Научная статья на тему 'Туристические общественные организации в системе дополнительного образования'

Туристические общественные организации в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворонова Г. В.

TOURIST SOCIAL ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF EXTENDED EDUCATION G.V Khvoronova, postgraduate Kama state academy of physical culture, Naberezhnye Chelny Key words: system of extended education; tourist social organizations. In the process of the research there were allocated pedagogical conditions, influencing the increase of effectiveness of activity of tourist and sports institutions of extended education on vocational orientation of students: pedagogical methods of formation of motivation, creating necessary basis of vocational self-determination of students; system of formation of tourist mastership and vocational orientation of students by means of tourist and sports activities based on creation of favourable conditions of formation of vocational interest and development of disposition to future activity, including pedagogical one; self-determination in vocational activity and perfection of tourist and sports mastership. Vocational orientation and self-determination of students in the process of tourist and sports extended education was proved to be influenced by: training by individual programs; view and influence on vitally important interests of the ones who train; means of individual, group and collective creativeresearch activities; mutually directed and coordinated decisions of trainingeducational and professional tasks of training touristathletes; educational-training and expeditionary-camp processes; studies of future vocational activity by young men by examination of expert professional-job descriptions; creation of so-called starting conditions for test of students in different types of future vocational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хворонова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристические общественные организации в системе дополнительного образования»

татарстан научно-спортивный

УДК: 796.034.2

туристические

общественные организации в системе дополнительного образования

Аспирантка Г.в. Хворонова

Камская государственная академия физической культуры, Набережные Челны

Abstract

TOURIST SOCIAL ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF EXTENDED EDUCATION

G.V Khvoronova, postgraduate Kama state academy of physical culture, Naberezhnye Chelny

Key words: system of extended education; tourist social organizations.

In the process of the research there were allocated pedagogical conditions, influencing the increase of effectiveness of activity of tourist and sports institutions of extended education on vocational orientation of students:

• pedagogical methods of formation of motivation, creating necessary basis of vocational self-determination of students;

• system of formation of tourist mastership and vocational orientation of students by means of tourist and sports activities based on creation of favourable conditions of formation of vocational interest and development of disposition to future activity, including pedagogical one;

• self-determination in vocational activity and perfection of tourist and sports mastership.

Vocational orientation and self-determination of students in the process of tourist and sports extended education was proved to be influenced by:

• training by individual programs; view and influence on vitally important interests of the ones who train;

• means of individual, group and collective creative-research activities;

• mutually directed and coordinated decisions of training-educational and professional tasks of training tourist-athletes;

• educational-training and expeditionary-camp processes;

• studies of future vocational activity by young men by examination of expert professional-job descriptions;

• creation of so-called starting conditions for test of students in different types of future vocational activity.

Ключевые слова: система дополнительного образования, туристические общественные организации.

В настоящее время в ряде федеральных законодательных актов право самостоятельной творческой, педагогической и финансовой деятельности предостав-ленообщественныморганизациям; определены концептуальные подходы к общественной инициативе, которые открыли широкий простор для инновационной деятельности. Появляются общественные организации разных типов, альтернативные и авторские программы, способствующие обновлению воспитательно-образовательного процесса. Развивается сфера дополнительных услуг, предоставляемых общественными организациями.

Образование в настоящее время значительно расширяет свои рамки и воспринимается личностью не как некая замкнутая система, действующая в институциональной среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах образовательных учреждений, а повсюду и под воздействием всех, факторов. Такой подход значительно усиливает возможности общественных организаций в социальном развитии и воспитании подрастающего поколения.

С этой точки зрения туристские общественные организации, как и любые общественные объединения, являются не только наиболее удобной формой реализации различных задач, но и инструментом, работающим на перспективное развитие общества. Вбирая в туристское движение многие направления деятельности, гибко реагируя на меняющуюся политическую и экономическую ситуацию, аккумулируя возможности и активность членов объединения, общественные туристские организации способны реализовы-вать свои задачи на современном уровне.

