Научная статья на тему 'Возрастные и половые особенности психического здоровья детей 10-11 лет'

Возрастные и половые особенности психического здоровья детей 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3851
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / MENTAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN / ANXIETY / SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Параничева Т. М., Бабенкова Е. А., Тюрина Е. В.

В ходе исследования изучены возрастные и половые особенности психического здоровья детей 10-11 лет, раскрыта специфика проявления тревожности у подростков, а также установлена взаимосвязь с нарушениями нервно -психического здоровья в данный возрастной период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study examined age and gender peculiarities of mental health in 10-11-year-old children. Specific manifestations of anxiety in adolescents were discovered. There was also found out the interrelation between anxiety and mental health disorders during this age period.

Текст научной работы на тему «Возрастные и половые особенности психического здоровья детей 10-11 лет»

ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ

Т.М. Параничева1, Е.А. Бабенкова, Е.В. Тюрина ФГНУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва

В ходе исследования изучены возрастные и половые особенности психического здоровья детей 10-11 лет, раскрыта специфика проявления тревожности у подростков, а также установлена взаимосвязь с нарушениями нервно -психического здоровья в данный возрастной период.

Ключевые слова: психическое здоровье школьников, тревожность, школьный возраст

Age and gender peculiarities of mental health in 10-11 year-old children. The

study examined age and gender peculiarities of mental health in 10-11-year-old children. Specific manifestations of anxiety in adolescents were discovered. There was also found out the interrelation between anxiety and mental health disorders during this age period.

Keywords: mental health of schoolchildren, anxiety, school age.

В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными ипрочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья. Психические расстройства детей нарушают ход развития и образования и могут привести к социальным и психическим проблемам на протяжении всей жизни [3, 5, 11, 15, 19]. По данным ВОЗ, до 10 % детей страдает нервно-психическими заболеваниями, 80 % из которых имеют перинатальный генез. В общей структуре детской инвалидности последствия перинатальных поражений центральной нервной системы составляют 36 %. За последние годы среди детей и подростков произошло выраженное ухудшение состояния здоровья. Это привело к формированию значительных медико-социальных проблем. Они характеризуются крайней выраженностью и резким ростом частоты дезадаптационных нарушений. В детско-подростковой среде значительно увеличилось число суицидов, проявлений агрессии и вандализма, асоциальных в том числе, криминальных форм поведения, употребления психоактивных веществ. Характерны рост инвалидности, ухудшение адаптации в образовательных учреждениях, значительное снижение возможности выбора профессии, а также уровня годности юношей к военной службе. Одной из основных причин, определяющих сложившуюся ситуацию, является прогрессирующее ухудшение состояния психического здоровья, в том числе, уже в ранние периоды детства. Данные официальной статистики свидетельствуют о значительной распространённости психической патологии в детско-подростковой популяции и существенном росте числа

Контакты: 1 Параничева Т.М. - E-mail: <[email protected]>

лиц, состоящих под наблюдением у психиатра. Интерес к психическому здоровью детей объясняется актуальностью общемировой проблемы, связанной с ростом числа психических заболеваний среди населения всех возрастов и поиском новых путей их профилактики и лечения. Последние данные свидетельствуют о серьезном положении в состоянии психического здоровья детей в России: в среднем показатели только по выраженным расстройствам составляют 16-17 %, еще большую величину имеет группа «риска» - 40-45 %. В 2000 г. в амбулаторно-поликлинических психоневрологических учреждениях наблюдалось более 717 тыс. детей до 14 лет и 238 тыс. - в возрасте 15-17 лет [3, 5, 16, 17]. При этом распространенность психической патологии (на 100 тыс. населения соответствующего возраста) на 21 % выше среди детей старшего подросткового возраста (3286,7), чем среди детей до 14 лет (2720,4). За последние пять лет распространенность психической патологии среди детей до 14 лет увеличилась на 16,7 %, среди подростков - на 2,5 %. Структура патологии у детей и подростков за последние годы не меняется. Так среди детей в 65,9 % случаев выявляются непсихотические психические расстройства, в 31,0 % - умственная отсталость, в 3,1 % - психозы (в т.ч. 0,5 % - шизофрения). Среди подростков первое ранговое место занимает умственная отсталость (50,3 %, из них 80 % - легкие формы), второе и третье - непсихотические психические расстройства (43,9 %) и психозы (5,84, в т.ч. шизофрения - 1,84 %). Такие возрастные особенности структуры заболеваемости связаны с поздней выявляемостью умственной отсталости, а также со стабильностью патологических изменений при данных нарушениях.

