http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-153-158
УДК 612.821:159.922.8
О НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
Токарева Н.Г., Колосунин И.А., Родин О.В.
ФГБОУ ВО Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,
г. Саранск, Российская Федерация
Аннотация. В статье приводятся результаты изучения показателей психического здоровья подростков. Проанализированы такие показатели как уровень самооценки стрессоустойчивости, депрессивности, показатели нервно-психической устойчивости, ситуативной и личностной тревожности. Изучены диагностические и клинические показатели тревоги, выраженность депрессивного синдрома и отдельных его компонентов. Проведена оценка совокупности признаков, характеризующих психический склад индивидов: способность к вербализации эмоциональных состояний, к символизации, особенности реакций на внешние и внутренние ситуации. Выявлены достоверные зависимости многомерных психологических характеристик разноуровневых отношений и их обобщенностью: показателями доминантности-тревожности, экстраверсии-интроверсии, взаимодействия реальных и ожидаемых оценок, преобладание адаптивных и дезадаптивных способов реагирования. Проведен анализ закономерностей взаимосвязи психологических характеристик: стрессоустойчивость, депрессивность, ситуативная тревожность, личностная тревожность, нервно-психическая устойчивость. Исследование проведено с использованием психодиагностических методик: т. «Самооценки стрессоустойчивости» (С. Коухен, Г. Виллиансон), м.«Прогноз», м.«Шкала депрессии Бека», м.«Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) направленных на изучение показателей психического здоровья. По результатам сравнительного анализа изучены факторы нервно-психической неустойчивости, подверженность дезадаптации в стрессовых ситуациях. Обоснованы рекомендации, направленные на поддержание психического здоровья подростков.
Ключевые слова: психическое здоровье, ситуативная тревожность, личностная тревожность, нервно-психическая устойчивость.
Введение. Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья человека. Под данным понятием подразумевается сочетание таких качеств, как устойчивость к стрессовым ситуациям, адаптация в новом окружении и уверенность в собственных стремлениях и возможностях. Под понятием психического здоровья скрыто состояние душевного умиротворения, которое не омрачают стрессовые состояния и эмоциональные расстройства. Под данным определением понимаются не только медицинские и физические аспекты, в нем сосредоточены моральные принципы и ценности человека.
Для оценки психологического состояния человека важны следующие показатели: 1. Смирение с собственным несовершенством. Каждая личность имеет определенные достоинства и недостатки. Они делают человека уникальными, отчего невозможно встретить две личности с идентичными показателями; 2. Смирение с чужим несовершенством. Возвращаемся к первому пункту. Нет идеальных людей, а потому крайне необходимо понимать и принимать недостатки окружающих; 3. Грамотное распределение временных и
моральных ресурсов. Даже из самой запутанной ситуации всегда имеется выход. Осознание этого позволяет человеку правильно оценивать обстановку; 4. Эмоциональное состояние человека и его умение определить эмоции других людей. Норма в психическом здоровье представлена континуумом. Выделяют четыре группы лиц, обладающих собственными, различными критериями в области психического здоровья: в составе первой группы - психически здоровые люди, какие-либо жалобы у них отсутствуют. Во второй группе находятся лица, страдающие функциональными нарушениями легкой степени, свидетельством которых могут быть астено-невротические жалобы, проявляемые эпизодически, чаще всего они обуславливаются психо-травмирующей ситуацией. К третьей группе относят лиц с субклиническими отклонениями, проявляющимися как патохарактерологические и невротические реакции, а также как клинические формы, находящиеся в компенсации, о чем свидетельствуют астено-невротического жалобы, находящиеся за пределами психотравмирующих ситуаций. В составе четвертой группы - лица, страдающие клиническими заболевани-
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
