Chupina Viktoriia Borisovna, Gavrilenko Larisa Stanislavovna PECULIARITIES OF THE STATUS OF STRESS ...
psychological science
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И ИНЖЕНЕРОВ
© 2018
Чупина Виктория Борисовна, кандидат психологических наук, доцент Гавриленко Лариса Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (660022, Россия, Красноярский край, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматриваются особенности стрессоустойчивости у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» и по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Проблема стрессоустойчивости и методы ее повышения являются весьма актуальными направлениями современных психологических исследований. Особенно актуальна данная проблема в сфере высшего профессионального образования, поскольку учебно-профессиональная деятельность студентов всегда была связана с высоким уровнем стрессорных нагрузок, а воздействие стресс-факторов современной окружающей среды дополнительно увеличивает данную нагрузку. Стрессоустойчивость представляет собой сложную системную характеристику человека, обеспечивающую гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению профессиональной деятельности. Для диагностики уровня стрессоустойчивости и индивидуально-психологических особенностей, влияющих на предрасположенность к стрессу был подобран пакет методик, позволяющих выявить системные характеристики студентов клинических психологов и инженеров. Полученные результаты исследования позволили определить общие стратегии в работе со студенческой аудиторией медицинского и технического вузов и послужили основой для разработки психокоррекционных мероприятий для студентов обоих направлений обучения. Психокоррекционные мероприятия поспособствуют развитию индивидуально-психологических характеристик таких, как самооценка, эмоциональная реакция, тревожность, управление своим состоянием.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, показатели стрессоустойчивости, копинг-поведение, паспорт специальности.
PECULIARITIES OF THE STATUS OF STRESS STABILITY OF STUDENTS OF CLINICAL
PSYCHOLOGISTS AND ENGINEERS
© 2018
Chupina Viktoriia Borisovna, candidate of psychological sciences, associate professor Gavrilenko Larisa Stanislavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of clinical psychology and psychotherapy with a postgraduate course Krasnoyarsk State Medical University of Professor Voino-Yasenrtsky (660022, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Partizna Zheleznyak Street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article examines the peculiarities of stress resistance in students studying in the specialty «Clinical Psychology» and in the direction of training "Technical Operation of Aircraft and Engines". The problem of stress resistance and methods for its improvement are very topical areas of modern psychological research. This problem is especially topical in the sphere of higher professional education, since the students' academic and professional activity has always been associated with a high level of stress loads, and the impact of stress factors of the modern environment further increases this load. Stress-resistance is a complex system characteristic of a person, providing a harmonious relationship between all the components of mental activity in an emotiogenic situation and thereby contributing to the successful performance of professional activities. To diagnose the level of stress-resistance and individual psychological characteristics that affect the predisposition to stress, a set of methods was selected that would reveal the system characteristics of students of clinical psychologists and engineers. The obtained results of the research made it possible to determine the general strategies for working with the student audience of medical and technical universities and served as the basis for the development of psycho-corrective measures for students in both areas of study. Psycho-corrective measures will contribute to the development of individual psychological characteristics such as self-esteem, emotional reaction, anxiety, management of one's own condition. Keywords: stress, stress resistance, indicators of stress-resistance, coping behavior, passport of specialty.
Причина пристального внимания к проблеме стрессоустойчивости связана с переходом на инновационные информационные технологии производства, изменением экономической ситуации, повышением конкуренции и требований к профессиональной деятельности. В этой связи актуализируется проблема развития стрессоустой-чивости личности, обеспечивающей ее успешность последующей трудовой деятельности [1-5].
Специфика развития стрессоустойчивости студентов раскрывается в работах Б.А. Вяткина, А.Н. Глушко, Т.И. Куликовой, Д.А. Леонтьева, О.В. Лозгачёвой, А.О. Прохорова, В.И. Пузько, Т.В. Середы, Ю.Е. Сос-новикова, М.Л. Тыщковой [6-9].
Целью исследования явилось изучение особенностей проявления показателей стрессоустойчивости студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» и по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что показатели стрессоустойчивости студентов разных направлений обучения имеют специфические различия.
В исследовании принимали участие 114 студентов в возрасте от 19 до 21 года, из них: 57 студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск) и 57 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» института гражданской авиации и таможенного дела СибГУ им. М.Ф. Решетнева (г. Красноярск).
Для изучения особенностей стрессоустойчивости мы использовали следующие методики: «Опросник анализа стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоу-стойчивость) (методика 1); «Тест самооценки стрессоустойчивости» (С. Коухен, Г. Виллиансон) (методика 2); «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (в адаптации Т.А. Крюковой) (методика 3) [10].
