УДК: 79.011.1
СРЕДОВЫИ ПОДХОД
в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи
Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей Тюменский государственный университет, Тюмень
ENVIRONMENTAL APPROACH IN FORMATION OF SPORTS LIFESTYLE OF YOUNG STUDENTS I.V. Manzheley, professor, Dr.Hab. Tyumen state university, Tyumen Key words: sports lifestyle, educational institution environment, conditions and capacities, motives of sports occupations. Ecological deterioration, uncertain socioeconomic conditions and ideological goal sets, «information boom», the influence of hostile environment (spreading of drug abuse and alcoholism) and, as a consequence, constant breaking of life patterns resulted in the decrease of physical, mental, social and moral, health of the Russians. In this context physical education of young students is meant to play a special role in training the physically and spiritually healthy, socially and professionally competent, creatively active and mobile, responsible and tolerant personality capable of self-development at any phase of life. But formation of the personality physical culture as a programmatically set purpose of university physical education often lacks subjective personal senses for young people due to isolation of the gnosiological plan of awareness from the ontological one, the motivation to healthy way of life activates only when health is being lost. Besides, conservative forms and directive methods of physical education are unfavourable for the attitude of young people to physical culture occupations, far from stimulating their interest in voluntary motor activity.
Meanwhile, nowadays sports culture and sports lifestyle is getting very popular in the youth subculture as health formative, dynamic, interactive, emotionally and aesthetically attractive style of self-expression in vital activity via mass sport, focused on physical and spiritual self-perfection and organization of active leisure. Nowadays the quality of students' physical education can be increased by constructing and constantly enriching sports environment of educational institution, ensuring conditions and capacities for formation of sports lifestyle of young people.
Ключевые слова: спортивный стиль жизни, среда образовательного учреждения, условия и возможности, мотивы занятий спортом.
Ухудшение экологии, неопределенность социально-экономических условий и идеологических установок, «информационный бум», влияние агрессивной внешней среды (распространение наркомании, алкоголизма) и как следствие постоянная ломка жизненных стереотипов привели к снижению физического, психического, социального и нравственного здоровья россиян. В данном контексте особую роль в подготовке физически и духовно здоровой, социально и профессионально компетентной, творчески активной и мобильной, способной к саморазвитию на любом этапе жизненного пути, ответственной и толерантной личности призвано сыграть физическое воспитание студенческой молодежи.
Однако формирование физической культуры личности как программно заданная цель вузовского физического воспитания зачастую не имеет для молодых людей субъективных личностных смыслов в силу оторванности гносеологического плана сознания от онтологического, а мотивация здорового образа жизни становится действенной лишь по мере утраты здоровья. Кроме того, консервативные формы и директивные методы физического воспитания негативно сказываются на отношении молодых людей к занятиям физической культурой, отнюдь не стимулируя их заинтересованности в добровольной двигательной активности.
В то же время в молодежной субкультуре сегодня приобретает явную популярность спортивная культура и спортивный стиль жизни (ССЖ) как здоровьесозидающий, динамичный, интерак-
тивныи, эмоционально и эстетически привлекательный способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности средствами массового спорта, ориентированный на физическое и духовное самосовершенствование и организацию активного досуга.
Методологические и организационные основы формирования спортивной культуры детей и молодежи сегодня активно разрабатываются группой ученых во главе с Л. И. Лубы-шевой [5].
Целью нашего исследования стала разработка теоретических и прикладных основ физического воспитания, создающего условия для формирования ССЖ студенческой молодежи.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрение философских, социально-психологических, педагогических аспектов образа жизни и саморазвития личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, С. О. Авчинникова, М. Я. Виленский, В. С. Мерлин, Л. М. Попов, Ю. В. Слюсарев, О. В. Хухлаева и др.) дает основание утверждать, что ССЖ складывается в рамках определенного образа жизни и зависит от субъективного жизненного выбора [2], характера проявления субъектности и особенностей социокультурной среды.
