзаменом корреляционные взаимосвязи между этими показателями еще больше уменьшились, до отрицательных значений (г-0,371, г+0,160 соответственно) без положительной динамики после сдачи экзамена (г-0,082, г -0,839 соответственно). Полученные результаты являются показателем более слабых межсистемных взаимосвязей в составе единого пространственно-временного восприятия хронотопа сравнительно с внутрисистемными.

1 _ |пим-имх

1 ИД-ИДХ 1 ИМ-ИД

□ ИМХ-ИДХ

Рис.2. Динамика коэффициента корреляции (г) показателей пространственно-временных единиц хронотопа у студентов-медиков (1 - период семестровой учебной деятельности, 2 - перед экзаменом, 3 - после экзамена)

Исследование хронотопа у студентов показало, что индивидуальные временные и пространственные единицы отмеривания хронотопа характеризуются динамичностью и изменчивостью под влиянием факторов внешней среды (умственного напряжения, закрытия глаз) и в зависимости от уровня здоровья. Выявлено рассогласование изменений пространственных и временных единиц отмеривания хронотопа, что может быть расценено согласно данным литературы как проявление дизрегуляции в восприятии хронотопа [4] и напряжения психической адаптации у студентов. Результаты оценки уровня фоновой биоэлектрической активности головного мозга у студентов выявили отличия спектральных и топологических характеристик ЭЭГ, связанные с периодом учебного процесса и разными уровнями здоровья.

^1 ^2 С3 С4 Т3 14 01 02

^2 С3 С4 13 И 01 02

□ семестр □ экз. сессия

□ семестр □ экз. сессия

Рис. 3. Динамика мощности ритмов ЭЭГ: 0 (а), а (б), [3-1 (в), [3-2 (г)в периоды семестровой и экзаменационной учебной деятельности Примечание: * - р<0,05

В период эмоционального напряжения перед сдачей экзаменов у студентов при спектральном анализе ЭЭГ выявлено достоверное (р=0,044) снижение мощности а-ритма в затылочных областях на фоне достоверного увеличения мощности р-1 ритма ЭЭГ в затылочной области и бета-2 ритма в лобной области сравнительно с периодом семестра (рис. 3). Одновременно, выявлено достоверное возрастание мощности 0-ритма во всех исследуемых зонах. Указанные особенности ЭЭГ в предэкзаменационный период, согласно данным литературы, отражают процессы ирритации коры головного мозга вследствие активации эмоцио-генных структур, связанной с повышением уровня психической напряженности при эмоциональном экзаменационном стрессе [1, 2]. Наряду со снижением мощности а-ритма у студентов в предэкзаменационный период выявлено достоверное снижение его частоты в центральных и затылочных областях и тенденция к снижению в остальных зонах, сравнительно с периодом семестра. Анализ когерентности ритмов ЭЭГ у студентов в предэкзаменационный период показал достоверное (р=0,012) снижение меж-полушарной когерентности в спектре бета-2 ритма между симметричными отведениями правого и левого полушарий.

Снижение межполушарной когерентности ритмов ЭЭГ у студентов перед экзаменом может являться отражением повышения асинхронности в работе функционально связанных групп нейронов, уменьшения стабильности и оптимального уровня взаимоотношений между симметричными зонами головного мозга, способствующих нарушениям в осуществлении высших корковых функций и снижению психической адаптации, вследствие психического напряжения, связанного с экзаменами [6]. Перед экзаменом у студентов выявлена тенденция снижения величины межполушарной асимметрии (МПА) а, 0, р-1 и р-2 ритмов в центральных, затылочных и височных отведениях ЭЭГ сравнительно с периодом семестра, что свидетельствует о повышении функциональной активности диэнцефальных структур в условиях эмоционального напряжения [3,11].

Исследование межполушарной асимметрии (МПА) индексов а и р- ритмов в правом и левом полушарии установило, что в период семестра среди студентов преобладает доля лиц с правополушарным типом МПА (58,42%), возросшая в период экзаменов до 64,36%. Доминирование правополушарного типа межпо-лушарной асимметрии у студентов является проявлением адаптивных перестроек при эмоциональном напряжении [11]. Сравнительный анализ ЭЭГ показал отличия в группах студентов с разным уровнем здоровья. У студентов с патологическим десин-

хронозом в период семестра выявлена тенденция к снижению мощности а-ритма в затылочных отведениях ЭЭГ, в сравнении со студентами успешно адаптированными и физиологическим десинхронозом. Наряду с этим, у студентов с десинхронозом выявлена тенденция к увеличению мощности р-1 и р-2 ритмов, преимущественно в затылочных отведениях ЭЭГ. Одновременно у студентов с десинхронозом наблюдается тенденция к увеличению мощности 0-ритма в центральных и затылочных отведениях и дельта-ритма в центральных и лобных отведениях ЭЭГ.

