Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного профиля'

Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / HEALTH CULTURE / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES) / ВАЛЕОЛОГИЯ / VALUEOLOGY / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / СТУДЕНТЫ-ГУМАНИТАРИИ / HUMANITIES STUDENTS / ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / OPERATIONALIZATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопова М. А., Попова Н. В.

In addition to purely professional competences, the new versions of the federal state educational standards (3+) in all areas of university training contain general cultural and general professional competences, and the process of their formation is often ambiguous and may be problematic for higher education providers. The problem of cultivating healthy lifestyle among students, which is actualized mainly through the higher school discipline «Physical Education» is of great scientific interest and is being developed in many longitudinal studies. The purpose of the present research was to conduct a comparative analysis of the theoretical aspects of the matter of creating health culture and the results of the survey on the students' attitude to healthy lifestyle. Proceeding from the analysis of general cultural competences of the federal state educational standards and the survey of students of humanities of St. Petersburg State Polytechnic University we can say that: The definitions of general cultural competences lack transparency, and to form these competences they should be operationalized for students, i.e. didactically reasonably differentiated into intermediate goals, that can be coupled with specific academic disciplines or thematic modules they involve. As shown by the survey of students, health culture is formed insufficiently in this group of students and their health indicators are low; It is necessary to develop the valueological support of the educational process in a Humanities Institute, which would include additional valueology-related thematic blocks in various disciplines of the curriculum, as well as an elective course on valueology for senior students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Pedagogical Conditions of Formation of Health Culture among Humanities Students

In addition to purely professional competences, the new versions of the federal state educational standards (3+) in all areas of university training contain general cultural and general professional competences, and the process of their formation is often ambiguous and may be problematic for higher education providers. The problem of cultivating healthy lifestyle among students, which is actualized mainly through the higher school discipline «Physical Education» is of great scientific interest and is being developed in many longitudinal studies. The purpose of the present research was to conduct a comparative analysis of the theoretical aspects of the matter of creating health culture and the results of the survey on the students' attitude to healthy lifestyle. Proceeding from the analysis of general cultural competences of the federal state educational standards and the survey of students of humanities of St. Petersburg State Polytechnic University we can say that: The definitions of general cultural competences lack transparency, and to form these competences they should be operationalized for students, i.e. didactically reasonably differentiated into intermediate goals, that can be coupled with specific academic disciplines or thematic modules they involve. As shown by the survey of students, health culture is formed insufficiently in this group of students and their health indicators are low; It is necessary to develop the valueological support of the educational process in a Humanities Institute, which would include additional valueology-related thematic blocks in various disciplines of the curriculum, as well as an elective course on valueology for senior students.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного профиля»

УДК / ШС: 796.011.1

ОРГАНИЗАЦИОННО-

педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного профиля

Доктор педагогических наук, профессор М. А. Акопова

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург Доктор педагогических наук, профессор Н.В. Попова

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF HEALTH CULTURE AMONG HUMANITIES STUDENTS M.A. Akopova, professor, Dr.Hab. St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg N.V. Popova, professor, Dr.Hab. St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Keywords: health culture, general cultural competence, federal state educational standards (FSES), valueology, questionnaire, humanities students, op-erationalization, competences. In addition to purely professional competences, the new versions of the federal state educational standards (3+) in all areas of university training contain general cultural and general professional competences, and the process of their formation is often ambiguous and may be problematic for higher education providers.

The problem of cultivating healthy lifestyle among students, which is actualized mainly through the higher school discipline «Physical Education» is of great scientific interest and is being developed in many longitudinal studies. The purpose of the present research was to conduct a comparative analysis of the theoretical aspects of the matter of creating health culture and the results of the survey on the students' attitude to healthy lifestyle. Proceeding from the analysis of general cultural competences of the federal state educational standards and the survey of students of humanities of St. Petersburg State Polytechnic University we can say that: The definitions of general cultural competences lack transparency, and to form these competences they should be operationalized for students, i.e. didactically reasonably differentiated into intermediate goals, that can be coupled with specific academic disciplines or thematic modules they involve. As shown by the survey of students, health culture is formed insufficiently in this group of students and their health indicators are low;

It is necessary to develop the valueological support of the educational process in a Humanities Institute, which would include additional valueology-related thematic blocks in various disciplines of the curriculum, as well as an elective course on valueology for senior students.

