Научная статья на тему 'Состояние и прогноз развития деятельности вуза по организации учебного процесса и досуга средствами физической культуры и спорта'

Состояние и прогноз развития деятельности вуза по организации учебного процесса и досуга средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ / PROCESS OF UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION / UNIVERSITY SPORT / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / MASS SPORTS ACTIVITY / ОЗДОРОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ / STUDENTS'' HEALTH IMPROVEMENT / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН / QUALITY OF TEACHING DISCIPLINES / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS FACILITIES / СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкова Е.В.

The purpose of the research was to develop practical recommendations to improve the quality of the educational process on physical culture and development of university sport by analyzing the content and status of physical education and sports activities of Perm state humanitarian-pedagogical university. The conducted studies resulted in the development of a set of recommendations for the development of physical education and sports and health improvement activities in high school, improvement of the quality of the educational process in the sphere of physical culture, which included the following activities: • standardization (Sanitary Epidemiological, construction, etc.) of existing physical education and sports facilities (including ancillary facilities); • interconsistency between the actions of structural units to ensure effective work in the sphere of physical education and sport in a higher school (Coordinating Committee for physical culture and sport of Perm state humanitarian-pedagogical university); • creating conditions for development of professional university sport, mass physical culture of students via a Student Sports Club the independent university structure; • organization of health improving classes in different sports in accordance with the students' needs; • development and opening of new programs in the areas of training related to physical culture and sport, in accordance with the requirements of the new state standards of higher and secondary schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и прогноз развития деятельности вуза по организации учебного процесса и досуга средствами физической культуры и спорта»

СОСТОЯНИЕ

УДК: 796(094)

и прогноз развития деятельности вуза по организации учебного процесса и досуга средствами физической культуры и спорта

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Старкова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

THE STATE AND FORECAST OF DEVELOPMENT OF UNIVERSITY ACTIVITY ON ORGANIZATION OF STUDIES AND LEISURE VIA PHYSICAL CULTURE AND SPORT E.V. Starkova, associate professor, Ph.D.

Perm state humanitarian-pedagogical university, Perm Key words: process of university physical education, university sport, mass sports activity, students' health improvement, quality of teaching disciplines, physical education and sports facilities. The purpose of the research was to develop practical recommendations to improve the quality of the educational process on physical culture and development of university sport by analyzing the content and status of physical education and sports activities of Perm state humanitarian-pedagogical university. The conducted studies resulted in the development of a set of recommendations for the development of physical education and sports and health improvement activities in high school, improvement of the quality of the educational process in the sphere of physical culture, which included the following activities:

• standardization (Sanitary Epidemiological, construction, etc.) of existing physical education and sports facilities (including ancillary facilities);

• interconsistency between the actions of structural units to ensure effective work in the sphere of physical education and sport in a higher school (Coordinating Committee for physical culture and sport of Perm state humanitarian-pedagogical university);

• creating conditions for development of professional university sport, mass physical culture of students via a Student Sports Club - the independent university structure;

• organization of health improving classes in different sports in accordance with the students' needs;

• development and opening of new programs in the areas of training related to physical culture and sport, in accordance with the requirements of the new state standards of higher and secondary schools.

Ключевые слова: процесс физического воспитания в вузе, студенческий спорт, спортивно-массовая работа, оздоровление студентов, качество преподавания дисциплин, физкультурно-спортивные сооружения.

Введение. Вопросы физической подготовки молодежи обсуждаются на самых разных уровнях государственной власти, признается роль физической культуры и спорта в оздоровлении общества, принимаются официальные документы, регламентирующие образовательную деятельность в сфере физической культуры и спорта.

С сентября 2011 года в России введены ФГОС начального общего образования, утверждены ФГОС основного общего образования (с 2015 г. все школы начнут работать по этому стандарту) и среднего (полного) общего образования. Также с 2011 г. высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе ФГОС ВПО (третьего поколения). В этом году выходят в свет ФГОС высшего образования, так называемые 3+.