Следовательно, ЭЭГ-корреляты эмоционального напряжения и нарушения регуляторной функции ЦНС доминировали у студентов с патологическим десинхронозом и в предэкзаменационный период. Однако имеются отличия в виде тенденции к увеличению мощности 5-ритма у студентов с патологическим десинхронозом. Корреляционный анализ показал отличия взаимосвязи между коэффициентами асимметрии (КА) межполушар-ного распределения мощностей основных ритмов ЭЭГ и показателями пространственно-временного восприятия хронотопа в разные периоды учебного процесса.

При анализе взаимосвязей КА мощностей ритмов ЭЭГ с временными единицами отмеривания хронотопа при ОГ в период семестра выявлена достоверная корреляционная связь между ИМ и КА а- ритма (обратная) в височных отведениях ЭЭГ(г -0,37) и КА р-2 ритма, прямая в лобных и обратная в височных отведениях ЭЭГ (г +0,54, г -0,38 соответственно); обратная связь между ИМХ, КА а- ритма (г -0,36) и р-2- ритма (г -0,48) в височных отделах мозга, прямая достоверная связь между ИМХ и КА р-2-ритма в лобных отделах мозга (г +0,44) (рис. 7). В условиях ЗГ, как и при ОГ, отмечена прямая достоверная связь между ИМХ и КА р-2-ритма в лобных отделах мозга (г +0,41) (рис. 4).

°'6‘2

^ :,411

І °,32‘

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 0:ш • • ; '

г 1 і

1,9 6,0 6,9 8,6 9,2 10,0 10,7 11,1

ИД ОГ

ИДХОГ

ИДХ ОГ

3,1 5,0 6,1 7,5 8,6 9,6

ИДХ ЗГ

Рис.4. Корреляционные взаимосвязи между логарифмированными КА межполушарного распределения мощности ритмов ЭЭГ и величиной ИМ и

ИМХ у студентов в период семестровой учебной деятельности

При изучении взаимосвязей КА мощностей ритмов ЭЭГ с пространственными единицами отмеривания хронотопа (рис.5) при ОГ установлена прямая достоверная корреляционная связь между ИД и КА а- ритма в лобных отделах (г +0,55), ИДХ и КА а- ритма в лобных отделах (г +0,41), ИДХ и КА р-1- ритма в центральных областях (г +0,46), отрицательная связь между ИДХ и КА 5- ритма в лобных отделах (г -0,46). При ЗГ наблюдалась достоверная прямая корреляция между ИДХ и КА р-1 ритма в лобных областях (г +0,54).

В период экзаменов при ОГ выявлена достоверная обратная связь между ИМХ и КА р-2 ритма в лобных областях (г -

0,63), ИД и КА 5 ритма в височных областях (г -0,63), прямая связь между ИДХ и КА р-1 ритма в центральных областях (г +0,72). В условиях ЗГ достоверная прямая взаимосвязь выявлена между ИМ (ЗГ) и КА 5- (г +0,65) и а-ритмов в центральных областях (г +0,54); ИМХ (ЗГ) и КА а- ритма (г +0,54), между ИДХ и

КА р-1 ритма (г +0,79) в центральных отведениях ЭЭГ; обратная взаимосвязь между ИД и КА р-1 ритма в затылочных отведениях ЭЭГ (г -0,57) и КА 5- ритма в височных отведениях ЭЭГ(г -0,55).

, Ьей-2 0974 # аїрйа

Т3/Т4

0804 • Ьйа-2

Рр1/Рр2

—Г

Рис.5. Корреляционная взаимосвязь между логарифмированными КА межполушарного распределения мощности ритмов ЭЭГ и величиной ИД и

ИДХ у студентов в период семестровой учебной деятельности.