В результате проведённого исследования с группой испытуемых, обучающихся по специальности «Клиническая психология» по методике 1 выявлено, что 9 испытуемых набрали менее 10 баллов. Это говорит о том, что данные студенты наиболее устойчивы к стрессовым ситуациям. 33 испытуемых набрали более
психологические науки
Чупина Виктория Борисовна, Гавриленко Лариса Станиславовна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ...
30 баллов, это свидетельствует о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их жизнь, т.е. они не активно сопротивляются стрессам - менее стрессоустойчивы. 15 испытуемых набрали более 50 баллов - это свидетельствует о том, что они очень уязвимы в стрессовой ситуации.
В группе испытуемых, обучающихся по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», получены следующие результаты: 18 студентов набрали менее 10 баллов, это говорит о том, что эти студенты наиболее устойчивы к стрессовым ситуациям; 18 студентов набрали более 30 баллов это свидетельствует о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их жизнь, не активно сопротивляются; 21 студент набрал более 50 баллов, что свидетельствует о том, что они очень уязвимы в случае стрессовой ситуации. Интересно отметить, что в обеих выборках не выявлено студентов с суммой баллов от 11 до 30, т. е. с нормальным уровнем стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека. Полученные данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Оценка стрессоустойчивости по методике «Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоу-стойчивость)»
В целом, анализируя результаты исследования по данной методике, можно констатировать, что для большинства испытуемых, обучающихся по специальности «Клиническая психология» (58%) стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их жизнь, чаще всего они воспринимают жизнь как серьезную трудную ситуацию, не активно сопротивляются, занимают пассивную позицию. Тогда как в группе студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» показатели по представленным градациям распределены равномерно. Тем не менее, на 11 % студентов больше по параметру «очень уязвимы в случае стрессовой ситуации».
Обработка данных, полученных в результате исследования по методике 2, позволила сформулировать следующие выводы. Оценку «отлично» не набрал ни один испытуемый. У 15 опрошенных студентов - психологов оценка стрессоустойчивости «хорошо». У 21 опрошенного студента - психолога оценка стрессоустойчивости «удовлетворительно» и, у 21 опрошенного - «плохо».
У 15 опрошенных студентов - инженеров оценка стрессоустойчивости «отлично», у 24 опрошенных -«хорошо», у 18 опрошенных - «удовлетворительно». Сравнительные результаты представлены на рисунке 2.
ватной оценке стрессовой ситуации, чаще всего эти студенты дают волю своим эмоциям, неуверенные в себе, у них снижена возможность контролировать свою жизнь и как следствие они менее устойчивы по отношению к стрессу.
Студенты-инженеры по тесту «Самооценка стрессо-устойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона показали, что могут правильно и адекватно оценить стрессовую ситуацию и умеют с ней справиться. Соответственно эти данные нам позволяют говорить о том, что они более стрессоустойчивы.
А. Биллингс и Р. Моос отмечают: «...копинг обусловлен устойчивыми качествами личности, позволяющими использовать определенные варианты ответа на стрессовые ситуации», которые определяют выбор поведения человека в стрессовой ситуации [11-14].
При обработке методики 3, были получены следующие результаты. У студентов - психологов выявлено, что 18 студентов показали проблемно-ориентированный копинг. У них имеются средние результаты, т. е., присущ комплекс навыков для эффективного управления ежедневными проблемными ситуациями; 21 студент предпочитает эмоционально-ориентированный копинг, по которому отмечаются наиболее высокие показатели, т.е., эти студенты без труда могут регулировать свои эмоции. Также у 21 студента ведущим является копинг, ориентированный на избегание, т.е., они, совладая со стрессом, способствуют его редукции, но обеспечивают функционирование и развитие индивида на более низком функциональном уровне. По субшкале «Отвлечение» у 12 студентов встречаются высокие показатели, это говорит о том, что такие студенты самостоятельно отвлекаются от стрессовых ситуаций и 12 исследуемых показали низкие результаты, т.е. эти студенты не могут без посторонней помощи отвлечься от стрессовых ситуаций. По субшкале «Социальное отвлечение» у 12 студентов наблюдаются высокие результаты, т. е., человек старается быть на людях, вступать в общение с ними, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями.