ями, находящиеся на стадии субкомпенсации (психопатии, неврозы и пр.). На современном этапе одной из целей поддержания психического здоровья подростков является процесс создания условий для полного развития субъектов образовательного процесса. Ниже перечислены критерии психического здоровья, которые распределены в соответствии с видами проявления процессов психики. Из личностных свойств наиболее часто к ним относятся уравновешенность, нравственность, умение сосредоточится, оптимизм, чувство долга и адекватность собственных притязаний. Помимо этого, нужно упомянуть способность не таить обиды, естественность, доброжелательное отношение к окружающим, чувство юмора, уверенность в собственных силах, независимость, трудолюбие, терпение, ответственность, контроль над собой и уважение самого себя. В области психических состояний к ним чаще всего добавляют присутствие самообладания, устойчивость в эмоциях, чувственную зрелость и соответствие чувств возрасту человека, способность справляться с собственными негативными эмоциями, проявление эмоциональности и чувственности естественным образом, присутствие и сохранение способности к радости, умение сохранить оптимальное для себя самочувствие. Если говорить о психических процессах, то наиболее часто среди таковых упоминаются максимально возможное приближение любого субъективного образа к объектам реальной действительности, адекватность самовосприятия, умение сконцентрироваться на определенном объекте, умение удерживать в памяти нужную информацию, умение обрабатывать информацию с помощью логики, критичность мышления, наличие креативности, способность пользоваться собственным интеллектом, знание самого себя, знание собственного ума и умение управлять своими мыслями. Среди всех критериев психического здоровья наиболее значимы интегрированность, уравновешенность, консолидированность и гармоничность. Помимо них очень важны самообогащение, саморазвитие, приоритет гуманизма и его ценностей, духовность.
Целью настоящей работы явилось изучение показателей психического здоровья подростков.
Материал и методы исследования. В данном исследовании приняло участие 157 подростков в возрасте от 15 до 19 лет из них: студентов медицинского колледжа -78 человек: девушек - 79%, юношей - 21% (1 группа), студентов медицинского института - 79 человек: девушек - 66%, юношей - 34% (2 группа). Изучение показателей психического здоровья проведено с использованием следующих психодиагностических методов: т. «Самооценка стрессоустойчивости» (С.
Коухен, Г. Виллиансон), м. «Прогноз», м. «Шкала депрессии Бека», м. «Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).
Оценка стрессоустойчивости проводилась при помощи теста «Самооценки стрессоустойчивости» С. Ко-ухена и Г. Виллиансона. Данная методика направлена на определение уровня стрессоустойчивости личности [1,2].
Методика «Прогноз» разработана сотрудниками ЛВМА им.С.М. Кирова, ее цель - первоначальное выделение лиц, имеющих признаки нервно-психической неустойчивости и подверженных дезадаптации в стрессовой ситуации, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами. При проведении профилактических мероприятий, а также диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Методика «Прогноз» позволяет выявить отдельные предболез-ненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования [3].
Методика «Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) направлена на определение степени тревожности личности. Методика состоит из 20 высказываний, которые относятся к тревожности как к состоянию, и из 20 высказываний, направленных на определение тревожности как личностной особенности испытуемого [4,5].
Методика «Шкала депрессии Бека» разработана на основе предложений Э. Бека, учитывает наиболее характерные и часто встречаемые симптомы депрессии, которые сгруппированы благодаря тщательной работе множества ученых-психотерапевтов. При этом симптомы были выявлены на основе жалоб, что были озвучены больными. Далее полученные данные проходили сравнение с клиническим описанием состояния депрессии [6].
Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы Statistica 10.0.
Результаты исследования. В ходе исследования проведен анализ ряда показателей психического здоровья подростков: уровень самооценки стрессоустойчи-вости, депрессивности, показатели нервно-психической устойчивости, ситуативной и личностной тревожности.
В последнее время появилась условность абсолютного разграничения физиологического и психического
стресса. Причиной физиологического стресса является реальный раздражитель, а при получении психологического, человек анализирует возможные ситуации, исходя из имеющихся знаний. Психологический стресс отличается тем, что во время него человек зачисляет предстоящую ситуацию на основе знаний и личного опыта, в ряд непреодолимых и угрожающих. Выделяют 2 типа психологического стресса: информационный и эмоциональный. Фактором, что стимулирует развитие первого типа, является информационная перегрузка, когда человек не в силах реализовать намеченные планы, не может найти правильный выход из ситуации, требующей срочного вмешательства. Вследствие такого потрясения снижается память, умение сконцентрироваться, а отвлекаемость усиливается.
Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях, скрывающих за собой угрозу, опасность, обиду и прочее, когда человеку не с кем поделиться со своими тревожными мыслями. Симптомами данного потрясения служит внезапно появившееся напряжение, волнение, бессонница, нежелание общаться с окружающими. На фоне тревоги прогрессирует депрессия либо возникает эмоциональный взрыв. Данный тип стресса несет в себе скрытую угрозу, по причине появления мыслей о суициде, как способе решения проблем. Несмотря на существующие определения данного явления, ядром стресса является нестандартная реакция организма, имеющая индивидуальные особенности развития. Попытаемся проанализировать центральное звено стресса, чтобы понять, что может провоцировать состояния нарушения компенсаторных возможностей.
Говоря о таком качестве как стрессоустойчивость, прежде всего важно дать характеристику данному понятию. Стрессоустойчивость - форма особого взаимодействия различных аспектов и компонентов психической деятельности, целесообразное явление, которое выражается в присутствии адекватного восприятия по отношению к любой нестандартной ситуации, наличием приспособляемости и гибкости. Это интегратив-ное свойство любой личности, которое может характеризоваться взаимодействием набора компонентов психической деятельности отдельно взятого индивидуума. К этим компонентам относятся следующие факторы: эмоциональные, мотивационные, волевые, а также интеллектуальные. Фактор стрессоустойчиво-сти, если такой присутствует у человека, обеспечивает оптимальное и, главное, успешное достижение любой поставленной цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.
Исходя из вышесказанного, стрессоустойчивость -это набор определённых внутренних качеств, которые позволяют перенести индивиду стрессовую ситуацию с минимальным выплеском негативных эмоций.
Таким образом, стрессоустойчивость тесно связана с запасом разных структурных характеристик: адаптация к изменениям, реагирование и т.д. Также данный термин можно определить, как возможность здраво и трезво оценивать пути решения и преодоления стрессовой ситуации. Чаще всего стрессоустойчивость рассматривается как характеристика, от которой напрямую зависит успех и продуктивность в деятельности.
Проанализированы уровни стрессоустойчивости личности подростков (м. «Стрессоустойчивость»). Сравнительный анализ показал, что у подростков, входящих в 1-ю группу (хороший уровень стрессоустойчивости - 81%, удовлетворительный уровень стрессоустойчивости - 19%) и 2-ю группу (хороший уровень стрессоустойчивости - 79%, удовлетворительный уровень стрессоустойчивости - 21%), отмечена высокая сопротивляемость к стрессовым ситуациям (Рис.1).
Анализируя результаты м. «Шкала депрессии Бека» установлено, что у большинства подростков обоих групп отсутствуют депрессивные проявления (65% и 64%), у подростков 1-й группы показатели легкой (23%) и выраженной степеней депрессии (12%) немного выше, по сравнению с данными показателями у подростков 2-й группы (18% и 9%) (Рис.2).
Под нервно-психической устойчивостью понимается способность человека сохранять эмоциональное спокойствие и невозмутимость при проявлении различных внешних раздражителей. К подобной устойчивости также относится способность личности в условиях повышенной окружающей напряженности сохранять продуктивность своей работы. Одно из определений нервно-психической устойчивости рассматривает ее как способность личности достигать поставленных целей в условиях напряженной деятельности, когда отдельные эмоциональные факторы оказывают на нее влияние, взаимодействуя друг с другом. С учетом подобного определения оценка устойчивости специалистами осуществляется в основном в направлении оценки производительности в условиях воздействия эмоциогенными факторами. Устойчивым признается индивид, сохраняющий в условиях воздействия эмоциональными раздражителями стабильность психических и двигательных функций, способный даже в состоянии возбуждения сохранять первоначальную направленность деятельности. Таким образом, устойчивыми можно назвать личностей, способных подавлять собственные эмоции в нужной ситуации, проявляя максимум выдержки и контроля над самим собой.
