Научная статья на тему 'Влияние занятий физической культурой в вузе на качество жизни, связанное со здоровьем у студентов Среднего Приобья'

Влияние занятий физической культурой в вузе на качество жизни, связанное со здоровьем у студентов Среднего Приобья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / HEALTH-RELATED QUALITY OF LIFE / ДЕВУШКИ-СТУДЕНТКИ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ / FEMALE STUDENTS OF MIDDLE OB REGION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ / UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / ФИЗИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ / PHYSICAL HEALTH COMPONENT / ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЯ / MENTAL HEALTH COMPONENT / СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Родионова М. А., Шутова М. В., Родионов В. А.

The relevance of the study is that the current model of education poses the qualitatively new challenge for higher education institutions: not only to protect health of students, but to teach them how to manage and fully realize their personal capacities. Considering the category of "health" and following of the principles of healthy lifestyle as a reserve of students' adaptation to the changing conditions of life, it is advisable to explore such a category as quality of life (QOL). Investigation of the QOL related to health is a new advanced methodology of health protection that enables to assess the results of the formation of the quality of life of a person in the social environment, including educational activity. According to the findings of V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva et al., there is a close relationship between the level of sports activity, vital activity of a person and health of adolescents. The purpose of the present study was to assess the level of physical and mental components of the quality of life of higher school students engaged and not engaged in physical education at a university. There is a disparity in the level of physical and mental components of health and the quality of life of female students engaged and not engaged in physical education in the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий физической культурой в вузе на качество жизни, связанное со здоровьем у студентов Среднего Приобья»

УДК: 796.011

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ

физической культурой в вузе на качество жизни, связанное со здоровьем у студентов Среднего Приобъя

Аспирантка М.А. Родионова М.В. Шутова

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Родионов Сургутский государственный университет, Сургут

THE INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN UNIVERSITY ON QUALITY OF LIFE RELATED TO HEALTH IN STUDENTS OF MIDDLE OB REGION

M.A. Rodionova, postgraduate student

M.V. Shutova

V.A. Rodionov, associate professor, Ph.D.

Surgut State University, Surgut Key words: health-related quality of life, female students of Middle Ob region, university physical education, questionnaire, physical health component, mental health component. The relevance of the study is that the current model of education poses the qualitatively new challenge for higher education institutions: not only to protect health of students, but to teach them how to manage and fully realize their personal capacities.

Considering the category of "health" and following of the principles of healthy lifestyle as a reserve of students' adaptation to the changing conditions of life, it is advisable to explore such a category as quality of life (QOL). Investigation of the QOL related to health is a new advanced methodology of health protection that enables to assess the results of the formation of the quality of life of a person in the social environment, including educational activity.

According to the findings of V.K. Balsevich, L.I. Luby-sheva et al., there is a close relationship between the level of sports activity, vital activity of a person and health of adolescents.

The purpose of the present study was to assess the level of physical and mental components of the quality of life of higher school students engaged and not engaged in physical education at a university. There is a disparity in the level of physical and mental components of health and the quality of life of female students engaged and not engaged in physical education in the university.

Ключевые слова: качество жизни, связанное со здоровьем, девушки-студентки Среднего Приобья, физическая культура в вузе, анкетирование, физический компонент здоровья, психический компонент здоровья.

Актуальность исследования состоит в том, что существующая модель образования ставит перед высшими учебными заведениями качественно новую задачу: не только сохранить здоровье учащихся, но и научить их управлять им и полноценно реализовать свои личностные ресурсы.

Рассматривая категорию «здоровье» и соблюдение принципов ЗОЖ в качестве резерва адаптации студентов к меняющимся условиям жизни, целесообразно исследовать такую категорию, как качество жизни (КЖ). Исследование КЖ, связанное со здоровьем, - новая современная методология здоровьесбережения, позволяющая оценить результаты формирования качества жизни человека в социальной среде, в том числе в образовательной деятельности [4].

По данным исследований В. К. Бальсе-вича, Л. И. Лубышевой и многих других, существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности, жизненной активности личности и здоровьем подростков [1].

Цель исследования - оценка уровня состояния физического и психического компонентов качества жизни студентов высшей

школы, занимающихся и не занимающихся физической культурой в вузе.

Методика и организация исследования. Анкетирование проводилось на базе Сургутского государственного университета.

В исследовании приняли участие 40 де-вушеки - студенток 1-3-х курсов 18-20 лет. 20 девушек посещали элективный курс с возможностью выбора вида физической активность и 20 девушек (с низким уровнем физической активности) не посещали занятий по физической культуре в вузе и не занимались спортом).

Анкетирование проводилось с помощью русскоязычной версии стандартного опросника качества жизни, связанного со здоровьем, SF-36 v. 2 в марте-апреле 2014 г Опросник «SF-36 Health Status Survey» SF-36 относится к неспецифическим опросникам для оценки КЖ, он широко распространен в США и странах Европы при проведении исследований качества жизни. Результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленным таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ. Шкалы группируются в два показателя «физический компонент здоровья» и «психологический компонент здоровья». Состоянию нормы каждой шкалы опросника SF-36 v. 2 соответствовало значение 50±10 баллов.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с применением программного средства Statistica, версия 6.0. Рассчитывались показатели: объем выборки (n), среднее значение (х), минимум, максимум, стандартное отклонение (а), стандартная ошибка. Достоверность различий определяли по непараметрическому

и-критерию Манна-Уитни и по параметрическому ^критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне значимости р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования было установлено, что показатель физического функционирования (PF), отражающий степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (са-мообслуживание,ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т. п.), у студенток, ведущих активный образ жизни и посещающих элективный курс по физической культуре в вузе, в среднем значительно выше, чем у студенток, не занимающихся физической культурой: 95±5 баллов против 69±9 баллов соответственно.

