УДК: 796.077.5
готовность СТУДЕНТОВ
вуза физической культуры к воспитательной работе с подростками с девиантным поведением
Профессор Л.В. Пигалова
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Abstract
PREPAREDNESS OF STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL FOR TRAINING ACTIVITY WITH DEVIANT TEENAGERS L.V. Pigalova, professor Ural state university of physical culture, Chelyabinsk
Key words: students, training activity, deviant teenagers, preparedness of students for training activity.
Nowadays educational institutions require new approaches to training teenagers.
The purpose of the present research was to develop and realize social programme in the field of education and training of growing generation, vocationally-pedagogical training of teachers to work with teenagers.
Due to changing socioeconomic conditions and changes in deviant teenager's personality for the worse there arises the necessity of changing training of students for training activity and especially with children with serious defects in moral behavior.
Thus the problem of training students of sports high school for work with deviant teenagers was considered to be of extreme importance.
In this connection the process of training future experts in sports education for vocational activity in the aspect of work with deviant teenagers was proved to require further perfection.
The problem of training experts in physical culture and sports for training activity with deviant teenagers exists since long ago.
On the modern stage the problem of training activity with teenagers is of special importance, as far as at present delinquencies among teenagers increase critical situation and cause anxiety in the society. This is not only pedagogical, but also social and sociopsychologi-cal phenomenon.
Taking into account changes of social conditions it was assumed necessary to reconsider the whole theory and practice of training students of sports high schools.
Ключевые слова: студенты, воспитательная работа, подростки c девиантным поведением, готовность студентов к воспитательной работе.
Введение. Важным условием развития общества является воспитание граждан правового демократического государства, обладающих высокой нравственностью, уважающих права и свободы личности, способных к социализации. В настоящее время от образовательных учреждений требуются новые подходы к воспитанию подростков: новое содержание, средства, формы, методы, приемы воспитательной работы. Совершенствование системы физкультурного образования выдвигает задачу улучшения процесса подготовки специалистов к воспитательной работе с подростками.
Качественные изменения, происходящие в системе высшего физкультурного образования, затрагивают и такую сторону подготовки будущих специалистов, как их общепедагогическая готовность к осуществлению воспитательной работы в процессе профессиональной деятельности. В данном аспекте в качестве целевой установки должны быть взяты современные требования к специалистам в области физической культуры и спорта. В первую очередь это касается эффективного овладения системой знаний, умений и навыков, воплощенных в технологии по организации и управлению процессом воспитания.
Диагностика готовности студентов вуза физической культуры и специалистов по физической культуре и спорту к воспитательной работе с подростками с девиантным поведением осложняется тем обстоятельством, что до сих пор нет единой точки зрения на то, какое отклоняющееся от норм поведение нужно считать социально опасным и заслуживающим наказания, а какое
просто является неординарным и опасности для общества не представляет. Причина этого, на наш взгляд, не столько незнание большинством педагогов тонкостей уголовного законодательства, сколько реальное отсутствие четких ориентиров, которые позволяли бы в каждом конкретном случае «отделить» поведение нестандартное от поведения криминального, социально опасного, наказуемого.
Проблема исследования. Все изложенное выше дает основание сделать вывод о том, что проблема подготовки специалистов с физкультурным образованием к воспитательной работе с подростками с девиантным поведением недостаточно разработана. Практически не проводились исследования по специфике рассматриваемой воспитательной деятельности. Слабо изучена и диагностика готовности будущих специалистов к работе с подростками. Рассматриваемая нами проблема существует давно, однако и на современном этапе она стоит остро, поскольку количество правонарушений среди подростков в наше время вызывает обеспокоенность в обществе. С изменением социальных условий необходимо пересмотреть всю теорию и практику подготовки студентов вузов физической культуры к воспитанию подростков. Это явление не только педагогическое, но и социальное, социально-психологическое. Данную проблему необходимо рассматривать с социально-педагогических и психолого-педагогических позиций, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Социальная сторона проблемы связана с социально-экономическим положением общества, его отношением к подрастающему поколению; социально-педагогическая - с функциями общественных организаций и образовательных учреждений в воспитании подрастающего поколения; педагогическая - с разработкой теории и методики воспитания подростков, а также с подготовкой будущих специалистов к этой работе; психолого-педагогическая - с выяснением условий взаимодействия педагога и подростков, выяснением психологического состояния последних, причин отклонения в нравственном поведении и отношениях.
