Научная статья на тему 'Патогенетическое обоснование применения хронотерапевтических восстановительных технологий в профилактике умственного и физического переутомления у лиц молодого возраста'

Патогенетическое обоснование применения хронотерапевтических восстановительных технологий в профилактике умственного и физического переутомления у лиц молодого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
biorhythms / chronotop / chronocorrection / chronoprophylaxis / students / sportsmen

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л.Т. Урумова, Н.К. Ботоева, О.Г. Лунева, Л.Г. Хетагурова

Обследовано 550 студентов и 85 спортсменов в разные периоды учебной и тренировочной деятельности. У исследуемых в период напряженной умственной (экзаменационная сессия) и физической (соревновательный период) деятельности выявлены изменения структуры биоритмов, биоэлектрической активности головного мозга, хронотопа, повышение уровня тревожности и снижение работоспособности, связанные с развитием психического и физического перенапряжения. На фоне хронокоррекции и хронопрофилактики выявленных нарушений медицинских показателей качества здоровья фитоадаптогенами, низкоинтенсивным магнитолазерным излучением, арома-, цветотерапией отмечено восстановление биоритмологической организации, снижение уровня тревожности, нормализация электроэнцефалографической картины, повышение работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.Т. Урумова, Н.К. Ботоева, О.Г. Лунева, Л.Г. Хетагурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATOGENETIC BASIS OF CHRONOTHERAPEUTIC RESTORATIVE TECHNOLOGIES USE IN THE PROPHYLAXIS OF MENTAL AND PHYSICAL OVERSTRAIN IN YOUNG AGE PERSONS

550 students and 85 sportsmen were examined during the different period of educational and training activity. The changes were revealed in the biorhythms’ structure, bioelectric brain activity, chronotop, the increase of anxiousness level and decrease of working capacity, connected with the development of psychic and physical overstrain in the examined persons during the period of the tense mental (exam session) and physical (competitive period) activity. It was noted the biorhythmologic organization restoration, the decrease of axionsness level, the normalization of the EEG-picture, the increase of working capacity against a background of chronocorrection and chronoprophylaxis of the revealed impairments of the medical indices of health quality by phytoadaptogens, low intensive magnitolaser radiation, aromaand color healing.

Текст научной работы на тему «Патогенетическое обоснование применения хронотерапевтических восстановительных технологий в профилактике умственного и физического переутомления у лиц молодого возраста»

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ХРОНОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

Л.Т. Урумова, Н.К. Ботоева, О.Г. Лунева, Л.Г. Хетагурова

УРАН Институт биомедицинских исследований ВНЦ ул. Пушкинская, 40, Владикавказ, Россия, 362019

Обследовано 550 студентов и 85 спортсменов в разные периоды учебной и тренировочной деятельности. У исследуемых в период напряженной умственной (экзаменационная сессия) и физической (соревновательный период) деятельности выявлены изменения структуры биоритмов, биоэлектрической активности головного мозга, хронотопа, повышение уровня тревожности и снижение работоспособности, связанные с развитием психического и физического перенапряжения. На фоне хронокоррекции и хронопрофилактики выявленных нарушений медицинских показателей качества здоровья фитоадаптогенами, низкоинтенсивным магнитолазерным излучением, арома-, цветотерапией отмечено восстановление биоритмологической организации, снижение уровня тревожности, нормализация электроэнцефалографической картины, повышение работоспособности.

Проблема повышения уровня здоровья молодежи, занятой как интеллектуальной (студенты), так и физической (спортсмены) деятельностью, является актуальной для общества в современных условиях социальной и экономической неустойчивости. Постоянное напряжение гомеостатических систем, как умственное, так и физическое, создает серьезные предпосылки для развития различных заболеваний и манифестации скрытых патологических процессов, отражающихся на работоспособности и успешной адаптации к все возрастающим требованиям учебного и соревновательного процессов [2, 4, 6, 7, 8]. Для решения задачи сохранения и восстановления функциональных резервов, сниженных в процессе неблагоприятного воздействия факторов среды обитания, широко применяют средства восстановительной медицины, включающей обширный арсенал традиционных и современных лечебно-оздоровительных методов [2, 4, 8]. Действие современных средств и методов восстановительной медицины основывается на резонансных отношениях с живыми системами по механизму кодовых взаимодействий, усиливает адаптивные механизмы регуляции, способствует улучшению состояния энергоинформационных процессов в биосистемах [6].

Цель работы: изучить динамику биоэлектрической активности головного мозга, психофизиологических показателей, восприятия времени и пространства у студентов (в процессе семестровой и экзаменационной учебной деятельности) и спортсменов (в периоды тренировочной и соревновательной активности) и возможности коррекции выявленных изменений.

