Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика стрессоустойчивости подростков, занимающихся музыкально- исполнительской деятельностьюи боевыми единоборствами'

Сравнительная характеристика стрессоустойчивости подростков, занимающихся музыкально- исполнительской деятельностьюи боевыми единоборствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1361
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / СТРЕСС / STRESS / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / MARTIAL ARTS / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / EMOTIONAL WELL-BEING / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / EMPIRICAL STUDY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдорова А. М., Фирсова Д. В.

В статье рассматриваются особенности стрессоустойчивости групп подростков, обучающихся музыкально-исполнительской деятельности и боевым искусствам. Основной ракурс данной работы выявление специфики подверженности профессиональному стрессу, проявлениям личной и ситуативной тревожности, а также склонности к агрессии у учащихся музыкально-исполнительских специальностей среднего звена (музыкальное училище) в сопоставлении с подростками того же возраста, не вовлечёнными в профессиональное музыкальное образование. В ходе эмпирического исследования обнаружены существенные различия в параметрах стрессоустойчивости, тревожности и агрессивности между группами юных музыкантов-исполнителей, спортсменов и контрольной группой подростков, не занятых музыкальной или спортивной деятельностью. На основании данных исследования можно сделать вывод о высокой подверженности учащихся музыкантов профессиональному стрессу, о недостаточном уровне формирования стрессоустойчивости и высокой потребности в психологическом сопровождении учащихся музыкально-исполнительских специальностей среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Comparative Featuresof Forming Stress Resistance at Adolescents Involved in Musical Performanceand Martial Arts

The article discusses the features of stress resistance at adolescents involved in musical performance and martial arts. The main aspect of this study is to identify the specific of professional stress vulnerability, personal and situational anxiety manifestations, as well as predisposition to aggression in students of midlevel musical-performing specialties in comparison with adolescents of the same age who are not involved in professional musical education. In the course of empirical study the significant difference in parameters of stress resistance, anxiety and aggressiveness has been discovered between groups of young musicians, sportsmen and control group of adolescents not involved in professional musical or sports activity. On the basis of research data we can conclude that musician students are highly subjected to professional stress while the level of stress resistance formation is not sufficient and there is high demand for psychological support of mid-level musical education.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика стрессоустойчивости подростков, занимающихся музыкально- исполнительской деятельностьюи боевыми единоборствами»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И БОЕВЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ

А. М. Фёдорова, Д. В. Фирсова,

66

Государственная классическая академия имени Маймонида (Москва)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности стрессоустойчивости групп подростков, обучающихся музыкально-исполнительской деятельности и боевым искусствам. Основной ракурс данной работы - выявление специфики подверженности профессиональному стрессу, проявлениям личной и ситуативной тревожности, а также склонности к агрессии у учащихся музыкально-исполнительских специальностей среднего звена (музыкальное училище) в сопоставлении с подростками того же возраста, не вовлечёнными в профессиональное музыкальное образование. В ходе эмпирического исследования обнаружены существенные различия в параметрах стрессоустойчивости, тревожности и агрессивности между группами юных музыкантов-исполнителей, спортсменов и контрольной группой подростков, не занятых музыкальной или спортивной деятельностью. На основании данных исследования можно сделать вывод о высокой подверженности учащихся-музыкантов профессиональному стрессу, о недостаточном уровне формирования стрессоустойчивости и высокой потребности в психологическом сопровождении учащихся музыкально-исполнительских специальностей среднего звена.

Ключевые слова: музыкальное образование, подростковый возраст, стресс, стрессоустойчивость, тревожность, агрессия, боевые искусства, эмоциональное благополучие, эмпирическое исследование.

