Научная статья на тему 'Возрастные и половые особенности здоровья школьников 11-12 лет г. Москвы'

Возрастные и половые особенности здоровья школьников 11-12 лет г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1194
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SCHOOLCHILDREN MENTAL HEALTH / SOMATIC HEALTH / ANXIETY / SCHOOL AGE / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Лезжова Г.Н., Тюрина Е.В.

В ходе исследования изучены возрастные и половые особенности физического развития, соматического и психического здоровья детей 11-12 лет, раскрыта специфика проявления тревожности у подростков, а также установлена взаимосвязь с нарушениями нервно-психического здоровья в данный возрастной период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Лезжова Г.Н., Тюрина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study examined age and sex peculiarities of physical development, somatic and mental health in 11-12-year-old children. The study revealed specific manifestations of anxiety in adolescents, as well as connection with mental health problems at this age.

Текст научной работы на тему «Возрастные и половые особенности здоровья школьников 11-12 лет г. Москвы»

ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ Г. МОСКВЫ

Т.М. Параничева1, Л.В. Макарова, Г.Н. Лукьянец, Г.Н. Лезжова, Е.В. Тюрина, К.В.Орлов ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»,Россия, Москва

В ходе исследования изучены возрастные и половые особенности физического развития, соматического и психического здоровья детей 11-12 лет, раскрыта специфика проявления тревожности у подростков, а также установлена взаимосвязь с нарушениями нервно-психического здоровья в данный возрастной период.

Ключевые слова: психическое здоровье школьников, соматическое здоровье, тревожность, школьный возраст.

AGE AND SEX PECULIARITIES OF HEALTH IN 11-12-YEAR-OLD SCHOOLCHILDREN FROM MOSCOW. The study examined age and sex peculiarities of physical development, somatic and mental health in 11-12-year-old children. The study revealed specific manifestations of anxiety in adolescents, as well as connection with mental health problems at this age.

Keywords: schoolchildren mental health, somatic health, anxiety, school age.

Современная экология, включающая целый комплекс факторов, среди которых все большее значение приобретают инновационные процессы, создает особые условия для жизнедеятельности человека и существенным образом отражается на адаптации школьников к процессу обучения. Приобретение нового опыта и знаний, достижение высокого уровня учебно-познавательной деятельности ныне живущим детям стоит серьезных нервно-психических затрат, а иногда существенной потери физического и психического здоровья. В связи с этим необходимость контроля состояния здоровья подрастающего поколения делает научные исследования в этом направлении актуальными и востребованными. Не секрет, что неблагополучие в состоянии здоровья наблюдается у многих детей еще в дошкольном возрасте, но школьный возраст сопровождается особыми изменениями здоровья и физического и нервно-психического. Неслучайно, термин «школьные болезни», появившийся на заре еще прошлого века, теперь стал неотъемлемым спутником многих учеников. Как показали исследования, они возникают два раза чаще в образовательных учреждениях нового типа, чем в школах общеобразовательных. Многочисленные исследования подтверждают негативное влияние различных факторов учебной среды на организм школьников [4; 8; 12; 13 и др. ].

В связи со сказанным выше, чрезвычайно важно выявить у детей и подростков отклонения в состоянии физического и психического здоровья на самых ран-

'Контакты: Параничева Т.М. - E-mail: <t.paranicheva@mail.ru>

них стадиях их развития.

Задача исследования: Выявить возрастные и половые особенности состояния здоровья детей 11-12 лет.

С этой целью исследовано 972 ребенка (513 мальчиков и 459 девочек) в возрасте 11-12 лет из образовательных учреждений г. Москвы. Использованы следующие методы: антропометрия, анкетирование, интервьюирование; методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

К 1-й группе здоровья отнесено около 20,0 % детей, 69,4 % 11-летних детей и 68,2 % 12-летних имели 2-ю группу здоровья, 3-ю группу здоровья - соответственно 9,5 % и 10,9 % (рис 1.).