Системообразующим фактором ССЖ является наличие внутреннего источника активности человека. Системонаполняющими факторами ССЖ предстают способности личности к познанию и самопознанию,самоопределению и самоуправлению. Системообусловливающими факторами ССЖ являются социальные взаимодействия, детерминирующие самосовершенствование личности: во-первых, это характер межличностного взаимодействия с ближайшим окружением, оказывающий различного рода влияния на психологические усилия личности; во-вторых, это особенности социокультурной, и в том числе спортивной, среды образовательного учреждения, от взаимодействия с которой зависят характеристики включения и функционирования механизмов самосовершенствования личности.
Интерес к педагогическому потенциалу среды на рубеже Х1Х-ХХ вв.проявился в зарубежной социальной педагогике в связи с проблемами культурной среды, генерирующей образ жизни (А. Бу-земан, А. Вольф). В России К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий ставили вопрос об исследовании воспитательных возможностей среды для развития личности. П. Ф. Лесгафт стал автором оригинальной концепции средовой типологии детей и учения о влиянии среды, не утратившей практического значения и в наши дни.
Сегодня проблемы среды активно разрабатываются за рубежом в рамках экологической психологии (Р. Баркер, Виллемс, Дж. Гибсон и др.), в нашей стране изучаются вопросы построения воспитательной и образовательной среды (О. С. Газман, В. М. Дрофа, Н. Б. Крылова, Ю. С. Мануйлов, И. Д. Фрумин, В. А. Ясвин и др.).
Опираясь на определение образовательной среды В. А. Ясвина [8], под спортивной средой образовательного учреждения (ССОУ) мы понимаем совокупность различных условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении для формирования ССЖ личности. В структуре ССОУ, согласно эко-психологическому подходу О. Дункана, Л. Шноре [7], мы выделяем субъектов, пространственно-предметный, социальный и технологический компоненты.
Воспитательный потенциал локальной спортивной среды вуза обусловлен содержанием пространственно-предметного компонента (современная архитектура и дизайн спортивных залов, площадок, столовой, здравпункта; наличие душевых и рекреаций на свежем воздухе; оснащенность качественным оборудованием и инвентарем; насыщенность спортивными символами; соответствующие санитарно-гигиенические условия и др.); содержанием социальных отношений в ней (развитые спортивные традиции, идеалы и ценности; открытые, доброжелательные взаимоотношения между педагогами и студентами; широкие социальные связи) и, что особенно важно, содержанием воспитательно-образовательного процесса как ее технологического компонента (организация спортивно-ориентированного физического воспитания на основе интеграции учебной и внеучебной работы; внедрение инновационных технологий и методов; высокий уровень программно-методического обеспечения; эффективность использования образовательных ресурсов для решения комплекса задач; направленность на раскрытие личностного потенциала каждого субъекта; способность удовлетворить спектр спортивных потребностей и сформировать у студентов систему ценностей) и, что особенно важно, характером связей и отношений между указанными выше компонентами [6].
Средовый подход (СП) в физическом воспитании мы рассматриваем как способ построения воспитательно-образовательного процесса, при котором акценты в деятельности преподавателя смещаются с активного воздействия на личность обучающегося в область построения среды образовательного учреждения как совокупности условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социокультуром
окружении, для саморазвития и самовыражения личности средствами массового спорта.
В методологическом плане средовый подход базируется, во-первых, на теории возможностей Дж. Гибсона [3], отмечающей активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду («экологический мир» по Гибсону); во-вторых, на экобихевиоральных исследованиях Р. Барке-ра и Виллемса [9], обосновавших существование «поведенческих сеттингов», опосредующих поведение человека в зависимости от физического и социального окружения; в-третьих, на теории и практике развивающего обучения, исходной позицией которых является гипотеза Л. С. Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития [4].
По мнению сторонников экологической психологии, пристальное внимание бихевиоризма к поведению человека, когнитивной психологии -к его ментальности, а гуманистической - к самости, свидетельствует об однобокости в рассмотрении проблемы обусловленности развития человека, поскольку, изменив поведение человека и его индивидуальность, но оставив без изменения среду, которая вызвала проблему, мы добиваемся временных успехов, что не решает проблемы в корне (] [7].