Summary. The article discusses the features of stress resistance at adolescents involved in musical performance and martial arts. The main aspect of this study is to identify the specific of professional stress vulnerability, personal and situational anxiety manifestations, as well as predisposition to aggression in students of mid-level musical-performing specialties in comparison with adolescents of the same age who are not involved in professional musical education. In the course of empirical study the significant difference in parameters of stress resistance, anxiety and aggressiveness has been discovered between groups of young musicians, sportsmen and control group of adolescents not involved in professional musical or sports activity. On the basis of research data we can conclude that musician students are highly subjected to professional stress while the level of stress resistance formation is not sufficient and there is high demand for psychological support of mid-level musical education.

Keywords: music education, adolescence, stress, stress resistance, anxiety, aggression, martial arts, emotional well-being, empirical study.

Введение

Стресс - одна из наиболее важных и значительных проблем, с которой сталкивается человек в современном мире. Чтобы противостоять разрушительному воздействию стрессогенных факторов, каждому новому поколению необходимо развивать всё в большей степени определённые психологические качества, формирующие стрессоустойчивость. Многие исследователи признают, что состояние стресса как в его конструктивном, так и деструктивном варианте - это неотъемлемая часть современной жизни. В рамках психологии профессиональной деятельности, а также экстремальной психологии остро стоит проблема выявления профессионально обусловленных личностных особенностей и наработки копинг-стра-тегий в профессиях, связанных с повышенным уровнем стресса.

В данной статье рассматриваются особенности стрессоустойчивости, склонности к тревожности и агрессивности подростков, обучающихся на профессиональном уровне специфическим видам деятельности, таким как музыкально-исполнительская деятельность и боевые искусства.

Согласно одному из классических определений, стресс представляет собой состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку [1, с. 157].

Воздействие профессии на личность - предмет пристального внимания психологов в контексте изучения

профессиональных деформаций личности, профессионального выгорания, хронического профессионального стресса (С. Безносов [2], О. Бабич [3], Н. Водопьянова [4] и др.). Безусловно, на протяжении длительного периода профессионального образования характер деятельности отчасти формирует психологические особенности человека, опираясь на специфический для многих профессий профиль личности, изначально доминирующий в результате профессионального отбора. Человек, долгое время вовлечённый в психологически экстремальную деятельность, приобретает определённые черты, овладевает профессионально обусловленными копинг-стратегиями. Зачастую это приводит к психологическим изменениям в сторону формирования большей стрессоустойчивости, снижения личностной и ситуативной тревожности, повышения уверенности в себе и своих действиях и т. д. Однако при неблагополучном сценарии профессионального развития велик риск дезадаптации, повышенного воздействия хронического профессионального стресса, исчерпания личностных ресурсов.

В наши дни проблема общего и профессионального стресса чрезвычайно актуальна. Многие исследователи (Л. Н. Акимова, Б. А. Вяткин, А. Г. Шевцов, Д. В. Зуев, Д. В. Пухняк, П. П. Пахатов, А. Н. Мигнаев) стали обращать внимание на негативное влияние стресса на психику у представителей разных профессий. Однако если стресс как общий психический и

67

социальный феномен часто выступает предметом исследований как в России, так и за рубежом (Г. Селье, Дж. Эверли, Дж. Виткин, М. Перре, Л. А. Китаев-Смык, Ю. Г. Каминский, Н. Е. Водопьянова, В. Я. Апчел), то проблема подросткового стресса освещена недостаточно полно. Это послужило основанием для определения направленности проводимого нами исследования на изучение особенностей профессионального стресса уже на фазе обучения, в рамках музыкальной и спортивной деятельности, традиционно связанной с ранней профессионализацией личности.

Мы исходим из предположения, что специфика этих видов деятельности определяет высокие требования к стрессоустойчивости и приводит к возникновению обратной связи между уровнями стрессоустойчивости и тревожности. В данной работе это предположение рассматривается на примере двух экспериментальных групп, поэтому в процессе исследования проверялись два частных случая

__ гипотезы:

68 1. При занятиях профессиональной музыкально-исполнительской деятельностью у подростков проявляется повышение стрессоустойчивости и понижение тревожности.

2. При занятиях боевыми искусствами у подростков проявляется повышение стрессоустойчивости и понижение тревожности.

