УДК: 796.078
ФИЗКУЛЬТУРНО-
спортивное образование студентов на основе кинезиологического подхода
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Загревская
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EDUCATION OF STUDENTS RELATIVE TO KINESIOLOGY A.I. Zagrevskaya, associate professor, Ph.D.
National Research Tomsk State University, Tomsk
Key words: physical culture and sports education, kinesiological competences, psychophysical readiness, students.
Currently, with the introduction of the competency building approach in the system of higher education it is more frequently noted that the students' skill level sufficient for being competitive and adapted to the labor market should be combined with a high level of psychophysical conditions, physical work capacity and health reserves not limiting professional activity. It should be noted that representatives of several thousand specialities are working professionally today. In order to identify the specific professionally important qualities, knowledge and skills required for effective work of representatives of these professions their features should be studied in detail. However, researchers have identified general requirements for physical reliability and readiness (kinesiological potential) of specialists for highly effective work in modern conditions such as: good overall health, good mental capacity and endurance, general conditioning physical fitness, emotional stability (ability to maintain high efficiency in various stress situations), etc.
In this regard, kineziological competency is to be formed in students, which involves the ability of conceptual planning intended to develop their kinesiologi-cal potential which ensures psychophysical readiness for future professional activity.
The purpose of the present study was to develop a model of kineziological competency as a special-purpose basis of physical culture and sports education of students. The general cultural and applied professional kinesio-logical competences presented in the model can be considered as independent too. Mastery of all the studied competencies together reflects the degree of formation of the kinesiological competency as an integrative personal quality ensuring student's psychophysical readiness for work.
Ключевые слова: физкуль-турно-спортивное образование, кинезиологические компетенции, психофизическая готовность, студенты.
В настоящее время в связи с внедрением компетентностно-го подхода в систему высшего образования все чаще отмечается, что достаточный для конкурентоспособности и адапти-рованности к рынку труда уровень обучения студентов должен сочетаться с высоким уровнем психофизических кондиций, работоспособности и резервами здоровья, не ограничивающими профессиональную деятельность. Необходимо отметить, что в современной профессиональной деятельности заняты представители не одной тысячи специальностей. Чтобы определить, какие конкретно профессионально важные качества и навыки, знания и умения требуются для успешной работы представителям этих специальностей, следует детально изучить их особенности. Вместе с тем исследователи выделяют и общие требования к физической надежности и готовности (кинезио-логическому потенциалу) специалистов к высокопродуктивной профессиональной деятельности в современных условиях: хорошее в целом состояние здоровья, хорошие умственная работоспособность и выносливость, общекондиционная физическая подготовленность, эмоциональная устойчивость (способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях) и т. д. [8].
В связи с этим возникает необходимость в формировании у студентов кинезиологической компетентности, предполагающей способность к смысловому проектированию физкультурно-спортивной активности с целью развития своего кинезиологического потенциала [1], обеспечивающего психофизическую готовность к будущей профессиональной деятельности.
Цель исследования заключалась в разработке модели кинезиологической компетентности как результативно-целевой основы физкультурно-спортивного образования студентов.
Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) физическая культура должна повышать роль и иметь ярко выраженный прикладной характер в обеспечении здорового образа жизни студентов вузов. Статус, объем и основные задачи дисциплины «Физическая культура» в профессиональной подготовке студентов в первую очередь определяются по ее вкладу в формирование общекультурных и профессиональных компетенций специалиста [7].
В связи с этим организация функционирования физической культуры в высшей школе должна быть существенно преобразована в такую систему физкультурно-спортивного обра-
Ценностно-ориентационная
Проектировочная
Диагностическая
Информационно-аналитическая
Рефлексивно-оценочная^
Общекультурные кинезиологические компетенции
Компоненты компетенций: когнитивный; интегративно-деятельносгны личностный
Профессионально-прикладные кинезиологические компетенции
Компоненты кинезиологической компетентности
Гностическая
Здоровье-сберегающая
Методическая
Двигательная
Психофизиче екая готовность к профессиональной деятельности
Психологическая <
Теоретическая
- потребности;
- мотивы;
- интересы; 4—►
- ценностные
ориентации
Физическая Мето дико- Валеологи-
практическая ческая
Владение знаниями
кулыуры, спорта,
кинезиологической
деятельности
- владение методами кинезиологиче ской деятельности;
подготовленность;
Кинезиологическая компетентность
Модель кинезиологической компетентности студентов
зования, в которой студенты могли бы овладеть как общекультурными, так и профессионально-прикладными компетенциями.
Физическая культура в вузе реализует свои функции в следующих видах: лечебно-реабилитационная, адаптивная, оздоровительная и спор-тизированная. Интегрирующим фактором выделенных видов физической культуры являются движения, целенаправленность которых определяется оперативными, текущими и долгосрочными целями физкультурно-спортивной активности. Известно, что учение о движении называется кинезиологией, поэтому, на наш взгляд, универсальную компетентность, формируемую в рамках образовательной области «физическая культура», целесообразно назвать кинезиологической.
При разработке модели кинезиологической компетентности мы опирались на исследования И. Я. Зимней [4] и А. В. Хуторского [9], в которых показано, что компетенции - это нормативно заданные требования к освоению той или иной дисциплины, блока или модуля дисциплин, образовательной программы, а компетентность - владение, обладание студентом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. На рисунке представлена разработанная модель кинезиологической компетентности студентов. Кратко рассмотрим ее основные компоненты.