Рис. 1. Распределение детей 11-12 лет по группам здоровья (в %)

Среди 12-летних детей процент имеющих 1-ю группу несколько выше у мальчиков (22,3 %), чем у девочек (19,0 %). Среди 11-летних школьников 3-ю группу здоровья чаще имели мальчики (12,5 % против 6,3 %- различия значимы). Среди 12-летних школьников 3-ю группу здоровья имели 9,1% мальчиков и 13,1 % девочек. На диспансерном учете состояло достоверно больше детей 12 лет - 21,2 % по сравнению с 11-летними детьми (11,4 %). Проведенный анализ данных по кратности заболеваний у каждого ребенка показал, что значительное число -30,4 % детей 11 лет и 20,9 % детей 12 лет имели в анамнезе 2 заболевания, а соответственно 14,5 % и 6,9 % детей 3 и более заболеваний.

В ранговой структуре заболеваний (рис. 2.) I место занимали болезни ОДА (в основном это плоскостопие и нарушение осанки) - 48,8 % (11 лет) и 35,7 % (12 лет); II место - заболевания ССС (разнообразные нарушения, в том числе малые аномалии развития и аритмии) - 23,3 % (11 лет) и 12,9 % (12 лет); III место разделили две группы - заболевания органов зрения и заболевания органов дыхания и ЛОР-заболевания - соответственно 17,4 % (11 лет) и 12,6 % (12 лет) и 17,9 % (11 лет) и 12,3 % (12 лет).

Заболевания опорно-двигательного... §

Заболевания сердечнососудистой. ЙКЙКЙ^ет Заболевания органов дыхания и. [««<«<0^ Заболевания органов зрения Заболевания нервной системы Заболевания эндокринной системы Заболевания кожи и подкожной. ^ Заболевания пищеварительной. п

Прочие заболевания ЙУЙЖ^

0 10 20 30 40 50 60

и 12 лет н11 лет

Рис. 2. Количество детей 11-12 лет с патологией определенного класса (в %)

Половые различия незначимы. Коэффициент попарной сочетанности разных видов патологий свидетельствует о том, что заболевания ОДА, ССС, органа зрения, органов дыхания и ЛОР-заболевания сопутствуют друг другу чаще, чем более редкие классы патологии. Более высокий процент нарушений в ССС и ОДА можно объяснить более значительной учебной нагрузкой и связанной с ней нервно-психическим напряжением 11-летних школьников в связи с их переходом на многопредметное обучение. Такая закономерность наблюдалась и другими исследователями [1.6].

Важнейшим критерием здоровья является физическое развитие. Его показатели у детей 11-12 лет близки к таковым Московского региона. Средние показатели длины тела имели соответственно 65,1 % и 65,5 % детей 11 и 12 лет, ниже среднего - 12,4 % и 12,0 %, выше среднего - 13,8 % и 15,8 %. Низкий рост отмечен у

3.4 % 11-летних детей и 3,2 % детей 12 лет, высокий - соответственно у 5,3 % и

3.5 %. Около 73 % детей 11-12 лет имели гармоничное физическое развитие. Дисгармоничность физического развития за счет дефицита массы тела наблюдался чаще среди девочек 11 лет (13,3 % против 8,5 %); избыток массы тела был чаще среди мальчиков в обоих возрастах. В 12 лет достоверно выше процент детей, имеющих избыток массы тела (11,8 %) по сравнению с 11 летними детьми (6,9%). Данные свидетельствуют, что у детей с длиной тела выше нормы относительно редко бывает нормальная для их роста масса тела, - чаще они имеют избыток или, напротив, дефицит массы. Дети же с длиной ниже нормы почти всегда имеют нормальную для их длины массу тела. Избыток массы тела коррелировал с эндокринной патологией.

При оценке состояния здоровья детей и подростков в условиях школы важно уделять особое внимание диагностике тревожных состояний. Высокий уровень

тревожности может способствовать возникновению и развитию психосоматических заболеваний.

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

И если у дошкольников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста) и тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми, то среди детей 11 -12 лет таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель. В этом возрасте возрастает, страх самовыражения, переживание социального стресса, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Исследование школьной тревожности показало, что каждый пятый ребенок 11-12 лет имеет повышенный и высокий уровни тревожности по большинству факторов. Доля школьников, переживающих социальный стресс, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения составляет 30 и более процентов. От 11 к 12 годам достоверно увеличивается количество детей, переживающих социальный стресс (эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются социальные контакты, прежде всего со сверстниками) на повышенном и высоком уровне с 26,8% до 35,8% (рис. 3).