В соответствии с ФГОС ВПО раздел «Физическая культура» реализуется в объеме 400 часов по всем профилям бакалавриата. С сентября 2014 г., ориентируясь на ФГОС 3+, в высшей школе помимо традиционной «Физической культуры» (в объёме не менее 72 академических часов, в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приёму нормативов физической подготовленности) появится еще одна дисциплина (модуль) - «Прикладная физическая культура» (в объёме не менее 328 академических часов в форме практических занятий по обеспечению уровня физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, для выполнения ими нормативов физической подготовленности). Но, к примеру, ФГОС 3+ направления подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» не претерпел изменений, связанных с делением физической культуры на две дисциплины, хотя и содержит свои особенности: не менее 360 академических часов должны составлять практические занятия для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного

характера, и выполнения ими нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом [4].

Однако происходящие в стране в последнее время постоянные изменения в нормативно-правовой базе по организации и обеспечению учебного процесса в сфере образования приводят в одних учреждениях к быстрой переработке имеющихся программ и осуществлению образовательного процесса в соответствии с «веянием времени» (на фоне получения результатов от предыдущих нововведений), в других - к полному непониманию происходящего, неспособности с такой частотой вводить новые планы и перестраиваться на новые формы обучения. Как следствие - продолжаем работать «по-старому» (хотя практика показывает, что и в этом может быть зерно здравого смысла - ведь, например, возвращается комплекс ГТО).

С июня 2010 г. по распоряжению Министерства образования и науки Российской Федерации вузы страны должны предоставлять информацию о результатах мониторинга состояния физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Также ФГОС предусматривают требования к результатам освоения программ бакалавриата, структуре программы и условиям реализации основных образовательных программ, т. е. к состоянию и материально-техническому обеспечению, в том числе и спортивно-оздоровительных сооружений.

В соответствии с вышесказанным мы задались целью проанализировать содержание и состояние физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

Цель исследования - на основе анализа содержания и состояния физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы ПГГПУ разработать практические рекомендации по повышению качества образовательного процесса по физической культуре и развитию студенческого спорта.

Методы и организация исследования. Исследование проведено в 2013 г. на основе анализа нормативной, правовой, текущей, отчетной документации структурных подразделений ПГГПУ, анкетного опроса, оценки уровня здоровья, физической подготовленности студентов вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. Деятельность, связанную с физической культурой и спортом в ПГГПУ, мы условно разделили на три направления: образовательный процесс, спортивно-массовая (внеучебная) работа, оздоровление студентов.

В ПГГПУ - 13 факультетов. Образовательный процесс по физической культуре осуществляется на всех факультетах: девять факультетов - с 1-го по 3-й курс, три факультета - с 1-го по 4-й включительно, что составляет в среднем 14 811 ч в год. Всего физкультурно-оздоровительной деятельностью в рамках обязательной дисциплины охвачено 1963 человека.

Кроме этого в ПГГПУ 350 студентов получают образование на факультете физической культуры. 32 дисциплины учебных планов факультета связа-

ны с практической подготовкой в сфере физической культуры и спорта, что составляет 3712 ч в год.

Таким образом, 2313 студентов ПГГПУ (74,2 % от общего числа студентов дневного отделения) ежегодно участвуют в образовательном процессе по физической культуре и спорту.

На основании приказа от 9 августа 2010 г. № 613 н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» в вузах страны ежегодно проводится медицинский осмотр студентов, занятых в образовательном процессе по физической культуре. По результатам медицинского заключения специалистами по лечебной физкультуре и по спортивной медицине определяется принадлежность к функциональной группе:

- 1-я группа - возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях;

- 2-я группа - возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок, без участия в соревнованиях;

- 3-я группа - возможны занятия физической культурой со значительными ограничениями физических нагрузок;

- 4-я группа - возможны занятия лечебной физической культурой.