Под системой условий спортивной среды мы подразумеваем ряд обстоятельств, от которых зависит функционирование поведенческих сеттингов, регламентирующих поведение человека физическим окружением (спортзал и т. д.), правилами видов спорта и этикой взаимоотношений в малой группе и способствующих актуализации спортивных потребностей студентов через «включение их в личностно значимую деятельность». Поведенческие сеттинги, такие как спортивные площадки, залы и т. д., это зоны, в которых происходит взаимодействие между человеческой деятельностью и физическими условиями, функционируют ради какой-либо цели. В них сообщество является экосистемой с устойчивыми паттернами поведения в окружающей среде, на основе имплицитных правил, которые принимают все его участники, следуют им и следят за соблюдением этих правил другими. Причем право выбора поведенческого сеттинга остается за человеком [9].
Согласно Дж. Гибсону [3] под системой возможностей воспитательной среды можно понимать то, что эта среда предоставляет субъекту, чем его обеспечивает и что ему предлагает. При этом принципиально важно, что возможность по Гибсону представляет особое единство свойств среды и самого субъекта, является в равной мере как фактором среды, так и поведенческим фактором субъекта. Предоставление средой той или
иной возможности, комплиментарной потребностям субъекта, «провоцирует» его проявить соответствующую активность, присоединить к факту наличия этой возможности в среде факт своего поведения.
Таким образом, в нашем понимании семантическим ядром средового подхода в физическом воспитании является вариативная спортивная деятельность, которая, с одной стороны, функционирует в рамках поведенческих сеттингов согласно специфике физического окружения (спортплощадки, корты, мячи, сетки и др.) и регламентирована правилами видов спорта, регулирующими поведение ее участников, а с другой - предоставляет спектр возможностей для добровольного выбора субъектами видов спорта, места, режима занятий и социального окружения в зависимости от спортивных потребностей, является мощным консолидирующим средством, обеспечивающим социализацию и межкультурную коммуникацию.
В последнее десятилетие реализация на практике спортизированного физического воспитания детей и молодежи, имеющего общие семантические корни со средовым подходом, довольно успешно осуществляется группой ученых во главе с В. К. Бальсевичем и Л. И. Лубышевой [1].
Основные концептуальные положения средо-вого подхода в физическом воспитании базируются на идеях развивающего обучения, которые вслед за В. П. Лебедевой, В. А. Орловым, В. И. Пановым [4] и В. А. Ясвиным [8] можно сформулировать следующим образом:
Меняется философия физического воспитания в плане создания условий и возможностей для становления свободной и ответственной, творчески активной и компетентной, толерантной личности, готовой к ведению здоровьесозидаю-щего, динамичного, интерактивного, спортивного стиля жизни.
Целью физического воспитания становится формирование спортивного стиля жизни студенческой молодежи посредством насыщения среды образовательного учреждения взаимопроникающими спортивно-ориентированными микросредами разной модальности, осваивая которые каждый субъект осуществляет свою деятельность, творчески используя и преобразуя пространственно-предметные элементы, дифференцированные программы и технологии в контексте благоприятных социальных отношений.
Педагогическое воздействие на личность заменяется конструктивным взаимодействием, при котором педагог и студент, одна группа студентов и другая выступают как партнеры со-действия и со-развития.
Критериями оценки профессионализма педагога становятся умение организовать спортивную среду образовательного учреждения, умение организовать стимулы, поступающие из среды, и деятельность студентов навстречу этим стимулам.
Целевые ориентиры средового подхода прекрасно соотносятся с федеральным государственным образовательным стандартом, задающим нижнюю границу требований к уровню и качеству подготовки выпускников через формирование спортивных компетенций.
