Научная статья на тему 'Развитие инициативы как условие эффективной адаптации современного студента'

Развитие инициативы как условие эффективной адаптации современного студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTATION / TYPES OF ADAPTATION / COMPONENTS OF TRAINING AMBIENCE OF HIGHER SCHOOL / ADAPTATION CRITERIA / INITIATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротких Оксана Геннадьевна

In the social-pedagogical literature they distinguish main factors of the problems of first-year students, classify types of adaptation, and define criteria of their success. They consider the influence of the manifestation of the initiative on the efficient process of the adjustment of individual and personal qualities of the student to the life and activity in changed conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INITIATIVE AS THE CONDITION OF THE EFFICIENT ADAPTATION OF THE MODERN STUDENT

In the social-pedagogical literature they distinguish main factors of the problems of first-year students, classify types of adaptation, and define criteria of their success. They consider the influence of the manifestation of the initiative on the efficient process of the adjustment of individual and personal qualities of the student to the life and activity in changed conditions.

Текст научной работы на тему «Развитие инициативы как условие эффективной адаптации современного студента»

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

К.пед.н Коротких Оксана Геннадьевна

ГОУ ВПО «Читинский государственный университет», Педагогика высшей школы, г. Чита

Методология исследования адаптации человека предполагает рассмотрение этого процесса на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Выделяемые многими учеными сферы образовательной среды вуза, факторы, обуславливающие проблемы первокурсников, свидетельствуют о многоаспектности процесса адаптации и необходимости его комплексного изучения.

Под адаптацией студента в вузе мы понимаем непрерывный, внутренне обусловленный процесс, характеризующий в конечном итоге принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий осуществления учебно-профессиональной деятельности в данном учебном заведении, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении и результат этого процесса, выступающий в качестве адаптивного поведения.

В основе проблем первокурсников по В.В.Лагеревой лежат следующие факторы: недостаточная фактическая подготовленность по программе средней школы; слабо выражены навыки учебной работы (словесно-логичекое, рациональное мышление); концентрация и распределение внимания, волевая регуляция, убеждение в том, что кто-то должен их всему научить, показать и объяснить (пассивная роль); невысокий уровень культуры, нравственной и трудовой воспитанности, ограниченный жизненный опыт и социальная зрелость; недостаточная выраженность установки студентов на приобретение профессии наряду со слабым проявлением ценностного отношения к знаниям. Также к объективным факторам относят методический барьер между высшей школой, увеличенный объем и иной характер учебной информации, недостаточный уровень подготовленности выпускников школы к дальнейшему обучению, низкий уровень развития навыков самостоятельной деятельности и общения.

Таким образом, мы можем выделить составляющие образовательной среды ВУЗа:

— новая система обучения: новые формы преподавания, новые формы контроля знаний, новые методы обучения, новый режим труда и отдыха, новые типы научной деятельности;

— новый учебный коллектив, новая группа, новый уровень общения: новые нормы, правила, традиции студенческой группы, новая система отношений, установление отношений с преподавателями, администрацией;

— усвоение требований будущей профессии: соотнесение представлений и реальных требований, которые предъявляет избранная специальность, соотнесение получаемых знаний и навыков с требованиями профессиональной деятельности, кризисы профессионального становления;

— усвоение новой роли студента: выработка форм поведения в учебной деятельности, новые формы поведения в сфере межличностных отношений, изменение в самосознании личности.

Теоретический анализ показал, что существует множество подходов к классификации видов адаптации (О.А. Абдуллина, М.А. Беребин, Ф.Б.Березин, Л. И. Вассерман, Ф.Е.Василюк, Г.А.Гущин, В.Е.Кадочкина, Н.Д. Левитов, В.Т.Лисовский, В.А.Щепков, М.С.Яницкий, и др.).

В зависимости от того, в каких условиях и на основе, каких механизмов осуществляется адаптация к среде, ученые (Ф.Б.Березин, А.В. Дмитриев, В.Т. Лисовский) выделяют различные ее виды: физиологическая, индивидуально-психологическая, дидактическая, психическая, профессиональная, экономическая, бытовая, социальная.

Таким образом, учитывая специфику обучения в ВУЗе, как основную деятельность студента, мы выдвигаем на первый план социальную, дидактическую и профессиональную адаптации, и в нашей дальнейшей работе отслеживаем их успешность по следующим критериям, основываясь на квалификации данной А.В. Петровским и З.М. Александровской:

□ критериями успешности социальной адаптации являются: бесконфликтность поведения, готовность участвовать в общественной жизни учебного заведения, удовлетворенность общением с сокурсниками, преподавателями, уровень эмоционального благополучия первокурсника.