Поэтому становится актуальным исследование туристской деятельности, способствующей формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. Участники туристских походов закаляются, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

В педагогической деятельности туристских общественных организаций присутствуют элементы нескольких направлений образования: профориентация подростков, допрофессиональная подготовка молодежи, повышение квалификации и профессиональная аттестация специалистов сферы социального и прикладного туризма, выполняемые в различных формах ведения образовательного процесса: школы, лекции, семинары, учебные практики, консультации, конференции, полевые лагеря и другое, учитывая интересы различных возрастных и социальных групп.

Эффективность осуществления педагогического образования молодежи в туристской общественной организации достигается путем поэтапного построения образовательного процесса; от интереса - к профессиональному мастерству, учитывая возможности самой организации, кадрового потенциала, возрастные особенности и актуальность профессиональной подготовки на сегодняшний день при наличии социально значимой идеи для многих или определенных социальных групп.

Общественная туристская организация не подменяет образовательную деятельность бюджетных и коммерческих структур, а лишь апробирует различные программы деятельности, являясь своеобразной социальной лабораторией, используя сотрудничество с бюджетными и коммерческими организациями на основе взаимной выгоды и общности интересов.

Структура дополнительного образования молодежи в туристских общественных организациях имеет продолжительную историко-социальную основу, базируется на механизме организации деятельности, учитывает региональные факторы и осуществляется вследствие инициации, вписываясь в общие понятия педагогического образования.

Деятельность упреждений дополнительного образования приближена к реальной жизни социальной микросреды и позволяет расширить пространство социального взаимодействия молодого человека с окружающим миром. Педагогическая ценность внеучебной спортивно-туристской деятельности обучаемых в учреждениях дополнительного образования для решения вопросов профессионального самоопределения заключается: • в своевременном выявлении индивидуальных

возможностей и потенций человека;

• в формировании опыта мобильности при включении в разнообразные новые виды деятельности;

• в варьировании и изменении сложившихся способов деятельности при необходимости переориентации;

• в многогранном влиянии на развитие творческих сил личности, в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития.

Становление трудовой активности юношей и девушек в туристской деятельности заключается в приобретении ими систематических знаний о природе как предмете труда, в привитии трудовых навыков, в посильном участии в производительном труде, охране природы, знакомстве с людьми, трудовые профессии которых связаны с ее преобразованием, выполнением общественно полезных дел, способствующих восстановлению богатств, в нравственно-психологической и практической подготовке молодых людей к профессии, к ее обоснованному выбору.

Наряду с решением задач физического, психологического и нравственного воспитания, духовного совершенствования человека туризм открывает исключительно благоприятные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма, образования и развития трудовых навыков, развития самостоятельности молодежи.

В процессе исследования нами выявлены педагогические условия, соблюдение которых существенно повышает результативность деятельности учреждений дополнительного образования туристско-спортивной направленности по профессиональной ориентации учащихся, среди которых основными выступают:

• педагогические приемы формирования мотивации, выражающиеся в проявлении устойчивого мотивационно-ценностного отношения к самообразованию, самопознанию и самореализации в туристско-спортивной деятельности, что создает необходимый базис профессионального самоопределения учащихся;

• система становления туристского мастерства и профессиональной ориентации обучаемых средствами туристско-спортивной деятельности на основе создания благоприятных условий формирования профессионального интереса и развития склонности к будущей, в том числе педагогической, деятельности;

• самоопределения в профессиональной деятельности и совершенствования туристско-спортивного мастерства.

Нами установлено, что на профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение обучаемых в процессе дополнительного образования туристско-спортивной направленности оказывают влияние:

• подготовка по индивидуальным программам; воздействие на жизненно важные интересы занимающихся;

средства индивидуальной, групповой и коллективной творческо-исследовательской деятельности;

согласованные решения воспитателъно-образовательных и профориентационных задач подготовки туристов-спортсменов; учебно-тренировочный и экспедиционно-походный процессы, организуемые с учетом освоения элементов должностной (функционально-ролевой) деятельности специалистов по туризму и краеведению; изучение молодыми людьми будущей профессиональной деятельности путем ознакомления с профессионально-квалификационными характеристиками специалистов; создание так называемых стартовых условий для пробы сил обучаемых в различных видах будущей профессиональной деятельности.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

Использованная литература

1. Клемантович, И.П. Введение в профессиональную деятельность социальный педагог /И.П. Клемантович. - М.: МГОПУ, 1997. - 28 с.