Опыт показал, что средовый подход в практике физического воспитания целесообразно реализовать по следующим основным направлениям:
• совершенствование организационно-управленческих и самодеятельных структур физического воспитания в образовательном учреждении: создание спортивного клуба вуза и клубов по видам спорта, Центра спортивной подготовки, научной лаборатории, активизация деятельности кураторов по физическому воспитанию и спортивного актива;
• организация учебного процесса по разделу «Физическая культура» в рамках элективных курсов по видам спорта и насыщение среды вуза факультативами, секциями, мероприятиями; осуществление интеграции учебной и внеучебной работы, введение рейтинговой системы оценки учебных достижений и новых форм и методов организации занятий (мастер-классы, деловые игры, турниры, фестивали и др.), развитие совместной проектно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов;
• повышение качества программно-методического обеспечения учебного процесса: разработка ИКТ, подготовка учебно-методических материалов и алгоритмов для их составления; разработка и внедрение паспортов здоровья, портфолио, кейс-технологий и компьютерной версии мониторинга физического состояния студентов;
• совершенствование внеучебной спортивно-массовой работы: составление комплексного плана работы с привлечением студенческого актива, организация секционных занятий по видам спорта (в том числе в рамках дополнительных образовательных услуг), развитие традиций проведения ежегодных спартакиад, месячников, конкурсов, дней здоровья, участие сборных команд в областных и республиканских соревнования, создание музея и стендов спортивной славы, укрепление связей с иными ведомствами (культуры, здра-
воохранения, правопорядка и др.) и учреждениями (школы, ДЮСШ, ссузы, вузы);
• совершенствование взаимодействий со средствами массовой информации для развития спортивных традиций, популяризации спорта, стимулирования спортивной активности студентов. Создание спортивной странички в локальной сети вуза и адресное выставление материалов, указывая фамилии участников и победителей;
• подготовка и переподготовка кадров: проведение семинаров-практикумов с педагогами по построению спортивной среды и тренингов конструктивного педагогического взаимодействия, обучение студенческого спортивного актива;
• укрепление материально-технической базы: строительство и реконструкция спортсоо-ружений, совершенствование способов их функционирования, обновление оборудования и инвентаря.
Алгоритм деятельности педагога может быть следующим:
1. Согласовать с администрацией вуза изменение организационных форм физического воспитания. Добиться приоритета интересов раздела (дисциплины) «Физическая культура» при составлении учебных расписаний структурных подразделений.
2. Изучить специфику контингента студентов (юноши-девушки; основная и специальная медицинские группы), спортивные предпочтения студентов. Просчитать возможное количество элективных курсов и групп по видам спорта.
3. Изучить возможности материально-технической базы (желательно не менее 1 кв. м на студента). При средовом подходе в образовательном учреждении с количеством обучающихся 1000±100 человек (5 групп-секций по 20 человек), необходимы: спортивный зал площадью примерно 540 кв. м (30х18 м), который можно делить на три зоны занятий; помещение для занятий специальной медицинской группы площадью примерно 108 кв. м (18х6 м), оборудованное тренажерами, приспособленное для занятий ритмической гимнастикой, единоборствами и др., плоскостная спортивная площадка или стадион площадью примерно 540 кв. м (30х18 м), которая летом используются как поле для мини-футбола, беговые дорожки и др., а зимой - как корт для игры в хоккей, место для катания на коньках.
4. Составить учебное расписание и согласовать его со структурными подразделениями, определив циклы занятий элективных курсов по видам спорта (одновременно от 5 до 10 видов спорта) у потоков студентов различных на-
правлений подготовки (желательно в режиме понедельник-четверг; вторник-пятница; среда-суббота), привязав занятия в течение дня к парам по курсам (1 пара - 1-й курс различных направлений подготовки, исходя из пропускной способности спортсооружений).
5. Назначить кураторов по физическому воспитанию направлений подготовки и кураторов элективных курсов. Упорядочить систему контроля за прикреплением студентов к группам (элективным курсам), за их промежуточной и итоговой аттестацией (компьютерная программа).
6. Составить учебно-методические комплексы по элективным курсам (видам спорта), желательно на основе рейтинговой оценки учебных достижений, позволяющей студентам набирать зачетные баллы за участие в спортивно-массовых мероприятиях. Разработать и выставить в локальной сети электронное портфолио для студентов, компьютерную программу «Мониторинг физического состояния студентов».