С учетом интегративной сущности физической культуры и ее одновременного воздействия на социальные и биологические свойства человека в качестве общекультурных кинезиологических компетенций нами условно выделены следующие: ценностно-ориен-тационная, коммуникативная, проектировочная, диагностическая, информационно-аналитическая и рефлексивно-оценочная. Профессионально-прикладные кинезиологиче-ские компетенции, овладение которыми необходимо для подготовки к любой профессиональной деятельности, на наш взгляд, это гностическая, здо-ровьесберегающая, методическая, двигательная, само-
Саморазвития и самосовершенствования кинезиологи-ческого потенциала
- физическая работоспособность;
-МПК;
- адаптация к физической нагрузке;
- состояние иммунной системы_
№ 10 • 2014 Октябрь | ОйоЬег
9
развития и самосовершенствования кинезиоло-гического потенциала (самообразовательная). Известно, что компетенция включает в себя следующие обязательные компоненты: когнитивный, интегративно-деятельностный и личностный.
Когнитивный компонент определяет уровень знаниевой базы и интеллектуального развития студента, его творческих способностей. Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность использовать полученный арсенал знаний не только по областям их непосредственного применения, но и в межпредметных зонах, а также в ситуациях неопределенности и неоднозначности. Этот компонент определяет наличие возможности применения накопленных знаний и способов действия на практике.
Определяющим, системообразующим компонентом любой компетенции выступает личностный, выражающийся прежде всего в отношении к осуществляемой деятельности.
Кинезиологическая компетентность, как сложное личностное образование, включает в себя следующие компоненты: ценностно-смысловой, мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный и деятельностный, содержание которых рассматривалось нами ранее [3].
По мнению ряда авторов, высшее проявление компетентности - готовность к осуществлению деятельности [2, 5, 6]. Поэтому мы считаем правомерным рассматривать в качестве образовательного результата формирования кинезио-логической компетентности студентов их психофизическую готовность к профессиональной деятельности. В структуре психофизической готовности к профессиональной деятельности нами определены следующие ее блоки: психологическая, теоретическая, валеологическая, методико-практическая, физическая готовность. Каждый блок психофизической готовности включает в себя соответствующие показатели, в совокупности отражающие степень сформирован-ности компонентов кинезиологической компетентности. Так, психологический блок готовности включает в себя мотивы, интересы, потребности, ценностные ориентации, волевые качества студентов и отражает степень сформирован-ности ценностно-смыслового, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов кинезиологической компетентности, теоретический - когнитивного, валеологический и физический блоки готовности в модели представлены показателями здоровья, физического развития и подготовленности, отражающие степень сформированности деятельностного компонента кинезиологической компетентности.
В заключение можно отметить, что представленные в модели общекультурные и про-
фессионально-прикладные кинезиологические компетенции могут рассматриваться и как самостоятельные. Например, студент, овладев здо-ровьсберегающей компетенцией, приобретает здоровьесберегающую компетентность. Овладение всеми рассмотренными компетенциями в совокупности отражает степень сформированности кинезиологической компетентности как интегра-тивного качества личности, обеспечивающего психофизическую готовность студента к профессиональной деятельности.
Литература
1. БальсевичВ.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт. - 2009. - 220 с.
2. Елькина О.Ю. Педагогическая технология подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина. - Новокузнецк: РИО КузГПА.
- 2006. - 180 с.
3. Загревская А.И. Структура и содержание кинезиологической компетентности студентов / А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 34.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
5. Костюкова Т.А. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов: монография / Т.А. Костюкова, А.Л. Морозова. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 119 с.
6. Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности / В.А. Моляко. - Киев: Знание, 2008. - 71 с.
7. Пономарев Г.Н. Физическая культура в вузе: формирование профессиональной подготовленности специалиста / Г.Н. Пономарев // Физическая культура и здоровье студентов вузов: матер. X Всерос. науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГУП, 2014. -С. 24-27.
8. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений: учеб.-метод. пособие / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; под общ. ред. проф. Р.Т. Раевского. - Наука и техника, 2010. - 380 с.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
References
1. Balsevich, V.K. Essays on human developmental kinesiology / V.K. Balsevich. - Moscow: Sovetsky sport. - 2009. - 220 P. (In Russian)
2. El'kina, O.Yu. Educational technology of training future teachers to form productive experience of primary schoolchildren / O.Yu. El'kina. - Novokuznetsk: PPD KuzSPA. - 2006. - 180 P. (In Russian)
3. Zagrevskaya, A.I. Structure and content of kinesiological competency of students / A.I. Zagrevskaya // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 2. - P. 34. (In Russian)
4. Zimnyaya, I.A. Key competencies - a new paradigm of education result / I.A. Zimnyaya // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2003. -№ 5. - P. 34-42. (In Russian)
5. Kostyukova, T.A. Development of foreign language communicative competency of students of non-language higher schools: Monograph / T.A. Kostyukova, A.L. Morozov. - Tomsk: Publ. h-se of Tomsk polytechnic university, 2011. - 119 P. (In Russian)
6. Molyako, V.A. Psychological study of creative personality / V.A. Molyako. - Kiev: Znanie, 2008. - 71 P. (In Russian)
7. Ponomarev, G.N. University physical education: formation of experts' professional skills / G.N. Ponomarev // Physical culture and health of university students: Proceedings of the X All-Rus. theor.-pract. conf. - St. Petersburg: SpbSUP, 2014. - P. 24-27. (In Russian)
8. Raevsky, R.T. Applied professional physical training of students of higher educational institutions: guidance / R.T. Raevsky, S.M. Kanishevsky; ed. by prof. R.T. Raevsky. - Nauka i tekhnika, 2010.
- 380 P. (In Russian)
9. Khutorskoy, A.V. Core competencies as a component of personality-centered educational paradigm / A.V. Khutorskoy // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 2. - P. 58-64. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 12.04.2014 г.