Цель работы - рассмотреть взаимосвязь степени выраженности стрес-соустойчивости, тревожности и агрессивных проявлений у подростков, занимающихся музыкально-исполнительской деятельностью, в сравнении с подростками, обучающимися боевым искусствам.

Стресс и стрессоустойчивость

Согласно классической трактовке Г. Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, ведущее к перестройке жизнедеятельности [ 5, с. 18]. Хронический стресс - постоянное нарушение внутреннего равновесия. Такое нарушение является результатом длительного пребывания в обстановке, субъективно полной опасностей и напряжения, регулярного повторения травмирующей ситуации. Воздействие хронического стресса приводит к следующим симптомам: нарушение памяти, снижение концентрации внимания, агрессивность, раздражительность, тревожность, бессонница, депрессия, чувство вины и т. д. Бороться с ними по отдельности можно лишь отчасти; при отсутствии целенаправленной работы над причинами возникновения стрессовой реакции любые симптомы могут возникать вновь, трансформироваться, ещё более усиливаясь [6].

Важной составляющей преодоления стресса является процесс адаптации - постепенное привыкание к раздражителю. Адаптация - это способность организма приспосабливаться к условиям постоянно меняющейся среды. Благодаря этому свойству достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя поддержание сбалансированности в системе «организм-среда» [7, с. 187]. Стрес-соустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обус-

ловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [8, с. 23].

Эмоциональное благополучие

Для развития стрессоустойчивости необходимо сформировать эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие - это не только положительные эмоции, но и чувство эмоционального комфорта, демонстрирующее психологически устойчивую личность. Для профессионального музыкального образования характерно повышенное эмоциональное давление, связанное с высоким уровнем личной ответственности, сценической тревогой, высокой значимостью профессионального контекста. Сложный психологический фон зачастую создаёт присутствие размытой, диффузно существующей в процессе профессионального общения тревоги. Тревога -эмоциональное состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой опасности, в ситуации ожидания неблагоприятного развития событий; это беспредметный страх, часто связанный с неудачами в социальном взаимодействии. Состояние тревоги побуждает индивида к конкретизации источника опасности, служит источником развития неврозов [9, с. 490]. При постоянном профессионально обусловленном воздействии тревоги на личность музыканта можно говорить о формировании специфического невротического фона, «сценического невроза». Данный феномен, по нашим наблюдениям, формируется на базе хронического нарушения эмоционального благополучия личности обучающегося музыканта.

Интересно проследить в контексте повышенной профессионально обусловленной тревоги, сопутствующей музыкальному образованию, её связи с агрессивностью. Мы согласны с определением, в соответствии с которым «агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное» [10, с. 8]. Логично предположить, что высокая степень психологического давления стрессогенных факторов сценической деятельности должна приводить к осложнению ситуации с проявлениями агрессии, как внешне, так и внутренне направленной.

Особенно восприимчивы к стрессам дети и подростки в силу активного формирования у них всех психических процессов и повышенной восприимчивости (по сравнению со взрослыми) психики. В данном исследовании в центре внимания находится подростковый возраст - время, когда личность претерпевает значительные изменения, проходит стадию становления. Любой конфликт, эмоциональное потрясение, а иногда и простое недопонимание могут обернуться настоящей душевной травмой для впечатлительного подростка. Подростки более подвержены стрессу, более страдают от давления и отчуждения сверстников.

Нервное напряжение у подростков проявляется по-разному. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность долго сосредотачиваться на какой-либо одной проблеме. Порой стресс вызывает чисто физические недомогания, например головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность [11].

69

70

На первый взгляд музыкальное искусство и спорт - две совершенно разные сферы деятельности, однако природа стресса у них схожая. Оптимальное предконцертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальным боевым состоянием [12]. И поэтому логично рассматривать состояние будущего музыканта перед концертом, как и в спорте, по трём важнейшим параметрам - физическому, эмоциональному и умственному [13, с. 17].

