УДК: 796.011
РОЛЬ
этнического фактора в адаптации иностранных студентов в Санкт-Петербурге
Кандидат технических наук, доцент В.А. Долгополов
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург Кандидат психологических наук, доцент Л.А. Ясюкова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
THE ROLE OF ETHNIC FACTOR IN ADAPTATION OF STUDENTS IN SAINT PETERSBURG V.A. Dolgopolov, associate professor, Ph.D.
St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg L.A. Yasyukova, associate professor, Ph.D.
St. Petersburg State University, St. Petersburg
Key words: adaptation, foreign students, ethnic factor, cultural differences, personality traits. In the 90s of the last century the problems of socio-psychological adaptation of young people to university studies began to be developed most intensively. Proceeding from the studies, the full personal development of a student and his learning activity largely depend on how successful his adaptation to the new social environment, the student community, will be. It turned out that various complications in the adaptation period increase neuropsychiat-ric loads, impair one's health, reduce the potential for personal development, inhibit the development of professional abilities. In the emerging new socio-economic situation, such qualities as personal mobility, emotional stability, steadiness, self-confidence and communica-bility were proved to be the most important for the optimization of the process of adaptation. In the last decade something has changed in the area of researches of adaptation of young students. The purpose of the present study was to clarify the nature of the influence of socio-cultural and ethnic differences on the course of adaptation of foreign students to studying in a technical university of St. Petersburg.
The study has generally proved that when planning social activities to optimize the adaptation of foreign young people to educational conditions in Russia ethnic identity need to be considered that sets specific standards of communication, that can improve or worsen the process of integration of an individual into a different culture.
Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, этнический фактор, культурные различия, личностные особенности.
Актуальность. Наиболее интенсивно проблемы социально-психологической адаптации молодежи к обучению в вузе начали разрабатываться в 90-е гг. прошлого века. Исследования показали, что полноценное личностное развитие студента и его активность в получении образования во многом зависят и от того, успешна ли будет его адаптация к новой социальной среде - студенческому сообществу? Выяснилось, что различные осложнения периода адаптации увеличивают нервно-психические нагрузки, подрывают здоровье, снижают потенциал развития личности, тормозят формирование профессиональных способностей. В складывающейся новой социально-экономической ситуации наиболее значимыми для оптимизации процесса адаптации оказались такие качества, как личностная мобильность, эмоциональная стабильность, уравновешенность, уверенность в себе, коммуникативная активность [4, 6].
В последнее десятилетие произошли определенные изменения в тематике и направлении исследований адаптации студенческой молодежи. Стали проводиться исследования по проблемам адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах [3, 5, 7], а также адаптации студентов-мигрантов, в основном с Северного Кавказа, и сельской молодежи к обучению в вузах Центральной России [1, 2]. Причиной явились участившиеся конфликты в молодежной среде на национальной, этнической и религиозной основе. В приведенных выше работах указыва-
ются качества, которые необходимо воспитывать у молодых людей, чтобы их взаимодействие могло быть относительно бесконфликтным, это толерантность, дипломатичность, конформизм, самокритичность, уравновешенность. Тем не менее исследований в данном направлении до сих пор проводится недостаточно для того, чтобы выработать адекватные представления о причинах напряжения и разработать рекомендации по оптимизации процесса адаптации молодежи в поликультурной студенческой среде.
Кафедрой физической культуры и адаптации СПбГПУ совместно с лабораторией социальной психологии факультета социологии СПбГУ в 2011-2012 гг. проведено исследование адаптации иностранных студентов к обучению в Санкт-Петербурге.
Цель исследования состояла в уточнении характера влияния социально-культурных и этнических различий на протекание процесса адаптации иностранных студентов к обучению в техническом вузе Санкт-Петербурга. Полученные результаты предполагается в дальнейшем использовать для разработки программ, направленных на оптимизацию процесса адаптации молодежи к условиям обучения в вузе.