Исследования, проведенные многими авторами [1-5 и др.] показывают, что источником пополнения числа правонарушителей зачастую становятся школьники, характеризующиеся как «трудные». В связи с этим важнейшей государственной задачей сегодняшнего дня является разработка и реализация социальной программы в области образования и воспитания подрастающего поколения, профессионально-
педагогическая подготовка педагогов к работе с подростками.
Методика и организация исследования. В
процессе констатирующего эксперимента были определены:
• типичные трудности, испытываемые специалистами с физкультурным образованием в воспитательной работе с подростками с отклоняющимся поведением и причины их возникновения;
• наличие у них правильных представлений о структуре и логике воспитательной работы с подростками с отклоняющимся поведением, специфике применяемых форм и методов воспитательной работы;
• знание студентами и молодыми специалистами причин возникновения отклонений в поведении, основных признаков, форм проявления такого поведения и степень социальной опасности той или иной формы отклонений в поведении;
• знание студентами и специалистами педагогических условий, при которых обеспечивается эффективная воспитательная работа с рассматриваемым контингентом подростков.
Изучение этих вопросов призвано обеспечить представление о том, каков действительный уровень подготовленности студентов и специалистов с физкультурным образованием к работе с подростками. Однако, для того чтобы сделать такую оценку, нужно было определить и фактический уровень готовности студентов и специалистов по физической культуре и спорту к воспитательной работе с подростками, поведение которых отличается от общепринятых норм. С этой целью мы выяснили:
• правильность представления об отклонениях в поведении подростков;
• самооценку уровня развития знаний, умений и навыков работы с подростками с девиант-ным поведением;
• источники и факторы получения знаний по воспитательной работе с подростками с де-виантным поведением.
Известно, что работа педагогов с подростками осуществляется стихийно, методом проб и ошибок. При этом к подросткам, природа отклонений в поведении которых совершенно различна (неполноценность нервной системы, отрицательное влияние семьи, влияние акцентуаций характера, возрастных особенностей), применяются одинаковые методы воспитания. В тех случаях, когда специалист, организуя педагогические воздействие, не знает истинных причин
Таблица 1. Показатели сформированности готовности студентов 5-го курса к воспитательной работе с подростками
Ответы, %
№ п/п Вопросы Правильно Частично правильно Ошибочное утверждение Затруднение в ответе
1 Дайте определение отклоняющегося поведения, каковы основные формы его проявления? 5 51 28 16
2 Какие факторы влияют на отклонения в поведении? 8 73 2 17
3 Какими качествами должен обладать человек, чтобы проводить воспитательную работу с подростками с отклоняющимся поведением? - 18 8 74
отклоняющегося от норм поведения подростка и пытается ликвидировать только внешние его признаки, воспитывающего воздействия не происходит.
Следовательно, причиной неудач специалистов с физкультурным образованием в воспитательной работе с подростками с отклоняющимся поведением часто является то, что в практике воспитания пока еще недостаточно активно применяются диагностические методы определения отклоняющегося от норм поведения, основанные на психологических и педагогических критериях этого явления.
Обсуждение результатов исследования. Приведем показатели сформированности готовности к воспитательной работе с подростками с отклоняющимся поведением у студентов 5-го курса кафедры теории и методики физического воспитания ГУФК (табл. 1).
В качестве компетентных судей при оценке правильности ответов студентов выступали преподаватели кафедры теории и методики физического воспитания и кафедры психологии ГУФК.
По материалам, представленным в табл. 1, можно отметить крайне низкий уровень представлений студентами сути девиантного поведения. Только 5% студентов были в состоянии дать правильный ответ, указывая на то, что девиант-ное поведение - это поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе социальных норм, которое может иметь как позитивную, так и негативную направленность.
Кроме того, в ответе на этот вопрос почти одна треть студентов допускают ошибочную трактовку понятия или затрудняются в определении, 51 % студентов имеют лишь частичное представление о девиантном поведении подростков.
В чем ошибочность мнений студентов? В том, что такое поведение студенты рассматривают прежде всего как отклонение от норм, имеющее только негативный характер. Далее, девиантное поведение рассматривается только как отклонение от юридических норм, то есть только то по-
ведение, которое преследуется по закону. Также студенты ошибочно считают, что отклоняющееся поведение - это такое, которое наносит вред окружающим, поэтому алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, побеги из дома, суицид, если они не сопровождаются общественно опасными деяниями, к отклонениям в поведении не относят.
Довольно высокий процент студентов, давших частично правильные ответы (51%), объясняется тем, что к отклонениям в поведении они относят только алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, другие формы проявления отклонений в поведении они не выделяют.