Исходя из схожих форм предкон-цертного и предстартового состояний, мы сделали гипотетическое предположение о сходстве психологических особенностей воздействия профессионального стресса на музыкантов и спортсменов.

Эмпирическое исследование

Исследование проводилось на трёх группах подростков по 12 человек в каждой. Возрастной диапазон -13-17 лет. Первая группа - подростки, обучающиеся профессиональной музыкально-исполнительской деятельности в Государственном музыкальном колледже им. Гнесиных (Москва). Вторая группа - подростки, занимающиеся боевыми искусствами в спортивной секции тхэквон-до клуба «Торнадо» (Москва). Третья группа - контрольная - учащиеся средней общеобразовательной школы № 1001 г. Москвы, никогда не занимавшиеся специально музыкальной деятельностью и спортом.

В соответствии с целью и задачами исследования проводилось сравнительное изучение уровня стрессо-устойчивости подростков, профессионально обучающихся музыкально-ис-

полнительской деятельности или восточным единоборствам, и их ровесников, не занимающихся дополнительно этими видами деятельности. Все участники на момент проведения эксперимента были физически и психически здоровы, а также росли в благополучных семьях.

Для осуществления поставленной цели мы избрали следующие методы:

• определение стрессоустойчиво-сти путём оценки эмоционально-волевой сферы человека (тест Коухена и Виллиансона) [14];

• оценка уровня индивидуальной предрасположенности к устойчивости в стрессовых ситуациях (тест Н. В. Киршевой и Н. В. Рябчиковой);

• определение уровня личностной и ситуативной тревожности испытуемых (шкала Спилбергера-Ха-нина);

• выявление склонности субъекта к конфликтности и агрессивности (методика «Личностная агрессивность и конфликтность»);

• исследование уровня стрессо-устойчивости и агрессии подростков через систему построения проективного образа (проективный тест «Рисунок несуществующего животного»)

[15];

• анализ выявленных взаимосвязей.

В исследовании проводилось разностороннее изучение особенностей личности, формирующих стрессо-устойчивость. Все цифровые данные, полученные при исследовании, подвергались статистической обработке. Для анализа взаимосвязей между признаками применялся коэффициент ранговой корреляции К. Спирмена, а также Н-критерий Крускала-Уоллиса

[16]. Результаты исследования лич-

ностных особенностей подростков по выделенным нами параметрам представлены в таблице в виде средних арифметических показателей по каждой из трёх групп: 1-я группа - музыканты, 2-я группа - спортсмены, 3-я группа - подростки, не занимающиеся специально ни музыкой, ни спортом.

В процессе статистических расчётов Н-критерия Крускала-Уоллиса было обнаружено, что между уровнем стрессоустойчивости и тревожности имеется взаимосвязь, а с помощью вычисления ранговой корреляции (по Спирмену) мы убедились, что эта взаимосвязь обратная. То есть при повышении стрессоустойчивости уровень тревожности понижается, и наоборот. Это полностью подтверждает наши исходные предположения.

Однако в результате анализа данных эмпирического исследования нами были получены противоречивые результаты. Мы обнаружили, что у подростков, занимающихся музыкально-исполнительской деятельностью, уровень стрессоустойчивости

очень низкий, существенно ниже, чем у контрольной группы (в то время как у контрольной группы он довольно низкий). А у подростков, занимающихся боевыми искусствами, уровень стрессоустойчивости, как и предполагалось, достаточно высок.

То же самое относится и к уровням ситуативной и личностной тревожности. При исследовании мы получили совершенно противоположные данные у музыкантов и спортсменов.

