Научная статья на тему 'Мини-футбол как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов'

Мини-футбол как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FUTSAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / APPLIED VOCATIONAL PHYSICAL TRAINING / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРОГРАММА / PROGRAM / МИНИ-ФУТБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сторчевой Н. Ф., Беликов Е. М., Максименко А. В., Смехунов А. А.

Physical education is an integral part of education and vocational training of specialists in higher educational institutions, intended for promoting students' health and their training for highly efficient work. The issue of training the physically developed, efficient and healthy specialist can be settled using first of all applied vocational physical training (AVPT), aimed at obtaining psychophysical readiness of a man for the efficient professional work. The purpose of the study was to determine the role of futsal classes в applied vocational physical training of students of technical university. The popularity of futsal among young students makes relevant the problem of designing methodologies of using the means of this sport as AVPT in a university. Futsal classes facilitate high efficiency and reliability of central nervous, muscular, thermoregulatory systems, as well as of auditory and visual analyzers and such important qualities for potential civil engineers as general endurance, hand dexterity, responsiveness, vestibular tolerance, volume, distribution and switch of attention, emotional stability and initiative. The goal of training of football players is to train studying athletes, ready to meet the requirements made by the current curriculum on physical education in an agrarian university and in learning football technical and tactical skills and abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мини-футбол как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов»

УДК: 796.332.6

МИНИ-ФУТБОЛ

как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов

Кандидаты педагогических наук, профессора Н.Ф. Сторчевой, Е.М. Беликов Соискатели А.В. Максименко, АА Смехунов

Московский государственной университет природообустройства, Москва

FUTSAL AS A METHOD OF APPLIED VOCATIONAL PHYSICAL TRAINING OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

N.F. Storchevoy, professor, Ph.D. E.M. Belikov, professor, Ph.D. A.V. Maksimenko, candidate A.A. Smekhunov, candidate Moscow state university of environmental engineering, Moscow Key words: futsal, applied vocational physical training, students, program. Physical education is an integral part of education and vocational training of specialists in higher educational institutions, intended for promoting students' health and their training for highly efficient work. The issue of training the physically developed, efficient and healthy specialist can be settled using first of all applied vocational physical training (AVPT), aimed at obtaining psychophysical readiness of a man for the efficient professional work.

The purpose of the study was to determine the role of futsal classes в applied vocational physical training of students of technical university. The popularity of futsal among young students makes relevant the problem of designing methodologies of using the means of this sport as AVPT in a university. Futsal classes facilitate high efficiency and reliability of central nervous, muscular, thermo-regulatory systems, as well as of auditory and visual analyzers and such important qualities for potential civil engineers as general endurance, hand dexterity, responsiveness, vestibular tolerance, volume, distribution and switch of attention, emotional stability and initiative.

The goal of training of football players is to train studying athletes, ready to meet the requirements made by the current curriculum on physical education in an agrarian university and in learning football technical and tactical skills and abilities.

Ключевые слова: мини-футбол, профессионально-прикладная физическая подготовка, студенты, программа.

Физическое воспита-

ние - неотъемлевая часть обучения и профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях, оно направлено на укрепление здоровья студентов и их подготовку к высокопроизводительному труду. Решить проблему подготовки физически развитого, работоспособного и здорового специалиста может прежде всего профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), цель которой -достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Цель исследования - определить значимость занятий мини-футболом в профессионально-прикладной подготовке студентов технического вуза.

Популярность мини-футбола среди студенческой молодежи делает актуальной проблему создания методик использования средств этого вида спорта в качестве ППФП в университете. На занятиях по мини-футболу формируются высокий уровень функционирования и надежность центральной нервной, сердечно-сосудистой, мышечной систем, системы терморегулирования, слухового и зрительного анализаторов, а также такие необходимые для будущих инженеров-строителей качества, как общая выносливость, ловкость рук, быстрота реакции (простая, выбора, на движущийся объект), вестибулярная устойчивость, объем, распределение и переключение внимания, эмоциональная устойчивость, инициативность.

Цель подготовки футболистов состоит в воспитании студентов-спортсменов, готовых к выполнению требований, предъявляемых рабочей программой по физическому воспитанию в аграрном вузе, а также в овладении техническими и тактическими умениями и навыками игры в футбол.

Основными задачами учебно-тренировочного процесса являются: воспитание морально-волевых

38

№ 9 • 2013 Cентябрь | September

качеств личности; укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию; развитие основные двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; подготовка и выполнение контрольных нормативов; развитие специальных способностей и качеств, позволяющих успешно овладеть техникой и тактикой игры в футбол.