Материал и методы исследования. Обследовано 550 студентов и 85 спортсменов с использованием хронобиологических (ауторитмометрия, хронотоп), функциональных (суточное мониторирование артериального давления (СМАД), электроэнцефалография (ЭЭГ), квантовых (газорязрядная визуализация (ГРВ), виртуальное сканирование — «Странник») и психофизиологических (анкета Эстберга, тесты САН, Спилбергера) методов исследования; у спортсменов дополнительно оценена специальная физическая работоспособность с помощью пробы со специфическими физическими нагрузками. Статистическая обработка результатов проведена с использованием пакета программ Statistica 6.0.

Результаты исследования и обсуждение. I. Анализ результатов биоритмологического исследования позволил распределить здоровых студентов и спортсменов в зависимости от качества здоровья на 3 группы: 1-й уровень здоровья — успешно адаптирующиеся; 2-й уровень здоровья — лица с напряжением адаптации — физиологическим десинхронозом (ФД); 3-й уровень здоровья — лица с перенапряжением адаптации, патологическим десинхронозом (ПД) [10]. По результатам теста Спилбергера установлено увеличение доли лиц с высокой ситуационной и личностной тревожностью в период экзаменов в сравнении с семестровой учебной деятельностью: в период экзаменов показатели реактивной и личностной тревожности у студентов с ПД составили 60,1 и 55,2 баллов соответственно. Средние значения реактивной и личностной тревожности в период семестра составили у успешно адаптированных студентов — 41,9 и 43,1 баллов, с ФД — 42,3 и 44,08 балла и ПД 50,3 и 51,3 баллов соответственно. Различия по уровню реактивной и личностной тревожности в группе студентов с 3-м уровнем здоровья (ПД) сравнительно с 1-м и 2-м уровнями были статистически значимыми (р < 0,01).

При исследовании биоэлектрической активности мозга у студентов выявлены изменения спектральных и топологических характеристик ЭЭГ в ходе экзаменационной сессии. Установлено достоверное (р < 0,05) снижение мощности альфа-ритма в затылочных областях на фоне увеличения мощности бета-1 ритма в затылочной области и бета-2 ритма в лобной сравнительно с периодом семестра (рис. 1).

Наиболее выраженные изменения коснулись мощности тета-ритма, отмечено ее достоверное возрастание во всех исследуемых зонах. Эти данные коррелировали с повышением уровня тревожности и служили отражением общих сдвигов, возникающих при эмоциональном стрессе, поскольку, по мнению ряда авторов, рост тета-ритма происходит в результате общего напряжения при решении мыслительных задач и именно при стрессе происходит наиболее выраженное увеличение мощности бета-ритма. Кроме того, усиление высокочастотной бета-активности может рассматриваться как электроэнцефалографический коррелят «дифференцированного внимания» и индикатор процессов возбуждения в коре [1], а низкочастотной — как отражение повышения уровня психической напряженности при экзаменационном стрессе. Наряду с выявленными изменениями, при сравнении биоэлектрической активности мозга студентов, относящихся к различным груп-

пам здоровья, установлены: тенденция к снижению мощности альфа-ритма в затылочных отведениях в семестровый период у студентов с ПД в сравнении с успешно адаптированными студентами и с ФД; тенденция к увеличению мощности бета-1 и бета-2 ритмов, преимущественно в затылочных отведениях ЭЭГ, более выраженная у лиц с ПД.

40 30 20 ■ 10 -0

11 Г Л Л 1 Л

Рр1 Рр2 СЗ С4 ТЗ Т4 01 02 ■ семестр □ экз. сессия

25 20 15 Ю Н

5 О

I II I I I I I

Рр1 Рр2 СЗ С4 ТЗ Т4 01 02 ■ семестр □ экз. сессия

г

Рис 1. Динамика мощности ритмов ЭЭГ:

тета (а), альфа (б), бета-1 (в), бета-2 (г) в периоды семестровой учебной деятельности и экзаменационной сессии

б

а

в

В то же время у студентов с десинхронозом наблюдается тенденция к увеличению мощности тета-ритма в центральных и затылочных отведениях, более выраженная у студентов с ПД. Описанные изменения могут быть расценены как признаки повышения кортикального тонуса у студентов с ПД вследствие более высокого эмоционального напряжения и нарушений регуляторной функции ЦНС.

При изучении пространственно-временной организации (хронотоп) у студентов в период семестровой учебной деятельности установлено, что средние значения индивидуальной минуты (ИМ) и индивидуального дециметра (ИД) составили 58 сек. и 9,5 см, индивидуальной минуты хронотопа (ИМХ) и индивидуального дециметра хронотопа (ИДХ) — 59 сек. и 9,9 см соответственно. Выявлена тенденция к преобладанию величин ИМХ и ИДХ над показателями ИМ и ИД (рис. 2).