По показателям «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» ^Р) и «общее состояние здоровья» ^Н) наблюдалась та же картина: девушки-студентки, посещающие практические занятия по физической культуре в вузе, показывают результаты выше, чем студентки, не посещающие занятия по медицинским показаниям (69 баллов против 56 и 69 бал-

|PFJ (RP| (BP] (SH| |VT) (SF) (RE) (MH)

Сравнение балльных значений физического и психологического компонентов здоровья по группам студентов

Распределение балльных значений физического и психологического компонентов здоровья по группам студенток

Показатели Группы N. Физический компонент здоровья, баллы Психологический компонент здоровья, баллы

физическое функционирование (PF) ролевое функц., обусловленное физич. сост. (RP) интенсивность боли (BP) общее состояние здоровья (GH) жизненная активность (VT) соц. функ-ционир. (SF) ролевое функционир., связанное с эмоц. тост. (RE) Психологическое здоровье (MH)

Студенты, не занимающиеся ФК 69 56 72 51 54 78 50 57

Студенты, занимающиеся ФК 95 69 73 69 58 81 60 62

лов против 51 соответственно по двум показателям).

По показателю «интенсивность боли» существенных различий в средних величинах не наблюдалось.

Если рассматривать группу показателей психологического компонента здоровья, то необходимо сказать о наличии незначительных различий в балльных значениях по двум группам. Так, по показателю «жизненная активность» (VT) и «социальное функционирование» (SF) различия средних величин достигают нескольких баллов: 54 балла против 58 и 78 против 81, у студенток с низким уровнем ФА и студенток, посещающих занятия по физической культуре в вузе соответственно.

По показателю «психологическое здоровье» (MH) разница в средних величинах также невелика: 57 и 62 балла.

Более значительные различия (в 10 баллов) наблюдаются по показателю «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием. Также следует отметить преобладание средних балльных значений в большинстве показателей психологического компонента здоровья.

Суммарный показатель физического компонента здоровья (PCS) в группе девушек, посещающих элективный курс, составил 53 балла, у девушек-студенток, не посещающих занятий по физической культуре, он составил 45 баллов.

Суммарный показатель общего психического здоровья (MCS) у девушек в обеих группах приблизился к нижней границе нормы - 42-43 балла. Сводные данные по обеим группам испытуемых отражены в таблице.

Более наглядное распределение балльных значений представлено на рисунке.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Поскольку состояние здоровья студентов российских вузов с каждым годом ухудшается и наблюдается устойчивый рост численности студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, представляет интерес изучение качества жизни, связанного со здоровьем.

Уровень состояния физического и психического компонентов здоровья, качества

жизни девушек-студенток, занимающихся и не занимающихся физической культурой в вузе, неравноценен. Показатели качества жизни студенток Среднего Приобья 1-3-х курсов преимущественно соответствуют норме, но значения расположены ближе к ее нижней границе (40 баллов).

В то же время у студентов, посещающих элективный курс по предмету «Физическая культура», балльные значения отдельных показателей физического компонента здоровья значительно выше таковых у девушек-студенток, не посещающих подобных занятий, что говорит о немалой роли физической активности в повышении качества жизни студентов.

Использованная литература

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-7.

2. Галай, О.И. Физическое воспитание студентов специального отделения в Югорском государственном университете / О.И. Галай, Н.И Санникова, С.И. Еремеев // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 4. -С. 51-54.

3. Есауленко, И.Э. Влияние условий обучения на состояние здоровья студентов / И.Э. Есауленко, А С. Фаустов, И.И. Либина, О.И. Губина // Вестник ВГУ (Воронежского государственного университета), серия: Проблемы высшего профессионального образования. - Воронеж, 2009. - № 2. - С. 55-59.

4. Кувалдин, В.А. Анализ влияния физического и психического компонентов здоровья на качество жизни и образовательной деятельности студентов Тюменской государственной сельскохозяйственной академии и неучащейся молодежи / В.А. Кувалдин // Теория и практика физ. культуры. - 2010. -№ 10. - С. 19-23.

5. 5. Литовченко, О.Г. Морфофункциональное состояние уроженцев Среднего Приобья 7-20 лет / О.Г. Литовченко // Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Современные проблемы экологической физиологии», 2008. - Алматы. - С. 93.

References

1. Balsevich, V.K. Physical Culture: Youth and modernity / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -1995. - № 4. - P. 2-7. (In Russian)

2. Galai, O.I. Physical education of students of the special department in Yugra State University / O.I. Galai, N.I. Sannikova, S.I. Eremeyev // International journal of experimental education. - 2011. - № 4. - P. 51-54. (In Russian)

3. Esaulenko, I.E. The influence of the learning environment on students' health / I.E. Esaulenko, A.S. Faustov, I.I. Libina, O.I. Gubina // Vestnik VGU (Voronezh State University), Series: Problems of higher professional education. - Voronezh, 2009. -№ 2. - P. 55-59. (In Russian)

4. Kuvaldin, V.A. Analysis of the influence of physical and mental health components on the quality of life and study of students of Tyumen State Agricultural Academy and not studying youth / V.A. Kuvaldin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2010. - № 10. - P. 19-23. (In Russian)

5. Litovchenko, O.G. Morphofunctional state of 7-20 year old natives of the Middle Ob region / O.G. Litovchenko // Proceedings of the Internat. theor.-pract. conf. "Modern problems of ecological physiology", 2008. Almaty. - P. 93. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 10.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.