Организация и методы исследования. Всего в обследовании участвовали 136 человек (юношей - 60,6 %, девушек - 39,4 %). Молодежь, прибывшая из стран Юго-восточного региона Азии (Китай, Вьетнам, Монголия и пр.), составляет 77,7 %, из Африки - 13 %, из Европы - 9,3 %. Для исследования была разработана анкета, в которой респонденты отмечали свое самочувствие по приезде в Санкт-Петербург и к концу первого года обучения. Для оценки своего самочувствия предлагалась шкала, содержащая пять градаций: оптимистичное, спокойное, раздраженное, тревожное, подавленное. В анкете содержались вопросы, ответы на которые характеризуют процесс вхождения молодого человека в студенческую среду и российскую культуру в целом. В анкету были также включены личностный опросник Кет-телла (форма А), методика Фидлера-Ясюковой (социальный интеллект, коммуникативные установки и самооценка) и тесты Ясюковой на толерантность и правовое сознание. Анкета предлагалась на русском и английском языках, опрос проводили подготовленные специалисты, владеющие русским, английским и китайским языками. Анкетирование сочеталось с пилотажным исследованием влияния занятий спортом на процесс адаптации иностранных студентов к обучению в СПбГПУ. Мы предположили, что спортивные занятия позволяют молодому человеку повысить свой энергетический потенциал, развить коммуникативные и лидерские качества, утвердиться
в собственных глазах и поэтому являются эффективным адаптационным приемом. Обработка результатов опроса проводилась с использованием стандартных статистических программ.
Результаты исследования и их обсуждение. Опрос показал, что в Россию ехали с хорошим настроением 74%, сейчас хорошо себя чувствуют 81 % молодых людей. Несмотря на общую положительную динамику, изменения в настроении студентов, прибывших из разных регионов, различны. Эмоциональное состояние студентов из Юго-восточной Азии явно улучшилось (с тревожно-подавленным настроением было 19 %, осталось 7 %, со спокойно-оптимистичным было 76 %, стало 88 %, раздраженных было и осталось 5 %). Настроение европейских студентов изменилось к худшему. Тревожно-подавленное настроение было свойственно 25 % - стало 75%, спокойно-оптимистичных было 75 % - стало 25 %). Настроение студентов из Африки не претерпело никаких изменений. На занятиях в СПбГПУ и в общежитии абсолютное большинство иностранных студентов чувствуют себя в безопасности (90 и 81 % соответственно). Однако в городе, на улицах, в транспорте только 20 % европейцев и 40 % студентов из Азии и Африки чувствуют себя спокойно и уверенно.
Этнический фактор сказывается
и на социально-психологической адаптации. Абсолютное большинство студентов из Европы и Африки (80 и 71 %) приобрели друзей среди российских студентов, но среди молодежи из Азии таких менее половины (47 %). Также большинство студентов из Европы и Африки (80 и 71 %) активно включены в молодежный досуг, часто ходят на вечеринки, дискотеки. Молодежь из азиатского региона ведет более замкнутый образ жизни, 67 % вообще, кроме общежития, нигде не бывают. Возможно, подобный образ жизни определяется типологическими личностными особенностями, характерными для молодежи из различных регионов. Сравнительный анализ (по данным теста Кеттелла) показал следующее. Студенты из стран Азиатского региона наиболее консервативны, ригидны ^Д), конформны, ориентированы на стабильное групповое общение прагматичны (М^) и недостаточно ответственны Молодые люди, приехавшие из Европы, наиболее самостоятельны, склонны к лидерству (ЕТ), независимо мыслящие, готовые к переменам ^Т), характеризующиеся широтой интересов (МТ), наименее конформные ^2Т) и наиболее ответственные ^Т). Африканские студенты наиболее уступчивы, не склонны к лидерству (Е^), но менее конформные и ригидные, чем азиатские студенты, а по ответственности и широте интересов близки к европейским студентам. Африканские студенты
46
№ 7 • 2014 Июль | _1и!у
и наиболее толерантны (4,9 против 3,8 - европейские и 4,4 - азиатские), настроены на равноправное общение с представителями различных культур и национальностей. Именно у африканских студентов наиболее развито правовое сознание в бытовой сфере: 6,7 балла против 4,4 у европейских и 4,8 у азиатских студентов, т. е. различия статистически высоко достоверны. Возможно, именно это позволяет им активно участвовать в студенческой жизни. Анализ результатов по тесту Фидлера-Ясюковой показал, что наиболее доброжелательны в межличностном общении студенты из Азии (МРСТ), но их доброжелательность распространяется в основном только на ближайшее окружение, т. е. оптимизирует контакты внутри своей этнической среды. Европейские студенты самокритичны (СО^), хорошо разбираются в людях (АБО^), но скептично к ним относятся (МРС^). У африканских студентов завышенная самооценка (СОТ), большинство из них не самокритичны, к окружающим относятся доброжелательно.