Если вспомнить более привычную градацию, то группы примерно будут соответствовать:

- 1-я группа - основной;

- 2-я группа - подготовительной;

- 3-я группа - специальной;

- 4-я группа - освобожденным студентам.

В отличие от предыдущей версии представленной классификации сегодня отсутствует категория «освобожденные», а присутствует группа, в которой освобожденным от практических занятий по физической культуре студентам рекомендованы занятия лечебной физической культурой. Кроме того, ранее студенты, занимающиеся в подготовительной группе, могли участвовать в соревнованиях, но для них были приняты более низкие результаты выполнения нормативов. В настоящее время приказ Министерства здравоохранения ограничивает выступление в любых соревнованиях студентов, отнесенных по состоянию здоровья ко 2-й группе.

В течение пяти лет в вузе организуются занятия по лечебной физической культуре для «освобожденных» студентов. Занятия по ЛФК вынесены за расписание, проводятся в первой и во второй половине дня так, чтобы студент мог выбрать удобное для себя время. Процесс физического воспитания в группе ЛФК организуют преподаватели кафедры физического воспитания, имеющие профессиональную подготовку по лечебной физической культуре (1 - кандидат медицинских наук, врач ЛФК; 2 - выпускник факультета физической культуры ПГГПУ, получающий второе медицинское образование). Результаты медицинских осмотров в университете за последние пять лет представлены в табл 1-3.

В основном соотношение студентов в группах в течение последних 5 лет сохраняется примерно

на одном уровне: несколько увеличилось количество студентов в основной и подготовительной группах и, казалось бы, уменьшилось в специальной, но в противовес больше стало студентов, которым рекомендованы занятия в группе ЛФК.

Меняется соотношение внутри медицинских групп на разных курсах: на 2-м увеличивается процент студентов в основной группе (1-й) и незначительно -в специальной и ЛФК, на 3-м курсе значительно больше становится студентов, отнесенных к специальное группе (3-й), что может объясняться или ухудшением их здоровья на протяжении процесса обучения в вузе, или постановкой более точных диагнозов медицинской комиссией (студенты 3-го курса проходят медицинский осмотр уже в 3-4-й раз за время учебы в вузе).

По данным, представленным директором департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ А.Э. Страд-зе, в настоящее время из 7 млн российских студентов лишь около 25 % регулярно занимаются спортом. В соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в России до 2020 г. число студентов, занимающихся спортом, должно увеличиться до 80 % [1].

Как известно, основными признаками спорта являются соревновательная деятельность и подготовка к ней. Невольно встает вопрос, каким образом можно добиться вышеуказанного показателя, если «специалисты по лечебной физкультуре и по спортивной медицине» разрешают участвовать в соревнованиях только студентам, отнесенным к 1-й группе? В гуманитарно-педагогическом университете количество таковых составляет всего 37 %. Каким образом в дальнейшем планируется выполнение студентами нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом, вне соревновательной деятельности? Остается надеяться на дальнейшее более

тесное сотрудничество всех министерств в принятии решений, касающихся организации и обеспечения учебного процесса по физическому воспитанию в образовательных учреждениях.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 - «Педагогическое образование» результатом освоения обязательного раздела «Физическая культура» является формирование общекультурной компетенции «готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья» (ОК-5) [5].

Для измерения (в дальнейшем) уровня сформиро-ванности компетенции ОК-5 в университете в рабочую программу дисциплины включены занятия по оценке уровня здоровья, физической подготовленности и знаний в сфере физической культуры.

Для оценки уровня физического здоровья используется методика Г. Л. Апанасенко (1988), основанная на определении простых функциональных показателей, что позволяет выявить лиц с низким уровнем здоровья для осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий.

Входной контроль осуществляется в сентябре месяце на практических занятиях и включает в себя проведение исходной экспресс-оценки уровня здоровья по клинико-физиологическим показателям и обучение студентов самостоятельному использованию данной методики.