Для успешного решения государственных задач в области физического воспитания студенческой молодежи необходимы более совершенные формы и методы организации учебных занятий и выявление неиспользованных возможностей.

Учебно-тренировочные занятия в группах спортивного отделения по мини-футболу способствуют успешному решению задач курса «Физическая культура», более глубокому овладению специальными знаниями по спортивной технике, организации и методике спортивных тренировок, проведению соревнований, формированию потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Учебно-тренировочные занятия осуществляются в соответствии с программой по физическому воспитанию студентов учебных заведений, по организации и содержанию работы кафедры физического воспитания высших учебных заведений. Основными формами организации учебно-тренировочного процесса в аграрном вузе являются учебные занятия, лекции, беседы, судейская и инструкторская практика тренировки.

Организация учебно-тренировочных занятий

по физической культуре и спорту в вузах строится с учетом исходного уровня физической подготовленности студентов и эффективности системы физического воспитания студенческой молодежи. Физическая подготовленность студентов-футболистов является неотъемлемой частью подготовки команды к соревнованиям. В подготовительном периоде тренеры команды по мини-футболу уделяют внимание физической подготовке игроков.

Характер учебно-тренировочной работы с командами и количество занятий зависят главным образом от уровня подготовленности игроков и масштаба соревнований. Мужская команда: Кубок белых ночей по мини-футболу - 1-е место (г. Санкт-Петербург); Кубок Невы по мини-футболу - 2-е место (г. Санкт-Петербург). Сборная команда университета заняла 2-е место по мини-футболу в финальных соревнованиях 6-й зимней Универсиады высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в г. Саратове, март 2013 г. Женская команда выиграла студенческий чемпионат России по пляжному футболу - 1-е место (г. Анапа); Кубок Невы по мини-футболу - 1-е место (г. Санкт-Петербург).

Физическая культура позволяет целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, воспитывать волевые качества, мужество, выносливость.

Решить проблему подготовки физически развитого, работоспособного и здорового специалиста может прежде всего ППФП, целью которой является достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

ППФП студентов требует создания условий интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки, переутомления в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием на занятиях по физической культуре. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов инженерно-технических вузов.

Высокие требования, предъявляемые к специалистам, труд которых включает контакты с людьми, приводят к постоянному нервно-эмоциональному напряжению, накоплению психологического утомления, снижению работоспособности, возникновению профессиональных заболеваний. Поэтому выпускники вузов должны обладать наряду с необходимым объемом и качеством профессиональных знаний и умений достаточными ресурсами здоровья, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, определенными социально-психологическими качествами. Важным средством подготовки выпускника к предстоящей трудовой деятельности является ППФП, включенная как важнейший раздел в учебную программу вузов по дисциплине «Физическая культура» [1-3].

ППФП призвана обеспечить формирование у студентов в процессе обучения психофизических профессионально важных качеств (ПВК), знаний, практических умений и навыков, позволяющих быстро адаптироваться и эффективно трудиться в условиях производства по избранной специальности.

Организация ППФП студентов в вузе предполагает изучение психофизических особенностей и условий работы специалистов данного профиля, составление профессиограмм специальностей, выделение и по возможности нормирование ПВК, а также определенные задачи по годам обучения.

Специалист сельскохозяйственного профиля характеризуется умственной нагрузкой, устойчивостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды, вниманием, высокой работоспособностью, физической силой и выносливостью.

Одним из структурных компонентов профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) является профессионально-прикладной спорт (ППС). ППС на примере мини-футболу является отличным средством всестороннего физического развития студентов, поскольку в процессе учебно-тренировочных занятий воспитываются необходимые физические качества: выносливость, высокая физическая работоспособность, формируются осанка и красивое телосложение.

Литература

1. Аристов Ю.М. Подготовка футболистов высших разрядов:

№ 9 • 2013 Сентябрь | Бер1етЬег

39

учеб. пособие / Ю.М. Аристов, М.А. Годик. - М.: ГЦОЛИФК.

2004. - 128 с.

2. Сторчевой Н.Ф. Формирование технико-тактических действий в образовательном процессе группы спортивного отделения по футболу в аграрных вузах: метод. реком. - М.: издат. центр МГАУ, 2011. - 20 с.

3. Левин В.С. Педагогические параметры тренировочных нагрузок футболистов: учеб. пособие / В.С. Левин. - Малаховка,

2005.