Обеспечение нормального развития нервной системы школьников является одной из важнейших задач в проблеме охраны здоровья подрастающего поколения [6, 9, 19]. В настоящее время происходит реформирование системы образования, содержания и методов обучения, пересматриваются и усложняются школьные программы. Это повышает требования к психическому здоровью ребенка, так как значительная напряженность функционирования ведущих систем организма, особенно ЦНС, в процессе школьного обучения может привести к выраженному ухудшению состояния здоровья ребенка снижению работоспособности и возможности усвоения учебной программы [13].

Необходимо четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка [19, 20, 21].Это, прежде всего, связано с тем, что у человека нет видимых переходов от одного психического состояния к другому. Любое актуальное состояние берет свое начало в предыдущем, иногда развивается месяцами, не замечаемое порой ни самим человеком, ни окружающими его людьми (состояние дезадаптации). Иногда его характеризуют как состояние дезадаптации, как состояние повышенного риска или предболезненное. Внешне психическое состояние может проявляться сильнее или слабее. Некоторые состояния вообще не имеют признаков внешнего проявления. Принято характеризовать состояния как положительные и отрицательные. Различают также состояния эмоциональные, волевые, когнитивные, тревоги, напряжения. Утомление, эйфория, фрустрация, удовлетворенность и др. характеризуются также как психические состояния. Среди всех этих состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент [14, 15]. Напряжение также определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением

общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность [6, 8, 14].

Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку. В психологии стресс рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Многочисленными исследованиями было доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром [2]. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном - заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе. Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы. Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Необходимо, определять признаки стрессового состояния воспитанника или ученика, дифференцировать его как физиологическое или психологическое, и по возможности, блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий.

Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном. Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии: плохой сон; усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко; обидчивость, плаксивость, агрессивность; рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния. се вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались.

Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни [5, 10, 12, 15].

Проблема подростковой тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей, и в качестве специфического личностного свойства. Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека - существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка или подростка. Однако большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге - с тревогой. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь [10, 11, 14].

Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Кроме того, данные исследований Дж. Рейха, Дж. Хенсера и В. Майера (1989) указывают на то, что состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего мира и самого себя. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе. Тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной [2, 13 ,15]. Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и не-

определенностью. Тревога, как отмечал Kurt Goldstein (1957), вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности. Тревожность является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности. Тревожность - это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх [16, 18]. Страх - самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения - бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Проблема взаимосвязи между тендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории [18, 21, 22]; концепции отечественных психологов [7, 8, 9, 10, 14, 20], которые рассматривают тревожность с точки зрения ее функций, выделяя тревожность двух типов: реактивную и личностную, что впрочем, совпадает с теорией Ч.Д. Спилбергера, который различает состояние тревоги и тревожность, как свойство личности. Тревожность в функциональном подходе рассматривается, как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом.

Таким образом, совершенствование профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков требует разработки вопросов ранней диагностики пограничных нервно-психических расстройств, выявления донозологических нарушений, что приобретает особую значимость в условиях современной школы, изобилующей действием многих стрессовых факторов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Состояние нервно-психической сферы детей является одним из наиболее значимых и объективных показателей, определяющих в дальнейшем весь комплекс состояния здоровья детей любого возраста, в связи с этим на данном этапе исследования была поставлена следующая задача: выявить возрастные и половые особенности состояния психического здоровья детей 10-11 лет.

В исследовании приняли участие 1278 детей 10-11 лет образовательных учреждений г. Москвы и Московской области, из них 611 мальчиков и 667 дево-

чек. Все исследования проводились с письменного разрешения родителей или опекунов.

Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. В соответствии с этим у каждого конкретного ребенка осуществлялся сбор информации о нарушениях нервно-психического здоровья, о социально-психологической адаптации, включая особенности его самочувствия, самовосприятия и различные поведенческие проявления социального функционирования путем анкетирования и тестирования: школьная тревожность (тест Филлипса); нервно-психическое здоровье оценивалось по анкете ученика и некоторым пунктам анкеты учителя; социально-психологическая адаптация оценивалась по анкете учителя [13]. По всем показателям мы сравнивали статистически между собой группы: 1) возрастные; 2) мальчики с девочками; 3) мальчики с девочками внутри каждой возрастной группы. Это видно по строению наших таблиц. Для каждой характеристики дано две таблицы: в первой - разбивка по возрасту и по полу, раздельно; во второй - разбивка по полу внутри возраста. Везде цифры (средние или проценты), где найдены значимые на двустороннем уровне p<.05 различия между группами (столбцами таблицы), выделены с помощью подстрочных латинских букв в соответствии со стандартом, разработанным и рекомендуемым Американской Психологической Ассоциацией (APA) [Publication Manual of the American Psychological Association, 6th edition, 2009]. Согласно этому становящемуся популярным стандарту, если два значения не различаются значимо, они подписаны одной и той же подстрочной буковкой, а если различаются, то подписаны разными буковками. Если значение подписано несколькими буковками, то это значит, что оно не отличается значимо от нескольких других значений, которые между собой различаются значимо. К примеру, значение, подписанное a,c, не отличается от значений, подписанных a и от значений, подписанных c, в то время как те между собой различаются, т. к. подписаны разными буковками. Сравнение средних в таблицах делалось t-критерием Стьюдента. Сравнение процентов в таблицах делалось z-критерием для долей. В случаях иных статистических критериев мы пишем о них прямо в тексте. Проводился дисперсионный анализ и корреляционный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Школьная тревожность (Тест Филллипса)

Цель теста школьной тревожности Филлипса: определить уровень и характер тревожности, а также преобладающий страх, связанные со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, на каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». При обработке интерпретации подсчитывается общее число несовпадений по тесту. Если он больше 50 %, то можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75 % от общего числа вопросов, то о высоком уровне тревожности. Подсчитывается число несовпадений по каждому из 8 факторов. Анализируется общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.

Содержательная характеристика каждого из синдромов (факторов):

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать потребности в успехе, в достижение высокого результата.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявляя себя другим, демонстрация свои возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной), достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая психологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы стрехи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Полученные результаты позволяют анализировать каждый фактор (табл. 1).

Таблица 1

Распределение детей 10-11 лет по уровню тревожности (в %)

Группирование на основе суммарного балла учащегося, по каждому фактору теста Филлипса Возраст

10 лет 11 лет 10 лет 11 лет

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Совокупная тревожность (весь тест) Нормальная тревожность 78.1а 80.8а 78.5а 77.8а 83.5а 78.2а

Повышенная тревожность 20.2а 17.8а 20.3а 20.2а 13.8а 21.8а

Высокая тревожность 1.7а 1.4а 1.3а 2.0а 2.8а .01

Общая тревожность в школе Нормальная тревожность 71.9а 80.4Ь 74.7а 69.7а 84.4а 76.4а

Повышенная тревожность 20.2а 12.8ь 20.3а 20.2а 10.1а 15.5а

Высокая тревожность 7.9а 6.8а 5.1а 10.1а 5.5а 8.2а

Переживание социального стресса Нормальная тревожность 74.2а 72.6а 70.9а 76.8а 68.8а 76.4а

Повышенная тревожность 24.2а 21.5а 26.6а 22.2а 24.8а 18.2а

Высокая тревожность 1.7a 5. CT 2.5a 1.0a 6.4a 5.5a

Фрустрация в потребности в достижении успеха Нормальная тревожность 78.1a 79.9a 77.2a 78.8a 75.2a 84.5a

Повышенная тревожность 20.2a 19.2a 22.8a 18.2a 23.9a 14.5a

Высокая тревожность 1.7a .9a .01 3.0a .9a .9a

Страх самовыражения Нормальная тревожность 68.0a 67.1a 67.1a 68.7a 69.7a 64.5a

Повышенная тревожность 18.5a 16.4a 16.5a 20.2a 10.1a 22.7b

Высокая тревожность 13.5a 16.4a 16.5a 11.1a 20.2a 12.7a

Страх ситуации проверки знаний Нормальная тревожность 67.4a 72.6a 69.6a 65.7a 77.1a 68.2a

