пускающие изменения, ведущие к патологии, происходят в лимбической системе. Растительные ароматические вещества осуществляют своё действие через лимбическую систему, что сопровождается изменением её нейрофизиологической функции, формированием биорегулирующих эффектов на всех органах и системах организма.
Следствие затяжных стрессов проявляется астеническим синдромом, симптомами депрессии, тревоги и ипохондрическим состоянием. Данная симптоматика является характерной для психосоматических расстройств. Как метод коррекции психоэмоционального состояния, целесообразно использовать фи-тоароматерапию.
В общем действии на нервную систему и эмоциональную сферу все эфирные масла оказывают влияние в виде стимуляции, расслабления и адаптогенно-го эффекта. Стимулирующие эфирные масла повышают умственную и физическую работоспособность, концентрацию внимания. К стимулирующим относятся: эфирные масла лимона, розмарина, мяты. Расслабляющие масла обладают успокаивающим действием, снимают тревожность, нервное напряжение. Расслабляющие эфирные масла: душицы, сандала, ладана, ромашки. Эфирные масла с адаптогенным действием позволяют нормализовать работу центральной и периферической нервной систем, помогают справиться со стрессом, восстановить адаптационные возможности. Адаптогенные масла: сосны, пихты, кедра, ели, бергамота, эвкалипта.
В настоящее время фитоароматерапия переживает новый виток своего развития. Сама по себе, и в сочетании с другими методами лечения, она способна существенно повышать жизненный потенциал организма, способствовать коррекции психоэмоционального состояния и профилактике психосоматических расстройств.
Л.А. Ясюкова, О.Е. Пискун
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ16
Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Полноценное личностное развитие студента и его активность в получении образования во многом зависит и от того, успешна ли будет его адаптация к новой социальной среде - студенческому сообществу. Различные осложнения периода
16 Работа выполнена при поддержке Целевой Федеральной программы развития научного потенциала высшей школы, грант 2.2.3.3/2074
адаптации увеличивают нервно-психические нагрузки, подрывают здоровье, снижают потенциал развития личности, тормозят формирование профессиональных способностей.
Исследование адаптации студентов к обучению в техническом вузе было проведено в апреле 2009 года в Санкт-Петербургском Государственном Политехническом университете (всего 220 человек, студенты 1-2 курсов). В целях анализа эмоционального состояния и коммуникативных способностей студентов использовался личностный опросник Кеттелла (шкалы С, Н, К, Рь Р2), тест Фидлера-Ясюковой (социальная перцепция, коммуникативные установки, самооценка), а также тест толерантности (Ясюковой). Индикатором адаптированности выступало собственное мнение студента относительно того, какое настроение доминирует у него последнее время. Предлагалось пять градаций: оптимистичное, спокойное, раздраженное, тревожное, подавленное. В табл. 1 приведено процентное распределение студентов в зависимости от преобладающего настроения. Как показало исследование, у абсолютного большинства молодых людей (78,1%) доминирует положительный эмоциональный настрой, однако есть различия в том, как чувствуют себя юноши и девушки. Юношам, по сравнению с девушками, в большей степени свойственно спокойствие и в меньшей степени оптимизм, и совсем не характерна тревожность. Состояние дезадаптации выявлено у 14,5% юношей и 24,3% девушек. Процент не высокий, но все же настораживающий, т.к. четвертая часть студенток нуждается в психологической помощи. Если еще учесть тот факт, что исследование проводилось на факультете менеджмента, где девушек около 70%, то выяснение причин дезадаптации представляется необходимым.
Таблица 1
Сравнительная характеристика доминирующего настроения у студентов технического вуза (в % к числу опрошенных)
Настроение Юноши Девушки студенты
оптимистичное 38,2 43,0 41,8
Спокойное 47,3 32,7 36,3
Раздраженное 9,1 10,3 10,0
Тревожное 1,8 9,1 7,3
Подавленное 3,6 4,9 4,6
Анализ средних значений исследуемых параметров по молодежным группам с различным настроением позволил выявить как общие причины, так и тендерное своеобразие типологических личностных особенностей, которые осложняют процесс адаптации студентов к обучению в техническом вузе. Для всех дезадаптивных студентов характерны наиболее низкие баллы по тесту толерантности (ТО), им свойственны такие установки, как предубеждение, настороженность по отношению к людям иных взглядов и культурных традиций (Т2), нетерпимость, агрессивность (Т3), раздражительность, низкий контроль эмоций (Т5) в ситуациях общения с ними. Корреляционный анализ выявил высоко значимые положительные связи настроения с толерантными установками, что также свидетельствует об их необходимости для адаптации и бесконфликтного взаимодействия молодых людей в поликультурной среде современного технического вуза. Несформированность толерантных установок резко сужает сферу возможных коммуникативных контактов и осложняет процесс социальной адаптации студентов.
Подавленно-тревожное настроение характерно для несамокритичных юношей, которым свойственна скептичная коммуникативная установка (тест Фидлера-Ясюковой, РГ и МРС^): они особо несправедливы по отношению к друзьям и близким людям, склонны излишне подчеркивать их недостатки, в то время как своих недостатков не видят. Естественно, это не способствует поддержанию дружеских отношений. При чем подавленное настроение свойственно тем юношам, которые, по данным опросника Кеттелла, наиболее эмоционально реактивны (С^), конформны, нуждаются в поддержке группы (02^). У самодостаточных (02Г), уравновешенных (СГ), дипломатичных (ИГ) возникает только чувство тревоги.
Дезадаптация девушек в большей степени связана с такими их личностными особенностями (по данным опросника Кеттелла) как робость, застенчивость (И^), повышенная эмоциональная реактивность (С^), консерватизм (01^). При чем подавленно-депрессивное эмоциональное состояние свойственно тем девушкам, которые склонны идеализировать людей и занижать собственную самооценку в сравнении с этим идеалом (МРСГ и Состояние тревожности формируется у тех девушек, которые излишне категорично, несправедливо судят об окружающих людях (тест Фидлера-Ясюковой,
ЛБОГ),
тем самым осложняя себе взаимодействие с ними.
Исследование показало, что толерантные установки и адекватная самооценка являются абсолютно необходимыми для адаптации молодого человека в студенческой среде. Молодежный скепсис и категоричность суждений также мешает налаживанию дружеских отношений, а робкие и повышенно эмоциональные студентки нуждаются в дополнительной психологической помощи.