Ключевые слова: культура здоровья, общекультурная компетенция, ФГОС, валеология, анкетирование, студенты-гуманитарии, операциона-лизация, компетенции.

Введение. В новых вариантах ФГОС (3+) всех направлений вузовской подготовки помимо сугубо профессионально-ориентированных компетенций имеются общекультурные и общепрофессиональные компетенции, процесс формирования которых не всегда однозначен и может вызывать вопросы у организаторов высшего образования. Рассмотрим сложности формирования некоторых общекультурных компетенций студентов гуманитарного профиля, предполагающих понимание культуры здоровья: это способность «ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей» (ОК-1) и способность «применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для ... сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования» (ОК-8). Если первая из указанных формулировок имплицирует понятие здоровье как аксиологическую категорию, то есть важную компоненту в системе общечеловеческих ценностей, то вторая рассматривает здоровье в одном ряду с нравственным и физическим самосовершенствованием человека. Отметим, что в компетенциях заложен высокий философский смысл, в то время как прагматические аспекты «перевода знаний о здоровье в конкретную деятельность, направленную на организацию здорового образа жизни (ЗОЖ)» [4, не получили в них должного отражения.

Проблема обучения студентов ЗОЖ, которая актуализируется главным образом благодаря вузовской дисциплине «Физическая культура», представляет большой научный интерес и разрабатывается во многих лонгитюдных исследованиях [2-4 др.]. Так, в диссертации О. Л. Треще-вой рассматриваются пути разработки организационных и методических подходов к сохранению индивидуального здоровья учащихся, формированию культуры здоровья и воспитанию потребности в ЗОЖ. Культура здоровья определяется автором как «совокупность мотивационно-личностного, когнитивного и деятельностного компонентов в теории и практике формирования ЗОЖ» [4], а методология ее формирования базируется на деятельностном подходе, включающем учеб но-поз на ва тельную, игровую,

трудовую и творческую деятельность с приоритетом активных методов обучения.

Отмечая значимость валеологического направления в формировании ЗОЖ, исследователь подчеркивает его междисциплинарный характер, который проявляется в координации учебных программ по физической культуре, биологии, технологии и собственно валеологии, если данная дисциплина является в вузе элективным курсом. Мы поддерживаем идею междисциплинарных связей валеологиче-ской направленности, и нам представляется, что валеоло-гия может успешно сочетаться и с другими традиционными для гуманитариев дисциплинами, например с педагогикой и психологией, социологией и БЖД. Представляет также интерес и практика валеологизации содержания образования в Алтайском техническом университете, в котором разработана программа элективного курса «Культура здоровой жизни студентов технического вуза» и определено содержание учебной дисциплины валеология, относящейся к блоку дисциплин социально-гуманитарного цикла [3].

Большую лепту в процесс валеологического сопровождения содержания высшего образования вносят также ученые СПбПУ, в частности О. Е. Пискун - автор исследования по использованию непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов для оценки их адаптации к обучению в вузе [2]. Оценивая тревожную статистику по состоянию здоровья студентов (в 2001 г. только 9 % выпускников общеобразовательных учреждений России могли быть признаны здоровыми; распространенность болезней и функциональных расстройств у студентов в 2004 г. превышала 50 %), а также тенденции ухудшения их здоровья, автор исследования предлагает специально разработанное им педагогическое сопровождение учебного процесса с позиций личностно ориентированного подхода и развивающего обучения для сложных по составу студенческих групп.

Многолетний опыт работы кафедры физической культуры и спорта СПбПУ также свидетельствует о том, что в процессе вузовского обучения успешно реализуется единение таких трех направлений педагогической работы, как «образование», «воспитание» и «укрепление здоровья» студентов [1]. Отметим важность развиваемых форм межинститутской и межкафедральной интеграции в проектно-ориентированном развитии студентов вуза, которые, в частности, воплотились в работе спортивного клуба «Политехник», нацеленного на индивидуализацию физической подготовки студентов.

Цель исследования - провести сопоставительный анализ теоретических аспектов проблемы формирования культуры здоровья и результатов социологического исследования отношения студентов к ЗОЖ.