Повышенная тревожность 13.5a 13.2a 13.9a 13.1a 12.8a 13.6a

Высокая тревожность 19.1a 14.2a 16.5a 21.2a 10.1a 18.2a

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих Нормальная тревожность 67.4a 64.8a 74.7a 61.6a 67.0a 62.7a

Повышенная тревожность 16.9a 22.4a 15.2a 18.2a 24.8a 20.0a

Высокая тревожность 15.7a 12.8a 10.1a 20.2a 8.3a 17.3c

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Нормальная тревожность 81.5a 82.2a 83.5a 79.8a 86.2a 78.2a

Повышенная тревожность 9.0a 12.3a 8.9a 9.1a 11.0a 13.6a

Высокая тревожность 9.6a 5.5a 7.6a 11.1a 2.8a 8.2a

Проблемы и страхи в отношении с учителями Нормальная тревожность 86.5a 80.4a 87.3a 85.9a 81.7a 79.1a

Повышенная тревожность 12.9a 18.7a 12.7a 13.1a 18.3a 19.1a

Высокая тревожность .6a .9a .0 1.0a .0 1.8a

N 178 219 79 99 109 110

Примечание: Здесь и далее. Везде числа, где найдены значимые на двустороннем уровне p<. 05 различия между группами, выделены с помощью латинских букв в соответствии со стандартом, разработанным и рекомендуемым Publication Manual of the American Psychological Association, 6th edition, 2009. Согласно этому стандарту, если два значения не различаются значимо, они подписаны одной и той же буковкой, а если различаются, то разными буковками. Если значение подписано несколькими буковками, то это значит, что оно не отличается значимо от нескольких других значений, которые между собой различаются значимо.

У нормально развивающихся подростков уровень тревожности распределен равномерно. Это объясняется тем, что определенный уровень тревожности - есте-

ственная и обязательная особенность активной деятельности подростков. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожность - это так называемая полезная тревожность Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Ни по одному из факторов тревожности не наблюдается возрастных различий, но имеют место половые различия. У девочек более выражено, чем у мальчиков, проявляется «общая тревожность в школе», «страх ситуации проверки знаний», «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» у них также выше, особенно среди 10-летних детей. У мальчиков в большей степени выражено «переживание социального стресса» и «фрустрация в потребности достижения успеха», однако эти различия не достоверны.

Четверть детей 10-11 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 30 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги - «трудности в обучении». Наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозопо-добные и психосоматические нарушения. Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, достигает 30-40 %, причем выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости. И двоечники, и отличники 10-11 лет, сильно ориентируются на то, как их отметки влияют на отношение к ним. Но если двоечников в первую очередь волнует отношение одноклассников, то отличников - отношение родителей и учителей. У тех, кто учится на «четверки» или «четверки» и «пятерки», уровень тревоги тоже достаточно высок, но он не зависит от отношения к ним окружающих. Наиболее эмоционально спокойными оказались троечники.

Корреляции между факторами установлены от 0,25 до 0,58 (все достоверно значимы). Взаимосвязь между количественными или качественными показателями (корреляции Спирмена) находятся в диапазоне от 0,20 до 0,47, что также достоверно значимо (р<.01). Так как фоном выступает общая тревожность (генеральный фактор), то между всеми факторами теста имеется связь. Рассмотрим, какова будет корреляционная картина, если этот фоновый общий фактор убрать? Существуют ли какие-то разновидности специфически школьной тревожности? После корреляции между всеми 58 пунктами теста Филлипса для отбора опти-

мального количества факторов в факторной структуре проведем анализ главных компонент (составных частей). Для определения смещения факторных нагрузок, определения коэффициентов (называемых факторными нагрузками, и представляющих корреляции между факторами и переменными) и лучшей интерпретируемости факторов подвергнем варимакс- вращению нагрузки этих 3-х компонент. Коэффициент с высоким абсолютным значением показывает, что фактор и переменная тесно взаимосвязаны.

Пункты с коэффициентами корреляции выше 0,30 отображены на диаграмме рассеяния (рис. 1).