Примечательно, что 74 % студентов затрудняются ответить на вопрос, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать специалист по физической культуре для ведения эффективной учебно-воспитательной работы с подростками с девиантным поведением. Более того, ни один из опрошенных не смог правильно назвать те качества воспитателя, которые прежде всего необходимы именно для такой работы: высокий уровень знаний по разным отраслям психологии, эмоциональное здоровье, навыки консультирования. Отвечая на этот вопрос, многие опрошенные упоминали такие качества, как любовь к детям, способность к эмпа-тии, отзывчивость, которые необходимы в любой педагогической деятельности вообще.
Отсутствие такого дифференцированного подхода делает правомерным отнесение ответов подобного рода к категории «затруднения в ответе». Учитывая, что 8 % студентов имеют об этом неправильное представление, можно констатировать, что у большинства студентов (4/5) отсутствуют четкие критерии оценки личности специалиста по физической культуре, успешно работающего с подростками с девиантным поведением. Обращает на себя внимание высокий суммарный показатель правильных и частично правильных ответов на вопрос о факторах возникновения отклонений в поведении. Однако более глубокий анализ представлений по этому
Таблица 2. Показатели самооценки готовности студентов к воспитательной работе с подростками с отклоняющимся поведением
Ответы,%
№ п/п Вопросы Высокие оценки Средние оценки Низкие оценки Затруднения с ответом
1 Наличие представления о том, что такое отклоняющееся от норм поведение 33 4 10 12
2 Уровень личной подготовленности к учебно-воспитательной работе с подростками с отклоняющимся поведением 5 21 34 50
3 Уровень стремления по-настоящему научиться воспитательной работе с подростками с отклоняющимся поведением 32 35 16 17
4 Уровень обладания качествами, характеризующими эффективность учебно-воспитательной работы с подростками с отклоняющимся поведением 10 14 40 36
вопросу позволяет выяснить, что подавляющее большинство опрошенных называют только одну причину формирования такого поведения - неблагополучие в семье, не выделяя других факторов. Тем не менее, учитывая, что отрицательное влияние семьи, включающее в себя отклонения в личности родителей, отклонения в семейных отношениях, ошибки семейного воспитания, отклонения в сексуальном воспитании детей, - это также главные причины формирования девиант-ного поведения, мы сочли возможным отнести такие ответы к категории частично правильных.
В соответствии с данными проведенных собеседований, анализа отчетов по учебной и педагогической практике и результатов наблюдений большинство студентов специализации «Теория и методика физического воспитания» имеют смутное представление о том, что такое девиант-ное поведение, его причины и формы проявления, поэтому собственный уровень готовности к работе с подростками данной категории не могут оценить достаточно объективно. Рассмотрим в связи с этим данные самооценок готовности к воспитательной работе с подростками с деви-антным поведением студентов специализации «Теория и методика физического воспитания» УралГУФК, представленные в табл. 2.
Данные табл. 2 показывают также и то, что, несмотря на завышенную самооценку своих знаний о девиантном поведении, большинство студентов готовы работать с подростками, поведение которых отклоняется от нормы: они оценивают уровень своей готовности к такой работе либо как слабый (34%), либо вообще не имеют представления об уровне готовности (50 %), что также можно расценивать как неготовность к такой работе.
Отдельного упоминания заслуживает вопрос о наркомании. Каждый пятый опрошенный нами
студент, принявший участие в эксперименте (21 %), уверен, что он сможет успешно работать с людьми с наркотической зависимостью. Однако большинство студентов, давших такие ответы (95 %), не смогли конкретизировать, как же именно они собираются работать с наркоманами, поэтому такие ответы мы отнесли к категории «затруднения в ответе».
Обращает на себя внимание и то, что 2/3 студентов хотели бы овладеть навыками учебно-воспитательной работы с подростками с девиант-ным поведением. Это свидетельствует, с одной стороны, о понимании студентами актуальности проблемы организации учебно-воспитательной работы с подростками, а с другой - о недостаточности такой подготовки. Причины этого во многом объясняются изучением источников, из которых студенты получают знания о методах и приемах учебно-воспитательной работы с подростками с девиантным поведением (табл. 3).
Таблица 3. Факторы, влияющие на выбор модели учебно-воспитательной работы с подростками с отклоняющимся поведением
Факторы Частота влияния данного фактора, %
Собственная интуиция 72
Рассказы товарищей 64
Советы преподавателей, методистов 61
Знания, умения и навыки, полученные в вузе 22
Воспоминания об опыте работы своих школьных учителей 9
Указания администрации учебного заведения 5
Другие факторы 12
Таблица 4. Значимость факторов, влияющих на структуру готовности специалиста по физической культуре и спорту к воспитательной работе с подростками с отклоняющимся поведением
Наименование факторов Степень значимости
Отсутствие необходимых специальных знаний, умений, навыков 1
Недостаточное количество специальной литературы 2
Нехватка времени 3
Отсутствие квалифицированной помощи со стороны руководителей образовательных учреждений 4
Нежелание 5
Рассмотрим данные, приведенные в табл. 3. Отметим прежде всего, что при формировании модели поведения с подростками с девиант-ным поведением знания, полученные в вузе при изучении психолого-педагогических дисциплин, студенты по значимости поставили лишь на 4-е место.