Корреляционный анализ показал, что в период экзаменов выявлено уменьшение числа достоверных взаимосвязей показателей пространственно-временного восприятия хронотопа с мощностью ритмов ЭЭГ сравнительно с периодом семестровой учебной деятельности. Эти результаты согласуются с уменьшением числа достоверных корреляционных связей между показателями пространственно-временной организации окружающей среды у студентов перед экзаменом и свидетельствуют о напряжении механизмов регуляции вследствие эмоционального напряжения. Однако, наряду с уменьшением количества возросла доля связей с высокими коэффициентами корреляции показателей пространственно-временного восприятия хронотопа и мощностью ритмов ЭЭГ, что можно расценивать как мобилизацию компенсаторных механизмов. В период семестра было установлено доминирование корреляционных связей временных единиц отмеривания хронотопа при ОГ с ритмами ЭЭГ в лобных участках коры мозга, перед экзаменами выявлена перестройка взаимосвязей с возрастанием доли достоверных корреляционных связей пространственных единиц отмеривания хронотопа при ЗГ с ритмами ЭЭГ в центральных областях коры мозга. Одновременно в сравнении с семестром, перед экзаменом уменьшилось количество достоверных взаимосвязей между КА ритмов ЭЭГ с временными и пространственными единицами восприятия хронотопа в условиях ОГ и, напротив, увеличилось число достоверных взаимосвязей между этими показателями в условиях ЗГ. Условия зрительной депривации способствуют уменьшению эмоционального напряжения и, соответственно, компенсаторному росту числа разнонаправленных корреляционных взаимосвязей между исследуемыми показателями. В период семестра уменьшение величин ИМ и ИМХ преобладает у лиц с правополушарным типом МПА (48,11 с и 49,20 с соответственно) сравнительно со студентами с левополушарным типом межполушарной асимметрии (57,14 и 53,86 с соответственно).

Перед экзаменом отмечается изменение взаимосвязей показателей: тенденция укорочения длительности отмеривания временных единиц ИМ и ИМХ преобладает у студентов с левополушарным типом межполушарной асимметрии (50,5 и 54,3 с соответственно) сравнительно со студентами с правополушарным типом МПА (53,3 и 55,3 с соответственно) (рис. 9). По видимому, в период умственного и эмоционального напряжения перед экзаменами наблюдается перестройка межполушарных взаимодействий для успешной реализации компенсаторных механизмов

ИМ ОГ

ИМХ ОГ

ИМХ ОГ

ИМХ ОГ

ИМХ ЗГ

[3]. Т.о., результаты исследования показали, что в механизмах хроноадаптации студентов к разным периодам учебной деятельности, включая экзаменационный стресс, важную роль играют межсистемные корреляционные взаимосвязи между хрономеди-цинскими показателями уровня здоровья студентов и спектрально-топологическими характеристиками биоэлектрической активности их головного мозга, их характер и сила в меняющейся динамике учебного процесса. Эта роль возрастает еще более, если по разным сопутствующим дополнительным причинам или новым условиям, например, сбоям информационных сигналов управления в регуляторных системах или формирования патологических систем в условиях болезни, нарушаются или исчезают, меняют характер корреляционные межсистемные зависимости.

Выводы. Выявлена зависимость между спектральными и топологическими показателями ЭЭГ, пространственно -временной организацией восприятия окружающей среды, уровнем здоровья и периодом учебного процесса: развиваются качественные и количественные отличия корреляционных межсис-темных взаимосвязей между временными и пространственными единицами восприятия хронотопа и биоэлектрической активностью головного мозга, отражающие особенности механизмов обеспечения психической адаптации. Нарушения ЭЭГ и восприятия хронотопа с их нарушенными корреляционными взаимосвязями преобладают у студентов с патологическим десинхронозом, являются звеньями патогенеза патологических десинхронозов -доклинических нарушений здоровья. Нарушения ЭЭГ и восприятия хронотопа и их корреляционных взаимосвязей существенно преобладают у студентов в период экзаменационного стресса.

Литература

1.Айдаркин Е.К., Кундупьян О.Л. // Валеол. 2007. №3. С.303.

2.Урумова Л.Т. и др. // Владикавказский медико-

биологический вестник - 2007. T.VI. № 11-12. С.9-16.

3.ВинокурВ.А. // Вест. Рос. АМН. 2005. №10. С. 8-11

4.Гусев Е.И. , Романов Ю.А., Ефанкина О. Н. // Ж. неврол. и психиатрии. 2006. № 5. С.42-48.

5.Джебраилова Т.Д. //Физиол. чел.1995. Т.21, №4. С. 86-91.

6.Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография. Руководство для врачей / М.:МЕДпрессинформ, 2004. 368 с.

7.Киколов А.И. Умственный труд и эмоции. М.:Медицина. 1978. 366 с.

8.Комаров Ф.И. и др. Суточный ритм физиологических функций у здорового и больного человека. Л.:Медицина, 1966. 200 с.

9.Ливанов М.Н. Пространственная организация головного мозга. М.: Наука, 1972. 181 с.

10.Моисеева Н.И. Свойства биологического времени. Фактор времени в функциональной организации живых систем. М., 1982. С.15-19.

11. Валеев Р.Г.и др.// Бюл. СО РАМН. 2005. №4 (118). С.46.

12.Пшенникова, М.Г. // Патолог. физиол. 2000. №3. С.20-26.