2. Остапец-Свешников,А.А. Педагогика туристско-краеведческой

работы в школе /А.А. Остапец-Свешников. - М.: Педагогика, 1985. - 156 с.

3. Ситник, А.П. Андрогогические аспекты повышения квалификации педагогических кадров /А.П. Ситник, И.Э. Савенкова, И.В. Крупина, И.К. Крупин. - М.: АПК и ПРО РФ, 2000. - 84 с.

Bibliography

1. Klemantovich, I.P. Inrtoduction to vocational activity of social teacher IRussian) / I.P. Mem^ntov^^ - Moscow: Moscow st. open ped. un-ty, 1997. - 28 P.

2. Ostapets-Sveshnikov, A.A. Pedagogics of tourist and regional studies at school (In Russian) / A.A. Ostapets-Sveshnikov. -Moscow: Pedagogika, 1985. - 156 P.

3. Sitnik, A. P. Androgogic aspects of vocational training of pedagogical

personnel (In Russian) / A.P. Sitnik, I.E. Savenkova, I.V. Krupina, I.K. Krupin. - Moscow: APK I PRO RF, 2000. - 84 P.

Информация для связи с автором:

Тел. 8(917)393-25-21 e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 16.11.2009 г.

УДК: 796.011

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аспирантка Н.В. Петрунина

Доктор педагогических наук, доцент Г.Н. Голубева

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Набережные Челны

Актуальность. Рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка, среди которых ранние сроки начала обучения, усложнение образовательных программ, определяет необходимость в своевременном выявлении пограничных состояний интеллектуальной недостаточности современных дошкольников. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют отдельную социальную группу, связанную с наличием у них физического и (или) психического недостатка, который нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания.

Цель исследования - адаптировать к условиям детского сада и экспериментально обосновать эффективность влияния физкультурно-оздоровительной программы на психофизическое состояние детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Задачи исследования: изучить психическое и физическое состояние детей 6-7 лет; выявить основные проблемы и трудности в физическом развитии детей с ЗПР; разработать физкультурно-оздоровительную программу для улучшения психофизического состояния детей этой категории и адаптировать ее к условиям детского сада; экспериментально апробировать адаптированную физкультурно-оздоровительную программу в режиме дня ДОУ.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, антропометрия, методы тестирования, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В эксперименте продолжительностью 8 месяцев участвовало 60 детей 6-7 лет.

Результаты исследования. Апробированная нами физкультурно-оздоровительная программа, адаптированная к условиям дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР, включала ряд новых организационно-методических особенностей: многократное повторение

упражнений в течение дня; упражнения для развития мануальных навыков, так как у дошкольников с ЗПР выявлена недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики; упражнения для развития вестибулярного аппарата, так как у детей с ЗПР наибольшие затруднения вызывало выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия.

Адаптированная физкультурно-оздоровительная программа включала в себя следующие средства, преобразованные или дополнительно введенные в процесс физического воспитания в ДОУ: оздоровительный бег (ежедневно, начиная с 3 мин и до 15 мин); упражнения для развития мануальных навыков и вестибулярного аппарата (использовались в физкультурном занятии 2 раза в неделю и в режиме дня в виде дополнительных занятий - ежедневно, в первой половине дня - до или после прогулки, в течение 10 мин, во второй половине дня - после сна в течение 25 мин).

Экспериментальная программа оказала положительное влияние: а) на физическую подготовленность детей, достоверно улучшив ее по показателям «бег 30 м» - на 4,7 %, «прыжок в длину с места» - на 11,9 %, «метание мешочка правой рукой» - на 12,3 %, левой - на 9,4 %, «челночный бег» - на 5,6 %, «вис» - на 13,4 %; б) функциональное состояние детей, улучшив его по показателям пробы Ромберга (равновесие) - на 30,1 %, теста «Змейка» (скорость движений и уровень развития координации кисти руки) - на 24,8%; в) психическое состояние детей (показатели зрительной памяти улучшились на 29,7 %, а концентрации и устойчивости внимания - на 27,8 %).

Поступила в редакцию 10.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.