Научная статья на тему 'Особенности адаптации иногородних студентов к обучению в Санкт-Петербурге'

Особенности адаптации иногородних студентов к обучению в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ясюкова Л.А., Долгополов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации иногородних студентов к обучению в Санкт-Петербурге»

Л.А. Ясюкова, В.А. Долгополое

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ17

Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Изменение социального статуса и сферы общения при поступлении в вуз является серьезным испытанием для молодого человека. Если при этом он переезжает в другой город, полностью лишается поддержки близких людей, то адаптация к новым условиям жизни может превратиться в проблему. Трудности адаптации приводят к нервно-психическим перегрузкам, подрывают здоровье, снижают потенциал развития личности, тормозят формирование профессиональных способностей.

Сравнительное исследование адаптации к обучению в техническом вузе петербургских и иногородних студентов было проведено в апреле 2009 года (студенты 1-2 курсов, всего 220 человек, из них иногородних 33,6%). В исследовании использовались: личностный опросник Кеттелла (шкалы С, Н, К, Рь 3-й субтест теста структуры интеллекта Амтхауэра (логический компонент понятийного мышления: способность к обучению и научно-исследовательской деятельности), тест социальной перцепции, коммуникативных установок (Фидле-ра-Ясюковой) и тест толерантности (Ясюковой). Студенты также отмечали, какое настроение у них доминирует в последнее время. Предлагалось пять градаций: оптимистичное, спокойное, раздраженное, тревожное, подавленное. Как показало исследование (см. табл. 1), у абсолютного большинства молодых людей (78,1%) доминирует положительный эмоциональный настрой, однако есть различия в том, как чувствуют себя петербуржцы и иногородние студенты. Среди приезжих явно выше процент тревожных студентов. Иногородним студентам, по сравнению с петербуржцами, в большей степени свойственно спокойствие и в меньшей степени оптимизм. Состояние дезадаптации выявлено у 21,3% петербуржцев и 23% иногородних студентов. Процент не высокий, но все же более чем пятая часть студентов младших курсов нуждается в психологической помощи.

Таблица 1. Сравнительная характеристика доминирующего настроения у петербургских и иногородних студентов (в % к числу опрошенных)

17

Работа выполнена при поддержке Целевой Федеральной программы развития научного потенциала высшей школы, грант 2.2.3.3/2074

Настроение Петербургские Иногородние Студенты

Оптимистичное 44,5 36,5 41,8

Спокойное 34,2 40,5 36,3

Раздраженное 10,3 9,5 10,0

Тревожное 6,2 9,5 7,3

Подавленное 4,8 4,0 4,6

Сравнительный анализ показал, что понятийное мышление развито несколько выше у иногородних студентов. Причем наиболее тревожные иногородние студенты имеют самый низкий интеллектуальный балл (4,1), а наиболее тревожные петербуржцы, напротив, самый высокий (5,3). Следовательно, дезадаптация иногородних студентов может быть следствием учебных трудностей, а у петербуржцев, напротив, из-за излишней углубленности в учебу. Проблемы социальной адаптации студентов могут быть связаны с несформи-рованностью у них толерантных установок, которые необходимы для налаживания и поддержания отношений в поликультурной молодежной среде современного технического вуза. Анализ средних значений по группам студентов с различным настроением подтверждает это предположение. Подавленное, раздраженное или тревожное состояние преобладает именно у тех студентов, которые имеющих наиболее низкий уровень толерантности. Для всех дезадаптивных студентов характерны наиболее низкие баллы по тесту толерантности (ТО), при чем иногородним студентам даже в большей степени свойственны такие установки, как предубеждение, настороженность по отношению к людям иных взглядов и культурных традиций (Т2), раздражительность, низкий контроль эмоций (Т5) в ситуациях общения с ними.

Трудности в адаптации испытывают наиболее консервативные, ригидные петербургские студенты (опросник Кеттелла, 0^): именно они чувствуют себя последнее время раздраженными, подавленными или тревожными. Причина дезадаптивности иногородних студентов несколько иная. Согласно опроснику Кеттелла, подавленное настроение характерно наиболее эмоционально чувствительным из них (С^), конформным, нуждающимся в поддержке со стороны окружающих людей (02^), тревожное - наиболее робким, застенчивым (И^) и эмоциональным (С^), а раздраженное состояние свойственно наиболее прямолинейным, недипломатичным студентам При чем по-

давленно-депрессивное эмоциональное состояние выявлено у тех иногородних студентов, которые склонны идеализировать людей и занижать собственную самооценку в сравнении с ними (тест Фидлера-Ясюковой,

МРСТ и

Состояние тревожности формируется у тех, которые излишне катего-

рично, несправедливо судят об окружающих людях (тест Фидлера-Ясюковой, ЛБОТ), тем самым осложняют себе взаимодействие с ними. Тревожность петербуржцев может вызываться с тем, что у них не складываются дружеские отношения с однокурсниками из-за их скептической установки: они склонны подчеркивать недостатки людей, которые им нравятся, и не замечать их достоинств (тест Фидлера-Ясюковой, МРС^).

Исследование показало, что причины дезадаптации иногородних студентов и коренных петербуржцев не идентичны. Своеобразие выявленных факторов дезадаптации необходимо учитывать при разработке программ оказания психологической помощи студентам в адаптации к обучению в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.