Опыт внедрения средового подхода в практику физического воспитания студентов Тюменского государственного университета свидетельствует, что за последние десять лет значительно повысилась добровольная (дополнительно к академическим занятиям) спортивная активность молодых людей: с 21,1 до 35,6 % у юношей и с 15,8 до 30,5 % у девушек. В иерархии мотивов занятий спортом у студентов наметился сдвиг мо-тивационных диспозиций: наиболее значимыми чаще всего сейчас бывают 1-й ранг - «Желание расширить круг общения»; 2-й ранг - «Увеличить шансы на внимание противоположного пола»; 3-й ранг - «Благодаря успехам в спорте решить материальные проблемы»; 4-й ранг - «Желание добиться высоких спортивных результатов»; 5-й ранг - «Это модно».
Выводы. Сегодня повышение качества физического воспитания студентов возможно на основе построения и постоянного обогащения спортивной среды образовательного учреждения, предоставляющей условия и возможности для формирования спортивного стиля жизни молодых людей. В эпоху размытости нравственных ценностей и идеалов именно спортивная среда образовательного учреждения с ее многочисленными межличностными контактами, в основу которых положены правила «Честной игры» и видов спорта, может стать для студенческой молодежи территорией здоровья, толерантного взаимодействия, где сохранились идеалы морали, нравственности и этики. Студенческая молодежь, приобщенная к спортивному стилю жизни, включенная в регламентированное правилами соперничество и сотрудничество, сможет в социально одобряе-
мой форме двигательной активности снимать психофизическое напряжение, преодолевать барьеры непонимания, возникающие на самой различной, в том числе национальной, почве, развивать способности взаимодействовать и работать в команде, что чрезвычайно важно для личного и профессионального роста. Спортивный стиль жизни может стать своеобразной экологической нишей личности, позволяющей ей «быть самой собой», обеспечивая самосохранение, саморазвитие, самосовершенствование и самовыражение в мире природы, культуры и социума.
Литература
1. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание; образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.
2. Виленский М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я. Виленский, С.О. Авчинникова // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 11. - С. 2-7.
3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. - М., 1988. - С. 23-89.
4. Лебедева В.П Психодидактические аспекты развивающего образования / В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов // Педагогика. - 1996 (а). - № 6. - С. 25-30.
5. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Закревская // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 7-16.
6. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 8. - С. 7-11.
7. Смит Н. Современные системы психологии / Н. Смит / Пер.с англ. под. общ. ред. А.А. Алексеева. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- С. 192-208, 325-330.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М., 2001. - 365 с.
9. Barker, Roger G.I. 978. Stream of individual behavior. In Habitats, Environments, and Human Behavior: Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947-1972, Roger C. Barker and Associates. San Francisco:Jossey-Bass. P. 34-48.
References
1. Balsevich, V.K. Sports-centered physical education; educational and social aspects / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2003. - № 5. - P. 19-22. (In Russian)
2. Vilensky, M.Ya. Methodological analysis of the common and specific in the concepts of healthy way of life and healthy lifestyle / M.Ya. Vilensky, S.O. Avchinnikova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2004. - № 11. - P. 2-7. (In Russian)
3. Gibson, J. Ecological approach to visual perception / J. Gibson. -Moscow, 1988. - P. 23-89. (In Russian)
4. Lebedeva, V.P. Psychodidactic aspects of developing education/ V.P. Lebedeva, V.A. Orlov, V.I. Panov // Pedagogika. - 1996 (а). -№ 6. - P. 25-30. (In Russian)
5. Lubysheva, L.I. The structure and essence of the personality sports culture / L.I. Lubysheva, A.I. Zakrevskaya // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 3. - P. 7-16. (In Russian)
6. Manzheley, I.V. Environment-oriented approach to physical education / I.V. Manzheley // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2005. - № 8. - P. 7-11. (In Russian)
7. Smith, N. Modern systems of psychology / N. Smith / Transl. from Engl., ed. by A.A. Alekseev. - St.Petersburg: Prime-Evroznak, 2003. - P. 192-208, 325-330. (In Russian)
8. Yasvin, V.A. Educational environment: from modeling to design / V.A. Yasvin. - Moscow, 2001. - 365 P. (In Russian)
9. Barker, Roger G.I. 978. Stream of individual behavior. In Habitats, Environments, and Human Behavior: Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947-1972, Roger C. Barker and Associates. San Francisco: Jossey-Bass. P. 34-48.
Информация для связи автором:
Поступила в редакцию 23.09.2013 г.