Обсуждение результатов тестирования

Обсуждение результатов тестирования по методикам определения уровня стрессоустойчивости Коухена и Вилли-ансона, Н. В. Киршевой и Н. В. Рябчиковой, а также по шкале личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина целесообразно начать с характеристики показателей подростков, включённых в контрольную группу. В отличие от других участников эксперимента, они не занимались ни одним из рассматриваемых нами видов

Результаты исследования личностных особенностей подростков по трём выделенным в исследовании параметрам

71

Шкала

Стрессоустойчи-вость тревожности Спилбергера-Ханина Личностная агрессивность и конфликтность

Группы по С. Коухену и Г. Виллиансону по Н. В. Киршевой и Н.В. Рябчиковой Ситуационная тревожность Личностная тревожность Положительная агрессия Отрицательная агрессия Общий коэффициент конфликтности

1-я 32 50,25 53,5 54,75 3,625 8,875 4,938

2-я 5,75 27,5 28,75 28,417 6,417 3,625 3,563

3-я 20,167 41 48,167 53,5 5,292 5,417 5

72

профессиональной деятельности, а следовательно, у этой группы подростков исключалось их влияние на показатели стрессоустойчивости.

Как показали результаты исследования, у подростков контрольной группы был обнаружен низкий уровень стрессоустойчивости в сочетании с завышенным уровнем тревожности. Эти дети эмоциональны, восприимчивы к неприятным ситуациям, сильно переживают из-за внешних и внутренних проблем. Они тяжело переносят неудачи и конфликты, особенно с близкими людьми. Однако в целом, с учётом специфики данного возрастного периода, указанные личностные характеристики находятся в пределах нормального развития подростков.

У подростков, входящих в первую экспериментальную группу (музыканты), исследование выявило очень низкий уровень стрессоустойчивости с завышенными показателями ситуативной и личностной тревожности. Результаты значительно отличаются от показателей нормы. В данном случае можно говорить об эмоциональной нестабильности, ослаблении волевого контроля, состоянии подавленности. Некоторые из испытуемых способны к саморегуляции в стрессовой ситуации в необходимых случаях, но внутренне они настолько сильно поглощены личными проблемами, что сделать им это крайне сложно. Подростки ранимы, обидчивы, чувствительны к критике. Особенно ярко это проявляется, если они не смогли достичь поставленного результата. Это приводит к повышению конфликтности, внешней и внутренней агрессии. Кроме того, у всей группы наблюдаются очень высокие показатели как ситуативной, так и личност-

ной тревожности. В стрессовой ситуации подростки испытывают существенные проблемы с эмоциональными, физиологическими и интеллектуальными проявлениями, осознанный самоконтроль затруднен. Это значит, что большинство проблем, возникающих в ходе профессионального обучения, воспринимаются преувеличенно драматично, учащиеся склонны к переживанию беспричинной тревожности, мрачным мыслям о внезапных потерях или неудачах. В таком случае тревожность может приобрести характер личностной черты.

Анализируя результаты обследования второй экспериментальной группы (спортсмены), мы убедились, что у подростков этой группы уровень стрессоустойчивости очень высок. Это проявляется в сочетании с низкими уровнями как ситуативной, так и личностной тревожности. У представителей этой группы хорошая эмоциональная стабильность, они умеют справляться со своими эмоциями, когда этого требует ситуация. В целом группа борцов состоит из сформированных личностей, уверенных в себе и устойчивых к стрессам.

Рассмотрим, как данные результаты сочетаются с различными показателями уровня агрессивности по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалёва.

Сразу отметим, что результаты музыкантов сильно отличаются от результатов других экспериментальных групп. Показатели вспыльчивости почти у всех завышены. При этом показатели наступательности находятся на среднем уровне. Это значит, что в конфликтных ситуациях подростки данной группы редко оказывают моральное давление на собеседника.

Показатели обидчивости максимальные: подростков очень легко обидеть, задеть за живое даже из-за незначимых с точки зрения здравого смысла обстоятельств. Им свойственно чрезмерно критическое отношение к себе. Они постоянно заостряют внимание на своих недостатках, зачастую незначительных, воспринимают их катастрофически преувеличенно.