Следует отметить, что физиологическая нагрузка (закрытие глаз) в этот период обучения не меняла показатели чувства времени (ИМ), но существенно снижала ИД и ИДХ (8,0—8,5 см). В период эмоционального и умственного напряжения перед экзаменом установлено уменьшение величины ИМ в 1,2 раза, ИМХ и ИД в 1,1 раза (р > 0,05), т.е., тенденция к ухудшению пространственно-временного восприятия в сравнении с семестровой учебной деятельностью.

Рис. 2. Динамика ИМ и ИМХ (а); ИД и ИДХ (б) у студентов в период семестровой учебной деятельности (1) и период экзаменационной сессии до (2) и после экзамена (3) с открытыми и закрытыми глазами (ОГ, ЗГ)

У 15% спортсменов, большее количество которых относилось к 3-му уровню здоровья, по итогам тестов Спилбергера и САН выявлены признаки психического стресса. По результатам исследования специальной работоспособности у 40 спортсменов выявлен нормотонический тип реагирования на физическую нагрузку, у 8 — гипертонический, у 6 — гипотонический, у 1 спортсмена — дистониче-ский. Кроме того, 9 лиц с атипическими реакциями на нагрузку отмечали жалобы на выраженную усталость, общую слабость, одышку; внешние признаки утомления: гипергидроз и тахипноэ; замедление восстановления АД и ЧСС после нагрузки (более 10 минут) и отсутствие должной сопряженности в изменении отдельных гемодинамических показателей.

Таким образом, результаты исследования определили необходимость проведения мер, направленных на коррекцию выявленных доклинических нарушений с целью профилактики дальнейшего снижения здоровья.

II. За месяц до начала экзаменов студентам с десинхронозами была проведена превентивная хронокоррекция или хронопрофилактика патологического десинх-роноза. Студентов разделили на 2 группы (1, 2), каждая из которых была разделена на 2 подгруппы (А, Б). В первую группу вошли студенты с патологическим де-синхронозом (128 чел.), во вторую — студенты с физиологическим десинхронозом (75 чел.). 1А подгруппа студентов (86 чел.) с патологическим десинхронозом получала хронофитокоррекцию фитоадаптогенами («Биоритм-РС» — фитококтейль, оригинальная формула которого представляет собой смесь спиртовых экстрактов родиолы розовой, солодки голой, элеутерококка колючего, девясила высокого) в сочетании с сеансами музыко- и ароматерапии; 1Б подгруппа (42 чел.) с патологическим десинхронозом получала мелаксен (мелатонин) в малых дозах (0,75 мг в течение10 дней за 1 час до сна) в качестве адаптогена; 2А подгруппе студентов (40 чел.) с физиологическим десинхронозом назначили хронокоррекцию биоуправляемой магнитолазерной терапией аппаратом «РИКТА 05» (8—10 сеансов); 2Б подгруппа (34 чел.) с физиологическим десинхронозом получала цве-торитмотерапию методом виртуального сканирования (компьютерная программа «Странник») — 8—10 сеансов. У всех спортсменов хронокоррекцию доклиниче-

ских нарушений здоровья провели фитококтейлями из растительных адаптогенов в сочетании с биоуправляемым магнитолазерным воздействием.

После хронокоррекции и хронопрофилактики отмечено улучшение структуры здоровья студентов: увеличилась доля студентов с успешной адаптацией и физиологическим десинхронозом (в 2,0 и 1,5 раза соответственно) и снизилась доля лиц с патологическим десинхронозом (в 1,6 раз), т.е. улучшилось качество здоровья студентов.

После проведенной коррекции отмечено достоверное увеличение коэффициента выносливости, восстановление сопряженности следующих показателей: при первой нагрузке — систолического и диастолического АД, систолического АД и ЧСС, диастолического АД и ЧСС. При второй нагрузке тенденция к увеличению корреляционной связи всех показателей и увеличение сопряженности систолического и диастолического АД в покое (рис. 3).

САД&ЧСС а

САД&ЧСС б

Рис. 3. Динамика сопряженности гемодинамических показателей на фоне нагрузки до (а) и после (б) коррекции

О положительных итогах хронокоррекции свидетельствует и динамика показателей ГРВ-грамм, проявившаяся наиболее четко при неблагоприятном исходном физиологическом или психологическом состояния спортсменов в виде достоверного уменьшения числа дефектных зон и стримеров, увеличения общей площади поля и симметрии, уменьшения энтропии.