Оценивая показатели методики «Прогноз», установлено, что степень нервно-психической устойчивости у испытуемых благоприятная, однако, предрасположенность к нервно-психической неустойчивости выше у подростков 1-й группы (удовлетворительная нервно-психическая устойчивость- 44%, хорошая нервно-психическая устойчивость - 18%, высокая
нервно-психическая устойчивость - 3%, неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость - 35%) , чем у подростков 2-й группы (удовлетворительная нервно-психическая устойчивость - 52%, хорошая нервно-психическая устойчивость - 23%, высокая
нервно-психическая устойчивость - 4%, неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость - 15%), что свидетельствует о наибольшей вероятности нервно-психического срыва в экстремальных условиях у подростков 1 группы (Рис.3), га га в
5Я «
га га га
CfCUlH :ТМЩТО(*1ЯЗ:Я
И^тпэ llrwm
Рис. 1. Показатели уровня стрессоустойчивости
щяяпсргенямгссклярсЕС*™«»:™
СТГ(ТСЧ«#ПРК0<!*1 ОТГТСОС!
ИЛИЙМРКУ» ■ 2 rows
IffJ'iMiliFPtCCN
3
и
■ ж
и
-Ж- И- IB п 1_
■
■■
totMijttHKb
■17|2Г0Г!
itfciiiipaG«®
Рис. 4. Уровень ситуативной тревожности
HwjtiptsMccfc Яирммфвяш itmair^swccft
Mfppn |]:?|ТГй
Рис. 2. Показатели уровня депрессии
Рис. 5. Уровень личностной тревожности
Удакткрле.»»
Рис. 3. Показатели уровня нервно-психической устойчивости
Проанализированы показатели ситуационной и личностной тревожности. Под личностной тревожностью понимается склонность к восприятию самых разнообразных окружающих ситуаций как опасных для человека, и реагирование на них с ощущением тревоги. Под ситуативной тревожностью в свою очередь понимается состояние постоянной тревоги и напряженного
состояния в любой ситуации. В ряде случаев рост ситуационной тревожности приводит к серьезным проблемам, в частности нарушается внимание и координация. Личностная тревожность в свою очередь имеют устойчивую взаимную связь с эмоциональными срывами, существующими конфликтами невротического характера и болезнями психосоматической группы.
Для людей, страдающих личностной тревожностью, реакция в различных ситуациях оказывается более острой. При этом тревожность не может рассматриваться исключительно с негативной точки зрения. Любая личность должна обладать определенной степенью тревожности, проявляющейся в разумных пределах в соответствии с мировосприятием индивидуума. Можно сказать, что существует «полезная тревога», способствующая полноценной и безопасной жизнедеятельности личности в обществе и природе.
У подростков как 1-й группы так и 2-й группы выявлены умеренные показатели ситуационной тревожности по данным м. «Шкала самооценки уровня тревожности» (68% и 59% соответственно), однако у подростков 2-й группы ситуационная тревожность выше, чем у подростков 1-й группы (высокая тревожность -27% и 18%) (Рис.4).
Показатели личностной тревожности у подростков 1-й группы и подростков 2-й группы умеренной степени выраженности, уровень личностной тревожности у подростков 2-й группы незначительно опережает данные показатели 1-й группы (50% и 55% соответственно) (Рис.5).
Заключение. Анализируя результаты проведённого исследования можно сделать заключение, что общие показатели стрессоустойчивости, депрессивности и уровень тревожности у подростков 2 группы (студенты медицинского института) являются более благоприятными по сравнению с показателями подростков 1 группы (студенты медицинского колледжа). Учебный процесс требует эмоциональной насыщенности, психофизического напряжения, что отражается на самочувствие обучаемых. Кроме того, в период обучения у многих студентов продолжается становление личности и поэтому не малую роль играет самооценка. Учащийся сравнивает собственные возможности и достижения, и выносит соответствующие оценки. В свою очередь, учебный процесс оказывают влияние на уровень стрессоустойчивости, депрессивности и тревожности.
По результатам исследования степень нервно-психической устойчивости у подростков 2 группы (студентов медицинского института) оказалась выше. В то же время уровень стрессоустойчивости у обоих групп
подростков достаточно хороший и почти не отличается, что непосредственно связано с выбором дальнейшей профессии. Медицинский работник должен уметь устанавливать контакт с больным, вызывать у него доверие, проявлять мягкость и сочувствие по отношению к больному.
