Научная статья на тему 'Роль этнического фактора в адаптации иностранных студентов в Санкт-Петербурге'

Роль этнического фактора в адаптации иностранных студентов в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ясюкова Л.А., Никитина Е.А., Пискун О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль этнического фактора в адаптации иностранных студентов в Санкт-Петербурге»

Ясюкова Л.А., Никитина Е.А., Пискун О.Е.

РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОГО ФАКТОРА В АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Санкт-Петербургский государственный университет;

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Лабораторией социальной психологии НИИКСИ СПбГУ совместно с ИМОП СПбГПУ проведено в 2007 году исследование адаптации иностранных студентов в Санкт-Петербурге. Всего участвовало 68 человек (юношей - 60,6%, девушек - 39,4%). Молодежь, прибывшая из стран юго-восточного региона Азии (Китай, Вьетнам, Монголия и пр.), составляет 77,7%, из Африки - 13%, из Европы - 9,3%. Для исследования была разработана анкета, в которой респонденты отмечали свое самочувствие по приезде в Санкт-Петербург и к концу первого года обучения. В анкету были также включены личностный опросник Кет-телла, методика Фидлера-Ясюковой (социальный интеллект, коммуникативные установки и самооценка) и тесты Ясюковой на толерантность и правовое сознание.

Опрос показал, что в Россию ехали с хорошим настроением 74%, сейчас хорошо себя чувствуют 81% молодых людей. Несмотря на общую положительную динамику, изменения в настроении студентов, прибывших из разных регионов, различны. Эмоциональное состояние студентов из юго-восточной Азии явно улучшилось (тревожно-подавленных было 19% - осталось 7%, спокойно-оптимистичных было 76% - стало 88%, раздраженных было и осталось 5%). Настроение европейских студентов изменилось к худшему (тревожно-подавленных было 25% - стало 75%, спокойно-оптимистичных было 75% - стало 25%). Настроение студентов из Африки не претерпело никаких изменений. На занятиях в ИМОП СПбГПУ и в общежитии абсолютное большинство иностранных студентов чувствуют себя в безопасности (90% и 81%). Однако в городе, на улицах, в транспорте только 20% европейцев и 40% студентов из Азии и Африки чувствуют себя спокойно и уверенно.

Этнический фактор сказывается и на социально-психологической адаптации. Абсолютное большинство студентов из Европы и Африки (80% и 71%) приобрели друзей среди российских студентов, но среди молодежи из Азии - таких менее половины (47%). Также большинство студентов из Европы и Африки (80% и 71%), активно включены в молодежный досуг, часто ходят на вечеринки, дискотеки. Молодежь азиатского региона ведет более замкнутый образ жизни, 67% вообще, кроме общежития, нигде не бывают. Возможно, подобный образ жизни определяется типологическими личностными особенностями, характерными для

молодежи из различных регионов. Сравнительный анализ по данным теста Кеттелла показал следующее. Студенты из стран Азиатского региона наиболее консервативны, ригидны конформны, ориентированы на стабильное групповое общение прагматичны (М^) и

неисполнительны Наиболее самостоятельные, склонные к лидерству (ЕТ), независимо мыслящие ^Т), характеризующиеся широтой интересов (МТ), наименее конформные ^2Т) и наиболее ответственные ^Т) студенты, приехавшие их Европы. Африканские студенты наиболее уступчивы, не склонны к лидерству (Е^), но менее конформные и ригидные, чем азиатские студенты, а по ответственности и широте интересов близки к европейским студентам. Африканские студенты и наиболее толерантны (4,9 против 3,8 - европейские и 4,4 -азиатские), настроены на равноправное общение с представителями различных культур и национальностей (правовое сознание в бытовой сфере 6,7 против 4,4 у европейских и 4,8 у азиатских студентов). Возможно, именно это позволяет им активно участвовать в студенческой жизни. Однако наиболее доброжелательны в межличностном общении студенты из Азии, но это оптимизирует только контакты с близкими людьми. Европейские студенты скептичны, а африканские - не самокритичны (тест Фидлера-Ясюковой).