Проблемы и страхи..

Низкая.. Страх не. Страх ситуации. Страх самовыражения Фрустрация в. Переживание.. Общая тревожность.

0

Рис.3. Количество детей 11-12 лет с повышенным и высоким уровнями

тревожности (в %)

35

9

6,3 ,8

И 12

лет

10 20 30 40

Анализ данных выявил некоторые гендерные различия в показателях школьной тревожности (рис. 4).

Проблемы и. Низкая. Страх не. Страх ситуации.

Страх. Фрустрация в. Переживание. Общая.

га 25

ШШШШЩз 23

37

5,4

Идево. В маль.

0 10 20 30 40

8

Рис. 4. Количество мальчиков и девочек 11-12 лет с повышенным и высоким уровнями тревожности (в %).

Доля девочек (11-12 лет) с повышенным и высоким ее уровнем по сравнению с мальчиками выше по таким факторам, как общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Мальчики чаще испытывают тревогу по таким факторам, как переживание социального стресса и фрустрация потребности в достижении успеха.

Исследование нервно-психического здоровья и социально-психологической адаптации дает представление о наличии у подавляющего большинства детей в возрасте 11-12 лет хотя бы одного признаков обсессивно-фобических расстройств (ОФР), нарушений вегетативной нервной системы, астенических расстройств, церебрастенических нарушений и лишь у 6,5 % нет признаков нарушений нервно-психического здоровья, личностные расстройства наблюдаются у более 20,0 % детей, причем независимо от возраста и пола. У девочек сильнее, чем у мальчиков, выражены нарушения ВНС и обсессивно-фобические расстройства. Возрастные различия не выражены. Психофизиологическая стрессо-неустойчивость выше у девочек, чем у мальчиков (р<0,01). Изучение уровня и характера школьной тревожности, включающей различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия, показало, что 20 % детей постоянно чувствуют собственную неадекватность, неполноценность, не уверены в правильности своего поведения.

Повышенная тревожность у детей вызывает переутомление, то есть временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагруз-

ки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния.

Многофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) школьной тревожности, нервно-психического здоровья и социально-психологической адаптации показал: тревожность положительно коррелирует с выраженностью нервно-психических нарушений; психофизиологическая стрессоустойчивость ниже у детей, имеющих те или иные нарушения нервной системы, и у девочек ниже, чем у мальчиков.

Наши данные подтвердили данные других исследователей о снижении возраста появления функциональных нарушений, таких как патология сердечнососудистой, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата [11]. Изменилась ранговая структура заболеваний. Отступили несколько инфекционные заболевания и заболевания ЛОР-органов под напором усиливающейся патологии нервно-психической сферы, сердечнососудистых нарушений, заболеваний ОДА. Особенную обеспокоенность вызывает наличие признаков нервно-психических нарушений у большинства обследованных школьников (93,5 %). Каждый пятый ребенок «охвачен» так называемой школьной тревожностью. Дети испытывают эмоциональный дискомфорт из-за трудностей в освоении материала и беспокоятся за свою репутацию в их социальном окружении. Ежедневно суммируясь такая социально инициируемая психическая напряженность приводит и к другим расстройствам здоровья детей.

В настоящее время признается, что многие психические расстройства, наблюдающиеся у взрослых людей, возникают в детском возрасте. Возможно, это связано с тем, что дети наиболее уязвимы к воздействию различных факторов среды в силу анатомо-физиологических особенностей организма.

Как отмечают эксперты ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе с переходной экономикой, глубокое их реформирование с ломкой сложившихся социальных стереотипов способствуют формированию чувства неуверенности, прежде всего в такой возрастной группе, как подростки, способствуя росту заболеваемости и ухудшению состояния их здоровья. Эти и другие стрессогенные факторы приводят к тому, что среди подростков значительно возрастает распространенность многих психиатрических проблем, таких как депрессия и суицидальное поведение.