В нашем исследовании приняли участие 548 студентов (девушки - 426 чел., юноши - 122) 11 факультетов ПГГПУ.

Подавляющее большинство студентов (поступивших в 2011 г. на 1-й курс) имели низкий уровень здоровья - 58,4 %, ниже среднего - 33,1% и только 8,5 % из числа обследованных могут быть отнесены к среднему функциональному классу. Как видно

Таблица 1. Распределение студентов ПГГПУ по функциональным группам (2008-2012 гг.), %

Год Функциональная группа

Основная (1-я группа) Подготовительная (2-я группа) Специальная (3-я группа) Освобождены (4-я группа)

2008 34,5 34,8 24,8 5,6

2009 30,9 40,3 21,3 7,4

2010 18,7 49,3 26,7 5,3

2011 39,8 33,2 19,0 8,0

2012 38,0 36,4 20,2 7,4

Таблица 2. Распределение студентов ПГГПУ по функциональным группам по курсам (2012 г.), %

Курс Функциональная группа

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа (ЛФК)

1-й 37,0 38,0 10,0 6,0

2-й 43,0 32,0 13,0 7,8

3-й 34,0 38,0 20,0 5,0

Таблица 3. Структура заболеваемости по результатам профилактических осмотров студентов ПГГПУ

Место Заболевание 2012 г., %

1 Болезни глаза (из них 89% - миопия) 32,6

2 Болезни костно-мышечной системы 24,8

3 Болезни нервной системы (из них 95% - вегето-сосудистая дистония) 18,6

4 Болезни органов пищеварения 18,6

5 Болезни мочеполовой системы 10,7

из представленных результатов, уровни «выше среднего» и «высокий» отсутствуют. Полученные данные свидетельствуют о значительном уменьшении функциональных резервов организма студентов до уровня, граничащего с патологией.

Для оценки уровня физической подготовленности используется батарея тестов. В данной работе представлены результаты упражнений, позволяющие судить об уровне развития выносливости (тест Купера) и силы (юноши - подтягивание на высокой перекладине из виса, девушки - поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин). При оценке уровня физической подготовленности были получены следующие результаты:

- тест Купера: девушки - плохая степень подготовленности; юноши - удовлетворительная;

- подъем туловища: девушки - хорошая степень подготовленности;

- подтягивание: юноши - удовлетворительная степень подготовленности.

Уровень теоретических знаний оценивается на основе тестовых заданий закрытой формы по темам школьной программы: 100 % опрошенных студентов 1-го курса дали правильные ответы на 55 % предложенных вопросов (среднее значение), что соответствует хорошему уровню подготовленности.

Полученные результаты дают основание констатировать сохранение тревожной тенденции к ухудшению уровня здоровья и физической подготовленности выпускников школ. Это можно объяснить нарастанием общего дефицита мышечной активности современной молодёжи еще в школьном возрасте, возможно недостаточным вниманием со стороны образовательных учреждений к организации процесса и содержанию физического воспитания в школах.

Повторные исследования в конце учебного года показали следующее: почти половина испытуемых остались на уровнях ниже среднего (40,4 %) и низком (17 %). Тем не менее в течение первого года обучения положительную динамику уровня здоровья (переход на более высокий функциональный уровень) продемонстрировали 63 % девушек и 40 % юношей, отрицательную - 8,5 % обследуемых, у остальных (17 % девушек и 21,3 % юношей) значимых изменений в уровне здо-

ровья не наблюдалось. Исследования, проведенные по окончании 2-го курса (май 2013 г.), выявили положительную динамику уровня здоровья и переход на более высокий функциональный уровень у 76 % девушек и 58 % юношей (по сравнению с 2011 г.), уровень «выше среднего» показали 14 % от общего числа студентов. Девушки успешнее юношей адаптировались к условиям обучения в вузе. Положительную динамику при определении уровня развития выносливости имели 73 % девушек и 64 % юношей, силы - 78 и 60 % обследованных (соответственно).

Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физической подготовленностью позволяют выявить донозологические изменения, обеспечить проведение своевременных профилактических мероприятий, вносить коррективы в содержание образовательных программ, а также оценивать результаты формирования общекультурной компетенции ОК-5 («Педагогическое образование») в процессе освоения дисциплины «Физическая культура» в вузе.

Ежегодно в вузе проводится мониторинг отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. В 2013 г. в опросе приняли участие 257 студентов ПГГПУ 1-го и 3-го курсов нефизкультурных факультетов. Общие результаты исследований представлены в табл. 4.

В целом содержание занятий по физической культуре соответствует ожиданиям и требованиям студентов, не удовлетворяет их материально-техническое состояние спортивных сооружений [3] и отсутствие разнообразия видов двигательной активности.

Как уже было сказано выше, на факультете физической культуры в процессе практической деятельности реализуются 32 дисциплины, которые связаны с различными видами двигательной активности и спорта. В соответствии с требованиями действующей в университете системы менеджмента качества на факультете проводится анкетирование студентов с целью мониторинга внутренней среды факультета и изучения отношения студентов к организации и содержанию образовательной деятельности. В нашем исследовании участвовали 101 студент 4-5-го курсов (2012 г.) и 145 студентов 3-5-го курсов (2013 г.) трех специальностей факультета физической культуры:

Таблица 4. Мониторинг отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом

№ Варианты ответов Респонденты, выбравшие ответ, %

1 Занятия физической культурой должны проводиться на протяжении всего обучения в вузе 54

2 Практические занятия по физической культуре должны проходить 2 раза в неделю 86

3 Удовлетворены занятиями физической культурой 88

4 В вузе должны быть организованы секционные занятия по различным видам спорта 48

5 Значимыми причинами для занятий студентов физической культурой являются: - желание повысить физическую подготовленность; - оптимизировать вес, улучшить фигуру 69 53

6 За годы обучения в вузе получили необходимые умения и навыки для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями 3-й курс - 83

7 К занятиям спортом обучающиеся в ПГГПУ относятся положительно 77

8 Приобретенные на занятиях знания в дальнейшем помогут добиться поставленных задач в профессиональной деятельности: - обеспечат работу без больничных листов; - улучшат здоровье 46 68 62

9 Не нравится место проведения занятий и недостаточность спортивного инвентаря 59

Таблица 5. Рейтинг преподавателя физической культуры

Критерий оценки деятельности преподавателя 2012 г. 2013 г.

1. Организованность, пунктуальность преподавателя 4,27 4,29

2. Владение материалом, рациональное использование времени на занятиях 4.42 4,35

3. Содержательная значимость и доступность излагаемого материала 4,38 4,34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Связь с другими дисциплинами (формирует системное мышление у студентов) 4,13 4,13

5. Связь с практической деятельностью, преподаватель ориентирует студентов на профессию 4,24 4,28

6. Умение общаться с аудиторией (следит за реакцией аудитории, умеет перевести дискуссию в конструктивное русло, уважительно относится к студентам) 4,37 4,28

7. Эрудиция и культура речи (речь преподавателя профессиональна, доступна, выразительна) 4,37 4,27

8. Объективность, уважение и тактичность в отношении студентов 4,45 4,33

9. Внешний вид преподавателя 4,58 4,45

«Физическая культура», «Адаптивная физическая культура», «Социально-культурный сервис и туризм». Качество преподавания дисциплин оценивалось на основе опросного листа анкеты «Преподаватель глазами студента», включающего список преподавателей, осуществляющих подготовку по данной специальности, и девять критериев оценки их деятельности (максимальный балл оценки по каждому критерию -5).

На основании полученных результатов были выявлены рейтинг каждого преподавателя и рейтинг кафедры, отвечающей за подготовку по той или другой специальности. Общие результаты по факультету физической культуры представлены в табл. 5.