Рис. 1. Компонентные нагрузки пунктов теста Филлипса Повернутая матрица создает основу для интерпретации факторов. Компонента 2 сильнее нагружает пункты 43, 24, 38, 35, 39, 30, 44, 25. Эту компоненту можно понять как фактор некомфортного самоощущения себя в школе. Он включает в себя как пункты об отношении с одноклассниками, так и пункты об отношении с учителями, и даже оптимизм/пессимизм в отношении своей учебы, т. е. атмосфера своей школьной ситуации.

Компонента 3 нагружает сильнее пункты 31, 15, 45, 19, и (с обратным знаком) 51, 52, 56. Эту компоненту можно назвать фактором отвергнутости. Такой ребенок третируется одноклассниками и чувствует личное одиночество, на фоне которого любой контакт с классом в коллективной деятельности, даже такой, как контрольная работа, мыслится им как более приемлемая альтернатива. Возможно

даже, что такой ребенок хорошо учится, но его определенно не любят одноклассники.

Компонента 4 нагружает сильнее пункты 9, 14, 4, 58, и (с обратным знаком) пункт 46. Эта компонента есть фактор страх провалиться, отвечая урок. Причем этот страх может сопровождаться мыслью «я меньше одноклассников забочусь об учебе». Это специфически «ученическая» тревога.

Нервно-психическое здоровье

Истоки нервно-психической неустойчивости, психосоматических расстройств, психопатологии, психосоциальной дезадаптации возможно и необходимо наблюдать для выявления у детей минимальных нарушений нервно-психического здоровья. Пограничные состояния, занимающие промежуточное положение между здоровьем и болезнью, можно оценить при обследовании детей. Нервно-психическое здоровье оценивалось нами по анкете ученика и некоторым пунктам анкеты учителя по бальной системе[13].Средний балл мог быть в диапазоне от 0 до 1, чем выше балл - тем более выражено нарушение (табл. 2).

Таблица 2

Распределение нервно-психических синдромов среди детей (%)

Нервно психическое здоровье (имеется хотя бы один симптом) Возраст 10 лет 11 лет

10 лет 11 лет Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Нарушения вегетативной нервной системы 75.9а 81.4а 77.2а 75.0а 74.8а 88.2Ь

Обсессивно-фобические расстройства (ОФР) 86.6а 90.9а 89.1а 84.7а 87.0а 95.0Ь

Астенические расстройства 75.0а 84.3Ь 80.4а 71.0а 79.7а 89.1ь

Депрессивные расстройства 76.9а 81.8а 77.2а 76.6а 78.9а 84.9а

Церебрастенические нарушения 77.8а 82.2а 83.7а 73.4а 77.2а 87.4Ь

Личностные расстройства 20.4а 24.4а 26.1а 16.1а 27.6а 21.0а

Нет нарушений 9.3а 6.2а 6.5а 11.3а 8.1а 4.2а

N 216 242 92 124 123 119

Примечание: см. табл. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Невротическими состояниями или неврозами называют функциональные расстройства психической деятельности, возникающие как реакция на значимые пси-хотравмирующие события (конфликты). При неврозах выявляются разнообразные симптомы, затрагивающие нарушения практически всех познавательных процессов. Распределение нервно-психических синдромов дает представление о достоверном наличии у 80,0 % детей в возрасте 10-11 лет хотя бы одного симптома об-сессивно-фобических расстройств (ОФР), нарушений вегетативной нервной системы, астенических расстройств, церебрастенических нарушений, у 20,0 % детей наблюдаются личностные расстройства, причем независимо от возраста и пола. И только 7,5 % детей не имеют одного из симптомов нарушений нервно психического здоровья.

Достоверно доказано, что все патологии сопутствуют друг другу, сочетанная патология (2 и более нарушений здоровья у одного ребенка) выявлена у каждого второго из трех детей 10-11 лет.

Связь между большинством из нервно-психических нарушений очень высока (приближается к 1, верхнему пределу). Лишь «Личностные расстройства» относительно слабо связаны с остальными. Это говорит о том, что ученик и учитель оценивают проявления по-разному, так как фактор «Личностные расстройства» целиком состоит из пунктов Анкеты Учителя (учитель оценивал ребенка, а не сам ребенок себя). Все это может говорить о некомпетентности педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей.

Социально-психологическая адаптация

На этапе адаптации детей к школе психологическая диагностика должна быть направлена и на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи. Социально-психологическая адаптация оценивалась по анкете учителя.