13.Романов Ю.А., Ефанкина О. Н. , Ириков О А. // Мат-лы конф. «Современные наукоемкие технологии». 2005. №2. С.43.

15.Соколов Е.И., Белова Е.В. Эмоции и патология сердца / М.: Наука.1983.301 с.

16. Ухтомский А.А.// Ж.неврол. и психиатрии.2006.№. С.42.

17.Федоров Б.М. Эмоции и сердечная деятельность. М.: Медицина, 1977. 216 с.

18. Фонсова Н.А., Шестова И А., Шульговский В.В. // Ж. высшей нервной деятельности. 1997. Т.47, Вып.1. С. 3-10.

19Хетагурова Л.Г., Салбиев К.Д. Хронопатофизиология доклинических нарушений здоровья. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. 175 с.

20.HalbergF. // Ann.Rev. of Physiol. 1969. Vol.31. P.675.

21. Wever R.A. //NY: Springer Verlag.1979. 276 p.

УДК 6106.127-002

ФАТАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ МИОКАРДИТА ПРИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ О.С. АВДЕЕВА*, Е.А. БЕЛЯЕВА*, Т. А. ЮНИНА**

Ключевые слова: миокардит, ВИЧ-инфекция

В терапевтическом стационаре сегодня все чаще приходится сталкиваться с ВИЧ-инфицированными пациентами, причиной госпитализации которых становятся пневмонии, гепатиты, ин-

* г-р

** Тульский государственный университет Городской ревматологический центр

фекционные эндокардиты и другие патологические состояния, обусловленные синдромом приобретенного иммунодефицита. Иммунная беззащитность пациентов обусловлена уникальным свойством вируса: способностью лизировать Т-лимфоциты.

Следствием этого становится снижение общего числа Т-лимфоцитов, изменение соотношения «хелперы - супрессоры», угнетение продукции интерферона, интерлейкинов, компонентов комплемента. Нарушение взаимоотношений в системе «возбудитель - макрофаг - клеточные факторы - гуморальное звено» способствует развитию любого из патологических процессов: инфекционного, аутоиммунного, злокачественного с потенциально неблагоприятным течением. ВИЧ представляет собой ретровирус, относящийся к подсемейству лентивирусов. После внедрения вируса в организм ВИЧ-инфекция проходит несколько последовательных стадий: первичная инфекция ВИЧ, серокон-версия, латентный период с наличием или отсутствием генерализованной лимфоаденопатии, стадия ранних клинических проявлений, СПИД и поздняя стадия ВИЧ-инфекции. При этом латентный период может составлять >10 лет. Приводим клиническое наблюдение ВИЧ-инфицированного пациента с длительным латентным периодом ВИЧ-инфекции и потенциально летальным течением миокардита с прогрессирующей дилатацией полостей сердца и быстрым развитием фатальной сердечной недостаточности. Больной А., 39 лет, госпитализирован в городской ревматологический центр с диагнозом «лихорадка неясного генеза» и подозрением на инфекционный эндокардит.

Жалобы при поступлении: на одышку при минимальной физической нагрузке (самообслуживании), выраженную слабость, тяжесть в правом подреберье, сердцебиение, периодическое повышение температуры тела до 39оС.

В середине октября 2007 г. производилась санация полости рта, с этого периода стал отмечать повышение температуры до 37,5-38,5 оС с ознобами и потливостью; появление одышки, слабость при незначительной физической нагрузке. Температура тела (на фоне самостоятельного приема терафлю, аспирина, НПВП) временно снижалась до нормальных значений. За медицинской помощью не обращался, лечился самостоятельно, продолжал работать. В дальнейшем, в течение месяца, сохранялась субфебрильная лихорадка, прогрессировала одышка, появилось сердцебиение. В середине января обратился за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства, заподозрена двусторонняя пневмония. При обследовании данных за пневмонию не выявлено. Для уточнения диагноза и лечения рекомендована госпитализация, от которой больной отказался.

По поводу бронхита амбулаторно получал амоксициллин, цефазолин в/м. На фоне терапии состояние прогрессивно ухудшалось. Нарастала слабость, одышка. В конце января 2008 г. госпитализирован в терапевтическое отделение по месту жительства. На рентгенографии органов грудной клетки (ОГК) от 26.01.2008 г. - усиление легочного рисунка справа в нижних отделах. Размеры сердца в пределах нормы (рис. 1).

Рис.1 Рентгенография ОГК от 26.01.08.

Рис. 2. Рентгенография ОГК от 05.02.2008

На фоне проводимой терапии (клафоран в/м, эреспал, ла-золван, диклофенак в/м) состояние стабилизировалось, одышка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.