Методика и организация исследования. Положительно оценивая приобретенный СПбПУ опыт валео-логического сопровождения профессионального образования в целом, мы решили провести анкетирование лингвистов-бакалавров 4-го курса и магистрантов 5-6-го курсов, закончивших обучение физическому воспитанию в нашем вузе.

В опросе приняли участие 59 студентов: 43 студента 4-го курса и 16 магистрантов, обучавшихся в бакалавриате СПбПУ Респондентам нужно было ответить на вопросы, касающиеся условий, созданных в СПбПУ для занятий фи-

Результаты анкетирования студентов гуманитарного профиля, %

зической культурой (1), степени общей удовлетворенности (2), степени учета индивидуальных интересов и предпочтений (3), полноты полученной информации о ЗОЖ (4), рейтинга преподавателя физической культуры как эталона здорового образа жизни (5), предоставляемой возможности консультироваться по вопросам ЗОЖ (6). Кроме того, студенты оценивали важность диагностики параметров ЗОЖ для их последующей коррекции (7), значение валео-логии как важной в педагогическом отношении дисциплины (8), желательность лекций по валеологии на старших курсах при изучении физической культуры (9) и необходимость экзамена по валеологии для более глубокого понимания термина «культура здоровья» (10). Для каждого вопроса анкеты студентам было предложено пять вариантов ответов: при полном согласии с предлагаемым тезисом студенты выставляли 100 0%, при полном несогласии - 0 0%, при этом промежуточными вариантами были 75, 50 и 25 0%.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты мониторинга позволяют констатировать в целом положительное отношение студентов к занятиям физической культурой, хороший рейтинг преподавателя физической культуры университета, достаточную степень предоставляемых возможностей консультирования по вопросам ЗОЖ (показатели 1, 5 и 6 выше 60 0%, см. таблицу). Недостаточность степени учета индивидуальных предпочтений студентов и полноты полученной респондентами информации о ЗОЖ (показатели 2 и 3 ниже 50 0%) является серьезным симптомом необходимости изменений и требует тщательного анализа. Отметим также и тревожную тенденцию к недооцениванию студентами значения ва-леологии как важной педагогической дисциплины, способствующей повышению общей культуры здоровья обучающихся (показатели 8 и 9 - около 40 00).

Для более объективного оценивания результатов мониторинга мы предложили студентам анонимно оценить уровень своего здоровья, которое у 490 респондентов оказалось «скорее хорошим, чем плохим», то есть требующим умеренной коррекции. Хорошее состояние здоровья отметили только 32 00 участников опроса, а 14 00 оценили его как «скорее плохое, чем хорошее». С учетом среднего возраста анкетируемых (21,6 года) эти данные, на наш взгляд, укрепляют наше предположение о том, что дополнительное акцентирование внимания на культуре здоровья посредством введения, например, элективного курса валеологии, не будет лишним.

В целом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что компетенции ОК-1 и ОК-8, заявленные в ФГОС по одному из гуманитарных направлений, формируются недостаточно и что организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья требуют совершенствования. С учетом весьма общих формулировок указанных компетенций для разработки более конкретных путей их формирования необходимо провести дидактическую операционализацию их формулировок и структурировать их содержание с целью привязки отдельных аспектов их состава к конкретным дисциплинам или тематическим модулям избранных дисциплин.

Вывод. На основе проведенного анализа общекультурных компетенций ФГОС и анкетирования студентов гуманитарного профиля СПбПУ можно констатировать, что:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

61,0 37,9 49,6 51,3 61,1 61,7 42,7 36,6 40,9 12,

№ 2015 Февраль | РеЬгиагу

http://www.teoriya.ru

9

• формулировки общекультурных компетенций недостаточно прозрачны, и для формирования этих компетенций у студентов необходимо провести их опера-ционализацию, то есть дидактически обоснованное разделение на промежуточные задачи, сопрягаемые с конкретными учебными дисциплинами или входящими в них тематическими модулями;

• анкетирование студентов выявило недостаточность сформированности культуры здоровья у данного контингента студентов, а также невысокие показатели уровня собственного здоровья;

• необходимо разработать валеологическое сопровождение учебного процесса гуманитарного института, которое будет включать дополнительные тематические блоки валеологического наполнения в различных дисциплинах учебного плана, а также элективный курс по валеологии на старших курсах.