По факультету можно проследить незначительное снижение ряда показателей, которое в целом не отразилось на качестве подготовки будущих специалистов. Однако на основании такого анализа стало возможным найти ряд отстающих звеньев в работе отдельных структурных подразделений. Конечно, результаты в некоторой степени носят субъективный характер: преподаватель предъявляет высокие требования и студент высказывает свое отношение отрицательными ответами в анкете и т. д. Однако в нашем случае полученные результаты подтверждаются оценками уровня знаний по отдельным дисциплинам.

Организация и проведение соревнований и спортивно-массовых мероприятий в вузе осуществляются спортивным клубом «Учитель». Клуб организует внутривузовские мероприятия и обеспечивает подготовку и участие команд в соревнованиях универсиады Пермского края.

Для качественной организации всех перечисленных выше мероприятий вузу необходимы собственные спортивные сооружения.

Таких объектов на территории ПГГПУ семь. В игровом зале, зале гимнастики и на загородной базе «Ляды» организован учебный процесс студентов факультета физической культуры. Остальные площади - это помещения, приспособленные для спортивно-оздоровительных занятий, на территории которых физической культурой занимаются студенты 12 факультетов вуза.

Новые ФГОС включают в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе материально-техническим. Однако примерными программами общего (среднего) образования нормируется материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «Физическая

культура» [2], а найти аналогичный современный документ, регламентирующий физкультурно-спортивное оборудование высших учебных заведений, не представляется возможным.

Сегодня Министерство образования и науки проводит два больших конкурса. Один посвящен организации в учебном заведении физкультурно-спортивной работы, а второй - комплексной оценке условий для формирования здорового образа жизни в вузе. Но для того, чтобы поднять статус этих конкурсов необходим поиск других стимулов в виде нового спортивного объекта, оборудования или инвентаря, а не просто поощрение грамотой [1].

Заключение. На основании проведенных исследований был разработан комплекс рекомендаций по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в вузе, повышению качества образовательного процесса в сфере физической культуры, в который вошли следующие мероприятия:

• приведение в соответствие с нормами (САН ПИН, строительными и т. д.) имеющихся физкультурно-спортивных сооружений (в том числе вспомогательных помещений);

• взаимосогласование действий структурных подразделений, обеспечивающих успешную работу в сфере физической культуры и спорта в вузе (Координационный совет по ФКиС ПГГПУ);

• создание условий для развития профессионального студенческого спорта, массовой физической культуры студентов через студенческий спортивный клуб - самостоятельную структуру университета;

• в соответствии с потребностями студентов организация оздоровительных занятий по видам спорта;

• разработка и открытие новых программ по направлениям подготовки, связанным с физической культурой и спортом, в соответствии с требованиями новых государственных стандартов высшей и средней школы.

Литература

1. Горюнова И. Интервью директора департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ А.Ю. Страдзе.//www.vedu.ru/news7829/.

2. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с.

3. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации / Государственный научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуго-вых зданий. - М.: Стройиздат, 1992. - 315 с.

4. ФГОС ВПО направления подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» // http://edu.khspu.ru/.

5. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 - «Педагогическое образование», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788.

References

1. Goryunova, I. Interview of director of the department of additional education, training and youth policy of the Ministry of Education of the Russian Federation / A.Yu. Stradze //www.vedu.ru/news7829/. (In Russian)

2. Sample programs of general education. Physical culture. -Moscow: Prosveschenie, 2010. - 64 P. (In Russian)

3. Design of higher educational institutions and institutes of continuing education / State research and design institute of educational, commercial and residential and recreational buildings. - Moscow: Stroyizdat, 1992. - 315 P. (In Russian)

4. FSES HPE areas of training 44.03.01 "Pedagogical education" // http://edu.khspu.ru/. (In Russian)

5. FSES HPE on the training specialization 050100 "Pedagogical education", approved by the decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December, 22 2009 № 788. (In Russian)

Информация для связи с автором: tap29@mail.ru

Поступила в редакцию 1.03.2014 г.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.01

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Бянкина

Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Ключевые слова: физическая культура, спорт, телесность, философия.