У подростков как 1-й группы, так и 2-й группы по результатам исследования уровня ситуативной и личностной тревожности преобладают умеренные показатели. Для преодоления возможных проблемных ситуаций студентам рекомендуется правильно распределять своё время. Это умение способствует возможности грамотно тратить силы, находить время для подготовки к занятиям и для полноценного отдыха. Кроме того, для понижения уровня стресса и его последствий рекомендуется выполнять умеренные физические нагрузки, поэтому спорт способствует активному выведению гормонов стресса из организма. С целью профилактики синдрома эмоционального выгорания, который негативно сказывается на состоянии организма, будущим медицинским работникам необходимо учиться воздвигать эмоциональный барьер при решении проблем больных. Принимая во внимание данные рекомендации, можно улучшить нервно-психическое состояние, самочувствие подростков и уменьшить влияние стрессовых ситуаций, что способствует поддержанию психического здоровья.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Куприянов Р. В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. Казань: КНИТУ, 2012. -212 с.
[2] Киршева Н. В., Рябчикова Н. В. «Психология личности». - М., Геликон, 1995 - 220 с.
[3] Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Красноярск: Литера - принт, 2009. - 237 с.
[4] Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 239 с.
[5] Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. -208 с.
[6] Каппони В., Новака Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
ABOUT SOME INDICATORS OF TEEN AGERS MENTAL HEALTH
Tokareva N.G., Kolosunin I.A., Rodin O.V.
National Research Mordovia State University N.P. Ogarev, Saransk, Russian Federation
Annotation. The article presents results of studying of indicators of teen agers mental health. Such indicators as an ability to emotional perception, a level of self-reported stress, depression, indicators of neuropsychic resilience, situational and personal anxiety are analyzed. Diagnostic and clinical indicators of anxiety, expressiveness of the syndrome and its separate components have been also analysed. Evaluated a set of attributes describing the psychological makeup of individuals: the ability to verbanotion of emotional states, to the symbolization, particularly reactions to external and internal situation. A significant dependency the multidimensional psycho-
logical characteristics of the various level relations and their generalization were revealed: indicators of anxiety dominance, extroversion-introversion the interaction between the real and expected estimations, prevalence of non-adaptive and adaptive responses. The analysis of the patterns of correlation of psychological characteristics: stress, depression, situational anxiety, personal anxiety, mental stability. The research is conducted with the use of psychodiagnostic methods which are aimed at studying of indicators of mental health: t. "Self-esteem stress" (S. Cohen, Williamson), m. "Forecast", m. «Beck Depression Inventory», m. "Scale of self-esteem level of anxiety" (Ch. Spielberg, Y. L. Khanin). Factors of psychic instability, susceptibility to maladjustment in stressful situations are studied follow by results of the comparative analysis. Recommendations which are aimed at maintaining the teen agers mental health are explained.
Key words: mental health, situational anxiety, personal anxiety, mental stability.
REFERENCES
[1] Kuprijanov R.V., Kuzmina U.M. Psihodiagnostika stressa: praktikum. Kazan': KNITU, 2012. -212 p.
[2] Kirsheva N.V., Ryabchikova N.V. «Psihologiya lichnosti». - M., Gelikon, 1995 - 220 p.
[3] Barkanova O.V. Metodiki diagnostiki jemocional'noj sfery: psihologicheskij praktikum. Krasnojarsk: Litera - print, 2009. - 237 p.
[4] Zmanovskaja E.V. Deviantologija. Psihologija otklonja-jushhegosja povedenija. M.: Izda-tel'skij centr «Akad-emija», 2008. - 239 p.
[5] Batarshev A.V. Bazovye psihologicheskie svojstva i sa-moopredelenie lichnosti: Prakticheskoe rukovodstvo po psihologicheskoj diagnostike. - SPb.: Rech', 2005. -208 p.
[6] Kapponi V., Novaka T. Sam sebe psiholog. - SPb.: Piter, 2001. - 224 p.