Это позволяет сделать вывод о том, что в существующих программах вузов недостаточно внимания уделяется изучению психологических особенностей девиантного поведения, а также формированию умений и навыков учебно-воспитательной работы с такими подростками.
Чтобы ответить на вопрос: «Какова структура готовности специалиста по физической культуре к работе с подростками с девиантным поведением?», рассмотрим значимость факторов, влияющих на структуру такой готовности, определенных студентами специализации и специалистами с физкультурным образованием со стажем педагогической деятельности, представленных в табл. 4.
На 1-е место и студенты, и специалисты выдвигают отсутствие необходимых специальных знаний, умений и навыков. Это говорит о том, что студенты недостаточно добросовестно изучали курс педагогики или что в программу не включено такое направление, как работа с подростками с девиантным поведением. Мы считаем, что специалистам кафедры педагогики необходимо включить в программу такое направление, как «Воспитательная работа с подростками с деви-антным поведением».
На 2-е место поставлен фактор «Недостаточное количество специальной литературы», с этим тоже можно поспорить, поскольку, на наш взгляд, на сегодняшний день информации очень много, причем она доступна практически каждому. На 3-м месте такой фактор, как «Нехват-
ка времени». Оценить это можно как нежелание специалиста вникнуть в проблему воспитания подростка, имеющего отклонения в поведении.
Заключение. В связи с изменившимися социально-экономическими условиями и изменением личности подростка в худшую сторону деви-антное поведение встает вопрос о необходимости изменения подготовки студентов к воспитательной работе, и особенно с детьми, имеющими серьезные отклонения в нравственном поведении. Поэтому считаем проблему подготовки студентов физкультурного вуза к работе с подростками с девиантным поведением чрезвычайно важной. Таким образом, процесс подготовки будущих специалистов по физической культуре к профессиональной деятельности в аспекте работы с подростками с девиантным поведением нуждается в дальнейшем совершенствовании. Очевидно, что не каждый педагог может стать новатором в деле воспитания подростков, но не подлежит сомнению и то, что каждый специалист с физкультурным образованием обязан владеть основами педагогического мастерства по работе с детьми и подростками, поведение которых отклоняется от принятых в обществе норм, если он хочет на высоком уровне обучать и воспитывать подрастающее поколение.
Литература
1. Андреев, С.И. Проблемы подготовки учителя к воспитанию нравственно-аномальных подростков / С.И. Андреев. - Магнитогорск: МГПИ, 1996. - 191 с.
2. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. - М.: Магистр, 1994. - 96 с.
3. Завражин, С.А. Социально-педагогические основы предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних в России (вторая половина XIX века и первая треть ХХ века) / С.А. Завражин. - М.: ЛГУ, 1996.
4. Калюжный, А.Ф.Теория и практика профессиональной подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся в целостном педагогическом процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Ф. Калюжный. - Алматы: АГУ, 1995. - 19 с.
5. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. - М.: Школа-процесс, 1994. - 76 с.
Bibliography
1. Andreev S.I. Problems of training teacher for training of morally-abnormal teachers. (In Russian) / S.I. Andreev. - Magnitogorsk: MSPI, 1996. - 191 P.
2. Badmaev S.A. Psychological correction of deviant behavior of schoolchildren. (In Russian) / S.A. Badmaev. - Мoscow: Magistr, 1994. - 96 P.
3. Zavrazhin S.A. Sociopedagogical basics of prevention of deviant behavior of Russian minors (the second half of X1X century and the first third of XX century). (In Russian) / S.A. Zavrazhin. - Мoscow: LSU, 1996.
4. Kaluzhny V.F. Theory and practice of vocational training of teacher for moral training of pupils in integral pedagogical process. Abstract of Ph.D thesis. (In Russian) - Almaty: ASU, 1995. - 19 P.
5. Karakovsky V.A. School training system: pedagogical ideas and experience of formation. (In Russian) / V.A. Karakovsky. - Мoscow: Shkola-process, 1994. - 76 P.
Информация для связи с автором:
Тел. 8(3512)370-565 e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 11.09.2009 г.