Начало XXI в. для теории физической культуры ознаменовалось попытками переосмысления сущности ее предмета - физической культуры. Несмотря на фундаментальные и прикладные исследования, проведение конгрессов и круглых столов, до сих пор не выработано единых методологических подходов, объясняющих суть физической культуры, особенно понимания дефиниции «культура» в данном сочетании. Расширяя круг научного поиска в попытках осмысления феномена физической культуры, исследователи все больше обращаются к междисциплинарным подходам, в частности к знаниям, накопленным в области философии, культурологии, социологии, психологии и других наук. Наряду с этим традиции в изучении физического воспитания и спорта в России, сложившиеся на протяжении XX в., диктуют свои направления исследований.

Цель исследования - определить направления философских исследований феномена физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. В основном физическая культура рассматривается как механизм культивирования человеком своих природных возможностей, окультуривания тела наряду с «практиками дрессуры и дисциплины тела». В частности, Б. В. Марков выделяет следующие средства управления телом: физические игры и танцы, раскраску и татуировку, выработку манер и жестов, контроль над аффектами, а также телесные наказания, диету, практические навыки [2, с. 14-15]. И. И. Докучаев физической культуре отводит роль в преобразовании тела человека [1, с. 59]. С. Е. Ячин говорит о том, что «физическая культура (физвоспитание) пытается отработать человеческое естество как свой материал» [4, с. 40].

В морфологии культуры также определено место физической культуре: по одной интерпретации - в основе культуры (И. М. Быховская), по другой - как части культуры физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека (А. Я. Флиер). Весьма смелыми являются теоретические построения Ю. В. Рождественского (1996), разделяющего культуру на материальную, физическую и духовную.

Что касается тела и телесности - это весьма актуальная тема для исследователей, причем в самых различных областях:

изучаются вопросы онтологии и психологии телесности, ее эпистемологии и психосемиотики, феноменология и философско-антропологическое понимание. Сомаэстетика Р. Шустермана, так же как и другие подходы, еще не отрефлексирована теорией физической культуры. Можно предположить несколько вариантов «реагирования» теории физической культуры на рассматриваемое разнообразие подходов к изучению телесности как научной категории: от полного игнорирования до тщательнейшего изучения, однако, скорее всего, пройдет немало времени, прежде чем наметятся пути интеграции.

Ученые - теоретики физической культуры в своих исследованиях обращаются к потенциалу философии. Так,

H. Н. Визитей в философских очерках (2009) проанализировал физическую культуру с позиций философской антропологии, Ю.М. Николаев при рассмотрении вопроса о смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры также обращается к философскому уровню методологии, однако, на наш взгляд, имеющиеся точки соприкосновения теории физической культуры и философии недостаточно разработаны и имеют большой эвристический потенциал для исследований.

Вывод. Физическая культура и спорт, рассматриваемые в России в настоящее время как отдельные феномены, должны иметь различные философские основания. Думается, можно предположить, что философия спорта, имеющая определенные традиции как у нас в стране, так и за рубежом, будет продолжать развиваться именно в их русле, в то время как философия физической культуры, по определению являющаяся частью культуры общества и личности, в большей степени сориентируется на теоретических построениях философии культуры.

Литература

I. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры / И.И. Докучаев. - СПб.: Наука, 2009. - 595 с.

2. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1999. - 96 с.

3. Николаев Ю.М. О смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 10. - С. 59-64.

4. Ячин С.Е. Состояние метакультуры / С.Е. Ячин. - Владивосток: Дальнаука, 2010. - 268 с.

Информация для связи с автором: larisa.byankina@gmail.com

Поступила в редакцию 13.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.