В целом правовое сознание лучше развито у европейских студентов (18,4) за счет более высокого его уровня в деловой сфере (4,8) и гражданской зрелости (6,4), что также повышает возможности их индивидуальной активности. Европейские студенты и наиболее активны в освоении российской культуры, 80 % постоянно и 20 % периодически смотрят кинофильмы и телепередачи на русском языке. Студенты из Африки и Азии менее активны, возможно, сказывается более значительное различие культур. Только 14 % африканцев и 29 % азиатов постоянно смотрят ТВ и кинофильмы на русском языке, 71 и 49 % - периодически, а 14 и 22 % - никогда этого не делают. Интеграция в российскую культуру интенсивнее осуществляется европейцами. После окончания вуза хотели бы остаться жить и работать в России 60 % молодых людей, приехавших из Европы, 50 % - из Азии, но среди студентов из Африки в России не хочет оставаться никто.
Поскольку были выявлены существенные культурно-типологические различия в особенностях поведения студентов из различных регионов, то и корреляционный анализ проводился не только в целом по выборке, но и отдельно по трем выделенным группам. Он показал, что адаптация студентов из азиатского региона к учебе в Санкт-Петербурге, эмоциональное благополучие зависят от их способности присоединяться к группе, т. е. конформизма но и одновременно динамичности, отсутствия консерватизма и ригидности ^Т), что объясняет противоречивость и относительную проблематичность адаптации именно данных студентов. Успешная адаптация студентов из Африки, напротив, зависит от нонконформиз-
ма, самодостаточности (Q2T) и умения разбираться в людях (ASOi). Адаптация студентов из Европы также связана с умением разбираться в людях (ASOi), социальной зрелостью (ПГТ), ответственностью (GT) и уверенностью в себе (PT). В целом по выборке статистически значимо положительно связанными с хорошим эмоциональным самочувствием, т. е. наиболее значимыми для адаптации качествами, оказались толерантность, уравновешенность, адекватная самооценка.
Проведенное пилотажное исследование влияния спортивных занятий на процесс адаптации студентов показало, что наибольшую пользу они оказывают на оптимизацию самочувствия студентов азиатского региона, повышая их сплоченность, самооценку и уверенность в себе. Какого-либо влияния спортивных занятий на социальное самочувствие студентов из Европы выявлено не было.
Выводы. Проведенное исследование в целом показало, что при планировании социальных мероприятий по оптимизации адаптации иностранной молодежи к условиям обучения в России необходимо учитывать этническое своеобразие, которое задает специфичные эталоны коммуникации, которые могут улучшать или осложнять процесс интеграции индивида в иную культуру. Литература
1. Березин С.В. Адаптация студентов Северного Кавказа в вузах Самары / С.В. Березин, Д.Д. Козлов и др. - Самара, 2004.
2. Василенко Д.В. Психологическая адаптация студентов-мигрантов / Д.В. Василенко. - Ставрополь, 2003.
3. ДорожинЮ.Н. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов / Ю.Н. Дорожин, Л.Т. Мазитова // Социологические исследования. - 2007. - № 3. - С. 73-77.
4. Молодой человек в условиях кризиса // Под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: СПбГУ, 1996.
5. Петров В.Н. Особенности адаптации иностранных студентов / В.Н. Петров, Я.В. Ракачев // Социологические исследования.
- 2009. - № 2. - С. 117-121.
6. Человек в изменяющемся мире // Под ред. Б.Д. Парыгина. -СПб.: СПбГУП, 1993.
7. Чень Цзе. Адаптация иностранных студентов в условиях российского вуза // Педагогика и психология. - 2010. - № 11. - С. 38-39.
References
1. Berezin, S.V. Adaptation of students of the North Caucasus in Samara universities / S.V. Berezin, D.D. Kozlov et al. - Samara, 2004. (In Russian)
2. Vasilenko, D.V. Psychological adaptation of migrant students / D.V. Vasilenko. - Stavropol, 2003. (In Russian)
3. Dorozhin, Yu.N. Problems of social adaptation of foreign students / Yu.N. Dorozhin, L.T. Mazitova // Sotsiologicheskie issledovaniya.
- 2007. - № 3. - P. 73-77. (In Russian)
4. A young man in crisis // Ed. by V.T. Lisovsky. - St. Petersburg: SPbSU, 1996. (In Russian)
5. Petrov, V.N. et al. The features of adaptation of foreign students / V.N. Petrov, Ya.V. Rakachev // Sotsiologicheskie issledovaniya. -2009. - № 2. - P. 117-121. (In Russian)
6. Man in a changing world // Ed. by B.D. Parygin. - St. Petersburg: SPbUHSS, 1993. (In Russian)
7. Chen, Jie Adaptation of foreign students in the conditions of a Russian university // Pedagogika i psikhologiya. - 2010. - № 11. -P. 38-39. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 22.04.2014 г.