Уровни неуступчивости и бескомпромиссности на нуле. Подростки-музыканты экспериментальной группы, как правило, не умеют за себя постоять. Они всегда уступают, у них велика потребность признания, они хотят быть в центре внимания, но не умеют или боятся бороться.

Показатели мстительности максимальны. Не имея возможности отстоять себя в споре, они начинают мстить. Месть зачастую незначительна, но они сделают всё возможное, чтобы нанести ущерб обидчикам. Возможен и «виртуальный», воображаемый вариант - фантазирование на тему «великого возмездия» компенсирует отсутствие мести как таковой.

Нетерпимость к мнению других -на среднем уровне и почти не отличается от нормы. У данных подростков нет явной нетерпимости к чужому мнению, но они крайне болезненно воспринимают осуждение своих действий. Глубоко внутри себя они считают, что всегда правы, а к ним относятся предвзято.

Подозрительность максимальна, на уровне параноидальной. Возможно, многие из них имели какой-то печальный опыт во взаимоотношениях с близкими людьми, после чего возникло недоверие и подозрительность к окружающим. Если это так, то вполне понятным становится раз-

витие всех вышеописанных черт характера.

У экспериментальной группы спортсменов достаточно хорошие, устойчивые результаты. Показатели вспыльчивости и наступательности низкие. У этих подростков стойкая эмоциональная база. Они могут держать себя в руках, управлять своими эмоциями, уверены в себе и своих силах. Они не лезут на рожон, в спорах редко оказывают моральное давление, загоняя противника в угол. Обидчивость низкая, присутствует самоирония. Эти подростки знают себе цену и относительно спокойно переносят конфликты и оскорбления. При этом неуступчивость достаточно велика: если они в чём-то уверены, то от своего не отступятся. Они умеют отстаивать свою точку зрения, но в них нет слепого упорства. Мстительность им несвойственна, что явно следует из результатов тестирования.

Бескомпромиссность завышена. Представители данной группы не желают идти на компромиссы. Они не любят отказываться от своего мнения, тем более уступать в спорах. Если 73 возникает какой-либо спорный вопрос, противоречащий их интересам, они предпочитают отстаивать свои права. Это яркая демонстрация подросткового максимализма. В целом эта группа состоит из психологически устойчивых личностей.

Не менее красноречивые результаты, свидетельствующие о психологическом своеобразии учащихся музыкально-исполнительских специальностей, выявлены в тесте «Рисунок несуществующего животного».

Рисунки, полученные в группе музыкантов, свидетельствуют о серьёзных проблемах подростков в области

74

межличностных отношений. Часто в них находят отражение страхи, агрессивное поведение, одиночество, отсутствие постоянного места обитания. Дети не могут найти выход своей внутренней агрессии, а она при этом никуда не исчезает и в итоге направляется на них самих. Отсюда нарушения во взаимоотношениях, вплоть до патологии [17]. Эти подростки мало приспособлены к тому, чтобы самостоятельно справляться с жизненными трудностями, они зависимы от окружающих и нуждаются в постоянной поддержке. Показатели демонстративности повышены, но у музыкантов демонстративность иная, чем у борцов. Она не активная, а пассивная, заискивающая. Такие люди пытаются сделать всё, чтобы их заметили, оценили и похвалили.

В рисунках спортсменов показатели тревожности в основном отсутствуют. Не выявлено проявлений агрессии - ни внешней, ни внутренней. В целом тон рисунков доброжелательный, что говорит о психологическом равновесии подростков. Повышены показатели демонстративности, но и они на уровне нормы.

В рисунках подростков контрольной группы ярко прослеживаются показатели тревожности и страхов (резкие штрихи, сильный нажим). У этих детей низкая стрессоустойчивость, обычно связанная с повышенной агрессивностью и неумением сдерживать свои эмоции, что вызывает сложности в межличностных взаимоотношениях, которые очень важны для подросткового возраста.