Учебная дезадаптация д

Поведенческая дезадаптация

Специфические подростковые С

поведенческие реакции

Девиантное поведение, риск делинквентности

Коммуникативная дезадаптация

Эмоциональное неблагополучие

Рис. 2. Матрица диаграмм рассеяния между синдромами социально-психологической адаптации

На рисунке 2 видно «правоскошенное» распределение данных социально-психологической адаптации. Исходя из этого, можно предположить, что либо для классного руководителя это слишком сложная работа, т. к. он должен был оценить каждого из учеников по 33 пунктам анкеты, либо учитель плохо знает своих учеников. Тем не менее, попробуем проанализировать все собранные данные. Изучим связь между тремя наборами переменных: 1) факторами тревожности по Филлипсу, 2) нарушениями нервно-психического здоровья, 3) факторами соци-

ально-психологической адаптации, исключив повторение одних и тех же пунктов в разных факторах. Выборку этого анализа составили 298 человек.

Для уточнения связи пограничных неврологических расстройств с психосоциальной адаптацией школьников был проведен нелинейный анализ канонических корреляций (OVERALS). В нашем анализе мы использовали порядковую квантификацию (количественное выражение разнокачественных явлений, признаков), входящих данных и остановились на выделении двух канонических измерений. Нагрузки входящих переменных трех наборов на эти измерения - т. е. корреляции их с измерениями - показаны в таблице 3; большие нагрузки выделены.

Таблица 3

Корреляции между тревожностью по Филлипсу, нервно-психическим здоровьем и социально-психологической адаптацией

Наборы переменных Тесты Пункты Измерение

1 2

Тревожность (Филлипс) Страх самовыражения .126 .581

Страх ситуации проверки знаний .532 .353

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих .452 .385

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу .268 .658

Проблемы и страхи в отношении с учителями .395 .054

Нервно-психическое здоровье (анкета ученика + некоторые пункты анкеты учителя) Нарушения вегетативной нервной системы .293 .615

Обсессивно-фобические расстройства .646 .140

Астенические расстройства .241 .630

Депрессивные расстройства .820 .104

Социально-психологическая адаптация (анкета учителя) Учебная дезадаптация .219 .267

Поведенческая дезадаптация .068 -.208

Коммуникативная дезадаптация .756 -.281

Измерение 1 (ответственно за 30 % коррелированное™ между тремя наборами) образует корреляцию между показателями «Страх ситуации проверки знаний» из Филлипса с «Обсессивно-фобические расстройства» + «Депрессивные расстройства» из «Нервно-психического здоровья» и с «Коммуникативная дезадаптация» из Социально-психологической адаптации. Измерение 1 можно условно обозначить как внутренние психологические проблемы. Конечно, данное измерение не следует овеществлять как объективно существующее психологическое свойство. То, что для ребенка в самовосприятии идет как депрессивность или навязчивости/фобии, в глазах классного руководителя, смотрящего на этого ребенка, проходит как дезадаптация общения, а при ответе этого ребенка (тест Фил-липса) уточняется: депрессии и навязчивости/фобии связаны, прежде всего, с ситуацией проверки знаний.

Измерение 2 (ответственно за 25 % коррелированности между тремя наборами) образует корреляцию между показателями «Страх самовыражения» + «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» из Филлипса с «Нарушения вегетативной нервной системы» + «Астенические расстройства» из Нервно-психического здоровья. Измерение 2 можно условно обозначить как психофизиологическая стрессо-неустойчивость. В тесте Филлипса ребенок помечает пункты, говорящие о страхе самовыражения, либо о низкой физиологической сопротивляемости, а в анкете нервно-психического здоровья помечает пункты, говорящие о нарушении ВНС, либо об астении. Третий набор - Социально-психологическая адаптация, по оценке учителя, - практически не участвует в этом измерении.

Многофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) школьной тревожности, нервно-психического здоровья и социально-психологической адаптации выявил статистически значимые различия: психофизиологическая стрессоустойчивость ниже у девочек, чем у мальчиков (р<.01); у детей, не имеющих сердечнососудистой патологии (р<.01); и у детей, имеющих патологию нервной системы (р<.05). Однако мы не можем дать уверенной интерпретации, т. к. у нас слишком мало данных о конкретных диагнозах, записанных в медицинскую карту ребенка.