У 24 студентов - инженеров выявлены высокие показатели проблемно-ориентированного копинга, то есть, личность обнаруживает эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в повседневной жизни и также у 24 студентов доминирующим является копинг, ориентированный на избегание, по которому отмечаются низкие показатели, то есть такие студенты не могут совладать со стрессом. Эмоционально-ориентированный копинг предпочитают 15 студентов, то есть такие студенты умеют регулировать свои эмоции в стрессовых ситуациях. По субшкале «Отвлечение» 21 студент имеет низкие показатели, то есть, эти студенты не могут самостоятельно отвлечься от стрессовых ситуаций и 12 студентов по субшкале «Социальное отвлечение» показывают средние результаты, т. е. для того чтобы справиться со стрессовыми ситуациями они обращаются за помощью и поддержкой к значимым другим (рисунок 3).
Рисунок 2 - Оценка стрессоустойчивости по тесту «Самооценка стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона
Опираясь на показатели, представленные на рисунке 2 можно отметить, что большинство студентов-клиниче-ских психологов (74 %) испытывают трудности в адек-
Рисунок 3 - Показатели копинг-поведения в стрессовых ситуациях
Обобщая полученные результаты исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. дЖеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой), можно констатировать, что у исследуемых студентов, обучающихся
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)
431
Chupina Viktoriia Borisovna, Gavrilenko Larisa Stanislavovna psychological
PECULIARITIES OF THE STATUS OF STRESS ... science
по специальности «Клиническая психология» ведущими в равной мере являются эмоционально-ориентированный копинг и копинг, ориентированный на избегание. Студенты - клинические психологи в стрессовой ситуации полагаются на помощь и поддержку окружающих, стараются уйти от решения проблем. Использование этих стратегий, чаще всего обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем.
Студенты, обучающихся по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» используют проблемно-ориентированный копинг, и, также как студенты, обучающиеся по специальности «Клиническая психология» копинг, ориентированный на избегание. Они стараются использовать все имеющиеся у них личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблем, избегают столкновения со стрессовой ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.
В целом предположение о том, что показатели стрес-соустойчивости студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» и обучающихся по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» имеют специфические различия подтвердилось.
Считаем необходимым конкретизировать полученные результаты. Уровень стрессоустойчивости у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» ниже, по сравнению со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Но, в обеих выборках не выявлено студентов с нормальным уровнем стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.
Данные, полученные по тесту «Самооценка стрессо-устойчивости» позволили сформулировать следующие выводы. Студенты - инженеры наиболее стрессоустойчивы по сравнению со студентами - клиническими психологами.
Исследование копинг-поведения в стрессовых ситуациях показало, что у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» выбор стратегии поведения обусловлен недостаточностью развития лич-ностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем.
Тогда как, студенты, обучающихся по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» предпочитают использовать собственный потенциал с целью результативного выхода из проблемной ситуации.
Полученные в результате исследования данные, обозначают перспективу дальнейшей работы в направлении развития стрессоустойчивости у студентов посредством организации и проведения тренинга.
Целевыми ориентирами тренинга могут явиться такие индивидуально-психологические характеристики, как самооценка, эмоциональная реакция, тревожность, управление своим состоянием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кочисов В.К., Гогицаева О.У., Хадикова И.М. Формирование профессиональных представлений на разных этапах обучения в вузе: психологический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 234-238.
2. Любецкий Н.П. Социально-зрелая личность -миф или реальность в эпоху глобализации. Ростов н/Д: Изд-во ДГТУ, 2014. 225 с.
3. Айварова Н.Г., Наумова М.В. Актуальные вопросы психологического здоровья современной студенческой молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21). С. 266-270.
4. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and Coping. N.Y. Springer publish-ing Company, 1984.
5. Beyel S., Wilhelm J., Mueller Ch., Zeile P., Klein
U. Stresstest städtischer Infrastrukturen - ein Experiment zur Wahrnehmung des Alters im öffentlichen Raum // Der Jahrbuch der Hochschule Bochum No 6. 2016. P. 689-699.
6. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243-246.
7. Куликова Т.И., Психология стресса // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 180-181.
8. Пузько В.И. Становление идеи самопонимания в контексте современной социокультурной ситуации (фе-номенолого-герменевтический аспект): дисс. ... канд. филос. наук. Владивосток, 1998. 212 с.
9. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома. 2010. Т. 2. С. 40-42.
10. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина: М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
11. Billings A.G. & Moos R.H. Coping, stress, and social resources among audits with unipolar depression. Journal of Personality andSocial Psychology, 1984.
12. Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 17-19. URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7325/ (дата обращения: 21.05.2018).
13. Амбалова С.А. Особенности механизмов психоэмоционального состояния в юношеском возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21). С. 270-274.
14. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. Владивосток: Издательство Дальневосточного ун-та, 1993. 104 с.
Статья поступила в редакцию 24.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018