Состояние психического здоровья детей сегодня стало проблемой для многих стран, в том числе и высокоразвитых. В США по данным National Adolescent Health Information Center от 17 до 22 % детей и подростков имеют проблемы развития, поведения и психоэмоциональные расстройства. 7,7 млн. детей и подростков нуждаются в психологической и психиатрической помощи. Примерно два миллиона молодых людей в Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) страдают психическими расстройствами - от депрессии до шизофрении - и многие из них не получают какой-либо помощи или лечения. По результатам некоторых исследований здоровье российских подростков хуже, чем у их сверстников из других стран. Так исследование самооценки здоровья 15-летних подростков показали, что считают себя здоровыми: в Швейцарии 93 %, в Швеции - 72 %, во Франции - 55 %, в Германии - 40 %, в России - всего 28 % подростков [2; 7]. У современных подростков отмечается рост функциональных

нарушений и полисистемность заболеваний: к 15-18 годам их количество патологий у ребенка практически удваивается. В структуре соматических заболеваний преобладают заболевания эндокринной, мочевыделительной, нервной системы, психические расстройства. Ухудшение состояния здоровья детей и подростков повлекло за собой нарастание негативных медико-социальных последствий [3; 9; 10]. В период с1990 по 2011 год среди детей и подростков уровень травматизма вырос в 1,5 раза, болезни костно-мышечной системы отмечались в 4,8 раза чаще, заболевания мочеполовой системы - в 3,9 раза, органов пищеварения - в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки - в 1,9 раза, количество заболеваний глаза и его придаточного аппарата увеличилось на 28,3 %. При этом уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями снизился на 22,6 % [5].

В итоге, можно отметить следующее:

• Приведенные данные свидетельствуют об ухудшении здоровья детей практически по всем показателям.

• Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития.

• В школьном возрасте уровень тревожности в среднем выше у девочек (по сравнению с мальчиками).

Все это еще раз подчеркивает необходимость изучения и контроля показателей состояния здоровья современных детей, особенно проживающих в условиях мегаполисов, регионов с неблагоприятной экологической ситуацией. Такие исследования создают базу для улучшения положения в этой ситуации, для выработки стратегии и программ здоровьесбережения и профилактических мероприятий в отдельных коллективах и системы медицинской реабилитации в мегаполисе в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аминов, А.С. Мониторинг состояния здоровья и физического развития подростков 12-15 лет в различных условиях проживания / А.С. Аминов, А.В. Ненашева, Е.В. Задорина, Э.Ф, Баймухаметова // Вестник ЭУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2013. - Т. 13, № 4. -С. 48-52.

2. Баклаенко, Н.Г. Современное состояние охраны репродуктивного здоровья подростков / Н. Г. Баклаенко, Л.В. Гаврилова // Гигиена, экология и репродуктивное здоровье подростков. - СПб., 1999. - С. 6-14.

3. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 432 с.

4. Безруких, М.М. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин. - М: ООО «Фирма вариант», 2005. - 584 с.

5. Воронцов, И.М. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. -3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Фолиант, 2009. - 1008 с.

6. Гончарова, Г.А. Особенности нервно-психических нарушений у младших школьников в динамике обучения / Г.А. Гончарова // Российский педиатрический журнал. - 2009. - № 2. - С. 23-28.

7. Гуркин, Ю. А. Гинекология подростков / Гуркин Ю.А. - СПб., 2000.

8. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социально-гигиенический анализ. - М.: медицина, 2002. - 240 с.

9. Конова, С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореферат дисс. ... доктора медицинских наук. - М., 2007.

10. Кучма, В.Р. Изменение показателей заболеваемости школьников в процессе завершения общего образования / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт // Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М., 2008. - С. 94-95.

11. Прокопьев, Н.Я. Возрастные особенности физического развития человека (Библиография отечественной литературы). - Том первый. - М. : Изд-во «Висла», 2007. - 110 с.

12. Румянцев, Г.И. Современные проблемы и тенденции формирования здоровья детского населения России / Г.И. Румянцев, Н.И. Прохоров // Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. - М.: Медицина, 2001. -С. 228-229.

13. Шамигулов, Ф.Б. Оценка состояния здоровья школьников при переходе на предметное обучение / Ф.Б. Шамигулов, С.Г. Ахмерова, В.В. Николаева // Клиническая медицина. - 2009. - С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.