4. Цедилин Ю.В. Теоретические основы физической культуры в профессиональной подготовке студентов / Курс лекций для студентов всех специальностей и направлений: учеб. пособие / Ю.В. Цедилин, Ю.Ф. Жабин, Н.Ф. Сторчевой. - М.: МГАУ,

2006. - 148 с.

References

1. Aristov, Yu.M. Training of football players of senior grade: study

guide / Yu.M. Aristov, M.A. Godik. - Moscow: SCOLIPC. 2004. -128 P. (In Russian)

2. Storchevoy, N.F. Formation of technical and tactical actions in the educational process of the group of football department in agrarian universities: guidance. - Moscow: publ. center MSAU, 2011. - 20 P. (In Russian)

3. Levin, V.S. Educational parameters of training loadings of football players: study guide / V.S. Levin. - Malakhovka, 2005. (In Russian)

4. Tsedilin, Yu.V. Theoretical basics of physical culture in vocational training of students / Lecture course for students of all specialization and orientations: study guide / Yu.V. Tsedilin, Yu.F. Zhabin, N.F. Storchevoy. - Moscow: MSAU, 2006. - 148 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected]

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.034.2

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ BELLYDANCE В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК

Соискательница Я.В. Чешуина

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев Сибирский государственный технологический университет, Красноярск

Ключевые слова: оздоровительная система физических упражнений bellydance, студентки вуза, педагогическая технология, физическое воспитание.

Актуальность. В настоящее время особую значимость приобретают проблемы укрепления и поддержания физического состояния, формирования здорового образа жизни студенток в процессе обучения в вузе. Этот период времени характерен тем, что обучение требует больших физических и психологических затрат, в результате снижаются показатели здоровья, что отрицательно сказывается на репродуктивных функциях будущих родителей. Все это обусловливает необходимость поиска и разработки нетрадиционных оздоровительных систем. Перспективным направлением обеспечения комплексного оздоровительно-профилактического подхода является включение в содержание процесса физического воспитания оздоровительно-профилактической системы ЬеПуЬапсе, в связи с чем возникает потребность в разработке технологии ее использования.

ВеПуЬапсе - это комплексы упражнений на развитие гибкости, силы и координацию, включающие восточные традиционные танцевальные элементы и динамические позы.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать структуру и содержание педагогической технологии проектирования оздоровительно-профилактической системы физических упражнений ЬеНуЬапое и проверить ее эффективность в педагогическом эксперименте.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали 80 студенток 1-х курсов Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск), из которых 35 составили контрольную (КГ) и 45 - экспериментальную (ЭГ) группу.

В КГ занятия проходили по общепринятой программе физического воспитания, ЭГ занималась на основе инновационной оздоровительно-профилактической системы физических упражнений ЬеНуЬапое.

В рамках данной системы были выделены четыре оздоровительно-профилактических двигательных блока и представлены в виде основных групп упражнений, последовательно дополняющих друг друга, формирующих базовые двигательные качества и общую культуру движений; представлена опытная технология проектирования системы упражнений ЬеНуЬапое в физическом воспитании студенток вуза, а также раскрыты этапы начального и базового формирования общей культуры движений; разработаны критерии оценки воздействия на психофизическое состояние девушек оздоровительно-профилактической системы физических упражнений ЬеНуЬапое.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлена высокая эффективность использования оздоровительно-профилактической системы физических упражнений ЬеНуЬапое в физическом воспитании студенток вуза. Большинство статистических показателей ЭГ к концу эксперимента оказались достоверно (р<0,05) выше результатов студенток КГ.

После применения инновационной технологии, в которой были учтены первоначальные предпочтения студенток в выборе вида двигательной активности, повысился их интерес к занятиям с эстетической оздоровительной направленностью.

Общий прирост показателей физической подготовленности в ЭГ составил 18,2 % (р<0,05), а в КГ - 1,2 % (р>0,05), заболеваемость ОРЗ в ЭГ снизилась на 30 %% (р<0,05), в то же время в КГ она осталась на прежнем, высоком, уровне.

Вывод. Результаты проведенного эксперимента показали высокую эффективность оздоровительно-профилактической системы физических упражнений ЬеНуЬапое, которую можно успешно внедрять в процесс физического воспитания студенческой молодежи.

Информация для связи с автором:

[email protected].

Поступила в редакцию 21.06.2013 г.

40

№ 9 • 2013 Сентябрь | September

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.