В целом правовое сознание лучше развито у европейских студентов (18,4) за счет более высокого его уровня в деловой сфере (4,8) и гражданской зрелости (6,4), что также повышает возможности их индивидуальной активности. Европейские студенты и наиболее активны в освоении российской культуры, 80% постоянно и 20% периодически смотрят кинофильмы и телепередачи на русском языке. Студенты из Африки и Азии менее активны, возможно, сказывается более значительное различие культур. Только 14% африканцев и 29% азиатов постоянно смотрят ТВ и кинофильмы на русском языке, 71% и 49% - периодически, а 14% и 22% - никогда этого не делают. Интеграция в российскую культуру интенсивнее осуществляется европейцами. После окончания вуза хотели бы остаться жить и работать в России 60% молодых людей, приехавших из Европы, 50% - из Азии, но среди студентов из Африки в России не хочет оставаться никто.

Корреляционный анализ показал, что адаптация иностранных студентов к учебе в Санкт-Петербурге, их эмоциональное самочувствие зависит от их способности присоединяться к группе, т.е. конформизма и от общего оптимистического настроя. Однако корреляционный анализ отдельно по группам в соответствии с этнической принадлежностью показал, что успешная адаптация студентов из Африки, напротив, зависит от нонконформизма, самодостаточности ^2Т) и умения разбираться в людях (ЛБО^). Адаптация студен-

тов из Европы также связана с умением разбираться в людях (ASOl), социальном зрелостью (ПрТ), ответственностью (GT) и уверенностью в себе (PT).

Исследование показало, что при планировании социальных мероприятий по оптимизации адаптации иностранной молодежи к условиям обучения в России необходимо учитывать этническое своеобразие, которое задает специфичные эталоны коммуникации, которые могут улучшать или осложнять процесс интеграции индивида в иную культуру.

K. J. van Zwieten1, D. Lambrichts 2, K. Nackaerts 2, S. Hauglustaine 2, K. P. Schmidt1, G. J. Bex1, A. Mewis 3, W. Duyvendak 4, F. H. M. Narain 5, K. S. Lamur5, P. L. Lippens 1, A. V. Zinkovsky 6, V. A. Sholukha 6, A. A. Ivanov 6, V. V. Potekhin 6, O. E. Piskun 6,

S. A. Varzin 6, I. A. Zoubova 6 LOWER ARM AND HAND MUSCLES IN FOCAL DYSTONIAS-SOME ANATOMICAL

AND THERAPEUTIC ASPECTS

1. Department of Anatomy, BioMed, University of Hasselt, transnational University Limburg, Diepenbeek, Belgium.

2. Department Gezondheidszorg, Opleiding Kinesitherapie, Provinciale Hogeschool Limburg, Hasselt, Belgium.

3. Clinical Microbiology Laboratory, Virga Jesse Hospital, Hasselt, Belgium.

4. Department of Neurosurgery Virga Jesse Hospital, Hasselt, Belgium.

5. Department of Anatomy, University of Suriname, Paramaribo, Suriname.

6. Department of Biomechanics, Saint-Petersburg State Polytechnical University, Saint-Petersburg, Russia.

INTRODUCTION AND SUMMARY

Computer simulation of normal goal-oriented motion of human lower arm and hand may be also successfully applied in studying movement disorders, known as focal dystonias 1 - 3). Upper limb focal dystonia includes disturbed muscle tension balances, leading to painful, impaired and often aberrant motions. In their attemps to trace the backgrounds of this disorder, several authors have stressed the importance of the brain primary somatosensory cortex, and its role in brain-mapping 14). This turns out to be especially relevant during learning processes of new motor skills like practising by musicians 15, 22). The present overview however will mainly analyse musculoskeletal mechanisms of arm and hand movements, with regard to their kinematics in repetitive motions. We will concentrate on pronation and supination movements of the lower arm during re-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.