В целом же, несмотря на то что у подростков контрольной группы отмечен низкий уровень стрессоустой-чивости, его показатели выше, чем у подростков-музыкантов, предполо-

жительно за счёт того, что они (немузыканты) могут свободно выражать свою агрессию. У музыкантов же гораздо больше ограничений, обязанностей и ответственности. Они не имеют права показывать слабость, жаловаться на то, что у них что-то не получается. Их агрессия превращается в аутоагрессию, которая уничтожает их изнутри. В итоге складывается впечатление, что подростки, профессионально занимающиеся музыкой, всецело отдают себя искусству, принося в жертву не только свою личную жизнь, но и здоровье.

Заключение

К сожалению, вопрос о психологическом сопровождении профессионального обучения музыкантов до сих пор остаётся открытым и мало проработанным. Полученные нами результаты говорят о существенном снижении личностных ресурсов учащихся музыкальных училищ, высокой степени тревожности, внутренней агрессии, низкой стрессоустойчивости. Все эти факты требуют грамотной психологической коррекции, а в некоторых случаях - и психотерапии.

Судя по полученным результатам, стрессогенное воздействие музыкального обучения зачастую превышает возможности личности учащихся, а существующая система психологической помощи оказывается недостаточно эффективной. Кроме того, если методики по борьбе со стрессом непременно входят в ежедневные тренировки спортсменов, то об использовании их в повседневных занятиях музыкантов говорить, увы, не приходится. В условиях индивидуального обучения ознакомление учащихся с методами саморегуляции практически полностью ло-

жится на плечи педагогов по специальности. Мы считаем это серьёзнейшей проблемой профессионального музыкального образования, особенно в рамках «среднего звена», обучения музыкантов подросткового возраста. На наш взгляд, возможны два варианта решения выявленной проблемы:

• повышение квалификации преподавателей специальных дисциплин в овладении практическими навыками саморегуляции, в том числе в ситуации сценического стресса;

• активное внедрение системы психологической поддержки с помощью профессиональных психологов в систему музыкального образования.

Оба этих пути необходимо использовать в решении проблем сохранения эмоционального благополучия, психического и физического здоровья молодого поколения музыкантов-исполнителей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Столяренко, Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах [Текст] / Л. Д. Столяренко. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 448 с.

2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С. П. Безносов. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.

3. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О. И. Бабич. - Волгоград : Учитель, 2014. - 124 с.

4. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб. : Питер, 2008. - 358 с.

5. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М. : Прогресс, 1979. - 123 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Фёдорова, А. М. К вопросу о преодолении сценического стресса [Текст] /

A. М. Фёдорова // Музыкальная психология и психотерапия. - 2007. - № 3. -С. 86-93.

7. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф. Б. Березин. - Л. : Наука, 1988. - 270 с.

8. Вассерман, Л. И., Абабков, В. А., Трифонова, Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. И. Вассерман,

B. А. Абабков, Е. А. Трифонова ; под ред. проф. Л. И. Вассермана. - СПб. : Речь, 2010. - 192 с.

9. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М. И. Еникеев. - М. : ТК Велби : Проспект, 2007. - 560 с.

10. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. -2-е изд., стер. - М. : Когито-Центр, 2008. -181 с.

11. Костина, Е. Стресс и дети [Электронный ресурс] / Е. Костина. - Режим доступа: http://www.semya.ru/articles/roditelskay a-shkola/stress-i-deti-450

12. Акимова, Л. Н. Психология спорта [Текст] : курс лекций / Л. Н. Акимова. -Одесса : Студия «Негоциант», 2004. -127 с.

13. Зуев, Д. В. Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению [Электронный ресурс] / Д. В. Зуев. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/ view.aspx?id=4735

14. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум [Текст] / Л. Д. Столяренко ; ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - 8-е изд. -Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 704 с.

15. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] / А. Л. Венгер. - М. : Владос-Пресс, 2010. - 159 с.

16. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2003. - 350 с.

17. Соколова, Е. Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности [Текст] / Е. Т. Соколова. - М. : Изд-во МГУ, 1989. -210 с.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.