□ критериями успешности дидактической адаптации являются: осознание необходимости и возможности усвоения определенной суммы знаний для получения профессионального образования, готовность выполнять требования учебного заведения для получения качественного образования, потребность в постоянном повышении общего культурного уровня, самостоятельность в получении знаний, потребность в самообразовании, успешность учебно-познавательной деятельности.

□ критериями успешности профессиональной адаптации являются: устойчивый интерес к предметам из блока специальных дисциплин, готовность к работе по профессии.

Основываясь на собственном педагогическом опыте работы и опыте многих ученых - практиков, мы пришли к выводу, что процесс адаптации будет наиболее эффективным, если в вузе создадутся необходимые педагогические условия для развития и реализации студенческой инициативы.

Термин «инициатива» произошел от латинского «initiativ», означающего начало. Интерес к инициативе прослеживается в работах как отечественных, так и зарубежных ученых и педагогов-практиков. В отечественной педагогике нет однозначного взгляда на проблему инициативы. Значительная работа в этом направлении была проделана на протяжении XX века в процессе реализации концепции коммунистического воспитания. В

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

уточнении понятия инициативы, ее структуры, видов и форм, ее показателей важная роль принадлежит исследователям С.М.Вейту, А.С.Макаренко, С.Л.Рубенштейну, Е.Л.Федотовой и др.

А.С.Макаренко определяет инициативу как продукт активной деятельности и результат ответственности перед коллективом в ходе решения социально значимых проблем.

С.Л.Рубенштейн характеризует инициативу как психологическое явление, включающее несколько составляющих: «Существенную роль в инициативе играет известная интенсивность и яркость побуждений, немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующие эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединенные с интенсивностью побуждения и активностью стремления, делают некоторых людей как бы бродилом той среды, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей» [1].

Л.И.Анцыферова определяет инициативу как познавательное и мотивационно-волевое отражение действительности, основу саморазвивающейся системы в том, чтобы быть активным началом во взаимодействии с миром.

Г.С.Суховейко акцентирует внимание на социально значимой инициативе и определяет ее как форму деятельности детей и взрослых, которая, превышая по своей эффективности ранее использованные инициативы, содержит новизну в способах достижения общественно значимой цели. О результативности инициативы, по мнению ученого, позволяют судить «высокие показатели, появление новых инициатив, нестандартный подход к решению задач, выбору путей и средств их реализации» [2].

С.М.Вейт определяет инициативу как нравственное качество и позицию личности, проявляющуюся в сознании как прогрессивная идея, которую человек стремится отстоять и претворить в жизнь через общественно значимую деятельность при наличии энтузиазма, новаторства, альтруизма, интереса, мастерства организовывать, убеждать, объединять, покорять, увлекать людей перспективой инициативы, умений проектировать и контролировать коллективную работу, подводить итоги и оказывать помощь, что указывает на необходимость наличия комплекса качеств и свойств личности в процессе проявления и реализации инициативы. В качестве результатов проявления и реализации инициативы ученый называет следующее: осознание значимости инициативы, потребность в инициативе, стремление быть замеченным, активность, убежденность, ответственность, заинтересованность, предприимчивость, энтузиазм; знание законов развития общества; осознание необходимости нравственного самосовершенствования, расширения и углубления знаний, поиск и нахождение путей, форм и методов решения данного вопроса; осмысление роли физической культуры в укреплении своего здоровья; овладение нормами морали и отношений в коллективе и обществе, трудовыми, политехническими и профессиональными знаниями, художественно-эстетическими знаниями, умениями и навыками; выражение собственных взглядов и убеждений в общественно-политической деятельности.

Таким образом, мы видим, что результаты проявления и реализации инициативы влияют на процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования; на процесс активного взаимодействия личности со средой, ведущий в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды; на изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности; на процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения в деятельности, что в свою очередь приводит к эффективной адаптации студента к изменившимся условиям.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.АН СССР. 1957 г.- С. 524.

2. Суховейко Г.С. Социально значимые инициативы в пионерской организации как средство формирования самодеятельности детей и подростков. - М. Знание.1990 г. - С. 30.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.______________

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

DEVELOPMENT OF THE INITIATIVE AS THE CONDITION OF THE EFFICIENT ADAPTATION OF THE MODERN STUDENT

C.P.S. KOROTKIKHO.G.

SEIHPT “Chita State University". Higher School Pedagogy. Chita

In the social-pedagogical literature they distinguish main factors of the problems of first-year students, classify types of adaptation, and define criteria of their success. They consider the influence of the manifestation of the initiative on the efficient process of the adjustment of individual and personal qualities of the student to the life and activity in changed conditions.

Adaptation. Types of adaptation. Components of training ambience of higher school. Adaptation criteria. Initiative.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.