Литература

1. Лопатин, М.В. Формирование культуры физического развития и занятия спортом студенческой молодежи в СПбГПУ / М.В. Лопатин, В.П. Сущенко // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 27-29.

2. Пискун, О.Е. Физическая культура и непрерывный мониторинг психофизического состояния как средство адаптации студентов к обучению в вузе / О.Е. Пискун. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 263 с.

3. Сорокина, И.А. Формирование культуры здоровья студентов в педагогическом процессе технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Сорокина. - Барнаул, 2004. - 19 с.

4. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дис. ... докт. пед. наук О.Л. Трещева. - Омск, 2003. - 51 с.

5. ФГОС 45.03.02. Лингвистика. Уровень бакалавриата. [Электронный ресурс]: kpfu.ru/docs/F1783467611/45.03.02. Lingvistika.docx.

References

1. Lopatin, M.V. Developing the culture of physical development and sports occupations among students in SPbSTTU / M.V. Lopatin, V.P. Suschenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 7. - P. 27-29. (In Russian)

2. Piskun, O.E. Physical culture and continuous monitoring of psychophysical state as a method of adaptation of students to university studies / O.E. Piskun. - St. Petersburg: Publ. h-se of Polytechnic University, 2012. - 263 P. (In Russian)

3. Sorokina, I.A. Formation of students' health culture in educational process of technical university: abstract of Ph.D. thesis. - Barnaul, 2004. - 19 P. (In Russian)

4. Trescheva, O.L Formation of individual health culture in the educational system of physical education: abstract of doctoral thesis (Hab.). -Omsk, 2003. - 51 P. (In Russian)

5. FSES 45.03.02. Linguistics. Bachelor's programme. [Electronic resource]: kpfu.ru/docs/F1783467611/45.03.02. Lingvistika.docx. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected] ; [email protected]

Поступила в редакцию 24.10.2014 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК / ШС: 796.325

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ АМПЛУА СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

Кандидат педагогических наук П.В. Пустошило Смоленский государственный университет, Смоленск

Ключевые слова: волейбол, студент, психофизиология, игровые амплуа, зрительный анализатор.

Введение. Психофизиологические способности во многом определяют характер реагирования на движущийся объект, что позволяет спортсмену эффективно реализовывать технические приемы игры в ходе соревнований [1-3].

Цель исследования - определение уровня психофизиологических показателей волейболистов различных амплуа студенческих команд.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования были отобраны по 2-3 игрока каждого амплуа из каждой студенческой волейбольной команды Смоленской области. Фактический материал для психофизиологического исследования собран с помощью компьютерного комплекса «НС-Психотест». Исследовались: скорость простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), коэффициент Уиппла, функциональный уровень системы, устойчивость системы, уровень функциональных возможностей.

Среди полученных результатов следует отметить, что показатели скорости ПЗМР имеют наибольший уровень развития у связующих игроков - 226±29,6 и либеро - 234±36,5, что обусловлено их амплуа. Самые низкие показатели отмечены у диагональных игроков - 274±43,5. Примечательно, что коэффициент вариации у всех игроков превышает 20 %, это свидетельствует о большой вариативности в развитии данных способностей у игроков студенческих команд.

В точности реагирования на сигнал (коэффициенте Уиппла) наилучшие показатели выявлены у связующих игро-

ков - 0,02±0,001, самые низкие - у диагональных игроков

0.06.0,005, блокирующих и доигровщиков - 0,05±0,003, что затрудняет совершенствование технических приемов как в нападении, так и в защите.

Выводы. Характеризуя устойчивость зрительного анализатора к ответному сигналу, следует сказать, что лучшие показатели установлены у связующих игроков и либеро, а у диагональных, блокирующих и доигровщиков при продолжительном воздействии раздражителя они снижаются.

Необходимо обратить внимание на то, что развитие психофизиологических способностей волейболистов студенческих команд находится на среднем уровне, что затрудняет процесс подготовки, так как реализация технических приемов игры обусловлена временем реагирования на движущийся объект и выполнения ответных действий.

Литература

1. Губа, В.П. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе / В.П. Губа, А.В. Родин. - М.: Советский спорт, 2009. - 166 с.

2. Губа, В.П. Модернизация теории и методики спортивных игр / В.П. Губа, А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 4. - С. 16-19.

3. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход) / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 384 с.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 25.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.