Таким образом, исследования показали, что каждый пятый ребенок имеет те или иные нарушения нервно-психического здоровья: выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Изучение уровня и характера школьной тревожности, включающей различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия, показало, что 20% детей постоянно чувствуют собственную неадекватность, неполноценность, не уверены в правильности своего поведения. Повышенная тревожность у детей вызывает переутомление, то есть временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Возрастные особенности симптома школьной тревожности у детей 10-11 лет не выявлены, однако имеются достоверные половые различия: у девочек более выражена общая тревожность в школе, страх ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, у мальчиков более выражены переживание социального стресса и фрустрация в потребности достижения успеха.

Стрессоустойчивость ниже у детей, имеющих те или иные нарушения нервной системы, и у девочек ниже, чем у мальчиков. Особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрес-согенного характера, повышают вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Более всего тревожные подростки испытывают негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения подростка, так как они зависят от учителя и это может быть учитель с авторитарным стилем руководства, что еще больше осложняет поведение и внутреннее состояние таких детей.

Полученные данные вносят определенный вклад в изучение закономерностей

психического и личностного развития мальчиков и девочек подросткового возраста. Они способствуют уточнению понимания феномена тревожности и ее проявления, в отношении его происхождения, степени стабильности и факторов, вызывающих дифференциально-психологические различия в его проявлениях. Результаты обследований выявили достоверные межгрупповые различия, свидетельствующие о снижении у детей с пограничными неврологическими отклонениями эмоционального состояния и адаптации в сфере образовательного процесса.

С целью своевременного выявления детей с пограничными нарушениями нервно-психической сферы и устранения активного взаимодействия неврологического и психофизиологического факторов и ухудшения их здоровья необходимо проведение комплексных психофизиологических и неврологических обследований школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М.: Литтерра, 2010. - 363 с.

2. Антропов Ю.Ф. Терапия психосоматических расстройств у детей. -М.:Триада-фарм, 2003. - 241 с.

3. Антропова М.В., Параничева Т.М. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся / М.В.Антропова, Т.М. Параничева и др. // Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. - № 3. - С. 29-33.

4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 2002. - № 5. - С. 111-117.

5. Бобрищева-Пушкина Н.Д. Физическое и психическое развитие детей и подростков как показатель состояния здоровья / Н.Д. Бобрищева-Пушкина с со-авт. // Практика педиатра. - 2008. - № 3. - С. 36-40.

6. Венар Ч, Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста: Пер. с англ. - Ст-Петербург: Прайм-Еврознак, 2004. - 384 с.

7. Галайдзина Л.П., Заика Г.Е. Особенности динамики высших психических функций у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы в условиях крупного промышленного города // Материалы Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием (под редакцией д.м.н., проф. Кучмы В.Р.) Москва, 16-18 февраля 2010 года.

8. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.

9. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. -СПб., 2002. - С. 375-379.

10. Кучма В.Р. Гигиенические проблемы школьных инноваций / В.Р. Кучма, Л.М Сухарева, М.И. Степанова. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - 240 с.: ил.

11. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001.

12. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: пособие для врачей. - М., 2005. - 137 с.

13. Параничева Т.М. Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста / Т.М. Параничева, Е.А. Бабенкова, Е.В. Тюрина, К.В. Орлов // Новые исследования. - 2011. - № 3. - С. 33-45.

14. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 11-17.

15. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000. - С. 179.

16. Сердюковская Г.Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников / Г.Н. Сердюковская. - М.: Медицина, 1979. - 184 с.

17. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Сахаров В. Г. и др. Сборник материалов конф. «Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков». Москва, 24-25 октября 2007 г. - М., 2007.

18. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. - С-Пб., 1997.

19. Школа и психическое здоровье учащихся // под редакцией С.М. Громба-ха. - М.: Медицина, 1988. - 272 с.

20. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Прогресс, 2004. - 282 с.

21. Bourrilon A., Arsan A. Childhood fatigue // Arch. Pediatr. - 2002. - V. 9. - P. 203-207.

22. Weisberg R.B. Overview of generalized anxiety disorder: epidemiology, presentation, and course // J Clin Psychiat. - 2009; 70:2:4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.