У всех спортсменов с атипической реакцией на нагрузку наблюдали переход в нормотоническую реакцию (12 чел.), либо тенденция к ней (3 чел.): снижение ДАД при гипертонической реакции, повышение САД при гипотонической и нормализации показателей у спортсмена с дистонической реакцией на нагрузку. Следует отметить и лучшую субъективную переносимость спортсменками специфических нагрузок: уменьшилось чувство усталости, повысилась уверенность в себе и адекватность самооценки спортивного выступления.

Результаты повторного комплексного обследования студентов и спортсменов через 1 месяц после завершения хронопрофилактики и хронокоррекции стрессового патологического десинхроноза свидетельствуют о сохранении результатов лечения и хронопрофилактики отрицательной динамики: уменьшилась доля лиц

с патологическим десинхронозом и увеличилась доля лиц с успешной адаптацией и физиологическим десинхронозом, а также улучшились регуляторные процессы в ЦНС и уменьшились признаки психического стресса.

Заключение. Применение различных хронотерапевтических технологий у лиц молодого возраста, занимающихся умственным и физическим видами деятельности, приводит к качественному и устойчивому восстановлению временной организации физиологических функций, улучшению состояния центральной нервной системы, умственной и физической работоспособности. Описанные виды хро-нопрофилактики и хронокоррекции патологического десинхроноза можно рекомендовать для студентов и спортсменов в предэкзаменационный и предсоревно-вательный периоды с целью достижения более высокой результативности в учебной и спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Айдаркин Е.К., Кундупьян О.Л. Сенсорные и гуморальные механизмы влияния одо-рантов на эффективность зрительного опознания // Валеология. — 2007. — № 3 — С. 30—42.

[2] Беляев С.Д., Хетагурова Л.Г. Опыт амбулаторной сочетанной хронофито- и квантовой терапии больных с гипертонической болезнью 1 стадии // ВНМТ. — 2003. — № 1—2. — С. 44—46.

[3] Здоровье студентов / Под ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: Изд-во РУДН, 1997. — 199 с.

[4] Курашвили В.А. Исцеление цветом: хромотерапия // Вестник восстановительной медицины. — 2003. — № 3. — С. 52—53.

[5] Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии // Патологическая физиология. — 2000. — № 3.— С. 20—26.

[6] Романов Ю.А. Проблемы хронобиологии. — М.: Знание, 1989. — 64 с.

[7] Тагаева И.Р. Временная организация психофизиологических функций и ее нарушения при десинхронозах у лиц физического и умственного труда: патофизиологические аспекты // Хронопатофизиология доклинических нарушений здоровья / Под ред. Л.Г. Хе-тагуровой, К.Д. Салбиева. — Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. — С. 56—89.

[8] Урумова Л.Т., Хетагурова Л.Г., Ботоева Н.К. и др. Особенности пространственно-временной организации психической деятельности студентов-медиков в условиях эмоционально напряженной умственной работы // Загальна патолопя та патолопчна ф1зюлопя. — 2007. — Т. 2. — № 2. — С. 89—98.

[9] Урумова Л.Т., Хетагурова Л.Г., Ботоева Н.К. и др. Психофизиологические аспекты экзаменационного стресса // Неврологический вестник им. В.М. Бехтерева. — 2007. — Т. XXXIX. — Вып. 3. — С. 74—78.

[10] Хетагурова Л.Г., Урумова Л.Т., Тагаева И.Р. Психический стресс, особенности хронотопа у студентов-медиков // International Workshops and Scientific club «New Technology in Integration Medicine and Biology». — Таиланд, 2006. — С. 79—80.

THE PATOGENETIC BASIS OF CHRONOTHERAPEUTIC RESTORATIVE TECHNOLOGIES USE IN THE PROPHYLAXIS OF MENTAL AND PHYSICAL OVERSTRAIN IN YOUNG AGE PERSONS

L.T. Urumova, N.K. Botoyeva, O.G. Lunyova, L.G. Khetagurova

ERAS Institute of Biomedical research VSC Pushkinskaya str., 40, Vladikavkaz, Russia, 362019

550 students and 85 sportsmen were examined during the different period of educational and training activity. The changes were revealed in the biorhythms' structure, bioelectric brain activity, chronotop, the increase of anxiousness level and decrease of working capacity, connected with the development of psychic and physical overstrain in the examined persons during the period of the tense mental (exam session) and physical (competitive period) activity. It was noted the biorhythmologic organization restoration, the decrease of axionsness level, the normalization of the EEG-picture, the increase of working capacity against a background of chronocorrection and chronoprophylaxis of the revealed impairments of the medical indices of health quality by phytoadaptogens, low intensive magnitolaser radiation, aroma- and color healing.

Key words: biorhythms, chronotop, chronocorrection, chronoprophylaxis, students, sportsmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.